Современные изменения социальной ситуации развития ребенка

Современные изменения социальной ситуации развития ребенка thumbnail

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром[1].

Общие сведения[править | править код]

Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка[1]. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития[2].

Социальная ситуация развития на разных возрастных периодах[править | править код]

Младенческий возраст[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, младенец на первый взгляд представляется совершенно или почти асоциальным биологическим существом, лишённых характерных личностных свойств, поскольку он не владеет основным средством человеческого общения — речью, а его жизнедеятельность направлена на удовлетворение простейших жизненных потребностей[1]. Однако при внимательном исследовании младенческого возраста оказывается, что жизнь ребёнка обусловлена совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуацией развития.
Социальная ситуация развития младенца определяется с одной стороны полной биологической беспомощностью младенца, тем фактом, что младенец не способен самостоятельно удовлетворить ни одну из жизненных потребностей, и его существование полностью зависимо от взрослых[1]. Другая характерная особенность социальной ситуации развития младенца состоит в том, что у него ещё отсутствуют основные средства социального общения (речь), возможности социального взаимодействия минимальны, несмотря на максимальные потребности в общении. Социальная ситуация развития младенца — социальная ситуация комфорта, неразрывного единства ребёнка и взрослого, определяется взаимодействием «ребенок-взрослый»[1][2]. Первые месяцы жизни младенец проводит в непосредственной биологической и психологической слитности со значимым взрослым, что обусловливает его переживания и восприятие себя и окружающего мира[2]. Частичный или полный дефицит общения в этом возрасте оказывает негативное воздействие на последующее психическое развитие. Биологическая и психологическая слитость с матерью является характерной особенностью социальной ситуации развития младенца и продолжается до окончания младенческого возраста, когда ребёнок не приобретает элементарную автономность, независимость и самостоятельность в осуществлении элементарных действий, в том числе, он научается ходить[1]

Ранний возраст[править | править код]

В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса — ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такого существования[2]. В раннем возрасте общение со взрослым перестаёт быть ведущей деятельностью, оно становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»[1][2].

Дошкольный возраст[править | править код]

К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых[2]. Общение приобретает внеситуативный характер. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте заключается в несоответствии реальных возможностей ребёнка и его стремлений быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для дошкольного возраста деятельность создаёт условия для разрешения этого противоречия[2]. Взрослый присутствует в сюжетно-ролевой игре в идеальной форме, опосредованно. В сюжетно-ролевой игре ребёнок усваивает общественные нормы и формирует механизм поведения[2]. Большую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками[2].

Младший школьный возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками[3]. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью для младшего школьника[2]. Официальный стиль отношений в школе, система оценок и распорядок дня оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, развитие его самооценки, самодисциплины и самоконтроля[3]. Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия[2][3].

Учебное сотрудничество можно понимать как совместную учебную деятельность учащихся. Главным двигателем развития учащегося является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими учениками и взрослыми, следовательно сам процесс воспитания и обучения следует превратить в коллективную деятельность.

Современная педагогика стоит перед проблемой гуманизации обучения в начальных классах, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учеников в учебно–воспитательном процессе. Истинная гуманизация учебно–воспитательного процесса в школе означает углублённое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и ровесниками.

С первых дней пребывания в школе учащиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия с учителем и сверстниками. На протяжении всего младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний, умений и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Для формирования у школьников умения учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка — организовать учебное сотрудничество.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

Подростковый возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам[3]. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты[3]. Общение со сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни, приобретает большую значимость, чем общение со взрослыми — учителями и родителями[2][3]. Отношения со взрослыми носят двойственный характер. Подросток стремится к независимости и самостоятельности, настаивает на равенстве прав со взрослыми, и одновременно не может самостоятельно обеспечить своё существование, нуждается в материальной и личностной поддержке со стороны родителей[3].

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии в раннем детстве

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций — М.: Изд-во Айрис-Пресc, ISBN 5-8112-1353-0, 2005
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология — М.: Московский психолого-социальный институт; ISBN 5-89502-651-6, 2005

Источник

Представленные выше методы психологической
коррекции личности предполагают
непосредственное воздействие психолога
на ребенка или его родителей. Однако
часто возникает необходимость
опосредованного влияния, т. е. участия
различных специальных служб в изменении
условий обучения и воспитания ребенка
с целью психологической коррекции его
личностного развития. Здесь имеются в
виду ситуации, когда вмешательство
правоохранительных органов, опекунских
служб, профессиональное педагогическое
воздействие, изменение социального
статуса подростка являются необходимым
условием нормализации его социальной
ситуации развития.

13.1. Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка

Определяя понятие социальной ситуации
развития, мы исходим из учения
Л.С.Выготского (1984), рассматривая не
просто условия жизни ребенка, а то, как
они влияют на его развитие, в каких
взаимоотношениях с социумом находится
сам ребенок на данном этапе жизни.
Социальная ситуация развития – это
сочетание внешних обстоятельств
жизни ребенка, т. е.то, что переживает
ребенок, с тем,как переживает он
эти обстоятельства.

Обстоятельства жизни ребенка определяются
как макросоциумом (экономические,
культурно-исторические, национальные
особенности и т. д.), так и микросоциумом
(семья, школа, ровесники, значимые
взрослые и т. д.). Каждый из этих факторов
по-разному влияет на формирование
личности, приобретая особую роль в тех
случаях, когда у ребенка имеются нарушения
психического развития. Так, например,
в таких культурно-исторических условиях,
где нарушения психической деятельности
считались «происками дьявола», социальная
ситуация развития ребенка с отклонениями
в психическом развитии была совсем
иной, чем сейчас.

Влияние микросоциума на развитие ребенка
более очевидно и в значительно большей
степени может быть изменено. Поэтому,
понимая всю значимость социально-экономических
и культурологических факторов, мы будем
рассматривать возможности социальной
ситуации развития ребенка в узком
смысле, только как тот реальный круг
общения, где происходит воспитание и
обучение подрастающей личности.

Помимо многофакторности, проблема
изменения социальной ситуации развития
ребенка имеет еще одну сложность –
этическую. Поскольку какие-либо изменения
с целью оптимизации условий формирования
личности ребенка всегда связаны с
вмешательством в жизнь семьи, возникает
вопрос о правомерности нарушения «границ
личности» родителей, да и самого ребенка.
Например, если по решению суда у
матери-алкоголички отбирают маленьких
детей, которые ее любят несмотря ни на
что, то является ли такой выход из
ситуации наиболее правильным?

В мировой практике также применяются
строгие методы воздействия на родителей,
которые пренебрегают своими обязанностями
либо злоупотребляют своей властью над
детьми. Так, в США всем педагогам и
психологам вменяется в обязанность
информировать социальные службы о тех
семьях, где родители не обеспечивают
нормальных условий для жизни и здоровья
детей, жестоко обращаются с ними, либо
где есть случаи (или угроза) сексуального
насилия по отношению к ребенку со стороны
взрослых членов семьи. Если указанные
факты подтверждаются, то социальные
работники направляют таких родителей
на психиатрическое или наркологическое
лечение, обязывают их посещать семейного
психотерапевта. Если эти мероприятия
оказываются малоэффективными, и родители
по-прежнему не могут обеспечить надлежащих
условий для развития ребенка, семья
может быть направлена на временное
проживание в социально-реабилитационный
центр. Если и это не помогает, то родители
временно (через суд) лишаются родительских
прав, а ребенок передается на воспитание
во «временную приемную семью» или в
интернат. При нормализации семейной
ситуации дети могут быть возвращены
родителям, в противном случае – переведены
на окончательное усыновление.

Безотносительно к сложностям решения
проблемы изменения социальной ситуации
развития ребенка, в Украине действуют
соответствующие законы и инструкции,
касающиеся тех случаев, когда семья
является явно неблагополучной и оказывает
отрицательное влияние на развитие
ребенка. К явно неблагополучной группе
следует отнести семьи, где родители
страдают психическими заболеваниями,
алкоголизмом, наркоманией либо ведут
аморальный образ жизни. В результате
своего образа жизни они не имеют ни
возможности, ни желания заниматься
воспитанием ребенка. В этих семьях, как
правило, не удовлетворяются даже
элементарные потребности ребенка в
пище, чистоте, общении со сверстниками,
бывают случаи жестокого обращения с
ребенком, сексуального насилия. Если
психологу или педагогу известно о таком
положении ребенка в семье, он имеет
право привлечь к этому внимание
правоохранительных органов, инспекции
по делам несовершеннолетних, социального
работника. В компетенцию этих служб
входит постановка вопроса о лишении
родительских прав, установлении
опекунства, передачи ребенка на воспитание
в детский дом или интернат.

Установление опекунства осуществляется
в том случае, когда ребенок, лишившийся
родительской заботы, передается на
воспитание другим родственникам либо
чужим людям (например, соседям). Если
родственников, либо других взрослых,
желающих и имеющих возможность заниматься
воспитанием этих детей не имеется, дети
должны быть направлены в Детский дом.

Следует отметить, что реально детских
домов в Украине не существует. Есть три
вида различных учреждений (подчиненных
разным ведомствам): Дом ребенка (т. е.
круглосуточные ясли), детский дом (т. е.
круглосуточный детский сад) и
школа-интернат. В результате такой
системы ребенок в течение жизни переживает
сиротство минимум еще два раза: когда
переводится в каждое следующее учреждение.
Это приводит к нарушению уже установившихся
межличностных отношений с группой и
персоналом, смене внешней обстановки
1, что является серьезным
стрессовым фактором.

За счет большого количества детей в
группе, недостаточности персонала, его
сменности происходит эмоциональная,
сенсорная и интеллектуальная депривация.
Это приводит к педагогической и
микросоциальной запущенности, задержке
формирования речи, интеллекта при
относительно более успешном овладении
навыками самообслуживания. При всех
недостатках помещение ребенка в детский
дом все же может быть необходимо (в
случаях неблагоприятной семейной
ситуации развития) для детей школьного
возраста и особенно подростков, у которых
легче произойдет адаптация к нейтральной
среде учреждения, чем к новой семье.
Дети, находящиеся в доме ребенка и
школе-интернате, нуждаются в постоянной
помощи психологов, которая заключается
в патопсихологическом обследовании,
наблюдении за динамикой развития
ребенка, помощи ребенку и персоналу в
кризисных ситуациях.

Читайте также:  Школа развития для ребенка 4 года

Таким образом, изменение социальной
ситуации развития ребенка из явно
неблагополучной семьи формально
регламентировано довольно четко. Однако
эта ясность и простота действий относятся
к изменению внешних условий жизни, а
вот как это изменение жизненных
обстоятельств переживается самим
ребенком, способствует его личностному
развитию и эмоциональному благополучию,
каковы реальные пути оптимизации этих
условий – вопрос пока остается открытым.

Еще более сложно говорить об эффективности
изменения социальной ситуации развития
ребенка в случае неправильного воспитания
при внешнем благополучии семьи. Как
правило, такие семьи наглухо закрыты
для какого-либо воздействия и обращаются
за помощью только тогда, когда социальная
деадаптация ребенка становится очевидной
уже

и для родителей. В этом случае, не
вмешиваясь в жизнь семьи, школьный
психолог (или педагог) должен проводить
работу, компенсирующую неблагоприятные
воздействия семейного окружения. Так,
например, если ребенок воспитывается
в ситуации гипопротекции, с раннего
возраста испытывая психическую депривацию
и чувство незащищенности, педагогу
следует проявить в нему больше внимания,
заботы. Очень важно наладить с ребенком
эмоционально насыщенные отношения,
осуществлять не навязчивый, а
доброжелательный контроль за успеваемостью,
способствовать расширению его кругозора
и поиску сферы самоутверждения в
социально одобряемой деятельности.
Критерием успешности деятельности
учителя (или школьного психолога) будет
то, что, вопреки неблагоприятной
социальной ситуации развития, у ребенка
не будет закрепляться педагогическая
запущенность со свойственными ей
проявлени— ями и последующей социальной
дезадаптацией.

Если же речь идет о формировании
собственно трудновоспитуемое™, а
изменять ситуацию развития ребенка в
семье, детерминирующую возникновение
негативных личностных образований,
путем воздействия на родителей не
удается, целесообразно применять
методику системы многостороннего
оценивания, разработанную Н.Ю. Максимовой
(1989).

Источник

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка музыкальная деятельность

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник