Современная социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Современная социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Людмила Кириллова
Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе

Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Поэтому, забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.

Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. Современные родители озабочены образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья,необходимым условием которого является наличие четких моральных ориентиров: целостности, самостоятельности и ответственности личности.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве.

В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.

В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, — чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми.

Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. «…Детский мир – это мир особенный, — писал он. – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. «Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива».

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены

социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.

Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка.

Ориентация родителей на успех приводит к тому, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.

Средства массовой информации – телевидение, журналы и газеты – в недавнем прошлом постоянно показывали «труд советских людей»в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 стараются дать воспитанникам, как можно больше знаний об окружающем мире, о различных профессиях… Дети знают, что, первый человек, полетевший в космос, был гражданином России. О трагедиях на шахтах и гибели шахтеров они слышат в «Новостях». Об ученых, представителях интеллигенции, о рабочих, жителях деревни дети слышат преимущественно в контексте бедствий и проблем – экологических, экономических, социальных. Из десяти, опрошенных мной детей подготовительной группы, только одна девочка имела представление о том, что означает слово «ученый», да и то только потому, что в будущем, когда она станет взрослой, она мечтает стать ученым и «изучать мир, различные камни драгоценные рассматривать под микроскопом». У остальных слово «ученый» ассоциировалось со словом «учить», «учитель», «учит ребятишек читать да писать». Благодаря работе педагогов дети имеют понятия о «сельском хозяйстве», «хлеборобах». Но такие слова, как «овощевод», «фермер», «комбайнеры» привели их в замешательство. Давно в телевизионных передачах не видели мы комбайны, «плывущие» по бескрайным волнам полей пшеницы… не видим мы, чтобы ими гордились, их чествовали и вообще о них говорили. Времена Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, смотрящих на нас с экранов, во время награждения их орденами, аплодисментами, остались в прошлом веке. Также – мы не видим, чтобы чествовали и гордились людьми рабочих профессий … Опять же из десяти, опрошенных мной детей, только несколько ребят смогли вспомнить и назвать такие рабочие профессии,как: строитель, слесарь-сантехник, крановщик,

Сейчас героями прессы и телеэкрана стали политики, олигархи, деятели шоу-бизнеса, «звезды» эстрады.

Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Только одна девочка сказала, что она хочет жить «средне», остальные хотели жить «хорошо», «богато», «серебряно». Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).

Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе.

В девяностых годах я работа воспитателем в подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 440. Часто в наш детский сад приезжали тележурналисты с операторами, брали интервью у детей моей группы.На вопрос: «Кем они хотят быть, когда вырастут?»Дети отвечали: строителем, парикмахером «как мама», учителем, ветеринаром «как дедушка», врачом, воспитателем «как Вы, Людмила Валерьевна», «милиционером «как папа»

При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу: строить дома; делать красивые прически «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных,если они заболеют: лечить людей; воспитывать детей «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление во взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли. У меня в группе была девочка, которая мечтала о том, что будет ветеринарным врачом (уже в третьем поколении). Ее дедушка был ветеринарным врачом, и мама училась на последнем курсе Сельскохозяйственного института (тогда он так назывался) «на врача, который лечит животных», как говорил она, и очень гордилась своим дедушкой и мамой.

С тех пор, как дети моей подготовительной группы перестали посещать детский сад и поступили в первый класс, прошло почти 20 лет. Дети выросли, сейчас им за двадцать … Одни из них работают, другие еще учатся… С некоторыми из них я поддерживаю отношения до сих пор. Одна из моих воспитанниц закончила Высшую академию МВД России, впереди ее ждет адвокатская карьера. Среди моих выпускников есть учителя, экономисты, продавцы, водители … Один из моих выпускников занимается малым бизнесом.

Отрадно, что и сейчас — наши дети мечтают,когда вырастут быть : пожарным, бухгалтером, милиционером, парикмахером.

Приведу несколько примеров: «Я хочу быть механиком – чинить машины. Сам буду зарабатывать и сам куплю себе квартиру и еще машину…» или «Я буду пожарником. Буду тушить пожары. Спасать людей от пожара», «Хочу деньги заработать и купить гараж и машину, дом очень-очень большой. Сам куплю», «Я сам буду зарабатывать и когда вырасту, куплю себе гоночную машину»; «Я хочу быть парикмахером. Стричь, мыть челку, причесывать».

Конечно, в ответах современных детей их будущая взрослая жизнь большей частью связывается не только со сферой деятельности, но и со сферой потребления. Так, общаясь с детьми подготовительной группы,я услышала и такое: «А дом и машину мне купит папа», «Когда я вырасту, папа купит мне машину» (лимузин, квартиру, телефон с сенсорным экраном без кнопок, «Конечно, мама и папа купят мне машину», «Хочу денег побольше», «Хочу, чтобы были у меня миллиарды…».

Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития,к которым можно отнести:

— ориентацию на полезный для других людей труд;

— ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;

— представление о добре и зле;

— уважение и доверие к старшим;

— интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.

В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.

Источник

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка

Большая открытость мира и доступность его для познания ребенка, больше источников информации Быстрая изменяемость окружающего мира. Сложность окружающей среды с технологической точки зрения (формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребёнка) Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро меняющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов. Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью Современная социокультурная среда развития ребенка

Большая открытость мира и доступность его для познания ребенка, больше источников информации

Быстрая изменяемость окружающего мира.

Сложность окружающей среды с технологической точки зрения (формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребёнка)

Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро меняющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов.

Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью

Современная социокультурная среда развития ребенка

Что необходимо для ребенка ? Качество: Потребности развития ребенка должны быть обеспечены Здоровье Привязанности, эмоциональное развитие Идентичность Обучение и интеллектуальное развитие Поведенческое развитие Социальная адаптация Стабильность отношений в семье Здоровье Привязанности, эмоциональное развитие Идентичность Обучение и интеллектуальное развитие Поведенческое развитие Социальная адаптация Стабильность отношений в семье  - Успешность в будущем

Что необходимо для ребенка ?

Качество: Потребности развития ребенка должны быть обеспечены

  • Здоровье Привязанности, эмоциональное развитие Идентичность Обучение и интеллектуальное развитие Поведенческое развитие Социальная адаптация Стабильность отношений в семье
  • Здоровье
  • Привязанности, эмоциональное развитие
  • Идентичность
  • Обучение и интеллектуальное развитие
  • Поведенческое развитие
  • Социальная адаптация
  • Стабильность отношений в семье

— Успешность в будущем

Показатели социальной адаптации: Физическая готовность: Состояние здоровья Отношение к здоровью Физкультурная активность Знания о том, как быть здоровым

Показатели социальной адаптации:

Физическая готовность:

Состояние здоровья

Отношение к здоровью

Физкультурная активность

Знания о том, как быть здоровым

Социально-педагогическая готовность:   Социальная готовность: Педагогическая готовность: Культура поведения; Отношение к учебе; Уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей; Уровень знаний по предметам. Уровень экономико-правовой культуры;  Уровень готовности к самостоятельному выбору места жительства.

Социально-педагогическая готовность:

Социальная готовность:

Педагогическая готовность:

Культура поведения;

Отношение к учебе;

Уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей;

Уровень знаний по предметам.

Уровень экономико-правовой культуры;

Уровень готовности к самостоятельному выбору места жительства.

Профессионально-трудовая готовность:    Уровень профессиональной ориентированности (знание о мире труда, рынке труда); Наличие учебно-профессиональных планов после выпуска; Практическая подготовленность к профессионально-трудовой деятельности; Отношение к труду как жизненно – смысловой доминанте; Наличие устойчивых избирательных интересов; Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и житейских навыков.

Профессионально-трудовая готовность:

  • Уровень профессиональной ориентированности (знание о мире труда, рынке труда);
  • Наличие учебно-профессиональных планов после выпуска;
  • Практическая подготовленность к профессионально-трудовой деятельности;
  • Отношение к труду как жизненно – смысловой доминанте;
  • Наличие устойчивых избирательных интересов;
  • Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и житейских навыков.

Морально-волевая готовность:    Уровень способности к организации личной жизни и к сосуществованию с другими членами общества; Знания, умения, навыки по организации и технологии досуговой деятельности; Уровень эмоционально – психической организации личности; Уровень самооценки и адекватности реакций на ситуацию.

Морально-волевая готовность:

Уровень способности к организации личной жизни и к сосуществованию с другими членами общества;

  • Знания, умения, навыки по организации и технологии досуговой деятельности;
  • Уровень эмоционально – психической организации личности;
  • Уровень самооценки и адекватности реакций на ситуацию.

Ключевые социальные компетентности: Компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека; Компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства; Информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде; Компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; Компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования формулирования мысли при её порождении и восприятии на родном и неродных языках.

Ключевые социальные компетентности:

  • Компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека;
  • Компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства;
  • Информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;
  • Компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
  • Компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования формулирования мысли при её порождении и восприятии на родном и неродных языках.

Пять компонентов социальных компетентностей:   Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека; Знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей; Опыт реализации знаний и умений; Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности, его личная значимость; Эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно социального и взаимодействия и регулировании проявления компетентности. Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека; Знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей; Опыт реализации знаний и умений; Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности, его личная значимость; Эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно социального и взаимодействия и регулировании проявления компетентности.

Пять компонентов социальных компетентностей:

  • Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека; Знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей; Опыт реализации знаний и умений; Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности, его личная значимость; Эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно социального и взаимодействия и регулировании проявления компетентности.
  • Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека;
  • Знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей;
  • Опыт реализации знаний и умений;
  • Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности, его личная значимость;
  • Эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно социального и взаимодействия и регулировании проявления компетентности.

Схема деятельности педагога по развитию социальной компетентности воспитанника Структура нравственных и творческих качеств личности. Сущность работы педагога Созидательная направленность личности Развитие у детей интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности. Регулярное выполнение заданий, которые имеют практическое значение. Создание ситуации переживания детьми чувства успеха.

Схема деятельности педагога по развитию социальной компетентности воспитанника

Структура нравственных и творческих качеств личности.

Сущность работы педагога

Созидательная направленность личности

Развитие у детей интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности.

Регулярное выполнение заданий, которые имеют практическое значение.

Создание ситуации переживания детьми чувства успеха.

Личная и общественная полезная деятельность Обучение детей видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения её с учётом требования «не навреди всем» полезным для человека техническим и культурным объектам. Видение вариативности достижения цели Работа над умениями детей планировать свою жизненную карьеру и видеть варианты реализации плана (путём создания системы заданий, требующих поиска вариантов решения и использования различных способов их выполнения)

Личная и общественная полезная деятельность

Обучение детей видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения её с учётом требования «не навреди всем» полезным для человека техническим и культурным объектам.

Видение вариативности достижения цели

Работа над умениями детей планировать свою жизненную карьеру и видеть варианты реализации плана (путём создания системы заданий, требующих поиска вариантов решения и использования различных способов их выполнения)

Выполнение личных обязательств. Планомерность и самоконтроль своей деятельности. Систематическое обучение детей планировать свою деятельность и выбирать приёмы выполнения плана. Постепенный переход к самостоятельному планированию выполнения заданий в течении дня, недели и в конечном итоге овладение умением планировать свою жизненную карьеру.  Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить).

Выполнение личных обязательств. Планомерность и самоконтроль своей деятельности.

Систематическое обучение детей планировать свою деятельность и выбирать приёмы выполнения плана. Постепенный переход к самостоятельному планированию выполнения заданий в течении дня, недели и в конечном итоге овладение умением планировать свою жизненную карьеру.

Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить).

Владение методами решения проблем Использование специальных методов творческой деятельности и обучения им детей: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, системный анализ процессов и событий, приёмы решения противоречий. Защита личных убеждений   Обучение умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы

Владение методами решения проблем

Использование специальных методов творческой деятельности и обучения им детей: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, системный анализ процессов и событий, приёмы решения противоречий.

Защита личных убеждений

Обучение умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы

Модель социальной адаптации Самоопределение Самореализация Саморазвитие Самопознание Адаптация в обществе

Модель социальной адаптации

Самоопределение

Самореализация

Саморазвитие

Самопознание

Адаптация в

обществе

Воспитывающая среда Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности.

Воспитывающая среда

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности.

Философско-педагогическое понятие «среда» Понятие «среда» многолико: Природная, географическая среда: природные условия по-разному влияют на развитие маленького человека. Социальная среда как фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений. Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, клубы, театры, музеи, досуговые центры и др. Микросреда: дом, семья, ближайшее окружение.

Философско-педагогическое понятие «среда»

Понятие «среда» многолико:

Природная, географическая среда: природные условия по-разному влияют на развитие маленького человека.

Социальная среда как фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений. Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, клубы, театры, музеи, досуговые центры и др.

Микросреда: дом, семья, ближайшее окружение.

Образовательная среда  Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого - это, особое – личностное – пространство познания и развития. Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона. Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении осуществляется, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию .

Образовательная среда

Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое – личностное – пространство познания и развития.

Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона.

Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении осуществляется, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе.

Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию .

Социокультурная среда обитания Совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений, различных условий воспитания в культурной среде региона и страны в целом. Необходимо учитывать особенности, сложившиеся в современной социокультурной среде воспитания. Назовем их современными реалиями детства.

Социокультурная среда обитания

Совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений, различных условий воспитания в культурной среде региона и страны в целом.

Необходимо учитывать особенности, сложившиеся в современной социокультурной среде воспитания. Назовем их современными реалиями детства.

Современные реалии детства 1. Экономические 2. Политические 3. Социальные 4. Культурные 5. Моральные

Современные реалии детства

1. Экономические

2. Политические

3. Социальные

4. Культурные

5. Моральные

Экономические реалии Имущественное расслоение детей, как следствие имущественного расслоения общества Подмена товарищеских отношений отношениями «купли-продажи» Раздутые потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей Вынужденная работа некоторых детей

Экономические реалии

Имущественное расслоение детей, как следствие имущественного расслоения общества

Подмена товарищеских отношений отношениями «купли-продажи»

Раздутые потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей

Вынужденная работа некоторых детей

Политические реалии Появление в детской среде неуверенности в будущем, зацикленности на негативном, отсутствия политико-экономических ориентиров Уход в неформальные молодежные объединения асоциального толка Националистические проявления

Политические реалии

Появление в детской среде неуверенности в будущем, зацикленности на негативном, отсутствия политико-экономических ориентиров

Уход в неформальные молодежные объединения асоциального толка

Националистические проявления

Социальные реалии Снижение уровня жизни Рост заболеваемости Увеличение детской смертности Безнадзорность Беспризорность Наркомания Рост преступности среди детей

Социальные реалии

Снижение уровня жизни

Рост заболеваемости

Увеличение детской смертности

Безнадзорность

Беспризорность

Наркомания

Рост преступности среди детей

Культурные реалии Утрата приоритетов русской культуры Негативное влияние средств массовой информации Разрушение системы детских внешкольных учреждений

Культурные реалии

Утрата приоритетов русской культуры

Негативное влияние средств массовой информации

Разрушение системы детских внешкольных учреждений

Моральные реалии Произошла переоценка ценностей Ориентация молодежи на индивидуализм Нравственная раскованность вплоть до распущенности Уход в виртуальную сферу в интернете

Моральные реалии

Произошла переоценка ценностей

Ориентация молодежи на индивидуализм

Нравственная раскованность вплоть до распущенности

Уход в виртуальную сферу в интернете

Социализация ребенка в детском саду Одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в детском саду - взаимодействие с различными городскими  учреждениями образования,  культуры и спорта.

Социализация ребенка в детском саду

Одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в детском саду — взаимодействие с различными городскими  учреждениями образования,  культуры и спорта.

Целью данного взаимодействия является  создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире . Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.  

  • Целью данного взаимодействия является  создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире .
  • Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.  

Задачи взаимодействия

1.Разработать концепцию взаимодействия социокультурных институтов .

Концепция взаимодействия социокультурных институтов включает в себя: анализ и характеристику социокультурного института,   обусловленного их спецификой, выполняемыми ими задачами и функциями,  которые они в себе несут;

2.Разработать основные формы (модели) взаимодействия социокультурных институтов.

Описание форм (моделей) взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.

3.Определить условия реализации основных форм (моделей) взаимодействия социокультурных институтов .

Условиями реализации форм (моделей), приводящими к развитию социокул