Современная периодизация развития личности ребенка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник
Возраст
— период развития человека, который
характеризуется совокупностью
закономерностей формирования организма
и личности.
Паспортный
возраст —
хронологический возраст человека с
момента рождения и до конца жизни.
Биологический
возраст
отражает биологическую эволюцию
человека.
Психологическая
характеристика возраста
— ступень психического развития человека
как индивида и как личности.
Возраст культурного
развития —
показатель овладения культурными
правилами и нормами поведения относительно
хронологического возраста.
Социальная
характеристика возраста
— степень его социальной зрелости.
Возрастная
периодизация
— периодизация этапов в жизни человека
и определения возрастных
границ этих этапов, принятая в обществе
система возрастной стратификации.
Между этими периодами нет четко очерченных
границ, и они в значительной мере условны,
все же установление примерных границ
этих периодов на основе объективных
критериев — очень важная задача.
Каждый
возрастной период характеризуется
специфической для него социальной
ситуацией развития
– это сочетание внутренних процессов
и внешних условий писхического развития
индивида, типичного для определённого
возрастного периода. Она выражается
через:
Социальный
статус – положение в обществе;Систему
взаимоотношений с другими людьми
(взрослыми, ровесниками и т.д.);Адаптацию
к новым социальным условиям (д/с, школа,
ВУЗ и т.д.)
В кадом
возрастном периоде из множества
деятельностей
есть ведущая
– деятельность,
которая обеспечивает решение психических
противоречий и формирования психических
новообразований. Выделяют следующие
виды ведущей деятельности:
Младенчество
–непосредственное эмоциональное
общение.
Раннее детство
– предметная
д-ть.
Дошкольный
возраст – игра.
Младший школьный
возраст –
учебная деятельность.
Подростковый
возраст –
интимно-личностная,
общественно-полезная.
Юношество
–учебно-профессиональное, поиск смысла
жизни, личностное самоопределение.
В
результате каждого вида ведущей
деятельности формируются психические
новообразования
— это
результат психического развития индивида
в определённом возрастном периоде.
Именно новообразования составляют суть
каждого возрастного периода, с их
появлением заканчивается один период
и появляется другой.
Существует много
периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости.
Л.
С. Выготский
выделял следующие периоды:
кризис новорожденности
(до 2 мес.)младенческий
возраст (до 1 года)кризис 1 года
раннее детство
(1-3 года)кризис 3 лет
дошкольный возраст
(3-7 лет)кризис 7 лет
школьный возраст
(7-13 лет)кризис 13 лет
пубертатный
возраст (13-17 лет)кризис 17 лет
Периодизация Д.
Б. Эльконина,
являющаяся интеграцией концепций Л.
С. Выготского
и А.
Н. Леонтьева,
выделяет следующие периоды:
Раннее детство
Младенчество
(0—1 год)Ранний возраст
(1—3 года)
Детство
Дошкольный возраст
(3—7 лет)Младший школьный
возраст (7—11/12 лет)
Отрочество
Подростковый
возраст (11/12—15 лет)Ранняя юность
(от 15 лет)
Понятие критических
периодов в
психологию введено Л.С.Выготским, который
различал периоды спокойного развития
(«лизисы»)
и периоды переломного, критического
развития («кризисы«).
Он писал, что
«развитие здесь, в отличие от устойчивых
периодов, совершает скорее разрушительную,
чем созидательную работу», и понимал
критические периоды как «поворотные
пункты в детском развитии», как
периоды, когда «развитие приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер».
Но вместе с тем
Выготский подчеркивал и позитивные
тенденции развития в период возрастных
перестроек. В зависимости от преобладания
позитивной или негативной симптоматики
различным будет и характер переходного
периода: он
может быть бурным или постепенным. В
конце каждого переходного периода
формировались новые свойства и качества,
которых не было в предыдущем возрасте
(психологические новообразования).
Л.С. Выготский
выделял в качестве критических периодов
детства период
новорожденности,
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и
подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют также
критические периоды взрослости .
В физиологии
критические периоды получили название
возрастных кризисов. Возрастные кризисы
характеризуются как «реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды».
Кризис
новорожденности.
знакомство
с другим, страшным и неизвестным миром,
происходит через преодоление жутких
препятствий -процесса рождения.
Кризис 1 года
–
прямохождение, развитие речи
– это главные новообразования возраста,
длится около месяца.
Кризис 3 лет.
1)реб-к
становится более настойчивым и свободным
в движениях и поэтому устанавливает
более широкий радиус целей; 2)его чувство
языка становится настолько совершенным,
что он начинает задавать бесконечные
вопросы обо всем, часто не получая
вразумительного ответа, что способствует
неправильному толкованию понятий;3)речь
и развивающаяся моторика позволяют
распространить свое воображение на
огромное колич. ролей, что пугает его
самого.
Симптомы:негативизм(отказ
подчиняться требованиям взрослых),
упрямство(требование,
чтобы с ней считались; настаивание на
своих решениях), строптивость
(протест
против порядков, существующих в доме),
своеволие
(сам хочет
что-то делать, эмансипация от взрослого).
Гл новообразование «Я
сам» —
появляется фундамент личности.
Кризис
7 лет.
Становление произвольности, конкретных
ситуаций. Готовность к школе. У
ребёнка возникает эмоционально-смысловая
основа поступка. Особенности
повед:«манерничанье»
(играет придуманные самим роли, становится
скрытным), симптом
«горькой конфеты»(обусловлен
желанием скрыть внутреннее (порой и
физич) ощущение боли и страха; замыкается
в себе, становится неуправляемым). Кризис
требует нового содержания отношений,
в том числе с близкими. Ребенок стремится
осуществлять обязательную и общественно
полезную деят-ть.Выражается в стремлении
пойти в школу.
Кризис
подросткового возраста.Особенность-личностная
нестабильность.
Период отчаянных попыток «пройти ч/з
все».Легкомысленное отношен к порокам,
в результате —
приобщение
к алкоголю, нарк, перевод их из
источника любопытства в потребности.
Отроческий
кр-с—связан
с духовным ростом и изменением психич.
статуса. Хоть и происходит объективное
изменение соц.положения (новые отношения
с близкими, сверстниками, учителями),
но он
начинает
размышлять о внутр. мире и часто
возникает
глубокая неудовлетворенность собой.
Неудовл-ть может быть столь сильной,
что появляются навязчивые состояния:
угнетающие мысли о себе, сомнения,
страхи. Задача близких и психологов —
включиться в его проблемы и постараться
облегчить жизнь в этот период.
Кр-с
17лет.Стрессовый
период, определяется професс-я деят-ть.
Для тяжело переживающих кризис характерны
высокая
тревожность, страхи,
которые
могут привести к невротич реакциям,
головным болям, обострению хронич-х
заболев. Помогают: уверенность в себе,
чувство компетентности, поддержка
семьи.
Кризис
среднего возр.По
числу суицидов близок к подростковому.Переоценка
ценностей, критич. пересмотр своего
«Я». Обнаруживает, что многое не изменить
в жизни, в себе: семью, образ жизни,
профессию. Для мужчин характерны разводы,
смена работы или изменение образа жизни,
покупка дорогих вещей (автомобили).У
женщин меняются приоритеты, установленные
в начале ранней взрослости (ориентированные
на замужество и детей, меняют их на
профессиональные и наоборот).
Кризис
старости.3
подкризиса.
1) переоценка своего «Я» помимо
профессиональной роли, которая у многих
до ухода на пенсию остается главной. 2)
осознание факта ухудшения здоровья и
старения тела, выработка необходимого
равнодушия к этому. 3) исчезновение
самоозабоченности, спокойное принятие
мысли о смерти.
Сензитивные
периоды в развитии —
периоды особой
восприимчивости
детей к тем или иным способам, видам
деят-ти (легкой обучаемости им),
т.е. это период максимальных возможностей
для формирования свойств психики. Длятся
определенное время и проходят безвозвратно
— независимо от того, удалось ли полностью
воспользоваться их условиями для
развития каких-либо своих способностей.
Понятие сензитивных
периодов развития ребёнка ввёл Выготский.
Он считал, что на каждом возрастном
этапе необходимо уделять внимание
конкретной области. Н-р, на первом году
жизни малыш познаёт мир, используя
слуховые и тактильные ощущения. Имеено
в этот период важным становится
формирование сенсорной области. Ранне
детство от 1года до 3 является сензитивным
периодом равития речевых способностей.
Возраст от 1,5 до 2,5 лет считается
благоприятным для развития мелкой
моторики пальчиков и руки т.д.
Сенз.
период развит. движений и действийот
1 до 4лет,
очень важен для общ.развития. Благодаря
движению и сопровождающей усиленной
вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови
кислородом, достаточное для снабжения
им клеток мозга, которые участвуют в
развитии всех психич. функций. Все
воспит-е приемы и методы (включая
классно-урочную), ограничивающие свободу
движений в этом возрасте —преступление
против его естественного развития.
Сенз. период
развития соц. навыков:
2,5-6лет.Начинает
активно интересоваться формами вежливого
поведения. Овладение невежливыми
способами происходит само (надписи на
заборах, курильщики и т.п.)Подражает
тому, что видел дома, на улице, и
воспроизводит это бессознательно в
поведении.
Т.о.,каждый возраст
представляет собой качественно особый
этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющее в
совокупности своеобразие личности
ребенка на данном этапе его разв-я.
Вопр. 24. Готовность
дошкольника к обучению в школе
(интеллектуальная, эмоциональная,
социальная). Социально-педагогические,
психологические и физиологические
критерии готовности личности ребенка
к школьному обучению. Понятие «зона
ближайшего развития» и ее роль в освоении
учебной программы.
Проблема готовности к обучению становится
особенно острой в связи с тем, что имеется
выбор сроков, когда отправлять ребенка
в школу, и выбор типа школы, класса и
характера образовательных услуг, какие
будут ему по силам. Преждевременное
включение в школьную жизнь затрудняет
адаптацию ребенка к новым условиям и
может вызвать нарушения в личностном
развитии: неуверенность, тревожность,
потерю интереса к учебе, стремление к
избеганию неудач вместо усилий к
достижению успеха и т. д. Однако запоздалое
начало школьной жизни также опасно
потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).
Готовность к обучению
включает как физиологические компоненты
— школьную зрелость, так и психологические
составляющие. В школе ребенку приходится
длительно выдерживать статическую позу
при сидении, выполнять напряженную
умственную работу; многие учебные
действия, особенно письмо, требуют
координированных движений пальцев и
кисти, в то время как у ребенка развита
в основном крупная моторика. Легче
приспосабливаются к школьным условиям
дети физически крепкие, с достаточно
развитыми физиологическими системами.
Кора головного мозга достигает уровня
физиологической зрелости у большинства
детей не к 6, а к 6,5 годам, детей моложе
6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется.
Дети воспринимают строгого учителя с
повышенной тревожностью, что вызывает
у них болезненные явления (боли в животе,
ночной энурез). Причем болезненные
симптомы могут наблюдаться даже у хорошо
подготовленных шестилеток, которыми
учителя довольны.
Психологическую готовность
к обучению разделяют
на общую и специфическую.
Специфическая готовность
включает учебные навыки, необходимые
для первоначальных школьных успехов:
умение читать, писать, считать. Однако
для устойчивых школьных успехов важнее
общая готовность
ребенка к обучению.
В ее составе выделяют три
компонента: социальную готовность,
интеллектуальную и личностную.
Социальная готовность к школевыражается в том, что ребенок усваивает
внутреннюю позицию школьника. Ему
перестают нравиться детские виды
деятельности, возникает потребность в
таких делах, которые были бы ценными,
значимыми в глазах взрослых. Таким
важным делом является школа. Нормально
развитый ребенок хочет ходить в школу,
выполнять задания, получать отметки.
При этом меняется отношение
к взрослым, ребенок ждет оценку
правильности своих действий. Если
действие не было успешным, результативным,
его уже не радует и похвала. (Феномен
«горькой конфеты» — А. Н. Леонтьев).
При этом круг людей, чья оценка важна и
значима, существенно расширяется.
Ребенок твердо намерен в школе все
делать правильно и получать пятерки.
Социальная зрелость
выражается и в определенной эрудиции
ребенка: он должен знать полное имя и
место работы родителей, их профессию,
свой домашний адрес и т. д.
Интеллектуальная готовностьк
обучению представлена как достаточный
уровень развития познавательных
процессов и усвоения элементов учебной
деятельности.
• Детализированное
восприятие, фонематический слух. Умеют
сравнивать и находить отличия в деталях
объектов.
• зрительное (прохождение
лабиринтов) и слуховое внимание — умение
слушать рассказы, задания, инструкции.
•
Память, основанная на логике,
последовательности событий, а не набор
ярких образов.
• Воображение
детализированное и гибкое.
•
Наглядно-схематическое мышление, с
помощью которого дети ведут анализ
объектов по заданным признакам и могут
результаты обозначить на схеме (например,
звуковой состав слова).
• Достаточное
развитие речи, при котором дети свободно
понимают несложный текст и могут сами
построить сообщение (монолог).
•
Элементы умения учиться, то есть принимать
и понимать учебное задание, уметь
сравнивать свою работу с образцом,
замечать свои ошибки.
Перечисленные показатели высокого
уровня познавательных процессов
усваиваются детьми к 6-7 годам при условии
правильно организованных детских видов
деятельности.
Важным показателем готовности
к школе становятся изменения
в общении ребенка со взрослыми.
Многие дети даже в школьном возрасте
обижаются на замечания, считают, что
учитель их не любит.
Отношения с товарищами
также перестраиваются, приобретают
соревновательный характер. Появляется
мотив быть не хуже других, отвечать
раньше и удачнее других, и
т. д.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник