Совокупность сведений о болезни и развитии ребенка
Анамнез — медицинский термин, греческого происхождения, буквально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребенка».
В процессе сбора информации и поиска ответа на практический запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития. В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза. Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. Содержанием анамнестического метода изучения личности являются все сферы психики ребенка — познавательная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, сфера мотивации и т. д., данные о динамике развития. В связи с этим закономерно возникает вопрос о норме. Нормативные показатели изучаются и описываются в рамках возрастной психологии.
Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи:
1) сравнить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические новообразования;
2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться насхему возрастной периодизации.
Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ является медицинское обследование, которое проводится врачами. Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).
Семейный анамнез:анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Медицинский анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т.п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.
Социальный анамнез ребенка: выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.
Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка. Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия.
Учитель-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с ОВЗ. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с ОВЗ.
Основная задача сбора анамнестических данных — установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влияния на развитие психики.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 3233; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 — | 7290 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Анамнез
— медицинский термин, греческого
происхождения, буквально означающий
«воспоминание». Это совокупность
сведений о больном и развитии заболевания,
получаемых при опросе самого больного
и знающих его лиц и используемых для
установления диагноза и прогноза
болезни, а также выбора оптимальных
методов ее лечения и профилактики.
Понятие «психологический анамнез»
поначалу применялось в медицинской
психологии. В настоящее время понятие
«психологический анамнез» вышло за
рамки медицинской психологии. Оно
свободно от обязательной связи с
процессом болезни и употребляется как
синоним понятия «история индивидуального
развития ребенка».
В
процессе сбора информации и поиска
ответа на практический запрос о
причинах нарушений в обучении, воспитании,
развитии ребенка, о его потенциальных
возможностях, о направленности его
интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез
и в соответствии с этим применяются
различные методы обследования детей,
осуществляется поиск путей коррекции
психического развития. В литературе
неоднократно поднимался вопрос о
необходимости анализа истории развития
ребенка для разных ситуаций и различных
категорий детей, проводилась дифференциация
медицинского и психолого-педагогического
анамнеза. Однако считается оправданным
сближение понятия «психологический
анамнез» с анамнестическим подходом,
принятым в медицине. Содержанием
анамнестического метода изучения
личности являются все сферы психики
ребенка — познавательная, эмоционально-волевая,
интеллектуальная, коммуникативная,
сфера мотивации и т. д., данные о
динамике развития. В связи с этим
закономерно возникает вопрос о норме.
Нормативные показатели изучаются и
описываются в рамках возрастной
психологии.
Опора анамнестического
исследования на возрастную психологию
позволяет решить две задачи:
1) сравнить
уровень развития психики ребенка на
том или ином этапе с нормой, опирающейся
на особенности социальной ситуации
развития, ведущего вида деятельности,
психологические новообразования;
2)
при составлении схемы анамнестического
исследования опираться насхему
возрастной периодизации.
Важной
составной частью психолого-педагогического
изучения детей с ОВЗ является медицинское
обследование, которое проводится
врачами. Составной частью медицинского
обследования является сбор анамнестических
данных. Анамнез собирается врачом и
составляется на основании ознакомления
с документацией и беседы с родителями
ребенка (или лицами, их заменяющими).
Семейный
анамнез: анализируются
данные о семье ребенка и наследственности;
описывается состав семьи, возраст и
образовательный уровень каждого из ее
членов, характерологические особенности
родителей. В семейном анамнезе фиксируются
психические, неврологические, хронические
соматические заболевания родственников,
патологические особенности их физического
облика. Описываются семейно-бытовые
условия, в которых воспитывается ребенок,
место и характер работы родителей, в
частности наличие производственной
вредности и длительность работы с ней.
Дается оценка взаимоотношений в семье,
отношения к ребенку. Фиксируются случаи
приверженности одного или обоих родителей
к алкоголю или наркотикам.
Медицинский
анамнез ребенка:
учитывается, как протекала данная
беременность, не было ли токсикоза,
соматических заболеваний, резус-конфликта,
длительного приема лекарственных
препаратов и т.п. Описываются особенности
родов, наличие признаков асфиксии плода,
родовой травмы, патологического
предлежания плода. Отмечается характер
помощи во время родов и затраченное на
оживление плода время. Указывается, не
было ли у ребенка врожденных пороков
развития, судорог, признаков желтухи.
Отмечается вес при рождении и время
начала кормления, срок пребывания в
роддоме. Затем перечисляются перенесенные
ребенком заболевания, указывается их
острота, характер, длительность, лечение,
наличие осложнений.
Социальный
анамнез ребенка:
выясняется, где, как и кем воспитывался
и обучался ребенок до момента обследования
(находился дома, под наблюдением матери,
бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад
(какой период), получал ли и какую именно
коррекционно-педагогическую помощь;
если обследуемый уже школьного возраста,
то аналогичные сведения о школьном
обучении и воспитании.
Важным для анализа
развития ребенка является состояние
матери, не только во время беременности,
но и в первые годы жизни ребенка. Те или
иные факты болезненного состояния
родителей (в особенности матери) в первые
годы жизни ребенка являются принципиально
важной информацией для психолога,
поскольку позволяют выдвинуть гипотезу
и родительско-детских отношений в этот
период, и гипо- или гипераффективных
взаимодействиях в диаде мать-ребенок,
о возможных в этих случаях трудностях
формирования чувства привязанности
или базового доверия.
Учитель-дефектолог
и психолог, осуществляющие
психолого-педагогическое изучение
ребенка, знакомятся с результатами
медицинского обследования по документации
— изучают историю развития ребенка,
заключения специалистов и т.д. Они должны
владеть основными понятиями соответствующих
клинических областей знания и уметь
анализировать медицинскую документацию.
Для понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье.
В
соответствии с принципами интегративной
оценки сбор психологического анамнеза
является, с одной стороны, необходимой
частью построения психологической
диагностической гипотезы, а с другой —
представляет собой систему объективных
данных, позволяющие предположить причину
и вероятные механизмы возникновения
того или иного варианта отклоняющегося
развития. Следует отметить, что практически
все специалисты уделяют пристальное
внимание сбору анамнестических данных.
Сбор психологического анамнеза, может
опираться на уже известные факты из
истории развития ребенка (медицинский
анамнез). Однако сбор психологического
анамнеза имеет свои цели и задачи и
представляет собой достаточно
специфический набор тем, по поводу
которых ведется беседа. В случае детально
прописанного врачебного анамнеза не
имеет смысла повторять вопросы, раннее
заданные врачом, а следует лишь
детализировать интересующие психолога
этапы и специфику развития превращая,
таким образом, медицинский анамнез в
историю развития. Часто психологи
образовательных учреждений, в том числе
и психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, оказываются
первыми специалистами, к которым
обращаются родители с ОВЗ. В таких
случаях психолог буквально вынужден
оценивать историю развития ребенка (в
том числе и период развития до момента
рождения) самостоятельно. В любом случае,
умение оценить и проанализировать
информацию, считающуюся до сих пор
исключительно прерогативой медицинских
работников, является показателем
профессионализма специалиста, особенно
тогда, когда речь идет о психологах,
работающих с детьми с ОВЗ.
Основная
задача сбора анамнестических данных —
установить факторы, определившие
тот или иной путь психического развития,
то есть значимые обстоятельства жизни
ребенка и степень их влияния на
развитие психики.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Не следует путать с Анамнесис — литургическим и философским термином.
Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель — облегчение состояния пациента.
Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины.
Виды анамнеза[править | править код]
Неполный список видов анамнеза:
Анамнез болезни (новолат. Anamnesis morbi)
Начало заболевания, динамика симптомов с момента начала заболевания до момента обращения, с какими факторами пациент связывает данное заболевание, какие исследования и какое лечение проводилось и каковы результаты и т. п.
Анамнез жизни (новолат. Anamnesis vitae)
Перенесённые ранее заболевания, существующая хроническая патология со стороны различных органов и систем органов, операции, травмы и т. п. Также изучаются условия жизни пациента.
Акушерский анамнез
Были ли ранее беременности, как протекали, каков их исход.
Гинекологический анамнез
Перенесённые гинекологические заболевания и операции на женских половых органах, менструальный цикл, его особенности, периодичность, болезненность и т. п.
Семейный анамнез
Наличие подобных симптомов у кровных родственников, наследственные заболевания и т. п.
Аллергологический анамнез
Аллергические реакции, в том числе на лекарственные средства, вакцины, пищевые продукты, растения и т. п. Характер проявлений при развитии аллергии.
Анамнез характера питания больного
Сбор сведений о характере съеденной пищи, частоте её употребления и режиме питания на протяжении определённого промежутка времени (обычно 2—5 дней). Подобные сведения позволяют врачу сформировать простые рекомендации, связанные с питанием.
Страховой (экспертный) анамнез
Наличие/отсутствие полиса ОМС (ДМС), срок нетрудоспособности по каким-либо причинам за последние 12 месяцев («сколько времени состоял на больничном листе»).
Эпидемиологический анамнез
Сборы сведений о контактах больного с инфекционными больными, поездках в регионы эндемичные по какой-либо инфекции. В случае массовых пищевых отравлений опрос больных о том, что они ели. Подобные данные позволяют выявить источник заражения и отравления.
См. также[править | править код]
- Катамнез
Ссылки[править | править код]
- Анамнез // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Анамнез и осмотр гинекологических больных (недоступная ссылка) Проверено 19 ноября 2016.
Источник