Советы по развитию творчества ребенка

Советы по развитию творчества ребенка thumbnail

Олеся Ахмеджанова

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.



Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.



Источник

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

21. Хвалите ребенка

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

26. Если ребенку нравится литература, посещайте:

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.

27. Если нравится музыка, ходите на:

  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;

Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Источник

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»

Обложка поста freepik

Источник

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников

1. Поощряйте интересы и увлечения детей в самых различных областях. Если ребенок не выпускает карандаши из рук и обрисовал в доме все стены, ответите его в художественную школу. Если же малыш очень активный и с утра до ночи готов бегать и прыгать, то ему прямая дорога в спортивную студию.

2. Обеспечьте малыша всем необходимым. Если он любит рисовать, купите ему карандаши, фломастеры, мелки, краски, мольберт и т. д. Любителям музыки прикупите диски с различными композициями, набор музыкальных инструментов.

3. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте юного творца. Поощряйте малыша за любое проявление творчества. Мотивируйте его на создание новых шедевров, даже если у него плохо получается какой-либо вид творческой деятельности.

4. Не сравнивайте способности своего отпрыска и других детей. Возможно, ваш малыш только начинает свой творческий путь, и танцевать или петь у него получается не так хорошо, как у Вани или Даши. Не нужно акцентировать на этом внимание, когда будете общаться с малышом на тему его творческих успехов.

5. Если малыш отказывается заниматься тем видом деятельности, который выбрал сам, не ругайте его за это. Не нужно думать, что это лень. В дошкольном возрасте ребенок «ищет» себя и, возможно, он просто ошибся. В этом случае с ними нужно обсудить эту тему и узнать, какой вид творчества его привлекает больше.

6. Проявляйте максимальный интерес к тому, чем занимается ребенок. Совместная деятельность со взрослыми будет мотивировать его на свершение новых творческих подвигов, разовьет творческие навыки

Эффективные методы развития творческих способностей у дошкольников.

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир. Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры. Покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование. Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры.Не жалейте бумаги на это дело.

4. Лепка. Лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей, к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки, после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры. Пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение. Детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью. Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами. Берите малышей с собой в библиотеку. Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности. Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность, обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию. обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Источник

Òâîð÷åñòâî — íåîáûêíîâåííûé èñòî÷íèê ýíåðãèè, çíàíèé, ðàçâèòèÿ è ðàäîñòè. Äëÿ äåòåé òàêèå çàíÿòèÿ íåîáõîäèìû: ìàëûøè ó÷àòñÿ ñîçäàâàòü, ïðîÿâëÿþò ñåáÿ, íå áîÿòñÿ ïðîáîâàòü ÷òî-òî íîâîå. Êàê æå íàéòè òâîð÷åñêîå íà÷àëî è ðàñêðûòü òàëàíò ðåáåíêà? Ìû âûáðàëè 30 ïîëåçíûõ ñîâåòîâ èç êíèã ÌÈÔà, êîòîðûå ïîìîãóò ðîäèòåëÿì. Èòàê, ïîåõàëè!

1. Íåòâîð÷åñêèõ äåòåé íå áûâàåò

Äåòè — íåâåðîÿòíî òâîð÷åñêèé íàðîä. Êîìó-òî íðàâèòñÿ ðèñîâàòü è ìàñòåðèòü, êîìó-òî — ìóçèöèðîâàòü, à êòî-òî — ïðèðîæäåííûé èçîáðåòàòåëü, îáîæàåò èãðàòü ñ êîíñòðóêòîðîì èëè ðàçáèðàòü òåõíè÷åñêèå èãðóøêè. Åñòü ìàëûøè, êîòîðûå ëþáÿò íàðÿæàòüñÿ è ñòàâÿò ñïåêòàêëè. À êòî-òî ñ óâëå÷åíèåì êîïàåòñÿ â çåìëå è ñòðîèò èç ïðóòèêîâ è ãëèíû. Äåòè áåñêîíå÷íî ïðîáóþò è óçíàþò, ÷òî èì èíòåðåñíî è ê ÷åìó ëåæèò äóøà. Íå äóìàéòå, ÷òî âàø ðåáåíîê íå ñïîñîáåí ê òâîð÷åñòâó. Ñêîðåå âñåãî, îí åù¸ íå íàøåë òî ñàìîå çàíÿòèå, ÷òî çàèíòåðåñóåò ïî-íàñòîÿùåìó.

2. Òâîð÷åñêîå ðàñïèñàíèå

Îäíî èç âàæíåéøèõ óñëîâèé òâîð÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ — âûäåëèòü âðåìÿ äëÿ çàíÿòèé òâîð÷åñòâîì. Íàéäèòå õîòÿ áû 10–15 ìèíóò â áóäíè è îäèí-äâà ÷àñà â âûõîäíûå, ÷òîáû âìåñòå ñ ðåáåíêîì ïðåäàòüñÿ ðèñîâàíèþ, ïåíèþ èëè ÷åìó óãîäíî åùå. Îòêðûâàéòå â ñåìåéíîì ðàñïîðÿäêå «ïîòàéíûå îêîøêè» äëÿ êîðîòêèõ òâîð÷åñêèõ èãð: çà óæèíîì ïîèãðàéòå çà ñòîëîì â ñëîâîòâîð÷åñòâî, ïåðåä ñíîì âìåñòå ñî÷èíèòå ñêàçêó, ïî äîðîãå â äåòñêèé ñàä èëè øêîëó ïðèäóìàéòå íîâûå ñëîâà íà ìîòèâ èçâåñòíûõ ïåñåí.

3. Îòäûõàéòå îò ãàäæåòîâ

Âî âðåìÿ òâîð÷åñêèõ çàíÿòèé âûêëþ÷èòå íåíàäîëãî òåëåâèçîð, êîìïüþòåð, ïëàíøåò, ñìàðòôîí è èãðîâóþ ïðèñòàâêó. Âûäåëèòå êîðçèíêó, êóäà âñÿ ýëåêòðîíèêà îòïðàâëÿåòñÿ «ñïàòü», ïîêà âû çàíèìàåòåñü òâîð÷åñòâîì.

4. Òâîð÷åñêèé óãîëîê

Âèðäæèíèÿ Âóëüô ïèñàëà, ÷òî êàæäîìó òâîð÷åñêîìó ÷åëîâåêó íóæíà ñîáñòâåííàÿ êîìíàòà. Íå ó âñåõ íàñ åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü, íî âàæíî âûäåëèòü êàêîå-ëèáî ïðîñòðàíñòâî, ïóñòü äàæå îíî áóäåò ñîâñåì ìàëåíüêèì.

Ñîçäàéòå ó ñåáÿ äîìà «òâîð÷åñêèé óãîëîê», ãäå ðåáåíîê ñìîæåò íàéòè âñå íåîáõîäèìîå äëÿ òâîð÷åñòâà.

Ñëîæèòå òóäà òî, ÷òî ìîæåò ðàçáóäèòü åãî âîîáðàæåíèå: ïðîáêè, áëåñòêè, êëåé, íèòêè, ðàçíîöâåòíóþ ïðîâîëîêó, áóñèíêè, öâåòíóþ áóìàãó… Åñëè ó âàñ â äîìå íåò íè îäíîãî ñâîáîäíîãî ìåñòà, òî ðîëü «òâîð÷åñêîãî óãîëêà» ìîæåò èãðàòü êîðîáêà èëè ïîëêà.

5. Óñòðàèâàéòå òâîð÷åñêèå ïðèêëþ÷åíèÿ

Òâîð÷åñêîå ïðèêëþ÷åíèå — åæåíåäåëüíûé, ñïëàíèðîâàííûé è ïîäãîòîâëåííûé âìåñòå ñ äåòüìè ïîõîä êóäà-íèáóäü. Òàêàÿ âûëàçêà íå äîëæíà äëèòüñÿ äîëãî, íî îáÿçàíà áûòü ÿðêèì ñîáûòèåì. Åå öåëü — ïîïîëíèòü äóõîâíûå çàïàñû. Êîãäà âû âûáèðàåòå, êóäà áû îòïðàâèòüñÿ, äàéòå âîëþ ôàíòàçèè, ïîñìîòðèòå íà ýòî ïðèêëþ÷åíèå âåñåëî, îòêëþ÷èòå ñåðüåçíîñòü. Ïîïðîáóéòå ñïëàíèðîâàòü ìåðîïðèÿòèå ïðÿìî ñåé÷àñ ñ ïîìîùüþ óïðàæíåíèÿ èç êíèãè «Õóäîæíèê åñòü â êàæäîì».

6. Áóäüòå òåðïèìû ê íåáîëüøîìó áåñïîðÿäêó

Äåòè ëþáÿò êàâàðäàê, è âàæíî ðàçðåøàòü èì åãî óñòðàèâàòü. Ìàìû è ïàïû, ñìèðèòåñü: èãðà — ýòî âñåãäà áåñïîðÿäîê. Åñëè äåòåé ñëèøêîì æåñòêî êîíòðîëèðîâàòü, îíè íå ïîëó÷àò ðàäîñòè îò èãðû. Òàê ÷òî äàéòå ñâîåìó âíóòðåííåìó õóäîæíèêó — à çàîäíî è ðåáåíêó — ïðîñòðàíñòâî äëÿ áåñïîðÿäêà. Ýòî ñäåëàåò âàñ ñâîáîäíûìè è ïðèíåñåò ðàäîñòü âñåì.

7. Äåëàéòå óáîðêó ïîñëå îêîí÷àíèÿ çàíÿòèé è ïðîñèòå ðåáåíêà ïîìî÷ü

Åñëè ó âàñ â äîìå äàëåêî íå âñå ðàçëîæåíî ïî ïîëî÷êàì — à ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ýòî èìåííî òàê, — ñóùåñòâóåò ìíîãî ñïîñîáîâ ðàçîáðàòü áåñïîðÿäîê è î÷èñòèòü ïðîñòðàíñòâî. Íàïðèìåð, ïîñòàâèòü òàéìåð íà ïÿòíàäöàòü ìèíóò è çà ýòî âðåìÿ ðàçëîæèòü ïî ìåñòàì êàê ìîæíî áîëüøå. Ýòî ñëîâíî èãðà: òàéìåð ïîäíèìàåò íàñòðîåíèå, öåëü ïîíÿòíà, à ðåçóëüòàò ïðèíîñèò óäîâëåòâîðåíèå.

8. Îäàðåííîñòü íå ãëàâíîå

Âû óäèâèòåñü, óçíàâ, êàê ìíîãî çíàìåíèòûõ ìóçûêàíòîâ, õóäîæíèêîâ, èçîáðåòàòåëåé, àêòåðîâ, êîìèêîâ, àðõèòåêòîðîâ, òàíöîðîâ è ïèñàòåëåé íàçûâàþò ïðè÷èíîé óñïåõà óñåðäíûé òðóä, à íå òàëàíò. Ñîñòîÿâøèåñÿ ëþäè òâîð÷åñêèõ ïðîôåññèé òâåðäÿò îá ýòîì ðàç çà ðàçîì, îïðîâåðãàÿ ìèô, ÷òî òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè — óäåë èçáðàííûõ.

9. Íå êîíòðîëèðóéòå ðåáåíêà

Ëþäè, êîòîðûì â äåòñòâå äàþò âîçìîæíîñòü ðàñêðûòü ñâîè ñïîñîáíîñòè, îñòàþòñÿ òâîð÷åñêèìè ëè÷íîñòÿìè âî âçðîñëîì âîçðàñòå. Åñëè æå äåòåé ïîñòîÿííî êîíòðîëèðîâàòü è âìåøèâàòüñÿ â èõ èãðû, îíè âñåãäà áóäóò ñîìíåâàòüñÿ â ñâîèõ ïîñòóïêàõ. Ïîïðîáóéòå äîìà âûïîëíèòü óïðàæíåíèå, êîòîðîå ïîìîæåò ïðåîäîëåòü èçëèøíþþ íàñòîé÷èâîñòü.

10. Ìàòåðèàëû äëÿ òâîð÷åñòâà âìåñòî äîðîãèõ èãðóøåê

Ó ñûíà ìîåé ïîäðóãè ïîëíî äîðîãèõ èãðóøåê. Íî âìåñòî äðàêîíà, êîòîðîãî îíà çàêàçûâàëà èç Àìåðèêè, Òèìîõà îáîæàåò èãðàòü ñ äåðåâÿííûì ìå÷îì, êîòîðûé ñäåëàë åìó äåä, è ñêëàäûâàòü áóìàæíûå ñàìîëåòû.

Ñìûñë â òîì, ÷òî ìîäíûå èãðóøêè äàðÿò ãîðàçäî ìåíüøå ïðîñòðàíñòâà äëÿ âîîáðàæåíèÿ, ÷åì ëþáèìûå «èãðîâûå èíñòðóìåíòû» ðåáåíêà.

×åì ïðîùå, òåì ëó÷øå. Ñàìîå îñíîâíîå — áóìàãà. Òîëüêî ïîäóìàéòå, âî ÷òî ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ ÷èñòûé ëèñò áóìàãè. Îí ìîæåò ñòàòü êàðòèíêîé, ñòèõîòâîðåíèåì, êîðàáëèêîì, êîâðîì-ñàìîëåòîì — âàðèàíòîâ î÷åíü ìíîãî. Ïëàñòèëèí, ôëîìàñòåðû, êëåé, äåðåâÿííûå ïàëî÷êè — âñå î÷åíü ïðîñòî è âåñåëî.

11. Ïîçíàêîìüòå ðåáåíêà ñ òâîð÷åñêèìè ëþäüìè

Õîäèòå ñ ðåáåíêîì íà âûñòàâêè, êîíöåðòû, ñïåêòàêëè èëè ïóáëè÷íûå ÷òåíèÿ — ïóñòü óâèäèò, êàê âûðàæàþò ñåáÿ òâîð÷åñêèå ëþäè. Ýòî ðàñêðàñèò âàøè áóäíè, à ó ðåáåíêà ïîÿâÿòñÿ íîâûå èäåè. ×àñòî èìåííî òàê âîçíèêàåò èíòåðåñ. À ãëàâíîå, òâîð÷åñòâî çàðàçèòåëüíî!

12. Ïðåâðàòèòå áóäíè÷íûå äåëà â ïðàçäíèê

Áóäíè÷íûõ çàáîò íå èçáåæàòü: íàñòàíåò äåíü, êîãäà íàêîïèòñÿ ñòèðêà èëè â äîìå çàêîí÷àòñÿ ïðîäóêòû. Âêëþ÷àéòå âîîáðàæåíèå è ïðèäóìàéòå, êàê ïðåâðàòèòü â èãðó íåîòëîæíûå äåëà. Íàïðèìåð, ñíèìàÿ ñ ñóøèëêè ÷èñòîå áåëüå, ïîïðîñèòå ðåáåíêà îïðåäåëèòü, ãäå ÷üÿ âåùü. «Ýòî ìîå! Ýòî ïàïèíî! Ýòî òâîå!».  âàííó äîáàâüòå ìûëüíîé ïåíû è ïóñêàéòå ìûëüíûå ïóçûðè. À ïåðåä ñíîì ïîçâîëüòå ðåáåíêó ñàìîìó âûáðàòü, êîòîðóþ áóäåòå ÷èòàòü íà íî÷ü. Âñå ýòè íåáîëüøèå õèòðîñòè ïðåâðàòÿò íóäíûå äåëà â èãðó.

13. Äàâàéòå íåìíîãî ïîñêó÷àòü

 ïîâñåäíåâíîé æèçíè íàì ÷àñòî áûâàåò ñêó÷íî. Íî ñêóêà íå ñèíîíèì ñòàãíàöèè — âñå êàê ðàç íàîáîðîò. Îíà ïîñòîÿííî ïîáóæäàåò íàñ ê äåéñòâèþ: åñëè âû çàñêó÷àëè, ýòî ïîäñêàçêà, ÷òî ïîðà ìåíÿòü íàïðàâëåíèå äåÿòåëüíîñòè. Êîãäà âàø ðåáåíîê áóäåò æàëîâàòüñÿ íà ñêóêó, ïîñòàðàéòåñü âîçäåðæàòüñÿ îò èñêóøåíèÿ ðåøèòü ïðîáëåìó è çàíÿòü åãî ÷åì-òî. Äàéòå åìó âîçìîæíîñòü íàéòè ÷òî-òî íîâîå. Ñëèøêîì ñëîæíî? Òîãäà ñíà÷àëà âûïîëíèòå óïðàæíåíèå èç êíèãè «Õóäîæíèê åñòü â êàæäîì».

14. Óñòðàèâàéòå òâîð÷åñêèå âå÷åðà

Ñîáèðàéòåñü âñåé ñåìüåé è äðóæíî çàíèìàéòåñü êàêèì-íèáóäü âèäîì òâîð÷åñòâà, à â ñëåäóþùèé òâîð÷åñêèé âå÷åð — äðóãèì. Ýòî îòëè÷íûé ñïîñîá ïîçíàêîìèòü ðåáåíêà ñ íîâûìè âèäàìè çàíÿòèé, êîòîðûå, âîçìîæíî, íå óâëåêëè áû åãî, çàíèìàéñÿ îí èìè â îäèíî÷êó

15. Ïðîáóéòå!

Íå áîéòåñü ïîçâîëÿòü äåòÿì ïðîáîâàòü ñåáÿ â ðàçíûõ âèäàõ òâîð÷åñòâà: òîëüêî òàê îíè ïîéìóò, ÷òî òâîð÷åñòâî ìíîãîëèêî è ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ïî-ðàçíîìó. Òàê îíè óçíàþò, êàêèå çàíÿòèÿ èì íðàâÿòñÿ áîëüøå âñåãî.

16. Ñîõðàíÿéòå ìîìåíòû òâîð÷åñòâà

Êîãäà â âàøåé ñåìüå ïîÿâÿòñÿ ñîáñòâåííûå òâîð÷åñêèå òðàäèöèè, îáÿçàòåëüíî çàïå÷àòëåéòå èõ. Ôîòîãðàôèðóéòå ðèñóíêè è ïîäåëêè, ñíèìàéòå íà âèäåî ìóçûêàëüíûå, òàíöåâàëüíûå, ëèòåðàòóðíûå è òåàòðàëüíûå âûñòóïëåíèÿ.

Äàæå ñïóñòÿ ìíîãî ëåò áóäåò èíòåðåñíî è ïðèÿòíî âñïîìíèòü, ÷åì âû çàíèìàëèñü âìåñòå ñ äåòüìè.

17. Âûñòàâêà ðàáîò

Ïîêàæèòå, ÷òî âû óâàæàåòå òâîð÷åñòâî ñâîåãî ðåáåíêà, è ñòàâüòå íà âèäíîå ìåñòî òå ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðûå îí âûáðàë. Ïðèíèìàéòå åãî îöåíêó ñîáñòâåííûõ øåäåâðîâ: îñòàâëÿéòå òî, ÷òî îí õî÷åò ñîõðàíèòü, è óáèðàéòå òî, ÷òî åìó íàäîåëî.

18. Ãóëÿéòå íà ïðèðîäå

Äàæå åñëè âû îáîðóäîâàëè â äîìå ïðåêðàñíîå ðàáî÷åå ìåñòî, ïåðèîäè÷åñêè ìåíÿéòå îáñòàíîâêó. Ïðèðîäà ïîäàðèò âàì íîâûå òåìû äëÿ ðàáîò è ÿðêèå âïå÷àòëåíèÿ. Åñëè íà óëèöå õîðîøàÿ ïîãîäà, ïðåâðàòèòå â õóäîæåñòâåííóþ ñòóäèþ ñâîé äâîð, áàëêîí èëè áëèæàéøèé ïàðê. Çäåñü âû ñìîæåòå çàíÿòüñÿ ìàñøòàáíûìè ïðîåêòàìè, íå áîÿñü ÷òî-íèáóäü èñïà÷êàòü.

19. Ðàññêàçûâàéòå èñòîðèè

Âñå äåòè ôàíòàçèðóþò è ïðèäóìûâàþò èñòîðèè. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ðàññêàçàòü êàêóþ-íèáóäü èñòîðèþ î íåì ñàìîì è ïîäûãðàéòå åìó, äàæå åñëè ýòî áóäåò ïðîñòî çàáàâíûé øêîëüíûé ñëó÷àé. Îñíîâíàÿ çàäà÷à — ïîáóäèòü ðåáåíêà ðàññêàçûâàòü èñòîðèè è äåëèòüñÿ èìè ñ íàìè. Ïîòðåíèðóéòåñü â óìåíèè ñëóøàòü, âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèå.

20. Ãëàâíîå, ÷òîáû áûëî âåñåëî

Ïîìíèòå, êàê âû ñàìè áûëè äåòüìè: ñìåÿëèñü, äóðà÷èëèñü è âåñåëèëèñü, êîãäà ïðèäóìûâàëè ÷òî-òî âìåñòå? Íàøè äåòñêèå ïðîåêòû îñòàþòñÿ â ïàìÿòè, ïîòîìó ÷òî ïîäàðèëè ìîðå ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Ëþáîçíàòåëüíîñòü, òÿãà ê ýêñïåðèìåíòèðîâàíèþ, ñìåêàëêà, íàâûêè ðåøåíèÿ çàäà÷, ïîòðåáíîñòü â òâîð÷åñêîì ñàìîâûðàæåíèè — âñå ýòî ïðîáóæäàåòñÿ â äåòÿõ, êîãäà èì âåñåëî.

Ðàäîñòü — òà ñàìàÿ èñêîðêà âîëøåáñòâà, áëàãîäàðÿ êîòîðîé äåòè õîòÿò òâîðèòü ñíîâà è ñíîâà

21. Õâàëèòå ðåáåíêà

Õâàëèòå ðåáåíêà, êîãäà îí ìíîãî çàíèìàåòñÿ, è òîãäà îí áóäåò çàíèìàòüñÿ åùå áîëüøå. Ïîääåðæèòå åãî âî âðåìÿ çàíÿòèé, ó÷àñòâóéòå â íèõ âìåñòå — òîãäà ó íåãî ïîÿâèòñÿ æåëàíèå èñêàòü, îòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ íîâûå íàïðàâëåíèÿ.

22. ×èòàéòå êíèãè ñ äåòüìè

Âî âñå âðåìåíà ðîäèòåëè ëþáèëè ÷èòàòü äåòÿì. Äàâàéòå îãëÿíåìñÿ íà ñîáñòâåííîå äåòñòâî: âñå ìû ïîìíèì, êàê íàì ÷èòàëè íàøè ñàìûå ëþáèìûå êíèæêè. Èìåííî òîãäà ìû íà÷èíàëè ïîíèìàòü, ÷òî ñëîâà ñîñòîÿò èç áóê⠗ è ñàìè ó÷èëèñü ÷èòàòü. Ëþáèìûå èñòîðèè èç äåòñòâà îñòàþòñÿ ñ íàìè íà âñþ æèçíü, è ÷àñòî èìåííî îíè ïðåäîïðåäåëÿëè íàøè èíòåðåñû â ãîðàçäî áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä.

23. Êàê ïîíÿòü, ÷òî íðàâèòñÿ

Âûáåðèòå ïîäõîäÿùèå ïî âîçðàñòó äëÿ âàøåãî ðåáåíêà çàíÿòèÿ â êàæäîé ñôåðå — èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî, êîíñòðóèðîâàíèå, ìóçûêà, òàíöû, òåàòð, ñëîâîòâîð÷åñòâî — è îïðîáóéòå èõ âìåñòå. Ýòî íå òàê ïðîñòî, êàê êàæåòñÿ. Ïîýòîìó íà÷íèòå ñ óïðàæíåíèÿ ïî îïðåäåëåíèþ èíòåðåñîâ.

24. Íå íóæíî áûòü èäåàëüíûìè

Ïîêàæèòå ðåáåíêó, ÷òî íåò íèêàêîé íåîáõîäèìîñòè âñåãäà áûòü èäåàëüíûì. Åñëè ðèñóíîê íå óäàëñÿ, íåò ïðè÷èí ãðóñòèòü — ìîæíî ïîïðîáîâàòü åù¸ ðàç. Óñïåøíûé ÷åëîâåê — íå òîò, êòî íèêîãäà íå ñîâåðøàë íèêàêèõ îøèáîê, à òîò, êòî ïîñëå ïàäåíèÿ íàõîäèò â ñåáå ñèëû âñòàòü è íà÷àòü çàíîâî.

Ïîäàéòå äåòÿì ïðèìåð òîãî, ÷òî ìîæíî ÷òî-òî äåëàòü íå ëó÷øå âñåõ íà ñâåòå. Çàéìèòåñü ÷åì-òî, ÷òî ó âàñ íå î÷åíü õîðîøî ïîëó÷àåòñÿ — è äàéòå ðåáåíêó ïîíàáëþäàòü çà âàìè.

25. Ïðîöåññ âàæíåå ðåçóëüòàòà

×àñòî ðîäèòåëè çàöèêëèâàþòñÿ íà âòîðîñòåïåííûõ àñïåêòàõ òâîð÷åñòâà. Âìåñòî òîãî ÷òîáû ãîðäèòüñÿ äî÷åðüþ, èãðàþùåé â øêîëüíîì òåàòðå, îíè âîçìóùàþòñÿ, ÷òî íà îáùåé ôîòîãðàôèè â ìåñòíîé ãàçåòå åå «ïëîõî âèäíî». Èëè ïåðåæèâàþò, ÷òî ñûí íå ïîëó÷èë äîëæíîãî âíèìàíèÿ íà ìóçûêàëüíîì êîíêóðñå.

Îñòàíîâèòåñü. Õâàëèòå äåòåé çà ïîïûòêè. Ïîêàæèòå èì, ÷òî ïðîöåññ âàæíåå ðåçóëüòàòà: òîãäà ó íèõ ïîÿâèòñÿ æåëàíèå ïðîÿâèòü ñîáñòâåííûå ñïîñîáíîñòè.

Ïîêà äåòè çíàþò, ÷òî èì åñòü êóäà ñòðåìèòüñÿ, îíè áóäóò ïðîäîëæàòü ðàçâèâàòüñÿ.

26. Åñëè ðåáåíêó íðàâèòñÿ ëèòåðàòóðà, ïîñåùàéòå:

ïîýòè÷åñêèå èëè ëèòåðàòóðíûå ÷òåíèÿ äëÿ äåòåé;

áèáëèîòåêè è êíèæíûå ìàãàçèíû;

ìåðîïðèÿòèÿ, ãäå äåòè ÷èòàþò âñëóõ;

êíèæíûå âûñòàâêè;

ëèòåðàòóðíûå ôåñòèâàëè è êíèæíûå âûñòàâêè-ÿðìàðêè.

27. Åñëè íðàâèòñÿ ìóçûêà, õîäèòå íà:

áåñïëàòíûå êîíöåðòû íà îòêðûòîì âîçäóõå;

êîíöåðòû êëàññè÷åñêîé ìóçûêè äëÿ äåòåé (îíè äëÿòñÿ êóäà ìåíüøå, ÷åì «âçðîñëûå», è ðåáåíîê íå óñòàåò);

âûñòóïëåíèÿ â ìóçûêàëüíûõ øêîëàõ, äîìàõ òâîð÷åñòâà è ñòóäèÿõ, ãäå èãðàþò ñàìè äåòè;

Ïóñòü êàæäûé ÷ëåí ñåìüè ñëóøàåò äîìà ìóçûêó, êîòîðàÿ åìó íðàâèòñÿ. Ïîòîìó ÷òî íà âîïðîñ «Êàêàÿ ó òåáÿ ëþáèìàÿ ìóçûêà?» íå áûâàåò íåïðàâèëüíîãî îòâåòà.

28. Åñëè íðàâèòñÿ èñêóññòâî, ïîñåùàéòå:

âûñòàâêè äåòñêèõ ðàáîò â øêîëàõ, äåòñêèõ ñàäàõ, äîìàõ òâîð÷åñòâà è ñòóäèÿõ;

ôåñòèâàëè õóäîæåñòâåííîãî è ïðèêëàäíîãî òâîð÷åñòâà;

ìàñòåð-êëàññû ðåìåñåë íà ÿðìàðêàõ è ôåñòèâàëÿõ (ðàáîòà ñ äåðåâîì è ìåòàëëîì, òêàíüþ, êîæåé, ãîí÷àðíîå äåëî, þâåëèðíîå ðåìåñëî);

ìóçåè è âûñòàâêè èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà, ôîòîãðàôèè;

ìàñòåð-êëàññû ïî ðèñîâàíèþ, ëåïêå è äðóãèì âèäàì èñêóññòâàíà ñâåæåì âîçäóõå.

29. Åñëè íðàâèòñÿ òåàòð, ïðîâîäèòå âðåìÿ, ïîñåùàÿ:

äåòñêèå ñïåêòàêëè;

ôåñòèâàëè ñ ó÷àñòèåì ìèìîâ, êëîóíîâ è àêòåðîâ.

Îðãàíèçóéòå äîìàøíèå êóêîëüíûå (è íå òîëüêî) ñïåêòàêëè. Ó÷àñòâóéòå â ïðåäñòàâëåíèÿõ â äåòñêîì ñàäó, øêîëå, äîìå òâîð÷åñòâà.

30. Ïðèìèòå êàê äàííîñòü, ÷òî ñî âðåìåíåì êðóã òâîð÷åñêèõ óâëå÷åíèé ðåáåíêà ìîæåò èçìåíèòüñÿ

Áîðèòåñü ñ æåëàíèåì ïðèïèñàòü ðåáåíêó îäèí ãëàâíûé èíòåðåñ èëè òàëàíò è ïðè÷èñëèòü åãî ê «ìóçûêàëüíûì», «òåàòðàëüíûì» èëè «õîðîøî ðèñóþùèì» äåòÿì. Áóäüòå ãèáêèìè: ïóñòü ðåáåíîê ÷óâñòâóåò, ÷òî åìó ïðåäîñòàâëåíà ñâîáîäà âûáîðà è ÷òî îí ìîæåò áåñïðåïÿòñòâåííî ïðîáîâàòü âñå è äåëàòü íîâûå îòêðûòèÿ.

Òâîð÷åñòâî äîëæíî ðàäîâàòü, âäîõíîâëÿòü, îêðûëÿòü. À çàäà÷à ðîäèòåëåé — äàòü ðåáåíêó ñâîáîäó è íå ïðåâðàùàòü ïðîöåññ â ãîíêó çà ïðèçàìè. Íàñëàæäàéòåñü ìîìåíòîì. È åñëè âèäèòå, ÷òî âàø ðåáåíîê ïî-íàñòîÿùåìó óâëå÷åí âî âðåìÿ ðèñîâàíèÿ, èãðû íà ôîðòåïèàíî èëè ÷òåíèÿ ñòèõîâ, òî âû íà ïðàâèëüíîì ïóòè.

Источник