Советы по развитию способностей ребенка
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- таланты ребенка
Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.
Этапы формирования способностей у детей
Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:
- один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
- три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
- пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.
Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.
- семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
- 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам
Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:
- Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
- Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
- Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
- Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
- Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
- Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.
- Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
- Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.
Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
Екатерина Кушнир
У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.
Какой талант у вашего ребенка?
Источник
Олеся Ахмеджанова
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!
1. Нетворческих детей не бывает
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.
2. Творческое расписание
Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.
Источник
3. Отдыхайте от гаджетов
Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.
4. Творческий уголок
Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.
Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.
Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
5. Устраивайте творческие приключения
Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку
Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.
Источник
7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь
Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
8. Одаренность не главное
Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.
9. Не контролируйте ребенка
Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек
У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.
Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.
Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.
11. Познакомьте ребенка с творческими людьми
Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!
12. Превратите будничные дела в праздник
Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.
13. Давайте немного поскучать
В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
14. Устраивайте творческие вечера
Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку
15. Пробуйте!
Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.
16. Сохраняйте моменты творчества
Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.
Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.
Источник
17. Выставка работ
Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.
18. Гуляйте на природе
Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.
19. Рассказывайте истории
Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
20. Главное, чтобы было весело
Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.
Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова
21. Хвалите ребенка
Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.
22. Читайте книги с детьми
Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
23. Как понять, что нравится
Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
24. Не нужно быть идеальными
Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.
Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.
25. Процесс важнее результата
Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.
Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.
Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.
26. Если ребенку нравится литература, посещайте:
- поэтические или литературные чтения для детей;
- библиотеки и книжные магазины;
- мероприятия, где дети читают вслух;
- книжные выставки;
- литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
27. Если нравится музыка, ходите на:
- бесплатные концерты на открытом воздухе;
- концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
- выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;
Источник
Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.
28. Если нравится искусство, посещайте:
- выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
- фестивали художественного и прикладного творчества;
- мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
- музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
- мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.
29. Если нравится театр, проводите время, посещая:
- детские спектакли;
- фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.
Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.
30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться
Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.
Источник
Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.
По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»
Обложка поста freepik
Источник