Советы для родителей для развития эмоций у ребенка

Татьяна Рубченкова
Рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети способны уже в младшем возрасте. Поэтому педагогу важно специально знакомить со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие — обо всем этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и позы, и мимика. Педагогу важно научить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Особую значимость приобретает данное направление в работе с детьми часто болеющими и с аллергической патологией.

Воспитательно-образовательная работа с младшим дошкольным возрастом предусматривает привлечение, в первую очередь, материала знакомых сказок (мы определяем этот метод как сказкотерапия). Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью воспитателя смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет малышам разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Сказочная тематика представляет педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества. Вместе с тем не следует забывать и о соблюдении безопасности: в определенных ситуациях нельзя воспитывать у детей абсолютное бесстрашие; напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаешься один дома, и др.).

В более старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Воспитатели учат их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Содержание работы с детьми этого возраста направлены на дальнейшее приобщение к языку эмоций.

По сравнению с содержанием программного материала для младших дошкольников, где ребенка знакомят лишь с основными эмоциями (грусть, радость, страх, спектр чувств старшего дошкольника существенно расширяется. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте формирование эмоциональной сферы ребенка предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

В образовательную работу со старшими дошкольниками включается знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо, гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто, радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо обогащать и развивать соответствующий словарный запас детей.

Одновременно деятельность с детьми в данном направлении поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Примерные задачи по эмоциональному воспитанию детей на каждом возрастном этапе.

Младший дошкольный возраст:

1. Учить понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам.

2. Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям.

3. Помочь понять причины и внешние признаки изменения настроения.

4. Помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

Средний дошкольный возраст.

1. Помочь осознать, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода.

2. Учить осознавать, как влияет природа на чувства и настроения.

3. Продолжать знакомить с внешними выражениями разных эмоциональных состояний.

4. Помочь понять, что такое «злость» и «доброта».

5. Помочь понимать и распознавать, что такое «грустно» и что значит «плохое настроение».

6. Учить распознавать по внешним признакам состояние гнева.

7. Помочь справляться со своими страхами.

8. Учить узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние «удивление».

9. Учить распознавать эмоциональное состояние «спокойствие».

10. Учить распознавать эмоциональное состояние «радость».

11. Помочь устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают.

Старший дошкольный возраст:

1. Развивать представление о себе и своем отличии от других.

2. Учить распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины.

3. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица.

4. Познакомить с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения окружающих.

5. Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями.

6. Учить распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом.

7. Учить понимать настроения другого, принимать его позицию.

8. Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события.

9. Знакомить с названиями различных эмоциональных состояний.

Развитие эмоциональной сферы ребенка — задача, найти решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов, родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении.

В воспитательно-образовательной работе педагогам рекомендуются следующие методы психологической коррекции и развития эмоционо-чувственной сферы личности ребенка:

1. Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

2. Психогимнастические игры.

3. Коммуникативные игры:

игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать его вербальными невербальными «поглаживаниями» ;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; *игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной ее идеи: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».

6. Игры, направленные на развитие воображения.

7. Релаксационные методы — использование специальных упражнений, дыхательные техники.

8. Использование эмоционально-символических методов:

групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость. В работе с часто болеющими детьми и детьми-аллергиками рекомендуется использовать материал, предназначенный для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка с отклонениями в здоровье, в большей мере использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Наиболее эффективными приемами являются:

а) словесные и подвижные игры;

б) психогимнастические этюды;

в) рисование (тематическое и свободное);

г) беседы и проблемные ситуации;

д) релаксационные игры;

Характеризуют достаточно развитую эмоциональную сферу ребенка овладение им следующими умениями:

— произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно и т. д.);

— одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Таким образом, перед педагогами стоит обязательная задача по развитию чувств и эмоций ребенка, его эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, сострадания. Каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира — психологическому здоровью детей. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

Первый тип поведения — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Источник

Краткая аннотация:

В данной статье я хотела бы поговорить о развитии эмоционального интеллекта у ребенка и предложить рекомендации родителям.

Дети нуждаются в руководстве и сочувствии гораздо больше чем в инструкциях.

Энн Салливан

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои и чужие эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства других людей, их желания, мотивацию. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознанию собственных границ и уважение к границам окружающих, дарить и принимать любовь и поддержку.

От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни.

От чего зависит развитие эмоционального интеллекта у ребенка?

Социализация ребенка в школе, его мотивация в учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи. Родители склонны недооценивать степень влияния собственных эмоций на внутренне состояние ребенка. Ребенок впитывает всё, что вы чувствует родитель, его настроение, переживания. От того, какие эмоции родители будут направлять на ребёнка, зависит уровень его эмоционального развития в перспективе.

Родителям важно уметь взаимодействовать со своим ребенком, организовывать такое общение, чтобы дети могли учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека.

Какие могут быть проблемы у ребенка в связи с нарушением его эмоционального благополучия?

Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственные чувства, эмоции, приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.

Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение, агрессивное поведение.

Страх — это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности.

Тревога- это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем.

Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития. Их проявления становятся более сложными по мере взросления подростка.

Бывают тревожные расстройства, которые отличаются от нормальной тревожности.

В таких случаях необходим медицинский подход, то есть консультация невролога.

При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица- родителя, можно обратится к психологу.

Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения, может проявляться при психотравмирующей ситуации.

Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики: снижение настроения, повышенная тревожность, отклонения в поведении ребенка ( поведение с апатией и безразличием; социальная замкнутость; самоповреждающее поведение).

Рекомендации родителям по развитию эмоционального интеллекта у ребенка?

Для этого необходимо живое общение с ребенком, привычка делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке.

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой для добрых взаимоотношений с людьми.

«Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в не обидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться. В любые семейные дела, так же очень полезно вовлекать близких, дедушек и бабушек. Всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «способностями» вашего ребенка.

Источник

Тарина Кулемеева
Рекомендации родителям «Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?»

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции?

Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе самому.

Упражнения для развития умения понимать себя:

(можете делать их вместе с ребёнком)

• Скажите ребёнку: «Прислушайся к себе. Если бы твоё настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твоё настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? Можно вести «дневник настроений». В нём ребёнок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать своё настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

• Нарисуйте контур человека. Пусть ребёнок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т. д. Для каждой эмоции ребёнок должен выбрать свой цвет. Нарисовать можно и одного человечка, и много (например, если счастье радость малыш захочет расположить в одном месте).

• Обсудите с ребёнком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробуете ответить на вопросы:

1. Что тебя может разозлить?

2. Как ты себя ведёшь, когда злишься?

3. Что чувствуешь в состоянии гнева?

4. Что сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся?

6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

7. Какие слова для тебя самые обидные? Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребёнком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, так как они слишком резкие, неприятные.

Упражнения, для того чтобы научиться справляться с гневом:

• Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

• Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребёнок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «СТОП!». Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

• Чтобы научить ребёнка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребёнка — уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаёте вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребёнок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребёнка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приёмы и действия повлияли на ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

• Учите ребёнка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или друзьями. Научите ребёнка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).

• Предложите воспользоваться «чудо — вещами» для выплёскивания негативных эмоций:

чашка (в неё можно кричать);

тазик или ванна с водой (игры с водой — бросать игрушки);

листы бумаги (их можно рвать, мять, с силой кидать в мишень на стене);

карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять её или переделать);

подушка «Бобо» (её можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», для этой цели подойдёт боксёрская груша.

• Средство «быстрой разрядки»

Если видите, что ребёнок перевозбуждён, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

• Игра «Обзывалки»

Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!». И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если вы разозлитесь на ребёнка, захотите его «проучить», вспомните весёлые «обзывалки», возможно даже назовите ребёнка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку. Имея навык такой игры, малыш назовёт обидчика «огурцом» (а не, и вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – неврозы, непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребёнка и учитесь сами показывать эмоции, «выплёскивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического, а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Источник