Сотрудничество семьи и школы как важный фактор в развитии личности ребенка

Сотрудничество семьи и школы как важный фактор в развитии личности ребенка thumbnail

Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка

  • Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
  • Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
  • Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.

Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.

  • Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
  • Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.

  • Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
  • Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
  • Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование — путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно — воспитательного процесса, обогащать психолого — педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
  • Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек — образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
  • А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:

 — Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;

— Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;

 — Сотрудничество учителей—предметников с родителями;

 — Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.

  • При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
  • В практической работе с семьей и родителями мы — педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы — это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
  • Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.

Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

  • Школа ставит перед собой много задач:

воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка — чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.

  • Если:

 Ребенка постоянно критикуют —  он учится ненавидеть.

 Ребенка высмеивают —  он становится замкнутым.

 Ребенка хвалят и одобряют — он учится быть благодарным.

Ребенка поддерживают —  он учится ценить себя.

 Ребенок растет в упреках —  он учится жить с чувством вины.

 Ребенок растет в атмосфере терпимости —  он учится понимать других.

 Ребенок растет в честности —  он учится быть справедливым.

 Ребенок растет в безопасности —  он учится верить в людей.

 Ребенок живет во вражде —  он учится быть агрессивным.

 Ребенок живет в понимании и дружелюбие —  он учится находить людей в этом мире.

  • Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
  • Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
  • Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
  •  Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
  •  Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
  • В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
  • А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
  • Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.

Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.

Тюлячинская средняя школа

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.

Источник

Библиографическое описание:

Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/949/ (дата обращения: 06.04.2020).

На
современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед
российским образованием — достичь нового уровня социализации
подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В национальной образовательной
стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных
требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются
владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями,
необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и
коммуникациям.[3].

Проблема
формирования личности такого уровня выходит за пределы одного
учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему, Торохтий
В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость
использования широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его
социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания
и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных
возможностей в педагогическом процессе.[7].

Для
определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что
социум включает следующие составные элементы: социальные институты,
социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности
и социальные способности.[7].

На
необходимость использования потенциала социума и социокультурных
институтов в процессе формирования личности указывали представители
«педагогики среды» С.Т. Шац- кий, В.Н. Шульгин, психологи
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, современные ученые В.Г. Бочарова, М.А.
Галагузова, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, В.С. Торохтий.

В работах В.Г. Бочаровой к социальным
образовательным институтам относятся:

— институты системы образования
(учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы,
гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные,
художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.


социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы
(культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства
массовой информации, производственные, коммерческие и иные
предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения
социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские,
подростковые, юношеские общественные организации и др.).

— субъекты открытой образовательной
среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная микросреда,
СМИ, клубы, любительские объединения и др.) [1. с. 149-150].

Каждый социальный институт
представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду,
является субъектом социального воспитания и представляет в
социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует
его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические
социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения.
И только в условиях согласованного взаимодействия социальных
институтов можно успешно решить задачи социального становления
личности.

Взаимодействие
— это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы
образования в частности. Взаимодействие как философская категория —
это процесс непосредственного или опосредованного воздействия
объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.

В
работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и
социальной работе рассматривается как установление связей между
деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей
различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность,
взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного
специалиста к другому, взаимное обучение.[5, с. 44].

Социальное
взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов,
социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации
интересов.[5, с.44].

И если учесть, что каждый
социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в
решении задач одного из направлений социального воспитания, тем
интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в
решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации
личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья
— важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная
общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт
общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором
развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу именно
общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших
социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою
социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как
важных субъектов социума является главным условием успешного развития
личности.

Закон Российской Федерации «Об
образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для
сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса
субъектов взаимодействия.[2].

Это направление продолжено и
закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать
с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для
родителей и общества».[3].

При
организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и
педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых
поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в
привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой
деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности
стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных
социальных ориентаций и творческого потенциала.

Под
педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М.,
Кузченко О.А. и др.) понимают, прежде всего, обстоятельства процесса
обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее
поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют
эффективности взаимодействия школы и семьи.

Педагогические условия делятся на
организационные и деятельностно-содержательные.

Организационные условия — это условия
признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия;
условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.

Деятельностно-содержательные условия
— это условия использования форм и методов взаимодействия,
востребованных современной педагогической практикой и проблемами
семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной
социально-значимой деятельности.

Эти педагогические условия совместно
обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации
этого взаимодействия.

В
«Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного
учреждения с семьей» Министерства образования Российской
Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением
занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями:

— заместитель директора по
воспитательной работе,

— заместитель директора по социальной
защите детей,

— учителя,

— социальный педагог,

— педагог-психолог,

— классные руководители,

— классные воспитатели.[4, с. 24-33].

Педагогическая
практика и научные исследования показали, что целесообразно
подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача
и школьного библиотекаря.

Кроме
того, в соответствии с должностными обязанностями, в общие задачи
руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, а
также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет
функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь
руководителем этого взаимодействия.

Цели
и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются
главными структурными элементами в организации взаимодействия. А
средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов
взаимодействия.

Выбор
содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия
принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и
устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед
школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (Журбина А.Т.,
Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на
индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников
И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и
семьи с точки зрения их использования в рамках информирования,
просвещения, обучения, консультирования родителей.

К
коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

— общие и классные родительские
собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и
родительского коллективов;

— родительский лекторий, который
способствует психологической и социально-педагогической
компетентности родителей;

— тематические конференции, «круглые
столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;

— вечера вопросов и ответов с
привлечением специалистов;


дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения
за детьми в определенные отрезки времени;

— презентации, которые подготавливают
как педагоги, так и члены семьи;

— привлечение родителей к участию в
оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и
фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

— привлечение родителей к руководству
школьными кружками;

— участие родителей в подготовке и
проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

— привлечение родителей к совместной
деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Из
индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

— индивидуальные беседы с родителями
и другими членами семьи, в результате которой согласованно
составляется программа и система педагогических действий с конкретным
ребенком;

— посещение семьи для знакомства с
домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи,
составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и
воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам
и проблемам воспитания детей.

Таковы формы взаимодействия школы и
семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего
поколения.

Важным составным элементом
осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos
— путь, способ достижения цели).

Метод
воспитания — это общественно обусловленное, педагогически
целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого,
способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а
также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия,
стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых,
направленных на определенные цели воспитания.[5, с. 188].

Выбор методов воспитания должен быть
обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а
генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию
обществом.

Для осуществления взаимодействия
школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы
такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения
ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к
различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке
самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных
группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М.,
Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1)
методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2)
методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение
видов деятельности и общения:

— метод введения новых видов
деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;

— усложненные формы диспута;


метод самоанализа;

— метод рефлексии;

— ролевые игры;

— социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение
отношений в классе, в семье:

— упражнение, поручение, личный
пример;

— убеждение, критика;

— метод воспитывающих ситуаций;

— деловые игры;

— методы поощрения и наказания;

— метод перспективы;

— метод общественного мнения;

— метод создания новых традиций и
т.д.

Другие
исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы
взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:

1)
организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные
перспективы,

задачи, проблемы, правила и нормы);

2)
методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные
самоуправление, соревнование, самообслуживание);

3)
методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия,
самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);

4)
методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание
радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к
чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение,
упражнение, поощрение и наказание).

Торохтий
В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического
подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает
содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными
институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он
относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские
отношения), метод консультирования, метод доверительного
взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии,
метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции,
метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод
согласования, метод совместной деятельности, методы социального
воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].

Рассмотренные формы и методы
педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному
включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности
процесса социализации школьников.

Литература:

  1. Бочарова В.Г. Социальный педагог:
    должность, профессия, призвание. — М., 2007.

  2. «Об образовании» — Закон
    Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007).
    –М., 2007.

  3. Кондаков А.М. Новые стандарты общего
    образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной
    инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии
    ПИ РАО от 08.04.2011 г. — М., 2011.

  4. Методические
    рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с
    семьей.//Вестник образования. — 2001. — №8. — с.24-33.

  5. Мардахаев
    Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. — М., 2011.

  6. Торохтий В.С.
    Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном
    пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и
    взаимозависимости. — Екатеринбург, 2010.

  7. Торохтий В.С. Социальная педагогика:
    социально-педагогическая деятельность и потенциал
    социума.//Материалы IX
    научно-практической межвузовской конференции молодых ученых
    учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. _
    М., 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, школа, социальное воспитание, взаимодействие, институт, привлечение родителей, организация взаимодействия, совместная деятельность, Российская Федерация, национальная образовательная стратегия.

Источник