Сотрудничество педагога и родителей развитие ребенка
Ирина Колоцей
Воспитываем детей вместе. Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей
Воспитываем детей вместе.
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в дошкольном возрасте — организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Следует отметить, что это невозможно, если родители и педагоги не дружат между собой, если родители не доверяют воспитателям. Поэтому очень важно найти с родителями общий язык и установить доверительные отношения. При наилучшем раскладе можно констатировать, что родители и педагоги определили одну общую цель, и стремятся достичь ее общими усилиями. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей.
Совместная деятельность – это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопознании и взаимовлиянии. Только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.
Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка.
Основная цель всех форм совместной деятельности дошкольного учреждения с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителейосуществляется в основном через:
— приобщение родителей к педагогическому процессу;
— расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
— появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения — помочь родителям в воспитании их детей. И хотя дошкольное учреждение и семья — это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Преимущества взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Положительный эмоциональный настрой воспитателей и родителей на совместную работу по воспитанию детей, где родители будут уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком; постоянно поддерживающий контакт с семьёй воспитатель, знающий способности, привычки своего воспитанника и учитывающий их при работе, что, в свою очередь, приведёт к повышению эффективности педагогического процесса; родители, которые берут на себя ответственность за воспитание ребёнка; укрепление внутрисемейных связей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в детском саду и семье; возможность учёта типа семей и стиля семейных отношений, что было не реально при использовании традиционных форм работы с родителями, причём воспитатель, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для сотрудничества и успешно осуществлять работу с родителями.
Существуют основные принципы сотрудничества с семьями:
— открытость детского сада для семьи;
— сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
При реализации взаимодействия с семьёй удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагоговневозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты научных исследований можно охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь и открытость наружу». Придать дошкольному учреждению открытость — сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гармонизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении,внести свой вклад в образовательную работу: одни с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и воспитатели должны строить отношения прежде всего на доверительности. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное — на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта). Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, он не скрывает, что в чем — то сомневается, просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника, при этом соблюдает такт и избегает панибратства.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Педагоги не приветствуют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри,начинают понимать объективность многих трудностей : мало игрушек, тесная умывальная комната и др. И тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить, как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идёт невольное сравнение: не отстаёт ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность, всё ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое.Важно другое: они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек дедушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодействию с каждой семьей — следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью: через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
Подводя итог, можно утверждать, что, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Источник
Процессы демократизации в системе образования,
его вариативность, инновационные программы
обусловили необходимость поиска решения,
проблем взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей, создания
условий для повышения педагогической культуры
родителей.
Практики и исследователи выявили и
сформулировали в этой связи следующие
противоречия:
— между правами и обязанностями родителей и
неумением ими пользоваться;
— между потребностью родителей на
образовательные услуги и отсутствием условий их
предоставления;
— между низким уровнем педагогической
культуры и недостаточными знаниями основ
психологии родителями и отсутствием систем
обучения их в дошкольных учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и
взаимодействия различных социальных институтов
(детский сад, семья, общественность) обеспечивают
благоприятные условия жизни и воспитания
ребенка, формирование основ полноценной,
гармонической личности.
В основу совместной деятельности семьи и
нашего дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в
воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями
целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со
стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных
возможностей коллектива и семьи, максимальное
использование воспитательного потенциала в
совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения, его
промежуточных и конечных результатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного
воспитания, а также взаимной ответственности
педагогов, родителей и общественности нашла свое
отражение в ряде нормативно-правовых документов,
в т.ч. в Концепции дошкольного воспитания,
Положении о дошкольном образовательном
учреждени, Законе «Об образовании» и других.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что
родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется и позиция
дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не
только воспитывает ребенка, но и консультирует
родителей по вопросам воспитания детей. В этой
связи нами определены условия работы с
родителями, формы и методы сотрудничества ДОУ и
семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся
условий, вариативных образовательных программ и
запросов семей. Педагог нашего дошкольного
учреждения — не только воспитатель детей, но и
партнер родителей по их воспитанию.
Формирование сотрудничества детей, родителей и
педагогов зависит, прежде всего, от того, как
складывается взаимодействие взрослых в этом
процессе. Результат воспитания может быть
успешным только при условии, если педагоги и
родители станут равноправными партнерами, так
как они воспитывают одних и тех же детей. В основу
этого союза положено единство стремлений,
взглядов на образовательный процесс. Мы
вырабатываем совместно общие цели и
образовательные задачи, а также пути достижения
намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей. Родители — взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие
анализировать ситуации, поэтому в решении ряда
проблем педагог получает их нужный и полезный
совет.
Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии
способностей ребенка, в преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении,
формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая часть родителей —
не профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знаний в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Педагоги и
родители вместе ищут наиболее эффективные
способы решения этой проблемы.
Определяющая роль в установлении такого
взаимодействия принадлежит педагогам. Союз,
взаимопонимание педагогов и. родителей, их
взаимное доверие возможны лишь в том случае, если
педагог не поучает, а советует, размышляет вместе
с ними, договаривается о совместных действиях,
тактично подводит их к пониманию необходимости
педагогических знаний. Вся атмосфера
взаимодействия, общения педагога с родителями
должна свидетельствовать о том, что педагог
нуждается в родителях, в объединении усилий, что
родители — его союзники, и он не может обойтись
без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление
педагога к сотрудничеству с ними, проявляют
интерес к объединению усилий по воспитанию и
обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы
терпение и целенаправленный поиск путей решения
этой проблемы. Начинаем работу и взаимодействие
с теми, кто желает участвовать в жизни группы,
поддерживает педагогов, даже если таких
родителей меньшинство.
Для формирования сотрудничества между
взрослыми и детьми важно представлять коллектив
как единое целое, как большую сплоченную семью,
жизнь, которой интересна, если организована
совместная деятельность педагогов, родителей,
детей. Это способствует установлению
взаимопонимания между родителями и детьми,
созданию комфортных условий в семье.
Для привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения разработана специальная
методика, которая включает три этапа:
- первый — актуализация потребностей родителей в
образовании собственного ребенка; - второй — педагогическое просвещение родителей
как заказчиков на образовательные услуги в
дошкольном учреждении; - третий — партнерство педагогов и родителей в
деятельности дошкольного учреждения.
Внедрение такой методики позволило создать
определённую систему работы с родителями,
представленную двумя блоками, каждый из которых
включает задачи, формы и виды деятельности
(таблица 1)
Таблица 1.
Основные блоки по работе с
родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в
дошкольном учреждении используются
коллективные и индивидуальные формы
деятельности. Считаем целесообразным сочетание
коллективных и индивидуальных форм
взаимодействия: беседу,
консультации-размышления, выполнение
индивидуальных поручений, совместный поиск
решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать
эффективными только в том случае, если удалось
найти индивидуальный стиль взаимоотношений с
каждым родителем. Важно расположить к себе
родителей, завоевать их доверие, вызвать на
откровенность, вызвать желание поделиться с
педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это
поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные
способы решения проблем воспитания конкретной
личности в дошкольном учреждении и дома.
Психологическим условием такого успешного
межличностного взаимодействия является
внимательность, не торопливость.
Анализ практики работы дошкольного учреждения
выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и
родителей
1. Родительские собрания
2. Конференции
3. Консультации
4. Беседы
5. Вечера для родителей
6. Кружки для родителей
7. Тематические выставки
8. Диспуты
9. Педагогические советы
10. Попечительский совет
11. Встреча с администрацией
12. Школа для родителей
13. Посещение семей на дому
14. Родительский комитет
Совместные мероприятия педагогов,
родителей и детей
- Дни открытых дверей
- Турниры знатоков
- Кружки
- КВН, викторины
- Праздники
- Семейные конкурсы
- Выпуск газеты
- Просмотры фильмов
- Концерты
- Оформление групп
- Соревнования
- Благоустройство ДОУ и территории
Анализ работы с родителями на группах показал,
что используются в основном стандартные формы
работы: родительские собрания, родительские
комитеты, которые проводятся нерегулярно, а тема
не всегда совпадает с содержанием. В Днях
открытых дверей мало родителей принимают
участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков,
КВНы, викторины, в группах фактически не
проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить
конкретные задачи, наполнить их соответствующим
содержанием, выбрать методы: содержание
родительских собраний, консультаций
недостаточно дифференцированно, воспитатели при
выборе методов сотрудничества не учитывают
возможностей и условий жизни конкретных семей;
довольно часто воспитатели, особенно молодые,
используют лишь коллективные формы работы с
семьей.
Причинами являются:
1) недостаточное знание специфики
семейного воспитания;
2) неумение анализировать уровень педагогической
культуры родителей и особенности воспитания
детей;
3) неумение планировать совместную работу с
детьми и родителями. У отдельных, особенно
молодых, воспитателей недостаточно развиты
коммуникативные умения.
Анализ теории и практики работы с семьей выявил
еще одну проблему на современном этапе —
организация совместной деятельности
родителей и детей. Одна из главных задач
педагогов — создать условия для развития
нормальных отношений в семье, а это может быть
достигнуто только при деятельности родителей и
детей, которая может быть реализована в
различных формах.
Например, формы познавательной
деятельности — это общественные смотры
знаний, умений и навыков, творческие отчеты по
направлениям деятельности, праздники знаний и
творчества, турниры знатоков, Дни открытых
дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения
родители и воспитатели определяют совместно.
Воспитатель составляет задания, помогает
сформировать группы, организовать
подготовительную работу, а родители участвуют в
оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов.
Формы трудовой деятельности —
оформление помещения группы, трудовой десант по
благоустройству и озеленению группы, ДОУ,
создание библиотеки и т.п.
Формы досуга — подготовка, проведение
и обсуждение спектаклей, праздников,
соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и
др.
Формы активизации — дискуссии,
диалоги, обсуждение ситуаций, анализ детских
высказываний или детского творчества, тренинги,
метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и
папки-передвижки, видеофильмы,
памятки-рекомендации для родителей и детей,
открытки-приглашения, визитки, выставки книг,
оборудования, настольных игр, детских или
совместных рисунков, поделок с родителями,
фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Интересной формой сотрудничества является
выпуск газеты.
Нами определен ряд общих задач по работе с
родителями в дошкольном учреждении:
— изучение интересов, мнений и запросов
родителей, не реализуемых в других социальных
институтах (семье и др.);
— обеспечение оптимальных условий для
саморазвития и самореализации родителей в
освоении ими различных социальных ролей;
— использование опыта деятельности других
дошкольных учреждений для построения модели
взаимодействия с родителями;
— расширение средств и способов работы с
родителями;
— обеспечение пространства для личностного
роста участников объединения, создание особой
творческой атмосферы.
Проведение родительских собраний по старой
структуре не оправдывает ожидания родителей. В
соответствии с нормативно-правовой базой
дошкольных учреждений родители являются
заказчиками образовательных услуг и имеют право
принимать участие в организации
образовательного процесса, создавать свои
органы самоуправления и решать некоторые
вопросы самостоятельно на родительских
собраниях, конференциях и в других формах работы.
Таким образом, работа родителей и педагогов в
условиях дошкольного учреждения должна носить
ярко выраженный специфический характер
сотрудничества, так как изменились и содержание,
и формы взаимоотношений между родителями и
работниками дошкольного учреждения.
Источник