Сопровождения ребенка с нарушениями развития
Валентина Обидина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа педагога совместно с психологом и логопедом начинается с момента появления такого ребенка в ДОУ; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального раз-вития ребенка.
Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.
Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.
Именно на налаживание гармоничных детско-материнских отношений ориентирована работа педагога и психолога в нашем ДОУ. Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь пытаемся наладить контакт с обоими родителями ребенка. Помимо личных бесед, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий, нацеленных на устранение проблем в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии:
• Издаются информационные брошюры для родителей;
• Проводятся выступления специалистов (в нашем случае проводятся выступления логопеда для родителей детей с нарушениями развития речи).
• Беседы с медицинским персоналом.
Как правило, после таких мероприятий у родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, проявляют желание встретиться с конкретным специалистом, занимающимся той или иной проблемой детей с нарушенным развитием. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психического, физического и речевого развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние родителей. В ходе встречи педагог и психолог выявляют запросы родителей, оценивают возможности семьи, планируют со-вместную деятельность и прописывают ее в индивидуальной программе сопровождения (ИПС) семьи. Задача специалиста заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может обеспечить непосредственно в семье.
Каждая из таких семей получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отношений, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.
Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение
— специфики внутрисемейного климата,
— характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
— моделей воспитания, используемых родителями,
— особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя
изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка, т. к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т. е. его будущее как личности в системе социальных связей.
В психокоррекционном направлении выделяют индивидуальные и групповые формы работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо-коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на индивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения, позже возникает запрос на групповое взаимодействие.
На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материалом для дискуссии становятся специально отобранные психологом и педагогом темы. Тематика обсуждений имеет такие направления:
— Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.
— Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.
— Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и социального окружения, возможные трудности.
Что касается трудностей, которые возникали в ходе работы, то хотелось бы обратить внимание на следующие:
• В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т. к. их «ребенок пристроен».
• Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже выступают инициаторами обращения, в меньшей степени нацелены на сотрудничество.
• Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на педагогов и специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога.
Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отноше-ния с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.
Источник
Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер
В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:
Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)
В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.
На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:
- Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
- Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
- Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
- Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
- Логопед (речевое развитие ребенка);
- Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
- Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).
На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.
1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:
— уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;
— степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.
Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.
2) Тест «Рисунок семьи» выявляет особенности внутрисемейных отношений.
Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод «от простого к сложному», тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).
Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.
Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).
В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба «Новые возможности» ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку «Репка» детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.
В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная — в 37%, отсутствия динамики в 10%.
На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.
Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.
Источник
Психологическая
служба детям с нарушениями в развитии
не должна ограничиваться только
консультированием и психокоррекционными
занятиями.
Эффективность
психологической поддержки в значительной
степени зависит от воздействия
социально-психологической среды,
окружающей ребенка или подростка с
проблемами в развитии.
Это
воздействие успешно достигается с
помощью психологического сопровождения,
которое интенсивно внедряется в систему
психологической службы в последнее
десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова,
1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников,
1998 и др.).
В
словаре русского языка «сопровождать»
означает — «идти, ехать вместе с кемлибо
в качестве спутника или провожатого».
В
дословном переводе сопровождение
означает содействие. М. Р. Битянова,
анализируя специфику сопровождения в
работе школьного психолога, рассматривает
сопровождение как систему профессиональной
деятельности психолога, создающей
социально-психологические условия для
успешности обучения ребенка в ситуации
школьного взаимодействия. Сопровождение
автор рассматривает как метод и идеологию
работы школьного психолога. Цель
сопровождения, по мнению автора,— это
создание «в рамках объективно данной
ребенку среды условий для максимального
в данной ситуации личностного развития
и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное
направленное воздействие психолога на
социальные условия, в которых живет
ребенок.
Рассмотренные
автором задачи сопровождения здоровых
школьников, несомненно, имеют важное
практическое значение, однако
содержательная направленность и задачи
психологического сопровождения детей
с нарушениями в развитии существенно
отличаются от задач психологического
сопровождения здорового ребенка.
Мы
считаем, что психологическое сопровождение
детей с нарушениями в развитии — это
деятельность психолога, направленная
на созидание комплексной системы
клинико-психологических,
психологопедагогических и
психотерапевтических условий,
способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей
в социуме (школа, семья, медицинское
учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Под
сопровождением подразумевается
динамический процесс, целостная
деятельность психолога, куда включены
пять
взаимосвязанных компонентов:
§
систематическое отслеживание
клинико-психологического и
Психолого-педагогического статуса
ребенка в динамике его психического
развития;
§
создание социально-психологических
условий для эффективного психического
развития детей в социуме;
§
систематическая психологическая помощь
детям с нарушениями в развитии в виде
консультирования, психокоррекции,
психологической поддержки;
§
систематическая психологическая помощь
родителям и родственникам детей и
подростков с проблемами в развитии;
§
организация жизнедеятельности ребенка
в социуме с учетом их психических и
физических возможностей.
Отслеживание
психологического статуса ребенка
является достаточно трудоемким процессом,
требующим тесного взаимодействия всех
специалистов, участвующих в жизнедеятельности
ребенка (психолога, педагога-дефектолога,
врача-психиатра или врача-невропатолога).
Следует выделить основные этапы процесса
психологического сопровождения.
Подготовительный
этап включает в себя следующие задачи:
1)
Установление контакта со всеми участниками
сопровождения ребенка.
2)
Определение объема работы и
последовательности процесса сопровождения.
3)
Подготовка необходимой документации.
4)
Составление графика работы.
Психолог,
устанавливая контакт со специалистами,
обязательно должен объяснить цели
психологического сопровождения ребенка.
Во
время ориентировогного этапа:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
венера кызынгашеа
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с интеллектуальными нарушениями и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи, опекуны). Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей. Понять ребенка, получить поддержку от других родителей и специалистов, выбрать наиболее эффективный путь развития такого ребенка, в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией возможно в рамках организации психолого-педагогического сопровождения семьи.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка с нарушением интеллекта.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей по вопросу психолого-педагогического сопровождения дошкольной образовательной организацией семьи ребенка с нарушением интеллекта.
Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности семьи участвовать в этом процессе; между стремлением дошкольной образовательной организацией, создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и низкой потребностью родителей стать полноправными участниками этого процесса.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. В. Маляревский и др.) говорили о благотворном влиянии родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям, через организацию психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема
В современной педагогике и психологии все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений.
Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н. Розман, Т. Чередниковой. Особую популярность понятие сопровождение приобрело в последние годы. Многие используют близкие по смыслу слова, например, содействие, взаимодействие.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь
М. И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни
Битянова М. Р. рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей [3].
Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:
— оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
— предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
— более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
— это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.
Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Ряд ученых, О. С. Газман [13], Н. П. Михайлова, Н. С. Юсфин [51] и др., основываясь на практике, разработали теорию педагогической поддержки и заботы, что по своему смыслу равнозначно понятию «сопровождение». В трудах этих ученых показано, что педагогическое сопровождение относится к культуре образования, базирующейся на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка, т. е. педагогическое сопровождение развивается не в ролевых иерархических функциях, в которых возможно «воздействие», а во взаимодействии. Педагогическое сопровождение характеризуется специально организуемыми процессами взаимодействия.
Более широким является понятие «психолого-педагогаическое сопровождение», которое сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная фасилитизация и др.) В научной литературе указанное понятие рассматривается как:
— помощь ребенку в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И. О. Карелина, Н. Л. Коновалова, Н. Г. Осухова, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин и др.);
— система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В. А. Айрапетова, А. В. Мудрик, Т. Г. Яничева и др.);
— сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М. И. Губанова, Л. Г. Тарита и др.);
— поддержка и развитие субъектности личности (Е. В. Бондаревская, А. А. Золотарев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
— направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю. В. Слюсарев, И. И. Хасанова и др.).
Несколько иную точку зрения представила Л. Г. Субботина, которая психолого-педагогическое сопровождение рассматривает как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия].
Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» раскрывали О. Н. Ошкина, И. В. Паршина, которые в статье «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как субъекта образовательного процесса ДОУ» рассматривают психолого-педагогическое сопровождение семьи как создание условий профессионалами дошкольной образовательной организации, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности. Общение педагогов с родителями всегда актуально для детских садов. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в рамках данного исследования рассматривается как система выстраивания реального взаимодействия в процессе обучения и воспитания между дошкольной образовательной организацией и семьей, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, с целью оказания ему и его родителям психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации.
Проблема психолого-педагогического сопровождения рассматривалась в различных аспектах многими учеными, как зарубежными, так и отечественными.
Обращение к зарубежным (А. Адлер. А. Бандура, Л. Берковитц, Т. Гордон, Р. Дрейкус, X. Джайнотт, Дж. Е. Симпсон, К. Стейнер и др.) и отечественным (М. О. Ермихина, М. Ю. Колпакова, И. М. Марковская, Р. В. Овчарова, О. Е. Смирнова. А. С. Спиваковская, Е. А. Тетерлева и др.) исследованиям свидетельствует, что задача психолого-педагогического сопровождения семьи решается преимущественно посредством организации процесса обучения родителей.
В зарубежной психологии и педагогике в качестве эффективной формы обучения и решения психологических проблем родителей в системе психолого-педагогического сопровождения зарекомендовали себя родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон. Р. Дрейкус, X. Джайнотг и др.). Необходимость обращения к работе с родителями первоначально возникла в практике консультирования детского развития в рамках психодинамического подхода.
Основатели данного направления, подчеркивая особое значение раннего опыта взаимодействия родителей с детьми (Д. Адорно, Дж. Боулби, С. Холл, А. Фрейд, К. Хорни, В. Шутц, Э. Эриксон, М. Эйнсворт и др., обозначают необходимость обучения родителей качеству ухода, гуманному отношению к детям в раннем возрасте, навыкам саморегуляции. Обучение родителей призвано расширить сферу осознаваемого, сформировать позитивные отношения с ребенком и «вырастить в родителе психотерапевтическую позицию».
Большинство отечественных ученых, разделяя положения гуманистической психологии, считают, что, рассматривая систему психолого-педагогического сопровождения семей в условиях образовательной организации считают, что в основу обучающих программ для родителей должны быть заложены гуманистические принципы, а также идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. В основу новой методологии психологического знания предлагается положить диалогический принцип и метод, который основывается на концепции интерсубъективности психической организации и контекстуального понимания детерминации человеческого поведения (А. А. Бодалев, Т. А. Флоренская и др.). Именно диалог определяет психологическое ядро организации «личностно-развивающей» стратегии воздействия (М. Ю. Колпакова, Л. А. Петровская, О. Е. Смирнова, А У. Хараш и др.).
Диалог при своем конкретном практическом воплощении создает оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми, с его помощью запускаются самые глубинные и интимные механизмы психического, которые обеспечивают возможность здорового личностного развития и саморазвития человека (Г. А. Ковалев, А. Ф. Кольев, Е. А. Тетерлева и др.).
Психолого-педагогическое сопровождение организуется на основании ряда принципов. Н. А. Варжавинова в статье «Программа психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии «Шаг в мир»» отмечает, что методологическими принципами психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) дошкольной образовательной организации являются [8]:
1) Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов: врач, педагог дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
2) Системный подход предполагает анализ результатов психической деятельности воспитанника, имеющего нарушение интеллекта на каждом этапе развития. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.
3) Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка с нарушением интеллекта, а также учет его возрастных особенностей (ведение мониторинга).
4) Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества воспитанника со взрослым при усвоении им новых способов действий.
5) Принцип единства диагностической и коррекционной помощи необходим при составлении индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
6) Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях специальной (коррекционной) дошкольной образовательной организации отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога, воспитателя, психолога и других специалистов.
7) Психолого-педагогическое сопровождение – это непрерывный процесс поддержки силами всех специалистов, которое включает комплекс мероприятий: диагностика, определения прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребенка.
Как и любой процесс психолого-педагогическое сопровождение имеет структурные компоненты. Рассмотрим структуру и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения. Исследованиями С. В. Алехиной, М. М. Семаго психолого-педагогическое сопровождение как процесс – целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса будет определяться следующими тремя основными взаимосвязанными компонентами
1. систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2. созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения;
3. созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения опред