Сопровождение развития ребенка в семье

Сопровождение развития ребенка в семье thumbnail

Валентина Обидина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа педагога совместно с психологом и логопедом начинается с момента появления такого ребенка в ДОУ; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального раз-вития ребенка.

Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.

Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.

Именно на налаживание гармоничных детско-материнских отношений ориентирована работа педагога и психолога в нашем ДОУ. Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь пытаемся наладить контакт с обоими родителями ребенка. Помимо личных бесед, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий, нацеленных на устранение проблем в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии:

• Издаются информационные брошюры для родителей;

• Проводятся выступления специалистов (в нашем случае проводятся выступления логопеда для родителей детей с нарушениями развития речи).

• Беседы с медицинским персоналом.

Как правило, после таких мероприятий у родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, проявляют желание встретиться с конкретным специалистом, занимающимся той или иной проблемой детей с нарушенным развитием. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психического, физического и речевого развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние родителей. В ходе встречи педагог и психолог выявляют запросы родителей, оценивают возможности семьи, планируют со-вместную деятельность и прописывают ее в индивидуальной программе сопровождения (ИПС) семьи. Задача специалиста заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может обеспечить непосредственно в семье.

Каждая из таких семей получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отношений, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.

Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение

— специфики внутрисемейного климата,

— характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,

— моделей воспитания, используемых родителями,

— особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя

изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка, т. к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т. е. его будущее как личности в системе социальных связей.

В психокоррекционном направлении выделяют индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо-коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на индивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения, позже возникает запрос на групповое взаимодействие.

На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материалом для дискуссии становятся специально отобранные психологом и педагогом темы. Тематика обсуждений имеет такие направления:

— Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.

— Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.

— Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и социального окружения, возможные трудности.

Что касается трудностей, которые возникали в ходе работы, то хотелось бы обратить внимание на следующие:

• В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т. к. их «ребенок пристроен».

• Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже выступают инициаторами обращения, в меньшей степени нацелены на сотрудничество.

• Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на педагогов и специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога.

Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отноше-ния с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.

Источник

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4

  2. Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………10

Введение

Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.

Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.

  1. Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье

Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.

Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:

1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).

Модели работы психолога с семьей

В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:

1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

  1. Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ

Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.

Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.

2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.

Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.

Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.

Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.

Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.

Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.

По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:

— ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;

— обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;

— оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;

— расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.

Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;

2. упражнения;

3. психологические игры;

4. этюды;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

7. игры-драматизации;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок.

10. беседы и др.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:

— снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

— ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

— формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Заключение

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

Список использованной литературы

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.

5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.

Источник

Анна Кондрякова
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка

Семья – домашний очаг,

где человека всегда любят

и принимают таким, какой он есть.

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка.

Семья является главным фактором в развитии и формировании всесторонне развитой личности ребенка.

Но иногда в семьях рождаются дети с особыми потребностями.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В таких случаях семья особенно нуждается в консультировании и психокоррекционной работе, как с родителями, так и с ребенком.

Главная цель в работе с родителями — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности ими разрешать разные типы социальнo — педагогических ситуаций, связанных с воспитанием особого ребенка); обеспечение права родителей на уважение, понимание и принятие на участие в жизни центра.

Основные задачами психолога в работе с такими родителями является:

• Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• Объединение усилий для развития и воспитания детей;

• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа строится на следующих принципах взаимодействия:

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Индивидуальный подход.

• Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности педагогического коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)

• Динамичность (формы и направления работы должны меняться)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ должны быть направлены на улучшение взаимодействия семьи и специалистов психолого – педагогического сопровождения и тесно взаимосвязаны между собой.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЯ

1. Непосредственное общение включает в себя:

беседы (индивидуальных и групповых)

консультации (индивидуальных и групповых)

родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, тренинг)

конференции

2. Опосредованное общение строится на получении информации из различных источников:

стендов

психологических газет

журналов (рукописных, электронных)

разнообразных буклетов

интернет-сайтов (учреждения, органов управления образованием)

переписки (в том числе электронной).

Непрерывное обучение и взаимодействие с родителями состоит из лекций, семинаров, мастер-классов, проектов, игр и др. Все они направлены на улучшение совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Ученые выделили периоды связанные со стрессами в семьях имеющих «особого» ребенка.

1. Рождение ребенка.

При рождении такого ребенка после получения точного диагноза идет эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

2. Школьный возраст.

Ребенок растет, достигает школьного возраста и возникает необходимость в выборе формы обучения, дальнейшего устройства, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности.

3. Подростковый возраст.

На первый план выходят проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от сверстников, планирование будущей занятости.

4. Период «выпуска». Привыкание к семейной ответственности, выбор проживания, переживание дефицита возможностей в его социализации.

5. В постродительский период идет перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со специалистами по месту пребывания ребенка.

Реакция родителей, когда они узнают, что у них «особый» ребенок, может быть разной:

1. Гнев возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке.

2. Отрицание наиболее типичная реакция на врачебный диагноз — неверие в существование болезни.

3. Чувство вины переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их мнению, привели к болезни.

4. Эмоциональная адаптация — заключительный этап принятия болезни своего ребенка.

1. В период эмоциональной адаптации на первой стадии — ШОКА, родители испытывают чувство агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого». В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

2. СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет.

Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов.

3. СТАДИЯ АДАПТАЦИИ к ситуации.

Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок.

Семьи с «особым» ребенком делятся на семьи которые понимают проблему и не понимают проблему. Если семья понимает проблему и принимает ее у них развита социальная активность и они ищут помощь. Если семья не понимает проблему и не принимает ее, то такая семья закрывается от социума и создается мульти сложная ситуация.

Информация, необходимая для организации поддержки семьи.

Работа с семьями оказавшимися в ситуации ребенка с ОВЗ начинается с анамнеза (информации, необходимой для организации поддержки семьи)

Состав семьи, возраст, профессии

Образовательный и культурный уровни взрослых

Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости

Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку

Материальные условия

Выявление стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами

Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами

С помощью анамнеза психолог моделирует позицию родителей «особого» ребенка.

Модели формирования позиции родителей «особого ребенка».

ПЕРВЫЙ ЭТАП направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет)

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ формируется увлечение родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)

НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ формируется творческий подход родителей к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)

Результатами успешного психолого-педагогического взаимодействия с родителями являются:

— нормализация эмоционального состояния ребенка (стабилизация ЭВС, повышение уровня работоспособности, снижение уровня тревожности, повышение уровня познавательной активности и осведомленности, формирование адекватной самооценки).

И как результат достижения ребенка, способствуют улучшению микроклимату в семье, взаимоотношениям с окружающим миром и как следствие стабилизации психо – эмоционального состояния родителей, что и способствует созданию в семье благоприятной коррекционно — развивающей среды.

Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми и принимать своего ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Помощь семьям с особыми детьми — это не только лечение работа специалистов, но, прежде всего — огромный повседневный труд родителей, освещенный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. От родителей требуется большое мужество, но это путь к счастью их ребенка! И, наша задача, сопровождать их на этом пути!

Благодарю за внимание!

Педагог — психолог Кондрякова А. А.

Источник