Сопровождение развития ребенка с овз
Юлия Енжиевская
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой в нашем дошкольном учреждении.
Прежде чем начать хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ОВЗ.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).
Наш детский сад посещают 52 ребенка с ОВЗ, прошедшие ПМПК комиссию. Из них 4 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ЗПР, 3 ребенка с ТНР большая часть дети с ОНР 3 уровня. В данный момент 5 детей готовятся к прохождению ПМПК комиссии.
Что такое Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе,которое включает в себя:
* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ
Задачи психолого-педагогического сопровождения
* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.
Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно — педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
— Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
— Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
— Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает :разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Эта система психолого-педагогического сопровождения детейс ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Я немного расскажу о психолого-педагогическом консилиуме и о том,как проходит он в нашем детском саду:
• ПМПк
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 27.03.2000 № 27/901-6
Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012
Ст. 55 п. 3
• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения.
При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами (в том числе и психологом) является скрининговая диагностика.
Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и адаптированной образовательной программе, следует начинать когда ребенок полностью адаптировался к условиям ДОУ
Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.
• Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:
• Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания);
• Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);
• Особенности речевого развития;
• Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;
• Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект);
• Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);
• Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.
ПЕДАГОГ
• Поведение;
• Темповые характеристики деятельности;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Овладение программным материалом;
• Игра и общение с сверстниками;
• Эмоциональные особенности;
• Моторное развитие.
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы
описываются конкретные проявления этих нарушений.
Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении асоциальных проявлениях и др.
По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.
• Второй этап консилиумной деятельности — коллегиальное обсуждение полученных результатов.
• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.
• Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ, о чем имеется соответствующий гриф на титульном листе документа.
Адаптированная образовательная программа (ИОП, ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом АОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.
• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы.
• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.
• Адаптированная образовательная программа разрабатывается на год, в январе при необходимости в него вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.
В заключении хотелось бы показать, каким мы видим ребенка, успешно освоившего АОП
…
Спасибо за внимание!
Источник
Эфендиева Галина Владимировна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, он развит иначе.
Л. С. Выготский
По данным ЮНЕСКО два миллиона российских детей имеют особенности (дефекты) в физическом и психическом развитии. В свою очередь статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья,среди которых в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС, олигофрения и т. д.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).
В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ОВЗ, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детейсталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.
Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах, что в большинстве случаев и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).
Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т. д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.
В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т. к. проблемы, с которыми они сталкиваются настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.
Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей от рождения.
Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок, своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.
Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.
Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:
— предупреждение появления проблем развития ребенка;
— преодоление социальной изоляции;
— помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.
У психологического сопровождения детей с ОВЗ как и у любого процесса есть свои этапы.
1. Этап
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).
2. Этап
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.
3. Этап
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.
4. Этап
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.
Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ,ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог выполняет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпении и сотрудничестве можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Источник