Сопоставление периодизаций психического развития ребенка
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная | |
0-1 | сенсомоторная | общение | оральная | орально-сенсорная | первое | |
1-2 | предметная | анальная | мышечно-анальная сомнения) | |||
3-6 | дооперационального | игровая | фаллическая | локомоторно-генитальная | второе | |
7-12 | конкретных | учебная | латентная | латентная | третье | |
12-16 | формальных | общение | генитальная | подростковая | пубертатный | |
16-18 | — | учебно-профессиональ-ная | — | ювенильный | ||
20-25 | — | — | — | ранняя зрелость (близость | юность | |
25-40 | — | — | — | средняя зрелость ность | ранняя | |
40-60 лет | — | — | — | зрелый | ||
60-65 | — | — | — | поздняя | завершение | |
65-75 | — | — | — | первая | ||
после | — | — | — | преклонный |
27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
Социальная
ситуация развития ребенка в утробе
матери тесным образом связана с
соматическим и психическим здоровьем
матери, поэтому объектом исследования
в перинатальной психологии выступает
диада «мать -ребенок».
В
психической жизни ребенка наблюдаются
следующие процессы. . К концу первого
триместра беременности, как указывает
Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не
только разнообразные сенсорные
переживания, но и положительные и
отрицательные эмоциональные переживания,
сопровождающие комфортное и дискомфортное
состояние. Влияние матери на ребенка в
этот период происходит через функции
ее организма. , Во втором триместре
беременности эмоциональное состояние
ребенка — удовольствие/неудовольствие
— изменяется в зависимости от собственного
эмоциональ- ного состояния матери
напрямую, через поступающие с кровью
гормоны матери. В этом периоде ребенок
уже реагирует изменением двигательной
активности в ответ на эмоциональное
состояние матери. Поскольку ребенок ,
теперь постоянно находится в зоне
интенсивной звуковой стимуляции — и
внутриутробной, и внешней — он реаги-
рует на структурированные высокочастотные
звуки. После 20 недель при обучении
ребенок может отвечать дви-Положение,
занимаемое ребенком в данном обществе,
определяется, с одной стороны, существующими
представлениями о том, каким должен
быть ребенок на каждом возрастном этапе,
а с другой — достигнутым ребенком уровнем
развития, его индивидуальными возможностями
удовлетворять общественные требования
к тому или иному этапу возрастного
развития.
В
настоящее время в нашем обществе
наметилась тенденция к изменению
требований к ребенку, к усилению его
самостоятельности и в то же время к
осознанию особых прав ребенка. Социальная
ситуация развития может сильно различаться
у детей одного возраста в связи с
социальным расслоением в обществе.
Адаптация, индивидуализация, интеграция
выступают как механизмы взаимодействия
человека и общности, механизмы его
социализации и личностного развития,
которое происходит в процессе разрешения
возникающих в этом взаимодействии
противоречий.
Личностное
развитие человека соотносится с
формированием его самосознания, образа
«Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с
изменением сферы потребностей и
мотиваций, направленности как системы
отношений, с развитием личностной
рефлексии, механизма самооценки. жениями
на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель — на тактильную и
слуховую стимуляцию. В этом периоде,
считают исследователи, можно говорить
о факте активности ребенка, организованной
и достигающей цели — изменять и поддерживать
свое состояние определенного качества.
Здесь закладывается начало формирования
содержания субъективного опыта, которое
станет основой привязанности.
Отсутствие
зрительного восприятия партнера ребенком
не дает ему в этом триместре возможность
прямого зрительного взаимодействия с
матерью на эмоциональном уровне, которое
осуществляется непрямым путем -через
гормоны матери в крови.
В
третьем триместре, который сензитивен
для образо-вания индивидуальных
особенностей нервной системы, психических
особенностей ребенка и его способностей,
ребенок имеет возможность формировать
предпочтения к различным видам звуковой
стимуляции: голосу матери, биению ее
сердца, характеристикам родного языка,
музыкальным и речевым фразам, мелодиям,
стихам, песням, развивается избирательность
к культурным особенностям пищи. ваться
на еще не созревшие функции, на зону
ближайшего развития, что характеризует
высший порог обучения. Между этими
порогами и находится оптимальный период
обучения.
Как
всякая ценная идея, понятие зоны
ближайшего развития имеет большое
практическое значение для решения
вопроса об оптимальных сроках обучения.
Зона ближайшего развития — симптом,
критерий в диагностике умственного
развития ребенка. Определение обоих
уровней развития — актуального и
потенциального, а также одновременно
и зоны ближайшего развития — составляют
вместе то, что Л. С. Выготский называл
нормативной возрастной диагностикой.
Важным следствием этой идеи можно
считать и то, что зона ближайшего развития
может быть использована как показатель
индивидуальных различий детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
| Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная классификация |
0-1 год. | сенсомоторная стадия | общение | оральная | орально-сенсорная (доверие — недоверие) | первое детство | |
1-2 года | предметная деятельность | анальная | мышечно-анальная (автономия — стыд и сомнения) | |||
3-6 лет | дооперационального мышления | игровая деятельность | фаллическая | локомоторно-генитальная (инициатива — вина) | второе детство | |
7-12 лет | конкретных операций | учебная деятельность | латентная | латентная | третье детство | |
12-16 лет | формальных операций | общение со сверстниками | генитальная | подростковая (эго-идентич-ность — спутанность ролей) | пубертатный период | |
16-18 лет | — | учебно-профессиональ-ная деятельность | — | ювенильный период | ||
20-25 лет | — | — | — | ранняя зрелость (близость — изоляция) | юность | |
25-40 лет | — | — | — | средняя зрелость (продуктив- ность — застой) | ранняя зрелость | |
40-60 (64) лет | — | — | — | зрелый возраст | ||
60-65 лет | — | — | — | поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние) | завершение зрелости | |
65-75 лет | — | — | — | первая старость | ||
после 75 лет | — | — | — | преклонный возраст | ||
|
Планирование и выбор жизненного пути
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».
Ниже приводятся определения этих понятий.
Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель — представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.
Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
· Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины, Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются:
1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;
4) сюжет — модель событий;
5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
6) свод нравственных правил.
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».
Вопросы для повторения
1. Что такое гетерохронность развития?
2. В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта?
3. Что такое сензитивный и критический периоды развития?
4. Каковы критерии выделения стадий развития?
5. Расскажите о периодизации интеллектуального развития Ж. Пиаже.
6. В чем отличие периодизации А. Баллона от классификации Ж. Пиаже?
7. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста?
8. Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации жизненного цикла человека?
9. Какие периодизации личностного развития Вы знаете?
10. Каковы принципы, положенные в основу периодизации Э. Эриксона?
11. Какие основные теоретические положения лежат в основе периодизации Д. Б. Эльконина?
12. Что общего и в чем отличие различных периодизаций психического развития?
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — 295 с.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. — 243 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с. — (Б-ка зарубежной психологии).
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — 399 с.
Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. — 269 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. Ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — 370 с.
Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1987. — 277 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Университет Российской академии образования, — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. — 449 с. Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.
Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щербо И. А., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. — М.: Аспект-пресс, 1999. — 447 с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 2. — С. 39-54.
Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А, Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В.; РАН, Ин-т психологии. — М.: ИП РАН, 1996 — 68 с,
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 606 с. — (Мастера психологии).
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1996. — 16с.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд. Ин-т практ. психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 287 с.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 1549; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8733 — | 7550 — или читать все…
Читайте также:
Источник