Сопоставление периодизаций психического развития ребенка

Возраст

Пиаже

Эльконин

Фрейд

Эриксон

Традиционная
классификация

0-1
год.

сенсомоторная
стадия

общение

оральная

орально-сенсорная
(доверие — недоверие)

первое
детство

1-2
года

предметная
деятельность

анальная

мышечно-анальная
(автономия — стыд и

сомне­ния)

3-6
лет

дооперационального
мышления

игровая
деятельность

фаллическая

локомоторно-генитальная
(инициатива — вина)

второе
детство

7-12
лет

конкретных
операций

учебная
деятельность

латентная

латентная

третье
детство

12-16
лет

формальных
операций

общение
со сверстниками

генитальная

подростковая
(эго-идентич-ность — спутан­ность
ролей)

пубертатный
период

16-18
лет

учебно-профессиональ-ная
деятельность

ювенильный
период

20-25
лет

ранняя

зре­лость

(бли­зость
— изо­ляция)

юность

25-40
лет

средняя

зре­лость
(продуктив-

ность
— застой)

ранняя
зрелость

40-60
(64)

лет

зрелый
возраст

60-65
лет

поздняя
зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)

завершение
зрелости

65-75
лет

первая
старость

после
75 лет

преклонный
возраст

27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде

Социальная
ситуация развития ребенка в утробе
матери тесным образом связана с
соматическим и психическим здоровьем
матери, поэтому объектом исследования
в перинатальной психологии выступает
диада «мать -ребенок».

В
психической жизни ребенка наблюдаются
следующие процессы. . К концу первого
триместра беременности, как указывает
Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не
только разнообразные сенсорные
переживания, но и положительные и
отрицательные эмоциональные переживания,
сопровождающие комфортное и дискомфортное
состояние. Влияние матери на ребенка в
этот период происходит через функции
ее организма. , Во втором триместре
беременности эмоциональное состояние
ребенка — удовольствие/неудовольствие
— изменяется в зависимости от собственного
эмоциональ- ного состояния матери
напрямую, через поступающие с кровью
гормоны матери. В этом периоде ребенок
уже реагирует изменением двигательной
активности в ответ на эмоциональное
состояние матери. Поскольку ребенок ,
теперь постоянно находится в зоне
интенсивной звуковой стимуляции — и
внутриутробной, и внешней — он реаги-
рует на структурированные высокочастотные
звуки. После 20 недель при обучении
ребенок может отвечать дви-Положение,
занимаемое ребенком в данном обществе,
определяется, с одной стороны, существующими
представлениями о том, каким должен
быть ребенок на каждом возрастном этапе,
а с другой — достигнутым ребенком уровнем
развития, его индивидуальными возможностями
удовлетворять общественные требования
к тому или иному этапу возрастного
развития.

В
настоящее время в нашем обществе
наметилась тенденция к изменению
требований к ребенку, к усилению его
самостоятельности и в то же время к
осознанию особых прав ребенка. Социальная
ситуация развития может сильно различаться
у детей одного возраста в связи с
социальным расслоением в обществе.
Адаптация, индивидуализация, интеграция
выступают как механизмы взаимодействия
человека и общности, механизмы его
социализации и личностного развития,
которое происходит в процессе разрешения
возникающих в этом взаимодействии
противоречий.

Личностное
развитие человека соотносится с
формированием его самосознания, образа
«Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с
изменением сферы потребностей и
мотиваций, направленности как системы
отношений, с развитием личностной
рефлексии, механизма самооценки. жениями
на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель — на тактильную и
слуховую стимуляцию. В этом периоде,
считают исследователи, можно говорить
о факте активности ребенка, организованной
и достигающей цели — изменять и поддерживать
свое состояние определенного качества.
Здесь закладывается начало формирования
содержания субъективного опыта, которое
станет основой привязанности.

Отсутствие
зрительного восприятия партнера ребенком
не дает ему в этом триместре возможность
прямого зрительного взаимодействия с
матерью на эмоциональном уровне, которое
осуществляется непрямым путем -через
гормоны матери в крови.

В
третьем триместре, который сензитивен
для образо-вания индивидуальных
особенностей нервной системы, психических
особенностей ребенка и его способностей,
ребенок имеет возможность формировать
предпочтения к различным видам звуковой
стимуляции: голосу матери, биению ее
сердца, характеристикам родного языка,
музыкальным и речевым фразам, мелодиям,
стихам, песням, развивается избирательность
к культурным особенностям пищи. ваться
на еще не созревшие функции, на зону
ближайшего развития, что характеризует
высший порог обучения. Между этими
порогами и находится оптимальный период
обучения.

Как
всякая ценная идея, понятие зоны
ближайшего развития имеет большое
практическое значение для решения
вопроса об оптимальных сроках обучения.
Зона ближайшего развития — симптом,
критерий в диагностике умственного
развития ребенка. Определение обоих
уровней развития — актуального и
потенциального, а также одновременно
и зоны ближайшего развития — составляют
вместе то, что Л. С. Выготский называл
нормативной возрастной диагностикой.
Важным следствием этой идеи можно
считать и то, что зона ближайшего развития
может быть использована как показатель
индивидуальных различий детей.

Читайте также:  Важное в воспитании ребенка развитие каких качеств

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 
 
Возраст
 
Пиаже
 
Эльконин
 
Фрейд
 
Эриксон
 
Традиционная классификация
 
0-1 год.
 
сенсомоторная стадия
 
общение
 
оральная
 
орально-сенсорная (доверие — недоверие)
 
первое детство
 
1-2 года
 
предметная деятельность
 
анальная
 
мышечно-анальная (автономия — стыд и
сомне­ния)
 
3-6 лет
 
дооперационального мышления
 
игровая деятельность
 
фаллическая
 
локомоторно-генитальная (инициатива — вина)
 
второе детство
 
7-12 лет
 
конкретных операций
 
учебная деятельность
 
латентная
 
латентная
 
третье детство
 
12-16 лет
 
формальных операций
 
общение со сверстниками
 
генитальная
 
подростковая (эго-идентич-ность — спутан­ность ролей)
 
пубертатный период
 
16-18 лет
 

 
учебно-профессиональ-ная деятельность
 

 
ювенильный период
 
20-25 лет
 

 

 

 
ранняя
зре­лость
(бли­зость — изо­ляция)
 
юность
 
25-40 лет
 

 

 

 
средняя
зре­лость (продуктив-
ность — застой)
 
ранняя зрелость
 
40-60 (64)
лет
 

 

 

 
зрелый возраст
 
60-65 лет
 

 

 

 
поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)
 
завершение зрелости
 
65-75 лет
 

 

 

 
первая старость
 
после 75 лет
 

 

 

 
преклонный возраст
 
 
 

Планирование и выбор жизненного пути

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей лич­ности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, вы­явлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личност­ных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зару­бежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жиз­ненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культур­ных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществля­ет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная пер­спектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формиро­вание устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель — представление об основном результа­те (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность лич­ностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жиз­ненных событиях.

Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Читайте также:  Восьмой месяц развития ребенка при беременности

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечи­вать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитив­ных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

· Жизненный путь — процесс развития чело­века в качестве субъек­та собственной жизни, в ходе которого осуществ­ляется регуляция жиз­ненного процесса и фор­мирование устойчивой и пластичной структуры личности.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планиро­вание индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществля­ются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизнен­ного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жиз­ненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизнен­ных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирова­ния и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ре­бенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Ру­бинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дис­гармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправ­даны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным си­туациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сцена­рия, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограни­чивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд фак­торов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Та­кими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоцио­нальной поддержки или депривации и др.), влияние де­душек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фа­милии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жиз­ненных событий, впечатлений, которые соотносятся с ка­ким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины, Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит ста­дию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимально­го взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдален­ного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволя­ют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направле­ние, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагно­стику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

Вопросы для повторения

1. Что такое гетерохронность развития?

2. В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта?

3. Что такое сензитивный и критический периоды развития?

4. Каковы критерии выделения стадий развития?

5. Расскажите о периодизации интеллектуального развития Ж. Пиаже.

6. В чем отличие периодизации А. Баллона от классификации Ж. Пиаже?

7. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста?

Читайте также:  Характеристика речевого развития ребенка с алалией

8. Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации жизненного цикла человека?

9. Какие периодизации личностного развития Вы знаете?

10. Каковы принципы, положенные в основу периодизации Э. Эриксона?

11. Какие основные теоретические положения лежат в основе периодизации Д. Б. Эльконина?

12. Что общего и в чем отличие различных периодизаций психического развития?

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — 295 с.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубин­штейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. — 243 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с. — (Б-ка зарубежной психологии).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые иг­рают в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — 399 с.

Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. — 269 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. Ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — 370 с.

Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1987. — 277 с.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Универ­ситет Российской академии образования, — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. — 449 с. Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.

Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щербо И. А., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. — М.: Аспект-пресс, 1999. — 447 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического раз­вития // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 2. — С. 39-54.

Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А, Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В.; РАН, Ин-т психологии. — М.: ИП РАН, 1996 — 68 с,

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 606 с. — (Мастера психологии).

Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1996. — 16с.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд. Ин-т практ. психологии. — Воро­неж: НПО «МОДЭК», 1997. — 287 с.

Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 1549; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8733 — | 7550 — или читать все…

Читайте также:

Источник