Соотношение возрастного и индивидуального в психическом развитии ребенка

Соотношение возрастного и индивидуального в психическом развитии ребенка thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.

возраст

ведущая деятельность

причины кризиса

признаки кризиса

новообразования

Новорож

денность (от 0 до 2 месяцев.)

Ест, спит.

Процесс рождения: физиологические- отделение от матери, попадание в другие условия, психологические- ребенок перестает ощущать ежеминутное присутствие матери, появляется чувство тревоги, незащищенности.

Потеря в весе (в первые 10 дней)

Активизируются ориентировочные реакции, крик- как проявление негативных эмоций, улыбка- первая социальная потребность, комплекс оживления при появлении знакомых людей. Возникновение индивидуальной психической жизни.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года.)

Основную часть времени ребенок спит. Основная деятельность — эмоциональное общение со взрослыми. Деятельность носит манипулятивный характер.

Нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.

Данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.

Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, а так же- хватание, ходьба и первое слово.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.

Негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

ДОШКОЛЬ

НОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ)

Ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.

Напоминает кризис 1 года: начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.

Проявляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими, якобы не искренняя, применяет к окружающим нормы, к себе требует уважения.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Происходит половая идентификация.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

Игровая, познавательная (в виде учебной).

Становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество». К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)

Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)

Учебная, интимно-личностная, общественно полезная (просоциальная), самоопределение, ролевое экспериментирование.

Личностное развитие молодого человека характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников. Так как подростки не уверенны в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.

Склонны к эгоцентризму: им кажется, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы.

Склонность к депрессиям.

Развитие теоретического рефлексивного мышления, становление основ мировоззрения, интеллектуальное развитие.

Приобретение взрослой логики мышления. Интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Развитие воображения.

РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20–40 ЛЕТ)

Профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения), область досуга. В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них.

Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.

Происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Формирование личностной идентичности, устойчивое самосознание, наличие дифференцированной самооценки, потребность в самовоспитании, формирование мировоззрения. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений.

СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)

Профессиональная сфера, межличностные отношения. Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками.

Людям по мере взросления становится все сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. Начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.

В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно».

Переосмысление жизненных ценностей, обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.

ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (60 ЛЕТ И СТАРШЕ)

Социальные и межличностные отношения в обществе.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Источник

В современной науке принято несколько периодизаций,  рассмотрим принятую педагогике.

1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить).

2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»).

3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве.

4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка).

5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и).

6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности.

7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов:

  1. стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя
  2. 2. стадия длиться (30-35 до 60)

8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Отечественная педагогика — воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

То, что развитие (как физическое, так и умственное) тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в целом, развитие конкретно человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Возраст — конкретная, ограниченная во времени ступень развития личности: детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость и т.д. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических, биологических, психических изменений, являющихся общими для всех.

Возрастное развитие — это процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований. Основная движущая сила развития — разрешение противоречий между достигнутым уровнем физического и психического развития. Противоречия — следствия изменения потребностей, порождаемых развитием.

Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить на периоды. Варианты периодизации различны. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, причем число периодизаций продолжает увеличиваться, т.к. пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует научную область. В современной педагогической науке приняты следующие периодизации детского возраста:

1. Младенчество (0-1 год жизни): характеризуется кризисом рождения (переход от одной формы жизни в другую) и кризисом 1 года жизни. Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий. Период первоначального активного приспособления и приведения в готовность сил к первичной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок — от незнания и неумения — ребенок начинает ходить и говорить.

2. Преддошкольный возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность, в ходе которой осуществляется овладение действий с предметами. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Обогащение эмоциональной сферы, развитие речи. Заканчивается обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя как отдельная личность («Я сам!»). Кризис 3-х лет.

3. Дошкольный возраст (3-6 лет): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интенсивного накопление социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

  • младший дошкольный возраст (3-4 лет),
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (дев. 6-11, мальч. 6-12 лет): гендерные различия, физиологическое созревание, интенсивное формирование познавательных сил ребенка. Происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур коры головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

Кризис начала учебы — кризис 7 лет (переход от игровой деятельности к учебной). Кризис проявляется в нежелании идти в школу, и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровой, а в школе от ребенка требуют учиться. Основная трудность — готов ли ребенок к системному труду.

5. Средний школьный возраст (подростковый) (дев. 11-15, мальч. 12-16 лет): гендерные различия; характерен кризис подростка. Новый качественный этап в становлении человека. Происходит становление личности, половое созревание, личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

6. Старший школьный возраст (юношеский) (дев.15-18(20), мальч.16-18(21) лет): период завершения физического и психологического созревания, формирование социальной готовности к труду, чувство гражданской ответственности. Кризис самоопределения.

7. Зрелость (1 период — 21-35 лет, 2 период — 35-60 лет): период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости или молодости (20-23 года до 30-35 лет) соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя. Вторая стадия длится от 30-35 лет до 60 лет.

8. Пенсионный период (60-75 лет).

9. Старческий период (75-90 лет).

10. Долгожители (90 и >).

Каждый возрастной этап завершается кризисом. Кризис развития — переходный период от одного этапа к другому, обострение противоречий. Характеристики кризиса: непослушность, раздражимость, упрямство, стремление к самостоятельности, повышение конфликтности. Каждый период несет новообразование.

Достоинства педагогической периодизации: учитывается половое различие (особенности пола), рассматривается весь жизненный цикл, в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение — с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д.

Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении, памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера). В педагогике периодизация становления личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами педагогики.

Периодизация по Выготскому (по ведущей деятельности):

  • младенчество (0-1 год) — непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий.
  • раннее детство (1-3) — предметно-орудийная деятельность, в ходе кт. осуществляется деятельность овладения действий с предметами.
  • дошкольники (3-7) — ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах.
  • младшие школьники (7-12) — интенсивное формирование познавательных сил ребенка.
  • подростки (12-15) — общение, построение интимно-личностных отношений.
  • старшие подростки (15-17) — учебно-профессиональная деятельность.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения осуществляется с учетом индивидуальности учащихся, учебная деятельность обеспечивается на уровне потенциального возможностей для ученика. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, составляют учебное расписание, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Источник