Соотношение процессов развития обучения и воспитания ребенка

По мнению Б.Г.Ананьева, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «…заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».
Структура образования:
Развитие –это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (умстенное и физическое развитие человека, в целом необратимое). Различают:
· физическое (рост, вес, сила, пропорции тела),
· физиологическое (функции организма ССС, НС, ЖКТ, репродуктивной),
· психическое (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации),
· социальное (потенциальное вхождение человека в общество – в экономические, производственные, правовые, идеологические и др. отношения),
· духовное (осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному самосовершенствованию)
Обучение – освоение опыта предшествующих поколений (овладение понятиями предметов и явлений и оперирование ими – Зобков)
Воспитание– процесс, направленный на формирование социально-значимых ценностных ориентаций, формирование типологических качеств личности и поведения, требуемого в обществе, форм отношения к труду, коллективу, самому себе; синтез моральных качеств в индивидуальном сознании.
Существует несколько точек зрения на соотношение обучения и развития человека как личности. Эти точки зрения могут быть сгруппированы по-разному, ибо разделены также по разным основаниям.
Первое деление: подход к пониманию психического развития:
социогенетический— развитие психики идет по законам социальным (исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми), т. е. каждый Индивид развивается как личность, в зависимости от того в какой социальной среде он оказался и в какой мере воздействие этой среды сказалось на качествах его личности – бихевиоральные теории научения Эдуарда Торндайка, Берреса Фредерика Скиннера (жизнь личности и ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы навыков и знаний), теория ролей Д. Мида, У. Долларда, К. Левин (общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), которые накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми), теория социализации (биологическая особь становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни);
биогенетический— развитие психики идет по физиологическим законам созревания организма: теория рекапитуляции Ст/ Холла (развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества как собирательство, охота и т.д.); Э. Кречмер типологию телосложения определяет особенностями социализации, психоанализ (все поведение человека определяется физиологическими бессознательными влечениями человека); психодинамические теории Э.Эриксона и др. объясняют поведение человека через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики);
второе деление – в зависимости от понимания развития ученые по-разному видят одну из основных проблем педагогической психологии – проблему соотношения обучения и развития:
· обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка): любое обучение является развивающим, каждый шаг обучения и есть шаг развития
· Обучение – это только внешнее условие созревания, развития (В. Штерн, А. Геззел, З. Фрейд) – развитие создает возможности – обучение их реализует: детей можно и нужно учить лишь тому, к чему у них созрели определенные способности
· Развитие не зависит от обучения (Жан Пиаже) – развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. Как и в предыдущем – развитие должно вести за собой обучение – определить уровень развития, соотнести с программным материалом и подогнать
· обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер) – обучение ведет за собой развитие, поэтому выделяют 2 уровня развития: уровень актуального развития – ребенок самостоятельно решает интеллектуальные задачи, ЗБР – дозированная помощь взрослого. Именно ЗБР и должно создавать обучение. Тогда
· С.Л. Рубинштейн: обучение и развитие должны идти вместе, дополняя друг друга
· Б.Г. Ананьев: Психическое развитие как результат взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов – обучение и воспитание регулируют связи между психологическими функциями и свойствами личности
Отечественные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:
· способность к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский)
· обучаемость – способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская)
· сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин)
· перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Миллер)
· чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков)
· теоретическое мышление, в т.ч. способность к внутреннему плану действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
· фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова)
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому отделить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая — одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны также методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.По мнению С.Л. Рубинштейна, для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем — о процессе воспитания и обучения в целом.
По мнению, Б.Г.Ананьева, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения».
Теории обучения.
Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.
В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.
Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:
· Восприятие учебного материала;
· Осмысление;
· Запоминание и сохранение;
· Применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Определение понятий развитие и воспитание
Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.
Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.
Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.
Определение
Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.
Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.
Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием
Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.
Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).
Рис. 1
Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.
Рис. 2
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории. Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:
- целенаправленность;
- последовательность;
- квалифицированное руководство процессом.
Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:
Цитата
«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».
Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.
Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.
Задачи воспитания
Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.
Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.
Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.
Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным. Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности.
Источник
Изучите и проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. Определите движущие силы процесса развития личности. Приведите конкретные примеры единства и борьбы противоречий в процессе развития. Ответ оформите в виде конспекта!
Имея определенные потенциальные возможности развития, ребенок формируется под влиянием среды, воспитания, проявляя активность в самореализации. Особое значение в формировании личности предоставляется процесса воспитания:
1) это процесс, в котором четко определены цели, задачи, конкретные методы их реализации;
2) воспитание позволяет педагогически целенаправленно организовывать разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, игровую, общественную и др.) и общения человека, что обеспечивает всестороннее развитие личности. При этом современная педагогика опирается на теорию Л.С.Выготского о двух уровнях развития детей:
а) уровень актуального развития, который отражает те особенности, которые уже сложились;
б) зону ближайшего развития, которая отражает возможности достижений в условиях сотрудничества с взрослыми.
С двумя зонами развития связан вопрос о соотношении обучения и развития. То, овладевший ребенок — это ее вчерашний день, пройденный этап. Обучение и воспитание, опирающиеся на цикл развития, который уже закончился, не могут рассчитывать на особые успехи, потому что они не ведут ребенка вперед, и, конечно, не могут удовлетворить ее функциональную потребность в развитии. Интенсивное развитие происходит только тогда, когда обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силам, которые находятся в зоне ближайшего развития. Выготский подчеркивает, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находятся в чрезвычайно сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда происходит успешно, когда оно опережает развитие, только при таких условиях оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в состоянии вызревания, и находящиеся в зоне ближайшего развития. Обучение является более плодотворным только тогда, когда оно меняется в пределах периода, определяется зоной ближайшего развития.
3) воспитание создает условия для стимулирования активности личности в деятельности и общении. Личность не пассивно воспринимает вложенные в нее влияния, а сама активно действует, вступает в отношения с другими людьми. Исходя из потребностей и интересов, которые сформировались, сама влияет на окружающую микросферу. Активность как черта личности, качественная ее характеристика определяется и внешним воздействием (средой, воспитанием), но в процессе жизненной практики у индивида формируется внутренняя позиция, состоит избирательное отношение к различным внешним условиям и воздействиям, что определяет развитие личности. Воспитание значительным образом влияет на взаимодействие личности и среды, потому среда — это то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт. Воспитание способно изменить отношение индивида к окружающей среде, людей, вещей, условий жизни и деятельности.
4) в процессе воспитания нейтрализуются негативные условия (школы, друзей, семьи и т.д.), влияющие на развитие личности.
Итак, становлению личности способствует воспитательная система — комплекс, который включает в себя: воспитательные цели; людей, которые реализуют в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоено среду и управленческую деятельность, которая обеспечивает жизнеспособность. Воспитательная система обеспечивает развитие личности.
Развитие и формирование личности — результат взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.
Единство и взаимопроникновение внешнего и внутреннего, где возникает борьба противоположностей, развертывание этих противоположностей является движущими силами процесса развития.
В процессе развития личности противоречия возникают первоначально как внешние противоречия организма и среды, а затем становятся внутренними.
Одной из главных внутренних противоречий личности является различие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Часто возникают противоречия между новой ситуацией и предыдущим опытом, между достигнутыми уровнем развития и образом жизни.
Рассматривая вопросы развития и воспитания личности, нельзя обойти проблему акселерации. Акселерация — ускоренное индивидуальное развитие, при котором среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные. Существуют различные теории возникновения явления акселерации.
Гелиогенна теория: влияние солнечного излучения на детей, которые в последнее время стали больше находиться на солнце, благодаря чему стимулируется их развитие. Однако явление акселерации наблюдается и в северных районах, хотя там дети находятся на солнце значительно меньше времени.
Теория гетерозии: обильные социальные изменения, которые вызывают разрушение социальных, религиозных, национальных и кастовых границ, обусловливают заключения межнациональных браков и как следствие — акселерацию.
Теория урбанизации: развитие городов и переселения в них сельского населения ускоряют половое развитие, гармонизацию, а это, в свою очередь, — рост и вызревание организма.
Нитритивна теория: рассматривает акселерацию как результат улучшения, витаминизации питания.
Теория облучения: исходит из того, что распространение рентгеновских устройств, атомная энергетика, испытания ядерного оружия на полигонах создают фоны излучения в дозах, которые стимулируют деление клеток.
Противоположный процесса акселерации — процесс ретрадации — физическое и интеллектуальное отставание ребенка в развитии. Его причина — алкоголизм родителей, рождение детей в более позднем возрасте, наследственная болезнь одного из родителей. По мнению ученых, темпы акселерации замедлились во всем мире независимо от уровня жизни. Они объясняют это тем, что человечество развивается по спирали. Правда, в Украине и многих других странах этот период совпал с экономическими проблемами, из-за чего резко увеличилось количество семей так называемого социального риска, в которых дети хронически недоедают и отстают в развитии.
Среда, в которой живет ребенок спорно. В нем есть факторы, способствующие, противодействуют и нейтрально влияют на процесс развития ребенка. В наше время актуальным является защита ребенка от негативного влияния: физического, сексуального, психического насилия, эксплуатации, плохого питания, плохих условий жизни, плохих школ и учителей, плохой медицины.
Интересы детей защищают правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Украины «Об образовании»; Программа «Дети Украины»
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 2525; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9909 — | 7693 — или читать все…
Читайте также:
Источник