Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития

методы психологического изучения- это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.

Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.

Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Метод — это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.

Наблюдение в психологии — это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.

Эксперимент в психологии — изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.

Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение «эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.

Дополнительные методы — тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.

Читайте также:  Влияние активности на развитие ребенка

Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

Метод наблюдения — один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1566; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9258 — | 7353 — или читать все…

Источник

8. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ре­
бенка с нарушением развития. 
9. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения 
детей с проблемами в развитии. 
10. Естественный психолого-педагогический эксперимент. 
11. Метод эксперимента. Экспериментально-психологические методики. 
12. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с про­

блемами в развитии. 
13. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями разви­
тия. 
14. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений 
развития. 
15. Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организа­
ция и содержание работы. 
16. Психолого-медико-педагогическая комиссия, нормативно-право­
вая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию 
специальных образовательных учреждений. 

17. Организация обследования ребенка в ПМПК. 
18. Дифференциальная диагностика. Ее задачи. 
19. Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии 

разграничения сходных состояний. 
20. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и 
сходных состояний. 
Программа составлена в соответствии с Государственным образова­
тельным стандартом высшего профессионального образования по спе­
циальностям: 
031500 — Тифлопедагогика, 
031600 — Сурдопедагогика, 
031700 — Олигофренопедагогика, 
031800 — Логопедия, 
031900 — Специальная психология, 
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология. 

Программу составила доктор психологических наук, профессор 
МГОПУ И.Ю.Левченко. 
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по 
специальной психологии и коррекционной педагогике. 
Протокол № 1 от 14 октября 2000 г. 
П р и л о ж е н и е 2 
Примерное положение 
о психолого-медико-педагогическом консилиуме 
образовательного учреждения 
( № 27/90.1-6  о т  2 7 . 0 3 . 0 0 ) 
I. Общие положения. 
1.1. Примерное положение о психолого-медико-педагогическом кон­
силиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психо­
лого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как 
структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы 
(далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, 
оказывающего помощь детям со специальными образовательными по­
требностями. 

1.2. ПМПк представляет собой объединение специалистов данного 
образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-
педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при 

необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагно-
стико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают труд­
ности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи 
с отклонениями в развитии. 

1.3. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет 
статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответству­
ющую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них 
функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивиду­
альный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в 
работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и 
более классов, групп специального, коррекционно-развивающего (ком­
пенсирующего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 

20%-ную надбавку к заработной плате. 
1.4. ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными за­
конами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­
ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской 
Федерации, решениями соответствующего органа управления образова­
нием, настоящим Примерным положением, уставом общеобразователь­
ного учреждения, договором между образовательным учреждением и 
родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанни­
ков, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федера­
ции «Об образовании». 

П. Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума. 
2.1. Целью ПМПк является определение и организация в рамках дан­

ного образовательного учреждения адекватных условий развития, обуче­
ния и воспитания в соответствии со специальными образовательными 
потребностями, возрастными особенностями, диагностированными ин­

дивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния 
соматического и нервно-психического здоровья. 
2.2. В задачи ПМПк образовательных учреждений входит: 
— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; 
— выявление актуальных и резервных возможностей ребенка; 

разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для 
обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-разви­
вающего сопровождения; 

— отслеживание динамики развития и эффективности индивидуали­
зированных коррекционно-развивающих программ; 
— определение готовности к школьному обучению детей старшего 
дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «груп­
пы риска»; 
решение вопроса о создании в рамках данного образовательного 
учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям разви-

Источник

Методы
изучения детей с особыми потребностями
разнообразны и в основном совпадают с
методами изучения детей с нормальным
развитием, однако имеют свою специфику.

Изучение документации ребенка.
Задача изучения документации 
– сбор анамнестических данных 
и составление представления 
об истоках аномального развития.
В комплексном изучении ребенка 
каждый из специалистов должен 
уметь 

«читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения,
которые  необходимы 
ему для составления полной 
картины истории развития ребенка.
Для психологического изучения 
ребенка такие сведения можно 
получить из выписки из истории 
развития ребенка, которая должна 
содержать заключения:

– педиатра;

– психиатра,
невропатолога с обоснованным медицинским
диагнозом;

– отоларинголога
с характеристикой состояния;

– офтальмолога
с характеристикой состояния зрения;

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка в шебекино

– ортопеда
(для детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата).

Материалы
подробной выписки ориентируют психолога
и формируют исходные предпосылки для
выявления направления исследования
психических функций.

Важным
документом является педагогическая
характеристика ребенка, отражающая
данные о продолжительности его обучения
и воспитания в школе и детском саду,
подробный анализ успеваемости, поведения,
мероприятия, проведенные для повышения
успеваемости (индивидуальная работа,
лечение и т.д.). Эти данные станут полезными
при исследовании обучаемости ребенка
и прогнозировании темпов его развития.

2.
Изучение продуктов деятельности 
ребенка
.
Анализируя конечный результат
(детские рисунки, поделки, учебные 
работы: диктанты, упражнения, решение 
задач и т.п.), можно понять особенности 
работы ребенка и составить 
представление о его воображении,
формировании зрительных представлений,
развитии мелкой моторики, степени
формирования у ребенка навыков учебной
деятельности и др.

Для
правильной оценки достижений ребенка
необходимо знать:

– психологические
механизмы получения того или иного
результата, условия, в которых он получен;

– типичные
затруднения в усвоении знаний для разных
групп школьников;

– особенности
развития данного навыка в процессе
обучения;

– методы,
позволяющие обнаруживать подлинные
причины затруднений на каждом этапе
обучения.

3.
Метод наблюдения
.
Наблюдение  позволяет судить о состоянии 
тех или иных психических функций 
в процессе спонтанной деятельности 
ребенка при минимальном вмешательстве 
со стороны наблюдающего. Наиболее 
важными видами наблюдения при 
психологическом изучении ребенка 
является наблюдение за игрой,
поведением, общением и состоянием 
работоспособности ребенка. Начиная 
обследование ребенка с наблюдения 
за игрой, можно расположить ребенка 
к себе и ситуации обследования,
постепенно перейти к экспериментальным 
методикам.

4.
Метод беседы.

Беседа – метод 
сбора информации о психических 
явлениях в процессе личного 
общения по специально составленной 
программе. При изучении детей 
метод беседы используется в 
двух направлениях: беседа с родителями
(учителями, воспитателями) с целью 
сбора анамнестических данных и
беседа с ребенком с целью установления
контакта с ним и составления общего
представления о его развитии. Это
исходный этап знакомства, от которого
зависит установление контакта с ребенком
и очень важный метод, потому что многие
дети с отклонениями в развитии имеют
негативный опыт общения с взрослыми.

5.
Метод эксперимента
 предполагает 
сбор фактов в специально

 смоделированных условиях,
обеспечивающих активное проявление

 изучаемых явлений.
Он  может быть применен для изучения 
различных видов деятельности 
детей, выявления особенностей развития 
их личности и возможностей 
обучения. При проведении эксперимента 
ребенку предлагается по определенной 
инструкции выполнить задание,
представляющее 
собой модель обычной интеллектуальной 
или любой другой деятельности.

Метод
эксперимента, как и все другие методы,
призван обеспечить выявление и негативных,
и позитивных возможностей ребенка,
кроме того, обеспечить получение сведений
об обучаемости ребенка.

Определение
способности к обучению – это определение
резервов развития ребенка. Поэтому в
ходе изучения ребенка особое значение
имеет обучающий эксперимент. Принцип
обучающего эксперимента заключается
в следующем: при проведении эксперимента
избираются заведомо трудные для ребенка
задания, а затем экспериментатор обучает
ребенка решению задачи. Помощь
экспериментатора строго регламентируется
в виде фиксированных инструкций –
кратких «уроков». В качестве показателя
обучаемости учитывается:

– количество
и качество помощи, необходимой для
правильного выполнения задания (процесс
формирования навыка);

– возможность
и качество словесного отчета ребенком
о проделанной работе;

– возможность
переноса полученного навыка на новые
условия.

Мера
помощи связана с изменением степени
сложности предлагаемой ребенку задания.
Учитывая это, каждое из экспериментальных
заданий может быть представлено как
задание с несколькими степенями
сложности. Понятие «степень сложности»
включает:

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста курсовая

– характеристику
объема материала, с которым действует
ребенок во время выполнения задания;

– степень
участия экспериментатора в разъяснении
ребенку пути выполнения задания;

– виды
помощи, которые могут быть предложены
ребенку в процессе выполнения задания
(помощь стимулирующая, организующая,
разъясняющая, наглядно-действенная,
конкретная).

Помощью
является стимуляция к действию (подумай,
постарайся сделать, у тебя получится);
разъяснение сущности действия (например,
при классификации: сюда будем откладывать
все желтые, а сюда красные кружочки);
введение наглядности при показе пути
решения (экспериментатор выкладывает
перед ребенком детали, необходимые для
заданной конструкции, и начинает
конструирование, предлагая ребенку
продолжить действие); демонстрация
образца (конкретная помощь) – выполнение
задания с последующей репродукцией
ребенком (например, экспериментатор
сложил разрезную картинку, показал
результат ребенку, разобрал конструкцию
и предложил ребенку сделать то же самое).

При
таком подходе к исследованию способы
предъявления материала ребенку могут
быть разнообразными, что обеспечивает
постепенность изменения степени
трудности задания и требований к ребенку.
Это дает возможность ребенку перейти
от элементарных форм деятельности, к
более сложным . Такая последовательность
предъявления заданий позволяет определить
степень сформированности того или иного
действия. Результаты исследования
покажут, способен ли ребенок вообще
действовать в данной сфере деятельности,
может ли решать поставленную задачу в
обычных, или хотя бы облегченных условиях.

Полученные
с помощью обучающего эксперимента
данные могут быть использованы для
первичной оценки обучаемости детей,
для сравнения сдвигов в развитии при
различных системах обучения. Они помогут
обеспечить индивидуальный подход при
обучении.

В
процессе работы выделяются следующие
этапы обучающего эксперимента:

1.
Введение ребенка в ситуацию 
эксперимента.

2.
Сообщение содержания задания
(инструкция).

3.
Наблюдение за деятельностью 
ребенка при выполнении задания
(решение задания) и оказание дозированной 
помощи.

4.
Оценка результатов деятельности 
ребенка.

При
оценке результатов деятельности
фиксируется и анализируется принятие
задачи ребенком, понимание им инструкции,
возможность самостоятельного выполнения
задания и возможность коррекции ошибок
(контроль над деятельностью), обучаемость,
факторы, влияющие на изменение результатов
работы.

Резюмируя
вышеизложенное, можно сказать, что
анализ результатов изучения детей с
особыми потребностями в обучении
предполагает концентрацию внимания
исследователя на анализе характера
нарушений, возникающих при выполнении
ребенком заданий, и учет условий
эксперимента. Сюда относятся анализ
истощения, наступающего в процессе
выполнения ребенком экспериментального
задания; учет темпа проведения
эксперимента, характеризующего скорость
нервных процессов, изменение объема
предполагаемых задач или материала, с
которым действует ребенок (что в случаях
превышения доступных ребенку пределов
вызывает запредельное торможение).
Отражение этих результатов в заключении
по результатам эксперимента позволяет
получить объективные данные, характеризующие
особенности аномального ребенка.

Источник