Соотношение биологического и социального в психическом развитии ребенка

- Главная
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
- Возрастная психология
->
->
Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями — биологическим и социальным Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеззу.
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т.е. биологических и социальных факторов
Биологические факторы — совокупность природных факторов, влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.
После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие
Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа
Основные концепции психического развития ребенка
Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:
а) необратимость — способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предыдущими;
б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей
Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:
1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;
2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;
3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды
Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные собственно ост.
Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Что понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения — сангвинический.
Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.
Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
Источник
Биологические факторы включают в себя:
— наследственные свойства
— врожденные свойства организма
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.
Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.
Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.
Социальные факторы включают в себя:
— социальная среда;
— воспитание, обучение;
— социализация.
Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.
Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).
Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.
Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества.
Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».
Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.
Выделяют следующие стадии социализации:
1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.
3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.
Источник
Крайним
проявлением противоположного
биологизаторскому подхода к развитию
психики ребенка является социологизаторский
подход.
Его истоки — в идеях философа XVII века
Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как белая восковая
доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель
может написать все, что угодно, и ребенок,
не отягощенный наследственностью,
вырастет таким, каким его хотят видеть
близкие взрослые.
В
1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые
Йельского университета, ввели в научный
обиход термин «социальное научение».
Центральной проблемой концепции
социального научения стала проблема
социализации. Социализация — это
процесс, который позволяет ребенку
занять свое место в обществе, это
продвижение новорожденного от асоциального
«гуманоидного» состояния к жизни
в качестве полноценного члена общества.
Как же происходит социализация? Все
новорожденные похожи друг на друга, а
через два-три года — это разные дети.
Значит, говорят сторонники теории
социального научения, эти различия —
результат научения,
они не врожденны.
Социальная
жизнь ребенка рассматривается концепцией
социального научения так же, как и
поведение детенышей животных — с позиций
приспособления к среде. В основе теории
социального научения лежат схема «стимул
— реакция». В современной американской
психологии роли общества в развитии
ребенка придается громадное значение.
Соотношение биологического и социального в развитии
Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственность
или окружающая среда – привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
– Вильям
Штерн.
Он считал, что оба фактора в равной мере
значимы для психического развития
ребенка. По Штерну, психическое развитие
– это не простое проявление врожденных
свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции
внутренних задатков с внешними условиями
жизни.
Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются
на положениях Л.С.
Выготского.
Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех
психических функций ребенка, но имеет
как бы разный удельный вес. Элементарные
функции (начиная с ощущений и восприятия)
больше обусловлены наследственно, чем
высшие (произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции —
продукт культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. С другой стороны, среда тоже
всегда «участвует» в развитии. Никогда
никакой признак детского развития,
в том числе низшие психические функции,
не является чисто наследственным.
Роль социальных факторов в развитии психики.
Факторы
социального влияния.Социальная
среда
— понятие широкое. Это общество, в
котором растет ребенок, его культурные
традиции, преобладающая идеология,
уровень развития науки и искусства,
основные религиозные течения. От
особенностей социального и культурного
развития общества зависит принятая
в нем система воспитания и обучения
детей. Социальная среда — это и ближайшее
социальное окружение, непосредственно
влияющее на развитие психики ребенка:
родители и другие члены семьи, позже
воспитатели детского сада и школьные
учителя.
Вне
социальной среды ребенок не может
развиваться и стать полноценной
личностью. Известны случаи, когда в
лесах обнаруживали детей, потерянных
совсем маленькими и выросших среди
зверей.
Когда
«одичавшие» дети попадали к людям, они
крайне слабо развивались интеллектуально,
несмотря на напряженный труд воспитателей;
если ребенку было больше трех лет, он
не мог освоить человеческую речь и
научался произносить лишь небольшое
количество слов.
Сензитивные
периоды развития.Почему
же дети, лишенные социальной среды в
начале своей жизни, потом не смогли
быстро и эффективно развиваться в
благоприятных условиях? В психологии
есть понятие «сензитивные
периоды развития» —
периоды наибольшей чувствительности
к определенного рода воздействиям. Так,
например, сензитивный период развития
речи — от года до 3 лет, и если этот этап
упущен, компенсировать потери в
дальнейшем практически невозможно.
От
своего ближайшего социального
окружения любой ребенок получает хотя
бы минимум необходимых ему знаний,
умений, занятий, общения. Но взрослые
должны учитывать, что легче всего он
что-то усвоит в конкретном возрасте:
этические представления и нормы — в
дошкольном, основы наук — в младшем
школьном и т.д. Важно не пропустить
сензитивный период, дать ребенку то,
что нужно для его развития в это время.
Влияние
обучения на формирование психики
ребенка. Л.С.
Выготский выдвинул положение о
ведущей роли обучения в психическом
развитии.
Развитие человека (в отличие от животных)
происходит благодаря овладению им
различными средствами — орудиями труда,
преобразующими природу, и знаками,
перестраивающими его психику. Овладеть
знаками (главным образом, словом, а также
цифрами и др.) и, следовательно, опытом
предшествующих поколений, ребенок может
только в процессе обучения.
Когда
высшая психическая функция формируется
в процессе обучения, она находится
в «зоне
ближайшего развития».
Это понятие вводится Выготским для
обозначения области еще не созревших,
а только созревающих психических
процессов.
Фиксируя,
насколько успешно ребенок самостоятельно
справляется с тестовыми задачами, мы
определяем актуальный
уровень развития.
У детей с одинаковым актуальным уровнем
развития могут быть разные потенциальные
возможности. Один ребенок легко принимает
помощь и затем решает самостоятельно
все похожие задачи. Другому трудно
выполнить задание даже с помощью
взрослого. Поэтому, оценивая развитие
конкретного ребенка, важно учитывать
не только актуальный его уровень
(результаты тестирования), но и «завтрашний
день» — зону ближайшего развития.
Обучение
должно ориентироваться на зону ближайшего
развития. Но оно не должно, в то же
время, отрываться от развития ребенка.
Обучение должно соответствовать
возможностям ребенка на определенном
уровне его развития. Реализация этих
возможностей в ходе обучения порождает
новые возможности следующего, более
высокого уровня. Это положение совпадает
с положением о развитии ребенка в
процессе его деятельности.
Влияние
деятельности на формирование психики
ребенка. Обучение
и деятельность неразрывны, они
становятся источником развития психики
ребенка. Не проявляя собственной
активности, не включаясь в соответствующую
деятельность, дети ничему не могут
научиться, сколько бы сил ни тратили
взрослые на объяснения.
Чем
старше ребенок, тем больше видов
деятельности он осваивает. Но разные
виды деятельности оказывают разное
влияние на развитие. Главные изменения
в становлении психических функций
и личности ребенка, происходящие на
каждом возрастном этапе, обусловлены
ведущей
деятельностью.
Проблему роли ведущей деятельности
в развитии психики ребенка разрабатывал
А.Н. Леонтьев.
Ведущей
не может стать любая деятельность,
которой ребенок отдает много времени.
Хотя, безусловно, каждая деятельность
вносит свой вклад в психическое
развитие (скажем, рисование и составление
аппликаций способствуют развитию
восприятия). Условия жизни ребенка
таковы, что на каждом возрастном этапе
он получает возможность наиболее
интенсивно развиваться в определенном
виде деятельности: в младенчестве — в
непосредственно-эмоциональном общении
с матерью, раннем возрасте — манипулируя
с предметами, дошкольном детстве —
играя со сверстниками, младшем
школьном возрасте — в учебной деятельности,
подростковом — в интимно-личностном
общении со сверстниками, старшем школьном
— при подготовке к будущей профессии.
Влияние
общения в формировании психики
ребенка. Общение
часто рассматривают как один из видов
деятельности. Полноценное общение со
взрослым жизненно важно для ребенка.
Недостаточное или несоответствующее
потребностям ребенка общение отрицательно
сказывается на развитии. Каждый
возраст, принося ребенку новые возможности
и новые потребности, требует особых
форм общения.
Общение
в младенческом возрасте.Первые
годы жизни ребенка наполнены общением
с близкими взрослыми людьми. Родившись,
ребенок не может сам удовлетворить
ни одной своей потребности — его кормят,
купают, укрывают, перекладывают и
переносят, показывают яркие игрушки.
Потребность
в общении у ребенка появляется рано,
примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности. Он начинает улыбаться
маме и бурно радоваться при ее
появлении. Для младенчества характерно
ситуативно-личностное
общение.
Общение в это время зависит от особенностей
сиюминутного взаимодействия ребенка
и взрослого. Непосредственные
эмоциональные контакты являются
основным содержанием общения, поскольку
главное, что привлекает ребенка, — это
личность взрослого, а все остальное,
включая игрушки и прочие интересные
предметы, остается на втором плане.
Общение
в раннем возрасте.В
раннем возрасте ребенок осваивает мир
предметов. Ему по-прежнему необходимы
теплые эмоциональные контакты с мамой,
но этого уже недостаточно. У него
появляется потребность в сотрудничестве,
которая, вместе с потребностями в новых
впечатлениях и активности, может
быть реализована в совместных действиях
со взрослым. Ребенок и взрослый,
выступающий как организатор и
помощник, вместе манипулируют предметами,
выполняют все более сложные действия
с ними. Взрослый показывает, что можно
делать с разными вещами, как их
использовать, раскрывая перед ребенком
те их качества, которые тот сам не в
состоянии обнаружить. Общение,
развертывающееся в ситуации совместной
деятельности, названо ситуативно-деловым.
Общение
в младшем дошкольном возрасте.С
появлением первых вопросов ребенка:
«почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» —
начинается новый этап в развитии общения
ребенка и взрослого. Это
внеситуативно-познавательное
общение, побуждаемое познавательными
мотивами. Ребенок вырывается за рамки
наглядной ситуации, в которой раньше
были сосредоточены все его интересы.
Теперь его интересует гораздо большее:
как устроен открывшийся для него
огромный мир природных явлений и
человеческих отношений? И главным
источником информации становится
для ребенка все тот же взрослый человек.
Общение
в старшем дошкольном возрасте.В
середине или конце дошкольного возраста
должна возникнуть еще одна форма —
внеситуативно-личностное
общение. Взрослый для ребенка —
высший авторитет, чьи указания, требования,
замечания принимаются по-деловому, без
обид, капризов и отказа от трудных
заданий. Эта форма общения важна при
подготовке к школе, и если она не сложилась
к 6-7 годам, ребенок будет психологически
не готов к школьному обучению.
Общение
в младшем школьном возрасте.Вмладшем
школьном возрасте укрепляется авторитет
взрослого, появляется дистанция в
отношениях ребенка и учителя в
условиях формализованного школьного
обучения. Сохраняя старые формы
общения со взрослыми членами семьи,
младший школьник учится деловому
сотрудничеству в учебной деятельности.
Общение
в подростковом возрасте.В
подростковом возрасте ниспровергаются
авторитеты, появляется стремление к
независимости от взрослых, тенденция
к ограждению некоторых сторон своей
жизни от их контроля и влияния. Общение
подростка со взрослыми и в семье, и в
школе чревато конфликтами. В то же время
старшеклассники проявляют интерес к
опыту старшего поколения и, определяя
свой будущий жизненный путь, нуждаются
в доверительных отношениях с близкими
взрослыми.
Общение
ребенка со сверстниками.Общение
с другими детьми первоначально практически
не влияет на развитие ребенка (если в
семье нет близнецов или детей близкого
возраста). Даже младшие дошкольники в
3-4 года еще не умеют по-настоящему
общаться друг с другом. Как пишет Д.Б.
Эльконин, они «играют рядом, а не вместе».
О полноценном общении ребенка со
сверстниками можно говорить, только
начиная со среднего дошкольного возраста.
Определенное влияние на развитие
оказывает включение в коллективную
учебную деятельность — групповая
работа, взаимная оценка результатов
и т.д. А для подростков, пытающихся
освободиться от опеки взрослых, общение
со сверстниками становится ведущей
деятельностью. В отношениях с близкими
друзьями они (так же, как и старшеклассники)
способны на глубокое интимно-личностное
общение.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник