Сообщение на тему роль и развитие речи в развитии ребенка
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Овладение родным языком,
развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей (СНОСКА:
См.: Концепция дошкольного воспитания.
– М.,1989).
Развитие речи самым тесным
образом связано с развитием сознания,
познанием окружающего мира, развитием
личности в целом. Родной язык является
средством овладения знаниями, изучения
всех учебных дисциплин в школьном и
последующем образовании. На основе
длительного изучения процессов мышления
и речи Л. С. Выготский пришел к следующему
выводу: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи»
(Выготский Л. С. Умственное развитие в
процессе обучения).
Исследования отечественных
психологов и психолингвистов доказали,
что овладение речью не просто что-то
добавляет к развитию ребенка, а
перестраивает всю его психику, всю
деятельность.
Чтобы показать роль овладения
языком и развития речи, необходимо
проанализировать функции, которые
выполняют язык и речь. Опираясь на
исследования психолингвистов, психологов,
педагогов, дадим краткую характеристику
этих функций. И. А. Зимняя, анализируя
язык и речь, условно выделяет три группы
функциональных характеристик языка (в
широком смысле). Это характеристики,
обеспечивающие: а) социальные, б)
интеллектуальные и в) личностные функции
человека (Зимняя И. А. Психология обучения
неродному языку. – М.: Русский язык,
1989. С.14-15.)
В первую группу входят
характеристики, согласно которым язык
– средство: 1) общения как формы социального
взаимодействия; 2) присвоения
общественно-исторического, социального
опыта, т.е. социализации; 3) приобщения
к культурным, историческим ценностям
(общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык
выступает как средство социальной связи
и социального развития личности в
процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает
основной и генетически исходной функцией
речи.
Вторую группу составляют
характеристики языка, посредством
которых реализуются интеллектуальные
функции человека. Эти характеристики
определяют язык как средство: 4) номинации
(наименования) и индикации (обозначения)
действительности; 5) обобщения в процессе
формирования, расширения, дифференциации
и уточнения понятийного аппарата
человека; 6) опосредствования высших
психических функций человека; 7) развития
познавательных интересов; 8) удовлетворения
коммуникативной и познавательной
потребностей (форма существования и
выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется
как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового
сознания» человека, как решающий фактор
умственного развития человека.
Третью группу составляют
«личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я»
и 10) рефлексии, самовыражения и
саморегуляции.
Данная группа характеристик
языка показывает его роль в самопознании
личности. В связи с этой группой
характеристик следует говорить о роли
языка в нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать
задачи нравственного воспитания. Ребенок
усваивает через язык нормы морали,
нравственные оценки, которые при
правильном воспитании становятся
эталонами его собственного поведения,
отношения к окружающему миру, к людям,
к себе.
Представим специфику
проявления названных характеристик
при овладении родным языком в обобщенном
виде, в таблице.
Функциональные характеристики
родного языка
Группа | Функциональные |
1. | 1. Средство 2. Средство присвоения |
2. | 4. Средство |
3. | 9. Средство 10 Средство выражения себя |
В этих функциях язык выступает
с самого раннего возраста ребенка. Их
анализ позволяет увидеть роль родного
языка и речи в социальном, умственном,
нравственном развитии детей.
Наряду с общими элементами
общественно-исторического опыта в языке
есть элементы, присущие той или иной
национальной культуре. В этом смысле
А. А. Леонтьевым выделяется еще одна
функция языка – национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего национальные
особенности родного языка и его роль в
воспитании национального самосознания.
Язык является фундаментальным
основанием культуры в широком понимании.
«Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок
овладевает языком как частью национальной
культуры.
В дошкольном возрасте дети
осваивают родной язык и в его эстетической
функции. Эстетическое воспитание в
процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств. В
словесной форме отражаются природа,
общество, личность человека, искусство.
Формируя речевые умения на родном языке,
мы одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку, обществу,
искусству. Сам родной язык как предмет
усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические
переживания. Воспитатель привлекает
внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности,
уместности использования языковых
средств и тем самым закладывает основы
эстетического отношения к языку. Особое
значение для эстетического развития
имеют художественное слово, словесное
творчество и художественно-речевая
деятельность самих детей.
Вместе с тем, говоря о роли
языка и речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение А. Н.
Леонтьева, что «хотя языку принадлежит
огромная, действительно решающая роль,
однако язык не является демиургом
человеческого в человеке» (СНОСКА:
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
– М., 1981. – С378). Творцом человека выступает
конкретная предметно-практическая
деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные
формы общения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
- развитие лексики;
- формирование грамматики речи;
- развитие связной речи дошкольников;
- обучение детей общению и речевому этикету;
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой
деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его
словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь
становится более связной. (Д. Б. Эльконин).
Воспитатель Шуткина Н.А.
Источник