Сообщение на тему роль и развитие речи в развитии ребенка

Сообщение на тему роль и развитие речи в развитии ребенка thumbnail

Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.  Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.

Упражнение «Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.

Упражнение  «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

Неинтересный фильм — …

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит«Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.

Источник

Овладение родным языком,
развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей (СНОСКА:
См.: Концепция дошкольного воспитания.
– М.,1989).

Развитие речи самым тесным
образом связано с развитием сознания,
познанием окружающего мира, развитием
личности в целом. Родной язык является
средством овладения знаниями, изучения
всех учебных дисциплин в школьном и
последующем образовании. На основе
длительного изучения процессов мышления
и речи Л. С. Выготский пришел к следующему
выводу: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи»
(Выготский Л. С. Умственное развитие в
процессе обучения).

Исследования отечественных
психологов и психолингвистов доказали,
что овладение речью не просто что-то
добавляет к развитию ребенка, а
перестраивает всю его психику, всю
деятельность.

Чтобы показать роль овладения
языком и развития речи, необходимо
проанализировать функции, которые
выполняют язык и речь. Опираясь на
исследования психолингвистов, психологов,
педагогов, дадим краткую характеристику
этих функций. И. А. Зимняя, анализируя
язык и речь, условно выделяет три группы
функциональных характеристик языка (в
широком смысле). Это характеристики,
обеспечивающие: а) социальные, б)
интеллектуальные и в) личностные функции
человека (Зимняя И. А. Психология обучения
неродному языку. – М.: Русский язык,
1989. С.14-15.)

В первую группу входят
характеристики, согласно которым язык
– средство: 1) общения как формы социального
взаимодействия; 2) присвоения
общественно-исторического, социального
опыта, т.е. социализации; 3) приобщения
к культурным, историческим ценностям
(общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык
выступает как средство социальной связи
и социального развития личности в
процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает
основной и генетически исходной функцией
речи.

Вторую группу составляют
характеристики языка, посредством
которых реализуются интеллектуальные
функции человека. Эти характеристики
определяют язык как средство: 4) номинации
(наименования) и индикации (обозначения)
действительности; 5) обобщения в процессе
формирования, расширения, дифференциации
и уточнения понятийного аппарата
человека; 6) опосредствования высших
психических функций человека; 7) развития
познавательных интересов; 8) удовлетворения
коммуникативной и познавательной
потребностей (форма существования и
выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется
как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового
сознания» человека, как решающий фактор
умственного развития человека.

Третью группу составляют
«личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я»
и 10) рефлексии, самовыражения и
саморегуляции.

Данная группа характеристик
языка показывает его роль в самопознании
личности. В связи с этой группой
характеристик следует говорить о роли
языка в нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать
задачи нравственного воспитания. Ребенок
усваивает через язык нормы морали,
нравственные оценки, которые при
правильном воспитании становятся
эталонами его собственного поведения,
отношения к окружающему миру, к людям,
к себе.

Представим специфику
проявления названных характеристик
при овладении родным языком в обобщенном
виде, в таблице.

Функциональные характеристики
родного языка

Группа
характеристик

Функциональные
характеристики родного языка

1.
Характеристики, отражающие социальные
функции человека

1. Средство
общения, форма социального взаимодействия

2. Средство присвоения
общественно-исторического опыта,
социализации личности
3. Средство
приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное
значение языка)

2.
Характеристики, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции

4. Средство
соотнесения с предметной действительностью
через номинацию, индикацию
5. Средство
обобщения, формирования, дифференциации,
уточнения понятийного аппарата
6.
Средство опосредствования высших
психических функций человека
7.
Средство развития познавательного
интереса
8. Средство решения
коммуникативных, познавательных задач

3.
«Личностные» характеристики языка

9. Средство
осознания собственного «Я», рефлексия

10 Средство выражения себя
(самовыражения) и саморегуляции

В этих функциях язык выступает
с самого раннего возраста ребенка. Их
анализ позволяет увидеть роль родного
языка и речи в социальном, умственном,
нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами
общественно-исторического опыта в языке
есть элементы, присущие той или иной
национальной культуре. В этом смысле
А. А. Леонтьевым выделяется еще одна
функция языка – национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего национальные
особенности родного языка и его роль в
воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным
основанием культуры в широком понимании.
«Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок
овладевает языком как частью национальной
культуры.

В дошкольном возрасте дети
осваивают родной язык и в его эстетической
функции. Эстетическое воспитание в
процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств. В
словесной форме отражаются природа,
общество, личность человека, искусство.
Формируя речевые умения на родном языке,
мы одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку, обществу,
искусству. Сам родной язык как предмет
усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические
переживания. Воспитатель привлекает
внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности,
уместности использования языковых
средств и тем самым закладывает основы
эстетического отношения к языку. Особое
значение для эстетического развития
имеют художественное слово, словесное
творчество и художественно-речевая
деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли
языка и речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение А. Н.
Леонтьева, что «хотя языку принадлежит
огромная, действительно решающая роль,
однако язык не является демиургом
человеческого в человеке» (СНОСКА:
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
– М., 1981. – С378). Творцом человека выступает
конкретная предметно-практическая
деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные
формы общения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник