Солнечный свет в развитие ребенка

Солнечный свет в развитие ребенка thumbnail

Выражение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» знает каждый с детства. Но так ли это на самом деле? Насколько солнце для детей полезно? Эти вопросы заслуживают самого пристального рассмотрения. В нашей статье мы расскажем о том, можно ли малышам находиться на открытом солнце и как уберечь нежную детскую кожу от агрессивных солнечных лучей.

Солнце для детей – польза или вред?

В начале летнего сезона многих родителей начинает волновать вопрос «Можно ли ребёнку загорать и как уберечь его от солнечных ожогов?» Мамам и папам малышей следует помнить, что меланин (пигмент, отвечающий за появление загара) в полном объёме начинает вырабатываться только после трёх лет. До этого возраста детей нужно оберегать от воздействия прямых солнечных лучей.

Но солнце является главным источником витамина D, который необходим для усвоения кальция организмом. Этот минерал, как известно, является основой здоровых зубов и костей. Витамин D необходим ребёнку и как профилактика рахита. Поэтому непродолжительные солнечные ванны нужны. Малышу достаточно 15 минут ежедневно пребывать на солнце, чтобы обогатить организм ценным веществом.

Прогулки на солнце в утреннее (до 10 часов) и вечернее (после 17 часов) время очень полезны по целому ряду причин:

  • солнечные лучи активируют обменные процессы, улучшают кровообращение;
  • улучшается функция эндокринной системы;
  • солнечные ванны способствуют укреплению иммунитета;
  • синтезируется витамин D (профилактика и лечение рахита);
  • солнечные лучи повышают активность ферментов в организме;
  • улучшается настроение (повышение эмоционального фона).

Надо сказать, что чрезмерное пребывание на солнце может быть опасным не только для ребёнка, но и для взрослого человека. Если кратковременные солнечные ванны оказывают благотворное влияние на детский организм, то избыток солнечных лучей может иметь ряд негативных последствий:

  • серьёзная нагрузка на сердечнососудистую систему;
  • угнетение нервной системы;
  • может возникнуть солнечный ожог;
  • растет риск развития меланомы.

Учёные установили, что оздоровительное действие солнца на  организм (выработка витамина D) начинается задолго до проявления заметного загара.

Сколько можно находиться ребёнку на солнце?

Как уже говорилось, малышам до 3 лет загорать на открытом солнце не рекомендуется. Детям до года находиться под прямыми солнечными лучами нельзя совсем. Солнечные ванны можно принимать при рассеянном солнце, для этого подойдёт так называемая «кружевная тень», то есть места, где лучи рассеиваются кроной деревьев.

Крохам первого года жизни рекомендованы прогулки  в летний период, но температура воздуха не должна превышать 25 градусов. Дело в том, что у детей раннего возраста ещё плохо развита терморегуляция тела, малыш может перегреться.

Детям старше 2 лет можно находиться на солнце 5 — 10 минут, но нужно учитывать индивидуальную переносимость солнечных лучей. При этом нельзя забывать и о защитных средствах. Прогулки с малышом на свежем воздухе рекомендованы в утреннее, до 10:00 и  вечернее, после 17:00 время.

Ребёнку раннего возраста для прогулок лучше выбирать светлую лёгкую закрытую одежду из натуральных тканей (хлопок, лён), светлую панаму с полями. Малышам до года солнцезащитные косметические средства противопоказаны из-за риска развития аллергических реакций. Детям старше 1 года необходимо пользоваться солнцезащитными кремами с максимальным фактором защиты. Отметим, что крем нужно наносить примерно за час до выхода на солнце.

После достижения трёхлетнего возраста кожа ребёнка постепенно привыкает к ультрафиолетовым лучам, в связи с этим продолжительность пребывания на солнце можно постепенно увеличить.

Нельзя забывать, что солнечные лучи – это источник витамина D, который просто необходим детскому организму, особенно это важно в раннем возрасте. Но как же восполнить запас витамина, если находиться на солнце нельзя или погода не способствует прогулкам? На помощь придут препараты витамина D. Грудным детям лучше их принимать в виде водного раствора, а когда они немного подрастут можно давать витаминно-минеральные комплексы в таблетках, например Остео-Вит. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не подавился.

Благодаря своему уникальному составу этот биокомплекс не только является источником холекальциферола, но также повышает иммунитет, способствует усвоению кальция и магния организмом, улучшает обмен веществ. Он включает витамины D3, В6, а также такой ценный продукт как трутневый гомогенат, чрезвычайно богатый полезными веществами. С препаратом Остео-Вит ваша семья будет защищена от костных заболеваний, гриппа и простуды.

Лучшие источники кальция для здоровья волос, ногтей, зубов и костной системы

Скажем сразу: источники кальция не дефицитны. Но вот парадокс – организм может испытывать его нехватку. И женщины ощущают её чаще мужчин. Это когда секущиеся волосы гонят в парикмахерскую делать стрижку под мальчика. Ломкие ногти вопиют о наращивании, не говоря о зубах, хроническая реставрация которых буквально подрывает семейный бюджет. Но самое скверное, чем чреват недостаток кальция,…

Читать далее

Как избежать болей в суставах?

О том, как избежать болей в суставах, никто не задумывается – гром-то не грянул, зачем ставить громоотвод. Между тем от артралгии – так называется этот вид боли – страдают половина людей старше сорока лет и 90 % тех, кому больше семидесяти. Так что профилактика боли суставов – то, о чем стоит подумать, даже если вы…

Читать далее

Власть гормонов. Какие активные вещества регулируют восстановление хряща?

Состояние человека, слаженность работы органов его тела во многом определяются  гормональным балансом. Восстановление хряща также подчинено влиянию вездесущих регуляторов жизни. Без нормализации гормонального фона полноценная регенерация сустава невозможна. За какие нити дёргает невидимый кукловод – эндокринная система, воздействуя на хрящевую ткань? Тестостерон Этот гормон вырабатывается половыми железами и корой надпочечников, как в мужском организме, так…

Читать далее

Как выбрать лучший комплекс витаминов для укрепления костей

Заботиться о здоровье костей актуально в любом возрасте. Для  детей это важная профилактика рахита, а для взрослых – переломов и остеопороза. Однако спектр продукции для решения этих задач, настолько широк, что потеряться и ошибиться в выборе проще простого. Лучший комплекс витаминов для костей, если верить рекламным роликам, должен насытить кости кальцием и запереть его там…

Читать далее

Пусть всегда будет солнце! Для чего нужен витамин Д?

Солнечный свет для человека – не только источник хорошего настроения, радости и счастья. При его попадании на сетчатку глаза и кожу в организме запускается большое количество физиологических процессов, например, синтез кальциферола. Для чего нужен витамин Д, помимо улучшения всасывания кальция? Как компенсировать его дефицит, если пребывание под ультрафиолетовыми лучами солнца нежелательно для человека? Для чего…

Читать далее

Источник

Тенденция последних десятилетий по уменьшению озонового слоя беспокоит не только ученых. Бьют тревогу и педиатры, поскольку солнечная радиация особо опасна для неокрепшего организма ребенка. Специалисты справедливо считают, что преднамеренный загар нельзя относить к оздоровительным процедурам. В то же время некоторые врачи настаивают на пользе солнечных ванн. О том, кто из них прав, а кто нет — решать стоит лишь после изучения всех аргументов за и против. Поэтому далее рассмотрим все тезисы, а также меры предосторожности во время длительного нахождения на ярком солнце.

Ребенок загорает на солнце

Вред солнечного света для ребенка

Характерный загар на кожном покрове человека следует рассматривать как защитную реакцию организма, а не свидетельство здоровья. К последнему скорее относится свежий румянец, чем коричневый оттенок кожи. Образование меланина — это признак борющегося иммунитета. Солнечный свет способен ускорить генерирование свободных радикалов, которые отрицательно воздействуют на клетки детского организма. К тому же восприимчивость последнего в три раза больше, чем у взрослого человека! А уступчивые родители еще и позволяют своим малышам играть в самый солнцепек, когда опасность лучей ультрафиолета наиболее выражена. Вместо золотистого загара дети могут легко получить откровенные ожоги. Характерная пигментация появляется и перед солнечным ударом.

Начиная с 2-3 лет многие дети находятся в зоне риска фотодерматоза. Склонность к аллергии на солнечные лучи проявляется в виде покраснения кожного покрова, неприятного зуда и ужасных пузырей. Только после обнаружения последних родителей начинают беспокоиться, искать врача-дерматолога среди знакомых.

Видео полезно или вредно загорать на солнце детям

Польза солнечного света для детей

Однако далеко не все врачи настаивают на вреде ультрафиолета. Некоторые видят пользу в укреплении иммунитета, повышении его устойчивости перед простудными болезнями. Также ни для кого не секрет, что ультрафиолет солнечных лучей стимулирует выработку витамина D. Без этого важного микроэлемента детки болеют малокровием и даже рахитом. Другим плюсом нахождения на солнце эти доктора считают повышение артериального давления. Якобы расширение сосудов значительно ускоряет обмен веществ у радостного ребенка. Насколько это необходимо детскому организму, спорить можно долго. Поэтому оптимальным вариантом представляется золотая середина: пребывание на солнце ограниченное количество времени.

Меры предосторожности для детей. Как избежать солнечного удара?

Так сколько же времени можно загорать детям? Всё зависит от возраста. Например, до трех лет вообще не рекомендуется подставляться под прямые лучи солнца. И даже пятилетним деткам стоит прикрываться, когда солнышко в зените. Немаловажное значение приобретают и солнцезащитные очки.

Внимание! Очки необходимо приобретать только в офтальмологическом магазине, чтобы не испортить ребенку зрение.

Ребенок на солнце

Достойной альтернативой очкам представляется панамка с большими полями. Она имеет даже некоторое преимущество перед модными очками, поскольку защищает не только глаза, но и головку малыша.

Что касается времени, то здесь очевиден ответ — утро либо вечер. При этом нахождение на солнце следует тщательно дозировать, начинать с небольших «порций». Сначала это может быть десять минут, затем — больше. Утренние часы на свежем воздухе, пропитанном солнечными лучами — самое лучшее время для всех людей без исключения. А чтобы дополнительно обезопасить ребенка, родителям рекомендуется посещать морские курорты либо в начале июня, либо уже в конце августа. Середину лета лучше провести в естественном климате для маленького человечка.

Среди полезных рекомендаций специалистов стоит также отметить покупку солнцезащитной косметики. В инструкции косметологического средства должны быть ремарки о том, что оно защищает от лучей А (15) и В (50). Любопытным является также совет всегда держать при себе бутылку кефира. Этот напиток спасает не только от обезвоживания, но и служит первым средством от солнечных ожогов. Однако не следует его рассматривать, как основное противоожоговое вещество. С этой ролью все же лучше справляются другие, аптечные препараты.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник

Солнце — источник жизни на Земле. В ласковых солнечных лучах нуждается всё живое: растения, животные, люди. Благодаря солнечному свету создаются условия для существования живых организмов: образуются питательные вещества, поддерживается оптимальная температура и влажность.

Солнце является участником важнейших реакций в организме человека. Солнечные лучи обладают антисептическими (противомикробными) свойствами. Поэтому лечение солнцем способствует скорейшему выздоровлению при различных заболеваниях.

Ещё в конце XIX века было установлено, что с помощью солнечного света можно лечить туберкулёз. В настоящее время лечение солнечными лучами успешно используют при таких инфекциях, как ангина, бронхит, пневмония, желтуха новорожденных.

О пользе солнца для ребёнка

Под воздействием прямых солнечных лучей в организме ребёнка образуется витамин D. При непосредственном участии этого жизненно важного витамина усваивается кальций — минерал, составляющий основу зубов и костей.

Очень важно, чтобы некоторое время ребёнок проводил на солнце. Нахождение под прямыми солнечными лучами предотвращает развитие у младенцев рахита. При этом опасном заболевании неправильно формируется скелет, что ведёт к нарушению функционирования всех органов и систем организма.

Велика роль солнечного света в регулировании активности головного мозга ребёнка. Установлено, что солнечные лучи, попадающие на сетчатку глаза, благотворно действуют на мозг.

Световая энергия улучшает жизнедеятельность организма ребёнка, выравнивает разбалансированные нервные процессы. Поэтому комната, в которой новорожденный проводит часы бодрствования, должна быть хорошо освещена солнцем.

О вреде солнца для ребёнка

Во всем нужна мера, и в особенности это касается времени пребывания ребёнка на солнце. Неправильное проведение солнечных ванн может нанести непоправимый вред организму малыша.

При чрезмерном нахождении младенца на солнце значительно возрастает риск перегрева, появления ожогов, а также рака кожи. Загар — это уже защитная реакция организма малыша на солнечные лучи.

Для предупреждения негативного влияния солнца на ребёнка нужно строго соблюдать правила проведения солнечных ванн.

Правила проведения солнечных ванн

К солнечным лучам ребёнка приучают постепенно. Вначале достаточно 2 — 3 минут нахождения на солнце в день. Каждый последующий день это время увеличивают ещё на 2 — 3 минуты.

Первые солнечные ванны устраивают дома, возле открытого окна. При этом следят, чтобы было тепло и не было сквозняков. На улице малыш должен находиться на солнце не более 30 — 45 минут в день (особенно в летнее время).

В жаркую солнечную погоду солнечные ванны проводят в тени деревьев или под навесом. Чтобы был свободный доступ воздуха, ребёнка кладут на покрывало на земле. На пляже остаются с малюткой в тени.

Чтобы предупредить солнечный удар на голову новорожденному обязательно надевают чепчик, панамку или кепку. Если кожа ребёнка покраснела, возможно, он перегрелся. В таком случае ребёнка относят в нежаркое помещение.

Перед приёмом солнечных ванн желательно использовать детский солнцезащитный крем с защитным фактором не меньше 15 единиц.

Особенно это актуально во время пребывания ребёнка в южной морской зоне. В первые дни адаптации к южному солнцу кожу младенца защищают одеждой: рубашечкой с длинными рукавами, лёгкими ползунками.

Если малыш перегрелся или обгорел, срочно обращайтесь к педиатру!

Болезнь ребёнка и солнечные ванны

Если ребёнок заболел, но при этом у него нет температуры, ежедневные прогулки с ним не отменяют, а продолжают. Делают это только в тёплое время года в безветренную погоду.

В холодную погоду обязательно открывают форточки, чтобы проветрить комнату и дать доступ солнечному свету. Солнечный свет очистит воздух от болезнетворных организмов. С целью дезинфекции на солнце проводят сушку детского белья.

Любящая заботливая мама должна бережно относиться к здоровью своего ребёнка: постепенно приучать его к воздействию солнца, предохранять нежное тельце малютки от перегрева и ожогов.

Ольга Гурьева

Источник

Наталья Крайнова
Конспект занятия «Мы изучаем свет» для детей 6–7 лет Видео

«Воспитатель года — 2017». Конкурсное задание «Педагогическая находка «Занятие» «Мы изучаем свет» для детей 6–7 лет

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования.

Задачи:

— обучающие: познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света;

— развивающие: развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей;

— воспитательные: воспитывать самостоятельность, любознательность

Словарная работа: свет, естественные источники света, искусственные источники света, радуга, тень.

Материалы и оборудование: макет солнечной системы, фонарики, лампа электрическая, рамка для теневого театра, комнатные растения (фиалки, зеркало, вода, емкость для воды, стол для рисования песком, песок, силуэты деревьев из картона, прозрачная пленка, деревянные брусочки, цветные карандаши, магнитофон, блокноты «юных ученых», ИКТ на тему «Естественные и искусственные источники света«.

Предварительная работа: беседа на тему «Что такое солнечный свет, чтение рассказа «Можно ли поймать солнечный зайчик?» (Большая энциклопедия дошкольников, наблюдение за ростом комнатных растений, рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».

Ход деятельности:

Вводная часть:

Дети стоят полукругом возле воспитателя.

Воспитатель:

— Здравствуйте, ребята! Мне сказали, что очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?

Дети:

— Да.

Воспитатель:

— Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать! А результаты наших наблюдений и экспериментов мы будем записывать в блокноты «юного ученого». (Показывает детям блокнот).

— Посмотрите на стол, что вы там видите?

Дети:

— Коробка.

Воспитатель:

— Хотите узнать, что в ней находится?

Дети:

— Да.

Воспитатель:

— Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.

Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему вам ничего не видно?

Дети:

— В коробке темно и нет света.

Воспитатель:

— Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?

Дети:

— Включить фонарик и посветить в отверстие коробки.

Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос:

— Что вы увидели в коробке?

Дети высказывают предположения (космос, планеты, невесомость, шарики).

Воспитатель:

— Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?

Дети:

— Появился свет, и стало светло. И мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.

Дети и воспитатель открывают коробку.

Основная часть:

Воспитатель:

— Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?

Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).

Воспитатель:

— Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?

Дети:

— Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.

Воспитатель:

— Предлагаю нам пройти за столы и выяснить, как солнечный свет влияет на рост растений.

Дети и воспитатель садятся за стол.

Воспитатель:

— В группе, мы наблюдали за ростом комнатных растений — фиалок. Вспомните, как мы их выращивали?

Дети:

— Одну фиалку мы выращивали на подоконнике, т. е. в более освещенном месте, а другую на столе, в менее освещенном месте.

Воспитатель:

— Чем они отличаются друг от друга по внешнему виду?

Дети:

— У одной фиалки листья более зеленые, их много, а у второй — листья вялые, и их мало.

Воспитатель:

— Правильно, т. е солнечный свет очень важен для жизни и роста растений. Теперь наши выводы зарисуйте в свои блокноты «юного ученого».

Дети делают зарисовку.

Воспитатель:

— Ребята, мы выяснили, как солнце влияет на растения, но кроме солнца, еще естественными источниками света являются луна и звезды. Естественные источники света, это те, которые созданы природой. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные источники света, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться?

Дети:

— Свеча, фонарик, лампочка, спички.

Воспитатель:

— Мы с вами поиграем в игру, где нужно будет найти лишнюю картинку. Посмотрите на экран, что за картинки здесь изображены?

Дети:

— Звезда, луна, солнце, лампочка.

Воспитатель:

— Какая картинка лишняя и почему?

Дети:

— Лампочка, так как она относится к искусственным источникам света.

Воспитатель:

— Что изображено на слайде?

Дети:

— Свеча, луна, фонарик.

Воспитатель:

— Что лишнее и почему?

Дети:

— Луна, так как это естественный источник света.

Воспитатель:

— Теперь мы отправимся в настоящую лабораторию, где изучают свет.

Все вместе отправляются в лабораторию.

Воспитатель:

— В лаборатории мы будем говорить о свойствах света. Как вы думаете, какого цвета свет?

Дети:

— Желтый, белый, голубой.

Воспитатель:

Свет, только на первый взгляд кажется нам белым или бесцветным. Хочу вам открыть секрет: его можно разделить на семь разных оттенков. А что в природе бывает одновременно семи оттенков?

Дети:

— Радуга

Воспитатель:

— Правильно. А когда появляется радуга?

Дети:

— Когда светит солнце и идет дождь.

Воспитатель:

— Мы сделаем радугу в лаборатории. Нам для этого понадобится чашка с водой, зеркало и фонарик.

Проводится опыт «Радуга»

Теперь давайте результат нашего опыта зарисуем в блокноты.

Дети делают схематичный рисунок, обсуждают результаты опыта.

Воспитатель:

Свет имеет еще одно свойство — проникать через некоторые предметы, а другие не проникать.

Воспитатель обращает внимание детей на поднос с различными предметами

(прозрачная пленка, деревянные брусочки, фонарик).

— Возьмите фонарик и прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

— А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

Дети проводят опыт «Способность света проникать или не проникать через предметы», делают вывод.

Воспитатель:

— На основе этого свойства, люди придумали вот такой стол для рисования песком. При помощи песка и света можно создавать различные образы и сюжеты.

«Опыт — рисуем песком радугу».

Результат опытов зарисовывается в блокнот.

Воспитатель:

— Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

Проводится опыт «Тень».

Воспитатель:

— На основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр. Хотите в нем побывать?

Дети:

— Да.

Опыт «Театр теней»

Заключительная часть:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучили?

Дети:

— Радугу, способность света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, рисовали песком, увидели театр теней.

Воспитатель:

— Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, свойствами света: свет имеет цвет, может проникать через одни предметы, а другие — не проникать. Что вам понравилось больше всего? Какие эксперименты?

Дети отвечают, высказывают свое мнение.

Воспитатель:

— Я надеюсь, что в дальнейшем вы продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.

Список использованных источников:

1. 1. А. К. Дитрих, Г. А. Юрмин, «Почемучка», — Москва, Астрель, АСТ 2002г.

2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», — Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», — М., ТЦ, 2001.

Конспект занятия «Мы изучаем свет» для детей 6–7 лет ВидеоСолнечный свет в развитие ребенка

Источник