Солнечный мир центр развития ребенка

Солнечный мир центр развития ребенка thumbnail

Автономная некоммерческая организация «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»    — одна из первых организаций в России (с 1991 г.), занимающаяся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития.

Еженедельно занятия в Центре посещают около 300 детей с 1,5 лет, подростков и молодых людей с аутизмом и другими нарушениями развития. Реабилитационную помощь им оказывают 70 высококвалифицированных специалистов и волонтеров. Более чем за 20 лет специалисты Центра оказали помощь и изменили качество жизни нескольких тысяч детей и их семей. Благодаря занятиям в Центре, многие дети получают возможность посещать обычные детские сады, поступают в школы (коррекционные и общеобразовательные), ведут социально-активный образ жизни.

Многие из специалистов НСМ – родители детей с РАС и другими нарушениями в развитии. В Центре, так же, работает несколько взрослых людей с РАС, в прошлом, воспитанников Центра.

Центр «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» был основан в 1991 году специалистами и родителями детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Это был первый в России Центр, где в основу реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья был положен метод с применением верховой езды. Начиная с 1992 года Центр начал осуществлять программу комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС и с другими нарушениями в развитии. История Центра – это более 20 лет «селекции» наиболее эффективных реабилитационных и коррекционных методов.

«НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» был первым в России центром, сотрудники которого в 1992 году при поддержке Минсоцзащиты РФ организовали и провели летний интеграционный реабилитационный лагерь для своих подопечных. НСМ проводит летние реабилитационные лагеря ежегодно.

В 1996 году на базе Центра были проведены первые в Москве соревнования по конному спорту по Программе специальных олимпиад, а в дальнейшем и по Программе Паралимпийских игр. Такие соревнования стали проводиться регулярно. Одними из ведущих спортсменов по инвалидному конному спорту в России были и остаются подопечные Центра.

В 1997 году при непосредственном участии специалистов Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» была создана Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта (НФ ЛВЕ и ИКС). «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» является базовым центром в г. Москве НФ ЛВЕ и ИКС. За годы работы подготовлены более 500 специалистов в области лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта для России и Ближнего Зарубежья.

Центр работает по «Программе комплексной экосистемой реабилитации и социальной адаптации детей и молодежи с нарушениями в развитии», которая впервые была представлена в 1997 году на IХ-м Международном конгрессе FRDI в Денвере, США, а в 2002 году была издана в виде брошюры.

В 2011 году совместно с Юлией Эрц-Нафтульевой, сертифицированным поведенческим аналитиком (МА, ВСВА), в Центре был создан проект «Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика)». В рамках проекта очное обучение на самую высокую степень по Поведенческому Анализу — ВСВА — утверждено Международной Комиссией в полном объеме (225 часов, по всем четырем обучающим модулям). На данный момент (начало 2014 года) по очной программе обучения подготовлены более 120 специалистов, из них 3 выпускника успешно сдали международный экзамен и получили международную степень BCBA. Онлайн-обучение прошли около 40 специалистов и более 400 родителей.

В 2013 году «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» был объявлен Primary Partner (основным партнером) в России Международной организации Autism Speaks (программа LIUB).

В 2013 года Центр «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» (единственная из российских организаций) был принят в Европейскую ассоциацию Autism Europe, которая объединяет ведущие организации из 30 стран Европы и защищает права людей с аутизмом на уровне Евросоюза.

В 2014 году, в Люксембурге на Генеральной Ассамблее Autism Europe директор Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»Игорь Шпицберг был избран в состав Правления этой международной организации. Деятельность нашего Центра в области реабилитации и социальной адаптации детей с РАС в России получила высокую оценку европейских специалистов.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Центр реализует свою авторскую Программу комплексной реабилитации, опирающуюся на разработанные специалистами Центра методики, а также наиболее эффективные методики, применяемые в зарубежной практике.

Руководитель Центра И.Л. Шпицберг разработал «Метод коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра», который позволяет в существенной степени восстановить дефицит нормального восприятия и значительно улучшить процесс взаимодействия ребенка с аутизмом с окружающим миром (патент N2412727 медицинского отдела ФГУФИПС РФ). Метод используется уже более 15 лет и за это время позволил многим детям улучшить их возможности восприятия вплоть до возможности адекватного существования в «здоровом» социуме. Метод является частью комплексной программы Центра.

Процесс развития, реабилитации и социальной адаптации детей и молодежи с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития осуществляется в течение всего года и включает в себя:

· индивидуальные занятия со специалистами по коррекции особенностей в развитии сенсорных систем, телесно-ориентированным методам, дефектологии и логопедии, продуктивной деятельности, прикладному анализу поведения (АВА), музыкальным занятиям, занятиям с участием собак, альтернативным методам коммуникации (компьютер, iPad, PECS),Floortime-игровое взаимодействие и др.;

· игровое взаимодействие (индивидуальные занятия и фольклорные игровые группы);

· различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой);

· мастерские традиционных ремесел (керамическая, ткаческая, столярная, валяльная) и творческие студии (живописи и музыкальная);

· верховую езду и инвалидный конный спорт;

· оздоровительный массаж, адаптивную физкультуру и занятия спортом, танце-двигательные занятия;

· социальный проект, «скаутский» проект и интеграционный клуб для подростков с РАС и другими нарушениями в развитии;

· мини-проекты: подготовка к интеграции в группу детского сада, «нулевка» — подготовка к школе; проекты по формированию социальных навыков у детей с РАС в процессе группового взаимодействия и др.;

· мульт-студия и кино-студия;

· специальную программу занятий с родителями;

· обучение тьюторскому сопровождению;

· проект «Деревня» — обучение навыкам самостоятельного проживания для взрослых людей с РАС и другими нарушениями в развитии;

· интенсивный реабилитационный курс в загородном интеграционном лагере летом.

«НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» постоянно занимается передачей накопленного за более чем 20 лет опыта. В Центре регулярно проходят круглые столы, семинары, тренинги для специалистов-реабилитологов из Москвы и других регионов, а также для родителей. Специалисты Центра проводят исследования, разрабатывают методическую литературу по проблемам развития, реабилитации и социальной адаптации.
С момента своего создания Центр осуществляет постоянное сотрудничество с организациями и учреждениями, готовящими специалистов в области коррекционной педагогики и реабилитации (МГППУ, РГСУ, Институт коррекционной педагогики и др.) в г. Москве, других городах России, Ближнего (Украина, Белоруссия, Грузия, Латвия) и Дальнего Зарубежья.

Источник

«Наш солнечный мир» — это содружество детей и взрослых. Детей, которым в силу серьёзных проблем со здоровьем непросто жить в нашем мире, и взрослых, для которых помощь таким детям стала делом жизни. 

Подопечные центра – более 260 детей, подростков и молодых людей, страдающие такими заболеваниями как ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), различные формы умственной отсталости, генетические нарушения (в том числе синдром Дауна), двигательные нарушения и др. 

Специалистами центра разработана уникальная программа комплексной реабилитации, опирающаяся на авторские методики. 

В основе программы лежит принципиальное положение об абсолютной ценности каждого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей, а единственным критерием «нормы» является возможность адекватного индивидуального развития ребенка в реальной окружающей среде. 

Круглогодичный реабилитационный процесс, включает в себя: 

  • индивидуальные занятия со специалистами по сомато-сенсорной терапии, кинезотерапии, дефектологии и логопедии, продуктивной деятельности и арттерапии, по поведенческой терапии с элементами АВА, музыкотерапии, альтернативным методам коммуникации (компьютер); 
  • игротерапию (индивидуальные занятия и фольклорные игровые группы);  
  • различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой); 
  • мастерские традиционных ремесел (керамическая, ткаческая, столярная) и творческие студии (живописи и музыкальная); 
  • лечебную верховую езду и инвалидный конный спорт; 
  • оздоровительный массаж, адаптивную физкультуру и занятия спортом;  
  • социальный проект и интеграционный клуб для подростков с ограниченными возможностями здоровья;  
  • специальную программу занятий с родителями; 
  • интенсивный реабилитационный курс в загородном интеграционном лагере летом. 

В рамках учебно-методической базы:  

  • работает научно-методический клуб (круглые столы, семинары, тренинги для специалистов-реабилитологов из Москвы и других регионов);  
  • проводятся исследования, разрабатывается методическая литература по проблемам развития и реабилитации. 

Методики

Сомато-сенсорная терапия 

С 1995 года в центре «Наш солнечный мир» разрабатывается и применяется в реабилитационной практике методика коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра. Это уникальная авторская методика, разработанная руководителем реабилитационной программы «Нашего Солнечного Мира» И.Л.Шпицбергом. Она позволяет в существенной степени восстановить дефицит нормального восприятия и значительно улучшить процесс взаимодействия ребенка-аутиста с окружающим миром. 

В результате занятий наблюдается снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение процессов подражания, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Вследствие этого значительно повышается успешность занятий с дефектологами, логопедами и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики. 

За 15 лет применения метод позволил многим детям улучшить их возможности восприятия вплоть до возможности адекватного существования в «здоровом» социуме. 

В 2005 году метод был представлен на конференции памяти К.С.Лебединской в Институте Коррекционной Педагогики Академии образования (г. Москва). 

Иппотерапия 

Иппотерапия (дословно – лечение с помощью лошади) широко применяется по всему миру для реабилитации и лечения самых разных заболеваний – от нарушения осанки, переломов позвоночника до сложных патологических состояний психики (аутизм, шизофрения). 

За 20 лет использования в России метод претерпел серьезные изменения: появилось множество методических разработок как в области применения иппотерапии при конкретных заболеваниях, так и в техническом оснащении занятий. В настоящий момент центр является основной методической и практической базой «Национальной Федерации Лечебной Верховой езды и ИКС». На базе ежегодно проходит первичное обучение инструкторов по ЛВЕ и курсы повышения квалификации. 

Показаниями для использования иппотерапии являются: 

  • детский цребральный паралич 
  • умственная отсталость, в том числе синдром Дауна 
  • ранний детский аутизм- шизофрения и другие расстройства психики 
  • задержка психического и психоречевого развития 
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью 
  • рассеянный склероз
  • нарушения осанки 

Противопоказания: 

Эпилепсия. 

Как проходят занятия? 

Продолжительность занятия – 30 минут (включая посадку и кормление лошади). Занятие ведет сертифицированный инструктор ЛВЕ, который при участии невропатолога составляет индивидуальный план занятия и вносит в него коррективы. Все инструкторы ЛВЕ в НСМ имеют в/о или незаконченное в/о в одной из следующих областей: неврология, педиатрия, психология, логопедия, дефектология, ЛФК и др. 

После осмотра за ребенком закрепляется один или два инструктора, которые его курируют. Однако в случае болезни или перехода ребенка на другое время его может взять другой инструктор, так как программа занятия в письменном виде хранится в отделении и доступна коллегам. 

Форма занятия

С самыми маленькими пациентами, а также с детьми, которые не сидят самостоятельно, инструктор садится на лошадь вдвоем с ребенком и их безопасность обеспечивают один или два помощника. В индивидуальном занятии участвуют, как правило, инструктор, коновод и помощник. В групповом занятии участвуют коноводы и помощники, инструктор не осуществляет непосредственную страховку, а ведет занятие. 

Во время ЛВЕ инструктор обеспечивает страховку, коновод ведет лошадь. Если ребенок занимается спортом, инструктор либо ведет занятие самостоятельно, либо пользуется помощью коновода. 

Логопед и дефектолог 

Непременным условием существования в обществе для ребенка являются общение и взаимодействие. Поэтому основной задачей логопедического и дефектологического направления работы центра является развитие средств общения и взаимодействия у ребенка. 

В работе используются как общеизвестные методики, так и авторские разработки. 

Программа для каждого ребенка составляется индивидуально. 

Направление охватывает очень широкий возрастной и уровневый диапазон работы с детьми, начиная от самых маленьких (довербальное общение, начатки речи) до подростков с проблемами в связной речи, специфическими ошибками и стереотипиями построения фраз, дислексией и дисграфией, а также суженными представлениями об окружающем мире, несформированном логическом мышлении. 

На занятии организуется речевая и игровая среда, адекватная уровню развития ребенка, находясь в которой малыш учится наблюдать, подражать, вступать в диалог (вербальный или невербальный), активно участвовать в разных видах деятельности. Тем самым развивая свою речь и мышление. 

Для детей, уже способных пользоваться речью программа усложняется. Наряду с классическими приемами развития речи используются задания, развивающие личностные, волевые качества, подражательные и творческие способности, мышление и воображение. 

Из-за специфики восприятия многие дети испытывают трудности в обучении общешкольным навыкам. Поэтому специалисты центра работают над чтением, письмом и счетом, используя приемы, повышающие мотивацию ребенка, ускоряющие автоматизацию этих навыков и умений. 

Особое значение в развитии речи и мышления малыша имеет помощь родителей, поэтому специалисты дают подробные рекомендации и задания для закрепления навыков вне занятия.

Поведенческая терапия (АВА) 

Направление поведенческой терапии – АВА- ищет взаимосвязь между поведением и влияющими на него факторами в окружающей среде, с тем, чтобы, изменяя данные факторы, изменить поведение. 

Для АВА абсолютно не важно, как называется то или иное поведение — «эхолалия», «галлюцинации», «симптом аутизма», или как-нибудь еще. Главное — это то, что поведение существует — его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить, какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы для достижения желаемого результата. 

Занятия по коррекции поведения направлены на формирование у ребенка осмысленных моделей поведения и/или на создание положительных схем взамен отрицательных. 

Выстраивается структура занятия, выполняется обучение работе с расписанием. Ребенок обучается построению диалога доступным для него способом. 

Музыкальная терапия 

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Давно известно, что музыка оказывает стимулирующее действие на настроение и эмоции человека. Весьма сильное влияние музыка оказывает на детей с особенностями развития. Для каждого ребенка занятия составляются индивидуально, с учетом его личностных и возрастных особенностей. 

На занятиях устанавливается доверительный контакт – дети смотрят педагогу в глаза, радуются при звуках любимой мелодии, вместе играют на музыкальных инструментах, совместно с педагогом танцуют под ритмичную музыку, что способствует развитию внимания, памяти, чувства ритма, координации и точности движений, улучшению социальных взаимодействий. 

Замечено, что ребенок, вначале относящийся ко всему новому с недоверием и опаской, через некоторое время занятий раскрепощается, перестает бояться громких звуков, а также начинает осознавать, как самому регулировать их громкость при игре на музыкальных инструментах. 

Дети не только слушают полюбившиеся песни, но и подпевают или подзвучивают их голосом, а также учатся играть на трещотках, бубнах, маракасах, ксилофоне и металлофоне, колокольчиках, бубенцах, гуслях, свистульках, ложках и др. На занятия привносится элемент сказки – плавание по волшебным морям, встречи со зверями кукольного театра. 

Музыкальные занятия улучшают эмоциональное состояние ребенка и его самоконтроль. 

Кроме этого, благодаря задействованию во время занятия обеих рук, улучшается межполушарное взаимодействие, способствующее полноценному обмену информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. 

Более взрослые дети обучаются игре на ударных, духовых и аккордеоне под руководством настоящего мастера. Они не только осваивают игру на музыкальных инструментах, но и выступают на концертах со своими номерами, что способствует развитию уверенности в себе и творческой самореализации. 

Продуктивная деятельность 

Этот метод эффективно развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, а также сферу восприятия ребенка. Для каждого ребенка специалисты разрабатывают индивидуальную программу, позволяющую достичь наибольшего терапевтического эффекта в его случае. 

Развитие сферы восприятия ребенка происходит за счет взаимодействия с различными материалами (крупа, бумага, глина, пластилин, краски и др.), формами, текстурами, цветами. В процессе занятий органично происходит развитие крупной и мелкой моторики, регуляция тонуса. 

Творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, способствует вырабатыванию навыков самоконтроля. 

Развитие познавательной сферы ребенка происходит благодаря вырабатыванию на занятиях навыков сравнения, обобщения, анализа, классификации различных объектов и образов. 

Занятия способствуют улучшению ориентации в пространстве и взаимодействия со средой и помогают развитию коммуникативных навыков. Специалисты проводят консультации для родителей по закреплению в домашних условиях навыков, выработанных на занятиях. 

Фольклорные и развевающие игры 

Игровое занятие — это комплексное занятие, на котором у детей формируются навыки подражания, развивается мелкая моторика и речь, развиваются способности концентрации, фиксации внимания на происходящем, чувство ритма. Очень важно, что в группе обычно присутствуют речевые и неречевые дети. В время игры дети начинают замечать друг друга, пытаются взаимодействовать друг с другом, учатся делать выбор. Для ребенка с особенностями развития игровая группа – одна из немногих возможностей пережить себя в детской среде, выстроить отношение с другим ребенком, получить от него обратную связь. 

Во время круговых игр, хороводов у ребенка чередуются разные состояния – пассивное, когда его ведут за руки, и активное — когда он выходит из круга в центр и что-то делает. Постепенно у него возникают воспоминания о том, что оно делал на игровой группе. Ребенок воспроизводит фрагменты песен и игр дома, вспоминает детей, с которыми встречался. 

Различные игры и упражнения направлены на выстраивание ребенком схемы тела. Если у ребенка выстроена схема тела (что выражается в его рисунке, на котором можно увидеть лицо, туловище, руки и ноги), то он готов к обучению в школе. Для того, чтобы ребенок пережил себя в своем теле, мы учим его ползать, проползать через тоннель из педагогов, перекатываем его через других детей, делаем упражнения в парах и т.д. Развитие крупной и мелкой моторики способствует развитию речи – произношению и пониманию. 

Также в центре применяются телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (АФК), массаж, кинезиотерапия), проходят творческие студии. 

Использование компьютера 

Для многих неговорящих детей компьютер становится эффективным посредником между ребенком и другими людьми. Компьютер не должен «уводить ребенка в свой мир», но может стать надежным помощником в процессе его развития, а также служить спасительным мостиком, ведущим в конце концов к звуковой речи. Основные направления работы с использованием компьютера: 

  • Сенсорная стимуляция (цвет, звук, их интенсивность) 
  • Формирование устойчивой связи – намерение — указательный палец, его движение – рука, ее движение – эмоциональная оценка результата. 
  • Развитие мышления (анализ, синтез), внимания, памяти. 
  • Моделирование поведения и перевод из виртуального в реальное. 
  • Основы профориентации. 
  • Альтернативная коммуникация, психологическое консультирование неговорящих детей. 

Канис-терапия 

Специально обученные собаки-терапевты — это уникальное средство реабилитации детей с особенностями развития. Собаки позитивно воздействуют на физическое и психическое развитие детей, способствуют развитию коммуникативных навыков и улучшают эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, собаки-терапевты становятся живой нитью, которая приводит детей в этот мир, помогая им найти свое место в нем. 

Проекты

Проект «Мульт-студия» 

Под руководством профессионального художника-мультипликатора дети обучаются оживлять персонажей, сочинять истории, создают собственные мультфильмы и озвучивают их. А так же на каждом занятии происходит просмотр и обсуждение любимых детских мультфильмов, созданных профессиональными режиссерами. 

Проект предназначен для детей, которым важно научиться: 

  • работать в команде, 
  • понимать сюжет, 
  • тренировать речевую функцию, 
  • раскрывать свой творческий потенциал и фантазию. 

Проект «Мульт-студия» включает в себя:  

  • обучение созданию движения персонажа 
  • знакомство с различными анимационными техниками (перекладка, рисованная анимация, пластилин, песок, кукольно-предметная анимация и др.) 
  • освоение всех этапов создания фильма (сценарий (азы драматургии), раскадровка, создание персонажей, анимация, озвучивание) 
  • создание собственного мультфильма 
  • просмотр лучших отечественных и зарубежных мультфильмов 
  • возможность участвовать с созданным в рамках проекта мультфильмом в российских и международных фестивалях. 

Молодежный клуб 

Это место, где встречаются и общаются бывшие воспитанники центра. Вместе с педагогами ребята разговаривают обо всем на свете, слушают музыку, читают вслух и обсуждают прочитанное. 

 На занятиях проводятся театральные (речевые) тренинги, а также тренинги, направленные на общение, взаимодействие и усовершенствование коммуникативных навыков. В непринужденной теплой атмосфере раскрываются таланты и развиваются способности ребят в самых разнообразных областях. Участники Клуба ставят спектакли и сами делают сценические костюмы для них, учатся фотографировать друг друга и сами позировать для фотокамеры, осваивают азы видеорепортажа и игрового кино. 

 Но, безусловно, главным является то, что такие встречи позволяют подросткам возместить в максимально комфортной для них обстановке недостаток общения со сверстниками, задать интересующие их вопросы и просто поделиться друг с другом тем, что их волнует. Помимо этого некоторые участники клуба являются волонтерами в Центре и помогают проводить фольклорно-игровые группы с младшими детьми. 

Проект «Скауты» 

Проект «Скауты» ориентирован на детей и подростков с различными особенностями в развитии от 10 лет. Цель проекта — создание условий для формирования опыта социального взаимодействия, развитие восприятия, изучение окружающего нас мира природы, развитие игровых навыков. 

В построении программы проекта в городе мы учитываем уникальность расположения центра — в лесной части парка Сокольники в Москве. Каждую неделю дети со специалистами центра выходят в парк, наблюдают изменения в природе, различные природные явления, изучают породы деревьев. Они играют в различные фольклорные игры, в футбол, ставят небольшие инсценировки, разыгрывают сценки из детских сказок. 

В процессе занятий дети учатся видеть ценность каждого участника группы, понимать свою роль в деятельности команды. 

С сентября 2008 года в центре «Наш солнечный мир» проходят собрания научно-методического клуба. Основная задача клуба – формирование возможности междисциплинарного диалога между экспертами — практиками высокого уровня а также обучение молодых специалистов. Мы выражаем искреннюю признательность всем экспертам – участникам клуба и гостям нашего центра.

Марина Афанасьева

Источник