Сократ природа ребенка и его развитие

Сократ природа ребенка и его развитие thumbnail

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

фото 592

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

фото 593

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

фото 594

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Источник

Сократ
— крупнейший представителем философии
софистов. Его главным дидактическим
достижением можно назвать майэвтику
(«повивальное
искусство») – диалектический спор,

подводящий к истине посредством
продуманных наставником вопросов.

Суть
педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей человека должно
быть нравственное
самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении
противоречия между личным и общественным
бытием. И напротив, сосредоточение на
личных интересах, противопоставление
их интересам своих ближних ведет к
душевному разладу и дисгармонии с
обществом.

Сократ
— один из основоположников учения о
доброй природе человека. Придавая особое
значение природной предрасположенности,
Сократ видел наиболее верный путь для
проявления способностей человека в
самопознании: «Кто знает себя, тот
знает, что для него полезно, и ясно
понимает, что он может и чего он не
может».

Природные
способности человека Сократ связывал
с правом на образование.

Учительская
деятельность для Сократа была дороже
жизни. Когда перед ним встал выбор,
сохранить жизнь или отказаться от такой
деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ
излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи
Ликея. Он один из родоначальников
диалектики как метода отыскания истины
путем постановки наводящих вопросов —
так называемого сократического
метода.
Главной
задачей наставника Сократ считал
пробуждение мощных душевных сил ученика.

В
таком «повивальном искусстве» он
видел основное предназначение учителя.
Беседы
Сократа были направлены на то, чтобы
помочь «самозарождению» истины в
сознании ученика.

5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.

Демокрит

Философ
придавал огромное значение воспитанию
и считал, что оно ведет к обладанию тремя
дарами: «хорошо
мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Философ считал, что хотя воспитатель
формирует и изменяет человека, тем не
менее его руками действует природа, ибо
человек является ее частицей —
«микрокосмосом». Демокрит отмечал,
как важно родителям посвятить себя
воспитанию детей. Он осуждал скупых
родителей, не желавших тратить средства
на обучение детей и обрекавших их на
невежество. Демокрит полагал, что главное
не количество полученных знаний, а
воспитание интеллекта. » Рассматривая
обучение как трудную работу, Демокрит
полагал естественным прибегать к
принуждению в отношении учащихся. Однако
Демокрит советовал добиваться
педагогических результатов не одним
лишь принуждением. Он предлагал
формировать стремление постигать
неизвестное, воспитывать чувство долга
и ответственности.

6. Педагогическое воззрение Платона.

Платонпредложил
обширную программу воспитания, пронизанную
единой философской мыслью, и открыл
связи между воспитанием и общественным
устройством.

Основанное
Платоном в Афинах учебное заведение
Академия —
просуществовало
более тысячи лет. Педагогические суждения
Платона выросли из его философского
видения человека и мира. По Платону,
земная жизнь — преходящий этап движения
человека к «истинному бытию» Земная
жизнь должна готовить человека к слиянию
человека с «истинным бытием».

Приобретение
знаний, следовательно, является процессом
воспоминания о бестелесном мире идей,
откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

Вот отчего столь большое значение
придавалось самопознанию.

Платон
оценивал воспитание как важнейший
фундамент всей жизни человека. Воспитание,
по Платону, надо начинать с раннего
возраста. По мысли Платона, воспитание
должно обеспечить постепенное восхождение
ученика к миру идей. Осуществлять
подобное воспитание способен, прежде
всего, наставник преклонных лет, т. е.
человек, который стоит на пороге мира
идей. При этом необходима тесная духовная
связь между наставником и учеником (что
впоследствии стали именовать «платонической
любовью»).

Платон
требовал разностороннего
воспитания

для всех.

В
трактате «Государство» Платон,
говоря об идеалах и программе
разностороннего воспитания, по сути,
развивает афинскую педагогическую
традицию. Он полагает, что надлежит
обеспечить «для тела гимнастику, для
души музыку». В трактате «Законы»
Платон изложил свои педагогические
воззрения, особенно выделив социальные
функции воспитания — «сделать
совершенным гражданином, умеющим
справедливо подчиняться или начальствовать».

В
идеальном обществе, которое представлено
в «Законах», руководитель дела
образования является первым лицом
государства. Государство опекает будущих
матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый
образ жизни. Платон
провозглашает принцип всеобщего
обязательного (минимум трехлетнего)
обучения:
«Стар
и млад должны по мере сил получить
образование». В программе он сделал
попытку соединить достоинства спартанского
и афинского воспитания, соблюдая при
этом «золотую середину». Особое
внимание он предлагал уделять физическому
воспитанию, в частности, спортивным
упражнениям и танцам.

Платон
полагает, что при обучении следует
обеспечить
«свободу призвания»,

т. е. учитывать личные склонности.
Например, кто хочет стать хорошим
земледельцем или домостроителем, должен
еще в играх либо обрабатывать землю,
либо возводить какие-то детские
сооружения. И воспитатель должен каждому
из них дать небольшие орудия — подражания
настоящим.

В
программу всеобщего образования входили
обучение грамоте, началам математики,
начатки трудовой подготовки

посредством работы с «малыми
инструментами — воспроизведением
настоящих». Программа подобного
обучения была предназначена лишь для
свободных граждан общества.

Весьма
привлекательными выглядят у Платона
идеи игрового
обучения
,
а также принцип воспитывающего
обучения.

Хотя
Платон не оставил специальных трактатов
по воспитанию, в дальнейшем его с полным
основанием считали выдающимся мыслителем
в области воспитания и обучения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

Источник

Философ

Произведения,
в которых излагаются пед. идеи

Основные
пед. мысли о воспитании

«+»
и «-» в воззрениях философов

Конфуций

551
до н.э.-479

Древний
Китай.

Трактат
«Беседы и суждения».

Цель
воспитания по Конфуцию- укрепление
нравственности и преодоление жизненных
трудностей через гуманизм и гармонизацию
отношений.

Методика
преподавания строилось на диалогах
учителя с учениками.

Индивидуальный
подход.

Преимущество
отдано нравственному началу.

Демокрит.

«Фрагменты
о воспитании».

Он
считал, что становление личности
человека зависит от его природы и
воспитания.

Демокрит
первый,кто поднял вопрос умственного
воспитания детей.

Демокрит
считал,что воспитание надо начинать
с малых лет и т.п.

Квинтилиан.

«О
воспитании оратора».

В
обучении по Квинталиану следует
придерживаться 3-х ступеней: подражание,
наставление,

упражнение.

Он
высказал социально-педадогические
идеи о дидактике и методике
обучения,воспитание

ребенка
в коллективе.

Аристотель.

«Логика»,
«Политика» и др.

Обосновал
необходимость разностороннего
воспитания: физического, умственного,
нравственного.

Создал
возрастную периодизацию, придавал
значение гос. воспитанию.

Платон.

«Протагор»

«Государство»

«Законы».

Выдвинул
и обосновал идею соотношения государство
и воспитания.

Платон
оценивал как важнейший фундамент всей
жизни человека. Провозгласил принцип
всеобщего обязательного образования.

Сократ.

Он
не оставил после себя трактатов и
книг.

Метод
Сократа ироническая- помощь учителя
ученику в рождении истины.

С
именем Сократа связано становление
развивающего, гуманистического подхода
в образовании.

Цицерон.

«Об
ораторе».

Идеал
воспитания- совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель.

Чтобы
стать совершенным человеком, необходимо
непрерывное образование и самообразование.

Сенека.

«Письма
на моральные темы».

Провозгласил
главной задачей воспитание моральное
совершенствования человека.

Нормы-
основные понятия.

Плутарх.

«О
воспитании».

Выдвигал
идею всестороннего обучения человека
в духе требований образованного
римского общества.

Предполагал
дать «беглое» знание тогдашних наук.

Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

О
природе ребенка

Огромное
значение Демокрит придавал среде,
примеру взрослых, словесному воздействию,
воспитанию «убеждением и «доводами»,
приучению к труду. В дошедших до нас
фрагментах трудов Демокрита отражено
требование начинать воспитание детей
с малых лет. 

Сократ
— один из основоположников учения о
доброй природе человека. Придавая
особое значение природной
предрасположенности, Сократ видел
наиболее верный путь проявления
способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для
него полезно, и ясно понимает, что он
может и чего он не может».

Педагогические
суждения Платона выросли из его
философского видения человека и мира.
По Платону, земная жизнь – преходящий
этап движения человека к «истинному
бытию – неким умопостигаемым и
бестелесным идеям». Земная жизнь
должна готовить человека к слиянию
человека с «истинным бытием».
Приобретение знаний, следовательно,
является процессом воспоминания о
бестелесном мире идей, откуда вышел
и куда уйдет каждый человек.

Нравственное
воспитание детей, по Аристотелю,
основывается на упражнении в нравственных
поступках — частом повторении
желательных действий, в которых не
должно быть крайностей, а наоборот,
которые должны быть продуманными и
умеренными. Такое уравновешенное
поведение можно считать добродетельным.
Заниматься нравственным воспитанием
детей должны главным образом родители

Цель
воспитания

суть
воспитания Демокрит видел в том, чтобы
формировать разностороннего человека,
оттачивать его совершенства.

Суть
педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей человека должно
быть нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек обладает разумным
сознанием, направленным к добру и
истине. Счастье состоит прежде всего
в устранении противоречия между личным
и общественным бытием. И, напротив,
акцент на личных интересах, их
противопоставление интересам ближних
ведут к душевному разладу и дисгармонии
с обществом.

По
мысли Платона, воспитание должно
обеспечить постепенное восхождение
ученика к миру идей. Реализовать
подобное воспитание способен прежде
всего наставник преклонных лет, то
есть человек, стоящий на пороге мира
идей. Сделать это можно было при наличии
тесной духовной связи между наставником
и учеником 

Аристотель
видел
цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно
связанных природой, но особенно важным
считал развитие высших сторон —
разумной и волевой. При этом он полагал
необходимым следовать за природой и
сочетать физическое, нравственное и
умственное воспитание, а также учитывать
возрастные особенности детей. 

Содержание
образования и воспитания

Демокрит
отмечал, как важно родителям посвятить
себя воспитанию детей. Он осуждал
скупых родителей, не желавших хватиться
на обучение детей и обрекавших их на
невежество.

Вся просветительская
деятельность Сократа, в том числе и
педагогическая, была связана с софизмом
— течением, которое предполагало
ложное, абсурдное или парадоксальное
утверждение, противоречащее общепринятым
представлениям. Сократ резко критиковал
софистов за пренебрежение к истине и
в споре с ними пытался восстановить
истинность знания, его авторитет.

Особое
значение как средству воспитания он
придавал играм, а также чтению и
рассказыванию детям литературных
произведений, мифов. При этом он считал
необходимым установить законодательно,
что именно нужно читать и рассказывать
маленьким детям.

 Аристотель
дал общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях
преобладает растительная жизнь,
поэтому надо в первую очередь развивать
их организм. Главное для маленьких —
питание, движение, закаливание. Дети
должны заниматься подходящими их
возрасту играми, им полезно слушать
рассказы и сказки (непременно одобренные
властями), детей следует обучать речи.
С 5 лет родители должны готовить их к
школе.

Методы
воспитания и обучения

Главным
орудием, помогающим воспитанию,
Демокрит считал упражнение. Кроме
этого философ говорил о значимой роли
среды общения в воспитательном
процессе. В современной педагогике
давно известно влияние окружающей
среды на ребенка и его познавательные
процессы, поэтому Демокрит в своих
взглядах не заблуждался.

 В
учении Сократа учитель должен был
сподвигнуть воспитанника на
самостоятельную добычу знаний, их
анализ. Он считал, что истинное знание
нельзя вложить в сознание ученика
извне, оно должно вырасти из глубин
его личности и с помощью учителя выйти
на свет.

Схема
извлечения знаний из личности
воспитанника была таковой: сначала
нужно было разрушить все ложные
представления учащегося, показать
ему, как мало он знает, а затем, уже на
подготовленной почве строить
систему
новых представлений. Каждый этап этой
системы воспринимался
учеником
как неизбежное, новое, но близкое,
растущее из собственного «Я».

В
“Государстве Платон выдвинул идею
общественного воспитания детей с
самого младшего возраста и предложил
определенную систему ее организации.
С 3 до 6 лет всех детей всех жителей
города или поселка нужно собирать в
особых местах для игр. При этом
специально назначенные стражами
закона женщины должны следить за
порядком и руководить играми. С 6 до
12 лет дети в государственной школе
учатся читать, писать, считать, а также
петь и играть на музыкальных инструментах.
С 12 до 16 лет они посещают палестру, где
главное внимание уделяется разностороннему
физическому воспитанию. С 16 лет юноши
изучают арифметику, геометрию,
астрономию, преимущественно с
практическими целями (предвоенная
подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии
получают специальную военно-физическую
подготовку.

опираясь
на принятое . в народе деление времени
соответственно, лунному календарю
“по седмицам”, он разделил время
воспитания, определив его, в 21 год, на
три периода: от рождения до 7 лет, с 7
до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности
каждого возраста, определил цели,
содержание и методы воспитания в
каждый период. Это была первая в истории
педагогической мысли возрастная
периодизация.

Формы
воспитания и обучения

Рассматривая
обучение как трудную работу, Демокрит
полагал естественным прибегать к
принуждению в отношении учащихся.
«Если бы дети не принуждались’ к
труду, они не научились бы ни грамоте,
ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что
укрепляет добродетель, — стыду».

Сократ
излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи
Ликея. Он был одним из родоначальников
диалектики как метода установления
истины путем постановки наводящих
вопросов — т. н. сократического метода.
Главную задачу наставника Сократ
видел в том, чтобы пробудить мощные
душевные силы ученика. В таком
«повивальном искусстве» он видел
основное предназначение учителя.

Педагогическое

новаторство

Демокрит раскрыл
колоссальную, определяющую роль
раннего воспитания: последствия его
сказываются и в старости, от него
зависит почти всё умственное развитие
личности.

Воспитательная
проблематика Демокрита тесно переплетена
с остальными предметами его изучения.
Педагогические вопросы рассматриваются
параллельно с философией, этикой,
историей, эстетикой. 

Его
главным дидактическим достижением
можно назвать «майевтику»
(«повивальное искусство») —
диалектический спор, подводящий к
истине посредством продуманных
наставником вопросов.

Он
открыл связи между воспитанием и
общественным устройством. Педагогическая
проблематика присутствует в трактатах
«Диалоги», «Государство», «Законы».
Основанное им в Афинах учебное заведение
– Академия– просуществовало более
1000 лет.

По
Аристотелю, существуют три вида
души: 
1.
растительная (проявляется в питании
и размножении); 
2.
животная/волевая (проявляется в
ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная
(характеризуется еще мышлением или
познанием). 

Источник