Согласно теории психическое развитие ребенка есть результат взаимодействия
ЗАДАНИЕ N 1
Количественный аспект развития, характеризующий такие изменения, как приращение высоты тела или увеличение запаса слов, определяется понятием …
Роста
созревания
научения
социализации
ЗАДАНИЕ N 2
Выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании, предполагает функция …
Описания
объяснения
прогноза
коррекции
ЗАДАНИЕ N 3
Согласно теории _________, психическое развитие ребенка есть результат взаимодействия внутренних данных и внешних условий.
Конвергенции двух факторов
эволюционного развития
трех ступеней детского развития
культурно-исторического развития
ЗАДАНИЕ N 4
В психологии к понятию ________ обращаются в тех случаях, когда под развитием понимают зависящие от созревания качественные изменения.
Дифференциации
роста
наследственности
научения
ЗАДАНИЕ N 5
Наиболее короткая временная дистанция, охватывающая возрастной период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, называется …
Микрогенезом
филогенезом
онтогенезом
антропогенезом
ЗАДАНИЕ N 6
Внешний показатель развития и его количественная характеристика понимается как …
Рост
созревание
совершенствование
универсальное изменение
ЗАДАНИЕ N 7
Согласно Л. С. Выготскому, источником психического развития является …
Социальная среда
межличностное общение
наследственность
влечение и инстинкт
ЗАДАНИЕ N 8
Индивидуальное развитие, или временная дистанция длиной в человеческую жизнь, называется …
Онтогенезом
филогенезом
микрогенезом
социогенезом
ЗАДАНИЕ N 9
Согласно Л. Монтада, задачей психологии развития на практике, предполагающей ответ на вопрос «что будет, если?», является …
Прогноз развития и изменчивости личности
ориентация в жизненном пути
определение условий развития и изменения
объяснение целей развития и коррекции
ЗАДАНИЕ N 10
Ю. Н. Карандашев предлагает делить все теории развития на два больших класса: _____________ и научные.
Обыденные
житейские
квазинаучные
обыкновенные
ЗАДАНИЕ N 11
Медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, согласно учению Л. С. Выготского, происходит в ________ периодах.
Стабильных
критических
необратимых
последовательных
ЗАДАНИЕ N 12
Психология развития в качестве предмета изучает …
Закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни
происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании
объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин в своей деятельности
биологические предпосылки зарождения человеческого сознания
ЗАДАНИЕ N 13
Общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания человека в окружающее общество и культуру описывают понятием …
Социализации
дифференциации
импринтинга
адаптации
Тема 32 : Закономерности и механизмы психического развития
ЗАДАНИЕ N 1
Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит …
Л. С. Выготскому
Н. А. Бернштейну
В. Штерну
Ж. Пиаже
ЗАДАНИЕ N 2
Развитие интеллектуальных структур лежит в основе периодизации …
Ж. Пиаже
Э. Эриксона
С. Холла
А. Гезелла
ЗАДАНИЕ N 3
Такая закономерность развития, как _________ , проявляется в том, что каждая психическая функция имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.
Неравномерность
гетерохронность
неустойчивость
дивергентность
ЗАДАНИЕ N 4
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга ________ своеобразные периоды.
Качественно
количественно
природно
биологически
ЗАДАНИЕ N 5
По мнению А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, основой психического развития является смена …
Ведущей деятельности
социальной ситуации развития
новообразований
критических периодов
ЗАДАНИЕ N 6
Согласно взглядам Л. С. Выготского, к группе периодизаций, созданных по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития, относится периодизация …
С. Холла
В. Штерна
З. Фрейда
Ж. Пиаже
ЗАДАНИЕ N 7
Процессы соматического развития, социального развития и развития сознательного Я положены в основание развития в периодизации …
Э. Эриксона
З. Фрейда
А. Н. Леонтьева
Д. Б. Эльконина
ЗАДАНИЕ N 8
Согласно Л. С. Выготскому, к группе периодизаций, связанных с выделением существенных особенностей самого развития, относится периодизация …
А. Гезелла
В. Штерна
С. Холла
Ж. Пиаже
ЗАДАНИЕ N 9
Автором работы «Проблема возраста», в которой предпринята попытка систематизации существующих периодизаций развития, является …
Л. С. Выготский
А. Н. Леонтьев
Д. Б. Эльконин
В. И. Слободчиков
ЗАДАНИЕ N 10
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга _________ периоды.
Качественно своеобразные
количественно своеобразные
возрастно своеобразные
наследственно своеобразные
ЗАДАНИЕ N 11
В своей периодизации В. И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии __________ (или внутреннего мира), как особого личностного образования.
Субъективности
индивидуальности
интеллекта
потребностей
ЗАДАНИЕ N 12
Закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе психического развития был открыт …
Д. Б. Элькониным
С. Л. Выготским
А. Гезеллом
В. Штерном
Тема 33 : Психическое развитие в разные возрастные периоды
ЗАДАНИЕ N 1
Деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развитии, называется …
Ведущей
основной
учебной
доминирующей
ЗАДАНИЕ N 2
Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды
В периодизации Э. Эриксона центральной стадией на взрослом этапе жизненного пути человека, которую характеризуют производительность или застой, является стадия …
Зрелости
молодости
отрочества
старости
ЗАДАНИЕ N 3
Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды
По мнению Л. С. Выготского, качественные изменения детской личности характеризуют ______________ возраст.
Критический
стабильный
переходный
нестабильный
ЗАДАНИЕ N 4
Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды
М. И. Лисина предложила выделять три группы мотивов общения у детей: познавательные, ____________ и личностные.
Деловые
игровые
учебные
социальные
ЗАДАНИЕ N 5
Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды
Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в ________ возрасте.
Подростковом
младшем школьном
раннем юношеском
дошкольном
ЗАДАНИЕ N 6
Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды
В основу периодизации Э. Эриксона положены три процесса: соматическое развитие, ________ развитие и развитие сознательного Я.
Социальное
психическое
эмоциональное
когнитивное
ЗАДАНИЕ N 7
Э. Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом …
Врастания в культуру
когнитивного развития
преобразования социализации
становления идентичности
ЗАДАНИЕ N 8
С. Холл считал, что _________ стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества.
Подростковая
юношеская
младенческая
детская
ЗАДАНИЕ N 9
Согласно концепции А. Валлона, кризис 3-х лет, возникновение чувства Я, самостоятельность в действиях и желание быть в центре внимания характеризуют стадию …
Персонализма
эмоциональности
различения
полового созревания
ЗАДАНИЕ N 10
Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, в раннем детстве сменяется _________ деятельностью.
Предметной
игровой
учебной
профессиональной
ЗАДАНИЕ N 11
К моменту рождения ребенка в наибольшей мере складывается система ________ рефлексов.
Пищевых
приспособительных
защитных
атавистических
ЗАДАНИЕ N 12
По мнению Л. И. Божович, кризис 6–7 лет связан с появлением _________ ребенка как нового, стержневого для его личности системного образования.
Внутренней позиции
автономной речи
уровня притязаний
произвольности поведения
ЗАДАНИЕ N 13
По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы …
Отношений
мировоззрения
смыслов
умений
ЗАДАНИЕ N 14
«Комплекс оживления» включает в себя три компонента: улыбку, вокализацию и ________ реакции.
Двигательные
пищевые
сенсорные
защитные
Источник
Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник
Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
В работах В. Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В. Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной.
Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В. Штерн считал неправомерным вопрос о том, происходит ли определенная психическая функция извне или изнутри. Функционирование психики представляет собой всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях. В. Штерн подчеркивал необходимость учитывать сензитивные периоды в психическом развитии как внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий, в том числе целенаправленно организуемых: например, для обучения языку, музыке, физическим действиям и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
Теория развития способностей в отечественной психологии
Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры
Глава 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Ранний возраст – закладка основ психики
Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его
Теория трех ступеней детского развития
Попытку построить детскую психологию на фундаменте биологии предпринял немецко-австрийский психолог К. Бюлер. Он, как и многие психологи, разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и
3.3. Общая теория психического развития в советской психологии
Культурно-историческое учение о природе психического
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое
Освобождение от внутренних отвлекающих факторов
Чтобы сконцентрироваться на новом деле, нужно закончить предыдущее и освободить голову от мыслей о нем (а также от всех прочих мыслей). Не самая простая задача, но у тайм-менеджмента есть инструменты и на такие случаи.
Нейтрализация внешних отвлекающих факторов
Внешние отвлекающие факторы – это самые главные «воры концентрации». На этом по статистике теряется до половины времени. Понятно, что если маленький ребенок заплакал во время сна, то с этим ничего не поделаешь – нужно подойти
Масару Ибука: теория раннего развития ребенка
Несколько лет назад многих родителей потрясла небольшая книга, которая называлась «После трех уже поздно». Ее автор – президент компании «Сони» Масару Ибука. Предисловие к английскому изданию было написано Гленом
Глава 10
Задача приемного ребенка – «совмещение» своих статусов, как члена двух семей
С возрастом и с течением времени у каждого человека происходит формирование его личности со всеми ее индивидуальными особенностями. При этом личность человека формируется не в
13
Кормление ребенка от года до двух
Стол накрыт. Вы уговариваете своего увлеченного восемнадцатимесячного малыша сесть в стульчик и гордо презентуете ему тарелку с горой превосходной кулинарии, на которую ушло столько трудов и, конечно же, в состав которой входят все
Увлажняйте и избегайте раздражающих кожу факторов
Дважды в день или чаще наносите на кожу ребенка гипоаллергенный, непарфюмированный увлажняющий лосьон или крем. Среди огромного разнообразия брендов трудно назвать один, который подходит любому ребенку. Пробуйте
1.2.4. Когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли)
В когнитивных теориях личности в качестве основного выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию
Теория речевой деятельности и интегративная теория речи
Итак, выводя речь за рамки понятия «речевая деятельность», а психолингвистику за рамки понятия «теория речевой деятельности», прибегнем к чуть более детальному объяснению такой точки зрения.Согласно А. Н.
Источник