Содержание педагогики составлял комплексный подход к развитию ребенка
Понятие и сущность комплексного подхода в педагогике
Определение 1
Комплексный подход (в педагогике) – это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем.
Комплексный подход в педагогике, впервые был описан в 70-е годы ХХ века.
Сущность комплексного подхода заключается в том, что он касается проектировании всех сторон и аспектов воспитательно-образовательной деятельности, а также оказывает влияние на различные факторы воспитания и образования.
По своей природе комплексный подход очень близок к системному. В первую очередь это связано с тем, что он также требует от организатора соблюдать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов и процессов педагогической системы.
К компонентам педагогической системы относятся образовательные организации района, города, области и т.д. Процессами педагогической системы являются её цели, задачи, принцип, содержание, средства, методы и формы.
При организации педагогического процесса в рамках комплексного подхода важно выделить системообразующие компоненты и ведущие звенья. Это необходимо для того, чтобы комплекс был органичен, а взаимосвязь между всеми элементами и компонентами была менее автономной, чем вся система.
Замечание 1
Комплексный подход в педагогике выражается в четком установлении зависимостей и связей между процессами воспитания и обучения, между всеми сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности.
Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки
Комплексный подход в педагогике, с точки зрения методологии, основан на понимании жизни общества, сущности теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения.
Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки, возможно только на основании таких фундаментальных категорий и понятий как:
- Философия общественного бытия – представляется собой общественное сознание и духовную жизнь людей. Именно на основании общественных идей и потребностей необходимо планировать и реализовывать педагогический процесс. Это объясняется тем, что общественные идеи обладают обширными мобилизирующими силами развития человека.
- Взаимосвязь и взаимодействие окружающих предметов и явлений – является одной из основ комплексного подхода, представляет собой одну из основных черт метода диалектики. Позволяет рассматривать природу и общество не как отдельные системы, а как органичную взаимосвязь, основанную на взаимной обусловленности.
- Выделение и анализ существенного и несущественного отношения и связей в педагогическом процессе – позволяет выделить из всего многообразия воспитательно-образовательных задач именно те, которые в данный момент являются важными, и на их основании выстроить весь педагогический комплекс.
- Индивидуальное и общественное сознание, их диалектическое единство, взаимосвязь разных форм общественного сознания – все это лежит в основе комплексной системы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Замечание 2
Таким образом, комплексный подход с точки зрения методологии понимается как подход, возникший из потребностей общества, в результате интеграции всех факторов и условий, имеющих прямое и косвенное отношение к процессу целостного и всестороннего формирования личности.
Характеристика комплексного подхода в педагогике
Комплексный поход в педагогике выполняет ряд следующих функций:
- Осуществляет ориентирование процесса организации системы воспитания целостной личности и ее отдельных качеств.
- Всестороннее развитие личности, как результат комплексного решения воспитательно-образовательных задач.
- Гармоничное развитие личности посредством взаимосвязи и единства всех направлений современной системы воспитания, их определенного соподчинения и соотношения.
- Эффективность организованного воспитательного процесса, через одновременное решение нескольких воспитательных задач, что оказывает положительное влияние на повышение его результативности.
Замечание 3
Таким образом, выполняемые комплексным подходом функции направлены на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и повышение его результативности.
В настоящее время современные педагогические технологии реализуются через основные функции комплексного подхода посредством:
- Оказание воздействия на чувства, сознание и поведение детей.
- Органическое сочетание процессов воспитания, обучения и развития.
- Осуществление единства координации воспитательных усилий и возможностей всех социальных объединений и институтов, занимающихся вопросами воспитания и обучения детей (семья, детский сад, школа, органы правопорядка и т.д.).
- Применение системы конкретных воспитательных мер, направленных на одновременное решение комплекса задач физического, интеллектуального, нравственного, патриотического, экологического и эстетического воспитания в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.
- Системный подход к воспитательно-образовательному процессу – представляет собой последовательность и соподчиненность всех элементов воспитания, их взаимовлияние и взаимосвязи.
- Учет внутренних и внешних факторов, способствующих или препятствующих получению ожидаемых результатов воспитательно-образовательной работы.
Ведущими причинами и факторами, оказывающими влияние на воспитательно-образовательный процесс, в рамках комплексного подхода являются:
- установленный и сложившийся образ жизни ребенка, который может оказать влияние на формирование конкретных личностных качеств;
- национальные и этнические особенности, которые могут отличаться в зависимости от региона проживания;
- разнообразные средства пропаганды и СМИ;
- уровень жизни семьи, в которой воспитывается ребенок;
- уровень развития коллектива и условия его жизни;
- нормы взаимоотношений, которые установлены в первичных коллектива и позиция ребенка в данных взаимоотношениях.
Источник
Школа молодого родителя
Общие педагогические подходы к воспитанию детей:
1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).
Список литературы:
1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Источник
Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того стать одним из факторов, повышающим качество дошкольного образования. Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольном учреждении стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника.
Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного процесса .
Комплексный подход к организации деятельности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума, что способствует повышению качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.
Для успешного осуществления комплексного подхода к организации деятельности в ДОУ необходимо соблюдение следующих условий:
— определение и постановка целей образовательной деятельности дошкольного учреждения;
— применение содержания педагогического воздействия;
— обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.
Определение, постановка целей и содержание педагогического воздействия предполагает обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения, отраженного в следующих документах:
- программе развития;
- основной общеобразовательной программе;
- годовом плане работы учреждения.
Для осуществления комплексного подхода необходимо вовлечь участников образовательного процесса в :
— разработку;
— обсуждение;
— применение и реализацию выше обозначенных документов, которые являются для Учреждения необходимыми, стратегическими и актуальными.
Создание в ДОУ основополагающих документов | Совместные действия | Ожидаемый результат |
Разработка основных документов | — создание творческих групп; -проведение анкетирования, опросов; | — вовлечение в прогностическую деятельность |
Обсуждение | -родительские собрания; -дискуссионные клубы; -переговорные площадки | -ознакомление участников образовательного процесса с перспективами развития Учреждения |
Принятие | -заседания Совета Учреждения; -заседания Педагогического совета; — проведение общего собрания коллектива | -определение стратегии развития Учреждения |
Реализация | — проведение совместных мероприятий; -планирование деятельности | -выявление оптимальных путей, методов и средств педагогического воздействия |
Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию организации деятельности как целостного явления и позволяет охватить все стороны развития дошкольного образовательного учреждения, выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на субъекты образовательного процесса.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В основе системы взаимодействия дошкольных учреждений с субъектами образовательного процесса лежат принципы сотрудничества и партнерства.
Развитие социальных связей дошкольных образовательных учреждений с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава дошкольного образовательного учреждения, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и регулируются Договором между ними.
Система организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами может осуществляться через следующие мероприятия:
- составление плана совместной работы;
- информирование родителей и социальных партнеров о проводимых мероприятиях;
- активное участие родителей и социальных партнеров в мероприятиях
- проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем и перспектив развития дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности учреждений
Для повышения профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом необходимо организовывать разнообразные формы и методы работы: семинары-практикумы, «круглые столы», заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы и др.
Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности влекут за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определяют потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.
В настоящее время каждое дошкольное образовательное учреждение разрабатывает и реализует основную общеобразовательную программу.
Содержание, которой обеспечивает комплексный подход к образовательному процессу, соответствует принципу интеграции и включает все основные направления развития детей.
Однако практические работники, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, испытывают затруднения, а именно:
- в проектировании и планировании образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей,
- в планировании и реализации образовательных задач в процессе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также через взаимодействие с семьями воспитанников.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.
Таким образом дошкольное учреждение по своей форме, содержанию и структуре является сложной образовательной системой и руководство им должно осуществляться на основе комплексного подхода.
Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Источник