Социум и его влияние на развитие ребенка

Социум и его влияние на развитие ребенка thumbnail

Марина Черных
Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка»

Тема родительского собрания:

«Влияние социума на развитие личности ребенка».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.

Одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.

Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т. е. его социализация.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается,особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение. В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего,проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу — учителями.

Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

Ранний юношеский возраст — это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности.Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.

К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

Особенно важен и труден период после окончания школы,когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор: профессии, партнера по браку, систем ценностей и т. д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т. д.

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства,заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. Итак, формирование личности — это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т. е. усвоение индивидом требований социума.

При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды — дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т. д., в которых он формируется как личность.

Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

Источник

Влияние социума на развитие ребёнка

Ребёнок большая радость для каждого родителя, однако со временем он становится предметом гордости или разочарования. Главным решающим фактором является этап становления ребёнка в обществе, как личности. Этот процесс принято называть социализацией.

Социализация ребёнка и влияющие факторы

Социализация – это процесс формирования в обществе, как полноценного индивидуума, способного мыслить, принимать и опровергать чужое мнение, умение приспосабливаться к условиям и нормам жизни.

При рождении ребёнок обладает статусом, которым обладают его родители. В процессе первоначальный статус изменить нельзя, но его можно дополнить: например, жена, доктор наук, педагог и прочее.

Умение социализироваться в обществе в большинстве определяет дальнейшую судьбу малыша: статус, успех, богатство и будущую семью. Существует три основных фактора, влияющих на умение быстрой адаптации к обществу: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.

Микрофакторы – это общество, в котором находится ребёнок с самого рождения: семья, дошкольные и образовательное учреждения, сверстники – чем старше становится малыш, тем больше развивается его круг общения.

Мезофакторы оказывают влияние, в ходе которого формируется и расширяется кругозор, приходит осознание происходящего. К таким факторам относятся более обширные понятия: место жительства, средства массовой информации и этнические установки.

Макрофакторы развивают более глобальные мыслительные процессы. Экология, политика, экономика, устройство мира – это немногие из тех, что помогают ему в этом.

Периоды развития ребёнка

Главных периодов развития детей в социальном обществе всего пять: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и юношество. Во время этих процессов и происходит становление личности индивидуума. В каждом из этапов главное правильно направить развитие в нужное русло.

Период социализации ребёнка от нуля до 6 лет

Этот период делится на два подпериода: социализация детей до 3-х лет и социализация детей дошкольного возраста. И тот, и другой этапы очень важны, так как являются фундаментом адаптации к обществу. В раннем детстве важно заложить те качества, которые помогли бы ему в процессе становления личности. Главной задачей выступает закладка позитивной эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте важно уделить большое внимание сюжетно-ролевым играм. В возрасте от трёх до шести лет ребёнок весь мир познаёт через игру.

Социализация в школьные годы

Ребёнок пошёл в первый класс – это ступень, на которой родители уже не имеют такого влияния, как в раннем и дошкольном возрасте. Главным учителем адаптации становится школьный социум. В учебном заведении будут получены навыки в общении с людьми, чей статус выше его собственного. Ребёнка научат дисциплинированности, уважению по отношению к другим людям и их мнению, беречь своё и чужое имущество. Этот этап является последним, когда родители могут оказать влияние на своего подопечного. На сайте https://umnie-deti.com.ua/ можете подобрать образовательную литературу.

Социализация в подростковый период

Подростковый возраст – это самый трудный и переломный период. Подросток стремиться к самостоятельности и старается обрести её любым путём. Его окружение занимает важное место в жизни и развитии. Он старается завоевать авторитет, порой этого не получается сделать, и ребёнок остаётся ведомым своими сверстниками или же становится загнанным. В период подростковой социализации родители особого влияния не имеют. Ребёнок преимущественно находится в обществе своих сверстников и друзей.

Юность и общество

Закончился подростковый, самый переломный, этап жизнедеятельности – началась юность. Это период, когда есть два пути социальных убеждений ребёнка и выбор зависит от того окружения, в котором он находится: либо он укрепится в своих взглядах на жизнь, либо внесёт корректировки и примет их к сведению в дальнейшем. В шестнадцать-семнадцать лет дети уже считают себя взрослыми людьми и все неурядицы стараются решить без вмешательства посторонних.

Развитие ребёнка – это процесс, который всегда должен быть под контролем. Младенца можно сравнить с куском мягкого пластилина, когда он рождается – вы сами закладываете основу его дальнейших познаний о мире и умении гармонично жить в нём. Влияние сверстников может негативно сказаться на его социальной адаптации, потому следует понимать, что вы обязаны быть не только семьёй, но и стать лучшими друзьями, чтобы иметь влияние на индивидуума в любом из периодов становления.

Светлана, www.vitamarg.com

Источник

Влияние социума на развитие ребёнка

Ребёнок большая радость для каждого родителя, однако со временем он становится предметом гордости или разочарования. Главным решающим фактором является этап становления ребёнка в обществе, как личности. Этот процесс принято называть социализацией.

Социализация ребёнка и влияющие факторы

Социализация – это процесс формирования в обществе, как полноценного индивидуума, способного мыслить, принимать и опровергать чужое мнение, умение приспосабливаться к условиям и нормам жизни.

При рождении ребёнок обладает статусом, которым обладают его родители. В процессе первоначальный статус изменить нельзя, но его можно дополнить: например, жена, доктор наук, педагог и прочее.

Умение социализироваться в обществе в большинстве определяет дальнейшую судьбу малыша: статус, успех, богатство и будущую семью. Существует три основных фактора, влияющих на умение быстрой адаптации к обществу: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.

Микрофакторы – это общество, в котором находится ребёнок с самого рождения: семья, дошкольные и образовательное учреждения, сверстники – чем старше становится малыш, тем больше развивается его круг общения.

Мезофакторы оказывают влияние, в ходе которого формируется и расширяется кругозор, приходит осознание происходящего. К таким факторам относятся более обширные понятия: место жительства, средства массовой информации и этнические установки.

Макрофакторы развивают более глобальные мыслительные процессы. Экология, политика, экономика, устройство мира – это немногие из тех, что помогают ему в этом.

Периоды развития ребёнка

Главных периодов развития детей в социальном обществе всего пять: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и юношество. Во время этих процессов и происходит становление личности индивидуума. В каждом из этапов главное правильно направить развитие в нужное русло.

Период социализации ребёнка от нуля до 6 лет

Этот период делится на два подпериода: социализация детей до 3-х лет и социализация детей дошкольного возраста. И тот, и другой этапы очень важны, так как являются фундаментом адаптации к обществу. В раннем детстве важно заложить те качества, которые помогли бы ему в процессе становления личности. Главной задачей выступает закладка позитивной эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте важно уделить большое внимание сюжетно-ролевым играм. В возрасте от трёх до шести лет ребёнок весь мир познаёт через игру.

Социализация в школьные годы

Ребёнок пошёл в первый класс – это ступень, на которой родители уже не имеют такого влияния, как в раннем и дошкольном возрасте. Главным учителем адаптации становится школьный социум. В учебном заведении будут получены навыки в общении с людьми, чей статус выше его собственного. Ребёнка научат дисциплинированности, уважению по отношению к другим людям и их мнению, беречь своё и чужое имущество. Этот этап является последним, когда родители могут оказать влияние на своего подопечного. На сайте https://umnie-deti.com.ua/ можете подобрать образовательную литературу.

Социализация в подростковый период

Подростковый возраст – это самый трудный и переломный период. Подросток стремиться к самостоятельности и старается обрести её любым путём. Его окружение занимает важное место в жизни и развитии. Он старается завоевать авторитет, порой этого не получается сделать, и ребёнок остаётся ведомым своими сверстниками или же становится загнанным. В период подростковой социализации родители особого влияния не имеют. Ребёнок преимущественно находится в обществе своих сверстников и друзей.

Юность и общество

Закончился подростковый, самый переломный, этап жизнедеятельности – началась юность. Это период, когда есть два пути социальных убеждений ребёнка и выбор зависит от того окружения, в котором он находится: либо он укрепится в своих взглядах на жизнь, либо внесёт корректировки и примет их к сведению в дальнейшем. В шестнадцать-семнадцать лет дети уже считают себя взрослыми людьми и все неурядицы стараются решить без вмешательства посторонних.

Развитие ребёнка – это процесс, который всегда должен быть под контролем. Младенца можно сравнить с куском мягкого пластилина, когда он рождается – вы сами закладываете основу его дальнейших познаний о мире и умении гармонично жить в нём. Влияние сверстников может негативно сказаться на его социальной адаптации, потому следует понимать, что вы обязаны быть не только семьёй, но и стать лучшими друзьями, чтобы иметь влияние на индивидуума в любом из периодов становления.

Светлана, www.vitamarg.com

Источник