Социологический подход психического развития ребенка
Данное направление
развитие ребенка рассматривается как
результат прямых воздействий окружающей
его социальной среды.
Родоначальником
французского социологического направления
в психологии принято считать социолога
Э. Дюркгейма (1858—1917). По его мнению,
психическое развитие—это впитывание,
усвоение верований, чувств других людей.
Воспринятые извне мысли и эмоции
определяют характер душевной деятельности
детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить
накопленный человеческий опыт, традиции
и обычаи. Это происходит благодаря
подражанию, которое в обществе имеет
такое же значение, как наследственность
в биологии. Со способностью к подражанию
ребенок рождается.
Учение П.Жане
о соотношении биологического и
социального в развитии психики человека.
Французского
психолога П. Жане (1859—1947) интересовал
вопрос о соотношении биологического и
социального в развитии психики. Он
считал, что психика человека социально
обусловлена и что ее развитие заключается
в формировании системы многообразных
связей с природой и обществом. Под
связями П. Жане понимал действия, которые
есть не что иное, как формы отношения
человека к. миру. Среди них наиболее
значимы социальные действия, выражающиеся
в отношениях сотрудничества. Внешние
взаимоотношения между людьми являются,
по мнению ученого, принципом развития
психики каждого человека. Основываясь
на этих положениях, П. Жане выделяет
четыре уровня психического развития
ребенка.
Первый уровень
характеризуется развитием моторных
реакций (приближения и удаления), где
значимыми для дальнейшего развития
являются не сами реакции, а их социальная
обусловленность.
Второй уровень—развитие
перцептивных действий. Здесь формируется
устойчивость восприятия предметной
действительности. На основе такого
восприятия возникают отсроченные
действия, что способствует развитию
памяти, функция которой состоит в
сообщении запоминаемого другому
человеку.
Третий уровень—социально
— личностный, т. е. такой, когда ребенок
может согласовывать свои действия с
действиями другого человека. Этому
моменту П. Жане придавал большое значение.
Если на более ранних этапах поведение
ограничивается простыми формами
взаимопомощи, то теперь оно становится
социальным.
Четвертый уровень—
интеллектуально — элементарное поведение.
На этом уровне развивается речь ребенка,
с помощью которой он проговаривает
совершаемые действия, так как окружающие
требуют от него отчета. Овладение речью
создает условия для развития мышления
детей.
Однако, указанные
теории не смогли ответить на вопрос о
том, что же предопределяет развитие —
наследственность или среда. Это повлияло
на появление идеи конвергенции двух
факторов.
Концепция
конвергенции двух факторов В.Штерна.
Ее автор В. Штерн
считал, что психическое развитие — это
не просто проявление врожденных
эндогенных факторов и не простое
восприятие внешних воздействий, а
результат конвергенции внутренних
задатков с внешними условиями жизни.
Однако, ученый отдавал предпочтение
факторам среды, поскольку В. Штерн
предположил, что наследственные факторы
могут разворачиваться только в подходящих
условиях среды (или не разворачиваться,
если среда неподходящая). Тем не менее
В. Штерну принадлежит идея, что главную
роль в разворачивании наследственности
играет собственная активность ребенка:
чем более он активен, чем энергичнее
преодолевает среду, тем больше возможностей
для разворачивания наследственных
факторов.
Но данное направление
не выходило за рамки традиционного
противопоставления двух факторов и
поэтому не решало проблему.
Диалектический
подход к развитию психики ребенка в
концепции А. Валлона.
Французский
психолог А. Валлон (1879—1962) диалектически
решает проблему стадиальности психического
развития. Психика не может быть сведена
к органике и в то же время не может быть
понята без нее. Для того чтобы объяснить,
каким образом органическое становится
психическим, А. Валлон рассматривает
связь четырех понятий — эмоция, моторика
(движение), подражание, социум.
Эмоции в генезисе
психической жизни, согласно А. Валлону,
появляются раньше всего остального.
Ребенок способен к психической жизни
только благодаря эмоциям, поскольку
они объединяют ребенка с социальным
окружением. Через эмоции ребенок обретает
опору для своей биологии, в эмоции
осуществляется симбиоз органического
и психического, происходит как бы
«переливание» одного в другое. Так,
например, крик новорожденного —
первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как
бы «перехватывает» физиологическое,
чтобы оно стало психическим (и ребенок
кричит не потому, что какие-то его
физиологические потребности не
удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую
из комнаты мать).
В концепции А.
Валлона понятие «эмоция» тесно связано
с понятием «движение». У маленького,
еще не говорящего ребенка движения тела
уже могут свидетельствовать о психической
жизни. По его мнению, среди разных форм
и функций движения одна прямо касается
выражения эмоций — это тоническая, или
постуральная, функция. Другая функция
движения — кинетическая, или клоническая,
направленная на внешний мир. Благодаря
ей осуществляются локомоции, схватывание,
манипуляции. В отличие от кинетических
реакций, тонус, который проявляется в
позах, — это экспрессивное средство
выражения собственных переживаний
ребенка и его отношения к другим людям.
Период чистой
импульсивности, недифференцированности
движений у ребенка сменяется эмоциональной
стадией, когда, по образному выражению
А. Валлона, само движение есть
экстериоризированная эмоция. Дифференциация
моторных функций наступает под влиянием
поведения взрослого, удовлетворяющего
потребности ребенка.
Анализ дифференциации
и координации движений как сложной
системы взаимодействия моторных функций
позволил А. Валлону выделить психомоторные
типы развития ребенка.
Другой большой
переход в онтогенезе психики — это
переход от действия к мысли. По мнению
А. Валлона, он возможен благодаря
подражанию. Источник, который формирует
план субъективности, план представления,
лежит не во взаимоотношениях с физическим
миром, а во взаимодействии с окружающими
людьми. Действия по подражанию другим
отличаются от инстинктивно-подражательных
реакций тем, что они строятся именно
как действия по образцу, по социальной
модели, которая усваивается, ассимилируется
субъектом. Такого рода действия, относясь
к внешнему предметному миру, формируются
не в прямых взаимодействиях с ним, а в
процессе общения и поэтому уже не
выражают первичной слитности с ним,
характерной для сенсомоторных
приспособительных актов.
На примере подражания
видна связь социума и психики ребенка.
А. Валлон подчеркивает, что социум
абсолютно необходим для маленького
ребенка, неспособного ничего сделать
самостоятельно. Реакции ребенка постоянно
должны быть дополнены, поняты,
проинтерпретированы взрослым человеком.
Поэтому, считает А. Валлон, человеческий
ребенок есть существо социальное
генетически, биологически. Социальная
природа человека не насаждается путем
внешних влияний, социальное уже включено
в биологическое как абсолютная
необходимость.
А. Валлон не отрицал
роль созревания в развитии. По его
мнению, созревание нервной системы
создает последовательность типов и
уровней активности. Но для созревания
необходимо упражнение, и оно уже заключено
в природе эмоций, моторики и имитации,
в природе самого человеческого организма.
Согласно А. Валлону,
онтогенез не воспроизводит филогенез.
Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство
человека есть, безусловно, продукт
эволюции, но оно объясняется также и
средой, в которой развивается ребенок.
Благодаря новой технике, которая
навязывает индивиду способность думать
и чувствовать, ребенок всегда находится
на одном уровне с цивилизацией, и
биогенетический закон не действует.
А. Валлон показывает
возникновение, чередование и
взаимозависимость различных стадий
детского развития. Каждая из них, по
мнению ученого, есть результат
количественных и качественных изменений.
Он выделяет следующие стадии
онтогенетического развития ребенка:
1. Стадия внутриутробной
жизни. На этой стадии имеет место полная
зависимость зародыша от организма
матери.
2. Стадия моторной
импульсивности (от рождения до 6 месяцев).
Потребности ребенка в питании и
двигательной активности проявляются
в спазматических подергиваниях, криках,
движениях, жестах. Все это служит основой
для выработки элементарных условных
рефлексов как питания, так и моторчики
(режим, положение, укачивание).
3. Эмоциональная
стадия (от 6 месяцев до года). В это время
ребенок, используя мимику и жесты,
устанавливает отношения с окружающими
людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии,
удовольствие. Наиболее тесный контакт
у ребенка устанавливается с матерью,
что в первую очередь стимулирует его
развитие. Начало этой стадии имеет
наиболее важное значение для формирования
психики.
4. Сенсомоторная
стадия (от 1 года до 3 лет). Она характеризуется
тем, что внимание ребенка начинает
привлекаться к внешнему миру за пределами
отношений с близкими взрослыми благодаря
появлению ориентировочного рефлекса
и навыков хождения и речи.
5. Стадия персонализма
(от 3 до 5 лет). Она начинается с кризиса
трех лет, во время которого у ребенка
возникает чувство «я» и стремление к
большей самостоятельности в действиях.
Он стремится подчеркнуть свое «я». Затем
появляется желание быть в центре внимания
окружающих, а также стремление подражать
другим людям.
6. Стадия различения
(от 6 до 11 лет). На этой стадии расширяется
круг взаимоотношений ребенка. В коллективе
он чувствует себя и свободным, и
подчиненным. В этом возрасте для него
характерно стремление добиться признания.
Появляется желание занять определенное
место в коллективе. В этот период
развиваются как взаимоотношения, так
и умственные способности ребенка.
7. Стадия полового
созревания и юношества. Она характеризуется
неуравновешенным развитием личности.
Формирование психики отличается ярко
выраженными противоречиями. Проявляются
такие чувства, как любовь и ненависть,
самоуверенность и неуверенность,
искренность и скрытность. Идеалы
приобретают действенную силу в поведении.
Развиваются самоанализ и самооценка.
Эти стадии, считает
А. Валлон, строго последовательны. Каждая
из них самостоятельна и играет важную
роль в диалектическом развитии личности
ребенка.
В книге «Психическое
развитие ребенка» он пишет: «Переход
от одной стадии к другой является не
просто результатом количественных
изменений, но перестройкой; деятельность,
преобладающая на первой стадии, становится
второстепенной и, может быть, даже вовсе
исчезает на следующей. Часто при переходе
от одной стадии к другой возникает
кризис, который может заметным образом
влиять на поведение ребенка. Таким
образом, развитие сопровождается
конфликтами между старыми и новыми
видами деятельности. Тот из двух видов
деятельности, который начинает подчиняться
законам другого, должен перестроиться
и в дальнейшем потерять свою функцию в
регуляции поведения».
В психологической
науке А. Валлон известен прежде всего
как психолог детства. И это не случайно.
Центральная тема его научной
деятельности—это ребенок в норме и
патологии в преддошкольном, дошкольном
и школьном возрастах; это простые и
сложные психические процессы и свойства
ребенка в диалектике их развития или
недоразвития; это ребенок в учении и
игре, в семье и коллективе товарищей.
Изучение детской психики связано у А.
Валлона с практическими задачами
обучения и воспитания.
В целом ни
биогенетическое, ни социогенетическое
направления в психологии не смогли
обеспечить полного решения проблем
психического развития в зарубежной
психологии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э. Дюркгейма. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представление больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, тотальны (всеобщи). Развитие ребенка происходит в процессе усвоения социального опыта благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.
Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека.
Французская генетическая психология. Ориентация на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условиях его жизни характерна для французской школы генетической психологии. Наибольший вклад в разработку проблем генетической психологии внесли А.Валлон и Р.Заззо.
А.Валлон подчеркивал неразрывную связь социума и психики ребенка. Человеческое дитя есть существо генетически социальное, социальная природа человека не появляется путем внешних влияний, а изначально включена в его биологию. А.Валлон показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Лишь благодаря реакциям взрослого смех и плач ребенка превращаются в особый язык — язык эмоций. Эмоция — первая форма социального общения, пока еще глобальная и нерасчлененная, подготавливающая внутренние представления ребенка. Именно путем взаимного обмена с другими вычленяется из некоей первоначальной слитности самость ребенка и рождается его сознание. Психическое развитие ребенка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой; сами же переходы совершаются через кризисы развития.
Эти исследования продолжил Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он исследовал взаимодействие наследственности среды в психическом развитии. Он полагал, что эти факторы не являются противоположными друг другу: благодаря своей наследственности человек создает новую среду; среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления. В исследованиях, проводившихся Р.Заззо и его учениками, активно использовался лонгитюдный метод или метод продольных срезов (длительное изучение отдельных детей или небольшой их выборки). Включение этого метода в арсенал широко используемых методов возрастной психологии составляет отличительную особенность этой школы.
Американская школа культурной антропологии. Основатель школы — выдающийся антрополог, этнограф, лингвист Ф.Боас. Эта школа проводила сравнительные исследования общественной жизни и культуры народностей, находящихся на ранних ступенях исторического развития. Основной методологической установкой исследований выступило утверждение культурной обусловленности сознания и личности человека в ходе его психического развития.
Видным представителем школы Ф.Боаса и этнографии детства является М.Мид. Ее исследования показали, что характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся и от устройства общества, в котором они родились и воспитаны. М.Мид утверждает, что человеческая природа очень пластична, точно и специфично реагирует на различные социальные условия. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве. При этом форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой.
Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 1729; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8663 — | 7485 — или читать все…
Читайте также:
Источник
2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека
Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе
Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими главной детерминантой развития человека социум, общество, культуру. Основы конструкции были заложены французской социологической школой; существенный вклад в его развитие внесла американская школа культурной антропологии.
Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э. Дюркгейма. Его работы оказали серьезное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений индивида и общества. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления – это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т. п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи).
«В каждом из нас присутствуют два существа, которые, оставаясь неразлучными в абстракции, не перестают быть отличными. Одно существо состоит из всех умственных состояний, относящихся только к нам и к событиям нашей личной жизни. Это то, что можно было бы назвать индивидуальным существом, индивидуальным Я. Другое представляет собой систему взглядов, чувств, привычек, которые выражают в нас не нашу личность, но группу или различные группы, частью которых мы являемся; таковы религиозные верования, нравственные верования и практики, национальные и профессиональные традиции, всевозможные коллективные воззрения. Их совокупность составляет социальное существо, социальное Я. Сформировать в каждом из нас это существо – такова цель воспитания. Если оставить в стороне расплывчатые и неясные наклонности, которые можно отнести за счет наследственности, то ребенок, вступая в жизнь, приносит туда только свою индивидуальную природу. Следовательно, общество с каждым новым поколением оказывается почти перед tabula rasa, на которой ему предстоит писать все заново. Нужно, чтобы к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу оно как можно быстрее добавило другое существо, способное вести нравственную и социальную жизнь. Вот в чем состоит дело воспитания…»[9]
Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка – интериоризация как переход внешнего во внутреннее.
Видным представителем французской социологической школы является П. Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П. Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека.
Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П. Жане выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень – развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень – социально-личностный – характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует
Основные закономерности психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе
Особенности психического развития детей
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе
Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое
2.2. Натуралистические концепции психического развития человека
Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или
Закономерности психического развития в онтогенезе
Согласно Л. С. Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой
Основания и схемы периодизации психического развития
Л. С. Выготский был первым из отечественных психологов, предпринявшим категориальный анализ проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов смены. Проблему возраста он считал ключевой для детской психологии и
1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития
Системный подход в изучении психических явлений
Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве
Деятельностный подход в изучении психического развития
Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила
Субъектный подход в психологии развития
Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания. Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик – как целостный,
2.2. Систематика задержек психического развития
В настоящее время существует несколько видов классификаций задержек психического развития: клинические (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и Т. А. Власова, В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов), клинико-психолого-педагогическая (К. С.
2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.
3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития
Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (Н. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями:
Геопоэтический подход к изучению истории литературы Урала
В 2009 году финалистом литературной премии «Большая книга» и безусловным фаворитом голосования читателей стал путешественник и эссеист Андрей Балдин с книгой «Протяжение точки». Это событие литературной жизни
§ 7. Атипия психического развития
Проблема левшества является уже долгие годы одной из наиболее активно обсуждаемых в различных областях науки о человеке. Право или леворукость — одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в
Источник