Социокультурная среда развития ребенка это
Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка — это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром. Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.
Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.
Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.
Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.
Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.
Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:
Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;
Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;
В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;
В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для реализации этих задач используются следующие методы:
• консультации;
• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;
• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;
• анкетирование;
• беседы;
• наблюдения;
• анализирование детских работ;
Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом. Для этого рекомендуется:
Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;
Во-вторых, провести беседу.
Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка — дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении
Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.
К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).
С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.
Библиографический список:
1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. – Уфа: ВЭГУ, 2005
2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995
3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000
5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3
6. КураеваЛ. Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997
7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979
8. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000
9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06
10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993
11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). — Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.
12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000
13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс — https://lektsii.net/2-9855.html
Источник
светлана мельникова
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка, с одной стороны). Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется, как социокультурная среда образовательного учреждения.
Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С. Выготский пишет: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития«.
Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность«, а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека — от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.
В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально- личностного развития, определённый уровень которого порождает само детерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности, Вместе с тем, личность и индивидуальность — это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:
1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодняшний день в нашей группе проходят такие мероприятия; «Мама, папа, я спортивная семья», «Капустник», чаепития на 8 марта, «Сабантуй» где главной целью является работа всеми за одно. Нами совершаются экскурсии в Чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасное изменение пейзажа. Большую роль играет театрализованная деятельность, дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после просмотра; кукольных театров, сказок. У нас есть начинающие артисты, музыканты которые посещают «Детскую музыкальную школу». Они часто приходят к нам с концертами. Показывая нам новые программы. Ну, а мы конечно очень этому рады.
2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом, В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения. Это отношение я воспитываю через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. Приводя детям конкретный пример. Например: в сказке «Рукавичка» в одной, маленькой рукавичке жил целый коллектив зверей.
3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Создавая предметно-пространственную среду, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны. В связи с этим можно выделить следующие уголки:
-Учебный уголок (1. это «мастерская» для занятий продуктивной деятельностью. 2 для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми)
— Уголок исследований (Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис) .
— Уголок творческой игры, детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения).
— Художественно-эстетический уголок:
— Центр природы и экспериментальной деятельности;
— Физкультурно-оздоровительный уголок «Спорт — это здоровье»;
— Уголок театрализованной деятельности «Здравствуй сказка»;
— Уголок отдыха;
— Уголок книги «Книжкин дом»;
— Уголок Музыкальный центр;
-Уголок «Ряженья»;
В среднем дошкольном возрасте активностью деятельности вызывается предвосхищением получения ожидаемого результата, значимого для самого ребенка, а также желанием научится новым умениям, действовать вместе со взрослым, выступающим в роли партнёра,
К пяти годам создаются возможности для формирования у ребенка нравственно — волевых качеств, способности к преодолению трудностей благодаря которым достигается результат. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели.
Организуя деятельность детей нам необходимо учитывать два плана руководства ею. С одной стороны, он формирует соответствующие умения, способствует их совершенствованию, а с другой, одновременно с этим, формирует нравственно — волевые качества и доброжелательные взаимоотношения. Очень важно устанавливать вместе с детьми причины остановок или возникновения затруднений. С чем они связаны? С недостаточным владением умениями или с отсутствием должного отношения к заданию, настойчивости? Только понимание причин недостатков в деятельности позволяет педагогу определить наиболее адекватные приемы влияния на ребенка, одновременно формировать знания и учить самостоятельности в обнаружении недостатков, поиски причин и способ их ликвидации, а также к совершению, поступков соответствующих нормам морами.
Исходя из выше сказанного из ребенка вырастает самостоятельный, независимый и ответственный человек, либо личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем — то вмешательстве.
Источник
«У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.»
Я. Корчак
Само понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду.
Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.
Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле — как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении — это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.
Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п.
«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М. Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов.
Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения.
Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современного общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как понятие, составляющее содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления). Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения. Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении.
Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, это и есть «мир», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.
Практика и наука все чаще обращают внимание на среду как на поисковое поле ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возникает активная роль педагогики в поиске совершенствования среды как условия формирования личности.
B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.
Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с ее материальным оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни», также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, «исследовательской» работе, к коллективному творчеству
Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка.
Главное — гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.
Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:
- — устойчивостью и относительной стабильностью;
- — создание ребенком среды, как условием его самореализации;
- — побудительным, а не запрещающим характером, осмысленностью той видов деятельности, в которую вовлечен ребенок;
- — связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
- — достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
- — направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым.
Художественно-эстетическая среда младшего школьного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период младшего школьного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.
Создание художественно-эстетической среды в школьном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).
Основная задача педагога — это моделирование социокультурной пространственно-предметной, художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. [10; 22].
На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник — это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.
Помимо этих факторов, влияние оказывают также обстоятельства личной жизни, психологические и биологические аспекты.
Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.
Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения, все эти отношения оказывают влияние на формирование эстетических качеств младшего школьника.
Учитывая тот факт, что развитие эстетических качеств тесно связано с творческой деятельностью, которая прежде всего проявляется, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.
Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей.
Выделим группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:
- *сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами;
- *круги общения и сотворческой деятельности в различных средах;
- *сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности;
- *интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.
Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших школьников.
Источник