Социокультурная пространственно предметная среда развития ребенка

Социокультурная пространственно предметная среда развития ребенка thumbnail

Татьяна Мазкова
Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех педагогических усилий, требуется социальное, духовное, информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. То есть необходимо рассмотреть педагогическую категорию «социокультурная образовательная среда», поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Леонтьев, считал, что среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». То есть, наука стоит на позиции понимания среды, как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. Важно понимание образовательной среды как совокупности условий и влияний на растущего человека, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и предметном окружении и его внутреннем, личностном потенциале.

Социокультурная предметно-пространственная среда дошкольного учреждения, усиливает единство духовно — ценностностного и «вещного» мира в жизни ребёнка. Соединение двух терминов «социокультурная» и «предметно-пространственная» в единое понятие позволяет нам подчеркнуть, что это среда, включающая предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых кристаллизируется и отражается культура и опыт, знания и умения, накопленные человечеством, а также отношения личности к труду, творчеству, миру в целом, заключённые «в предметном мире».

Основываясь на известных теоретических идеях, выдвинуты основные концептуальные положения организации предметно-пространственной среды в условиях преемственности образовательного процесса.

Среда является отражением духовной сущности человека. Среда — большой мир, макрокосм. Человек — малый мир — микрокосм.

Среда – результат и стимул выявления и создания культуры, в том числе культуры своего народа или этноса, переплетение разных культур региона, этнографического прошлого своего и других народов, современного социокультурного пласта и взгляд в будущее.

Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней – задачи, адресованные творческой активности работников дошкольного образования. Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Для психического развития его, для формирования деятельности, для воспитания творческой активности это весьма важно. Однако педагогика рассматривает этот мир, в основном, только с точки зрения его предметного разнообразия. Считается, чем богаче предметная среда, тем лучше для развития ребенка. Но нам представляется, что для развития ребенка важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Далеко не всегда предметное разнообразие способствует психическому развитию.

Формируя воображение и творчество у детей, следует так организовывать предметную среду, чтобы она стала пусковым механизмом. В этом плане особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям (особенно младшего и среднего возраста) целесообразно давать задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листа бумаги и кубики. Положение о том, что в психическом развитии ребенка особое место принадлежит деятельности, стало уже аксиомой. И, тем не менее, действующие способы организации деятельности признать удовлетворительными нельзя уже в силу того, что они не способствуют развитию творчества.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее действия педагогов по подбору материалов и игрушек: новые рамки в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников.

В последние десятилетия Россия открыта для зарубежной игрушки, особенно, китайской, турецкой и т. д. С одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, очень дешевой и не очень качественной. Заполнение российского рынка этими игрушками, реклама игровых материалов приводит к тому, что и педагоги, и родители теряются в этом безбрежном море игрушек и материалов, не зная, что выбрать для детей. Дошкольников захлестывают волны Барби, Покемонов и других быстро сменяющих друг друга. Коммерческие вопросы, как правило, не только не совпадают с педагогическими, но могут даже напрямую противоречить последним. Реклама и практическая доступность любого рода материалов (в том числе, педагогически ценных) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что также вредно для развития ребенка, как и скудость среды.

Во-первых, само по себе обилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии ребенка; во-вторых, пространство групповых помещений имеет свои пределы и не может вместить все «полезное», в – третьих: атака рынка игрушек и полиграфической продукции. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях много избыточного материала, и в тоже время недостающего. К искажению среды может приводить и чрезмерное увлечение воспитателями материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее», которые вытесняют хорошие традиционные игры, имеющие гораздо большую развивающую ценность. Также, в предметной среде материалов, укоренен гендерный дисбаланс среды в пользу преобладания женских материалов, т. е. наблюдается феминизация среды.

В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов, оборудования, игрушек для дошкольной организации может быть намечена следующим образом:

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатков) целостную, многофункциональную, трансформирующую среду;

2. Традиционные и национальные материалы, также материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогическим ценностям;

3. Необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалам для мальчиков и девочек.

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, которые способствуют решению развивающих задач на определенном возрастном этапе. Следственно, предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности и продвигающие ребенка вперед, направляющие на дальнейшее созидание, творческую прогрессию.

Источник

Социокультурная предметно-пространственная среда — объединяет два понятия: социокультурная и предметно-развивающая среда и связана с усилением мысли о единстве духовно-ценностного и внешнего мира в жизни ребенка. Это среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, отношения, в которых отражается и воспроизводится культура и индивидуальный опыт ребенка.

По мнению педагога Р.М. Чумичевой, концепция социокультурной среды строится на двух пластах: пространственно-предметной и духовно-эмоциональной. Первый пласт материален, второй — духовный, личностный, оценочный, построен на диалоге ребенка и взрослого. «…среда, которая представлена взаимопроникновением взрослого и предметов: вещей, образов, знаков, символов, элементов, как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические и социальные отношения».

Основная цель этой среды состоит в моделировании социокультурной и пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить свои творческие способности, познать способы образного воссоздания мира и языка искусств и строятся на основных принципах.

Принципы проектирования социокультурной среды развития ребенка включают:

1) развитие дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода с учетом:

· сензитивных периодов, ведущих видов деятельности;

· творческого развития ребенка;

· учёта социокультурного контекста проектирования, его культуросообразности и диалогичности;

· амплификации (обогащение) условий развития от мономодели среды к среде открытого типа;

· интеграции практической, интеллектуальной, эстетической и других видов деятельности ребенка и его эмоционального отклика;

· взаимодействие социокультурного опыта, профессионального, личностного опыта педагога и личностного опыта ребенка;

· сотворчество и сотрудничество всех субъектов проектирования социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка;

2) принцип целесообразности и рациональности — один из наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду;

3) принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста;

4) принцип проектирования и построения окружающего мира — соответствие развивающей среды возрасту детей.

Модель социокультурной среды в условиях ФГОС представляет взаимодействие внешних и внутренних компонентов.

Внешние компоненты:

— наличия базиса для всех видов деятельности ребенка;

— гетерогенности (разнообразия) элементов среды;

— свободы выбора деятельности и перехода от одного поля смыслов в другой;

— гибкости и открытости по отношению к деятельности и взаимодействию, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;

— «стимульности» свободы и творчества, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

Внутренние компоненты:

— каждый педагог и родитель является компонентом среды.

Педагог — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду.

Компонент потому, что определяет своё место в ней относительно каждого ребенка. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Это выражается у педагога в следующих проявлениях:

— удовлетворённостью своим трудом;

— гуманизации педагогического процесса;

— в стремлении к творчеству;

По отношению к ребенку, модель, социокультурной среды выражается в следующем:

— в снижении тревожности;

— в положительном отношении к себе и другим;

— интеллектуальной активности;

— в стремлении творчески участвовать в общественной деятельности.

Когда мы говорим о проектировании и реализации образовательной модели в любом образовательном учреждении, то имеем в виду не только принятые за основу какие-либо известные и отражённые в нормативных документах типы ДОУ и программы, но и выбор неповторимой, присущей только этому учреждению, модели.

P.M. Чумичева в своей книге описывает пять моделей современных ДОУ.

Каждая модель может быть основой для творческого развития дошкольного учреждения, и изменена в связи с условиями индивидуального развития дошкольного учреждения.

Но, несмотря на многообразие моделей, она выделяет основные компоненты любой образовательной модели:

1. Педагогические концепции, отражающие цели и задачи, ценности субъектов образовательного процесса.

2. Содержание образования и воспитания, которое отражено в учебных и воспитательных планах.

3. Технологии и методологические ресурсы их обеспечивающие.

4. Система методов диагностирования процессов образования и воспитания.

5. Воспитанники и их родители с их социальными запросами.

6. Кадровое обеспечение.

Таблица 1 — Содержание программы — модели социокультурной среды

Содержание

1

Характер общения с другими детьми

2

Предметно-пространственная среда

3

Характер общения с взрослыми

4

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

Социокультурная среда в дошкольном учреждении формируется из следующих компонентов:

Привлечение родителей к педагогической деятельности;

Привлечение социальных институтов к образовательному процессу;

Формирование предметно-пространственной среды.

Источник

Рената Соколова
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования

В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров политики дошкольного образования. Изменения отражены в нормативно — правовых документах в реализации целевых установках, принципах, задачах современного образования.

Вектором целеполагания в работе служат основные принципы ДО:

1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (ФГОС ДО 1.4 (4)Основные принципы дошкольного образов.).

3. Сотрудничество Организации с семьей, (ФГОС ДО 1.4 (5)Основные принципы дошкольного образов.).

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, (ФГОС ДО 1.4 (6)Основные принципы дошкольного образования).

5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, (ФГОС ДО 1.6 (4) задачи Стандарта).

6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, (ФГОС ДО 1.6 (5) задачи Стандарта).

7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО 1.6 (6) задачи Стандарта).

8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.

9. Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, сегодня детские сады реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.

Следовательно, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды ДОУ. Поэтому социокультурная среда — представлена как единство трех составляющих:

социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).

• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Синонимом социокультурной среды я бы назвала детско- взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся:

• высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

• обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. смысл понятия «развивающая среда» — это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии) Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы ДО здоровье сберегающие технологий, коллекционирование, экспериментирование и. т. д Так же

• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят домашние задания, рабочие тетради, читательские дневники, совместные проекты, мероприятия, развлечения.

• Сайт нашего детского сада — это официальный информационный web-ресурс, с помощью которого посетители могут узнать о последних новостях в детском саду, о наших планах, о проходящих праздниках и о жизни каждой группы. Основные задачи нашего сайтотворения — развитие сотрудничества между воспитателем и родителем посредством живого общения на страницах блога (сайта, домашних заданий, обратной связи. Сайт создан как для родителей, так и педагогов для поддержки процесса информатизации современного общества кроме того есть возможность найти информацию о детском саде, о реализуемых программах обучения и воспитания детей; ознакомиться с советами специалистов; задать интересующие вопросы по воспитанию и обучению (одним словом, педагогическое просвещение родителей). Кроме того каждый посетитель имеет право ознакомиться с нормативно-правовой базой деятельности учреждения, результатами работы организации. а также имеются все необходимые полезные ссылки Таким образом, сотрудничество с нашим сайтом каждый родитель имеет возможность интересоваться жизнью ребенка даже тогда, когда их нет рядом.

• Трансляция работ на социум В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения — воспитать гармонично развитую личность — без взаимодействия с социумом. Детскому саду сформирован уровень взаимодействия с социальными институтами города, такими как библиотека с 3-мя филиалами, детская поликлиника, стоматология. Работа ведется по размещению выставок детских работ, коллажей, агитационных плакатов. Так же планируется выставки коллекций детей в детской библиотеке с рассказами самих детей. Это помогло выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы. К сожалению наблюдается низкий социокультурный потенциал социума микрорайона города в создании единой воспитательной системы. Детский сад — открытое учреждение для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, мы планируем расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

• Интеграция образовательного процесса. Детский сад как живой организм постоянно направлен на освоение мира. Воспитатели и специалисты работают в творческом взаимодействии, реализуя поставленные цели. Используя метод проектов педагоги осуществляют непрерывный образовательный процесс. Например «Мыльная история», «Наш край Урал» — реализуя ЧФУ образовательного процесса в рамках вариативной знакомясь с ландшафтом Урала специалист по ИЗО деятельности технологией создавали горы, создавали каслинское литье, лепили из глины столовую утварь. Организовывали выставки коллекций. Выставки мини- музей.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

• Конкурсное движение ДОУ. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Детские сады участвуют в областных конкурса «Марш парков», «Родники». Это воспитывает е детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.

Таким образом создание в дошкольном образовательном учреждении детско- взрослой общности, ориентированную на формирование социкультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

Результатами данной деятельности стали:

• — на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;

• — на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

• — на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.

• — на уровне социальных партнеров:

• приобретение новых партнеров,

• утверждение ДОУ статуса в социуме.

Источник