Социальный фактор в психическом развитии ребенка

Ребенок овладевает
социальным опытом при помощи взрослого,
в процессе общения с окружающими,
обучения.
На психическое
развитие ребенка раннего детского
возраста (1-3 года) значительное влияние
оказывает овладение прямой походкой.
Способность к передвижению вызывает
ряд психологических последствий,
связанных с вступлением ребенка в
свободное, самостоятельное общение
с внешним миром, с развитием способности
ориентировки в пространстве.
Ведущей деятельностью
ребенка в раннем детстве становится
предметная, манипулятивная деятельность
(усвоение общественно выработанных
способов действия с предметами), которая
сменяет непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым, являющееся
основным видом деятельности в период
младенчества (0-1 год). Ребенок научается
ориентироваться на постоянное значение
предметов, закрепленное в человеческой
деятельности. В составе предметной
деятельности наиболее важное значение
приобретает появление первых
целеполаганий и собственно орудийных
действий.
Ранний возраст
является сензитивным для овладения
речью, в это время наиболее эффективно
происходит ее развитие. К концу 2-го года
жизни ребенок употребляет около 300 слов,
к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х
лет речь приобретает связный характер.
Показ взрослым
предметных действий вместе с речевыми
указаниями ставят ребенка и взрослого
в ситуацию общения.
В 3 года происходит
смена ведущей деятельности и переход
в следующий возрастной период —
дошкольный возраст (3 -7 лет). Предметная
деятельность сменяется игрой и
продуктивной деятельностью, которые
становятся ведущими. В ходе игры идет
воспроизводство системы отношений
взрослых, социальных отношений, в
продуктивной — овладение рисованием,
лепкой, конструированием.
Новые задачи,
стоящие перед ребенком, приводят к
совершенствованию работы анализаторных
систем. Так, в дошкольном возрасте
отмечается значительное снижение
порогов зрительной, слуховой, кожной
и двигательной чувствительности.
Возрастают острота зрения, тонкость
различения цветов и их оттенков,
развиваются фонематический и неречевой
слух.
Развитие восприятия
стимулируется усвоением детьми сенсорных
эталонов, служащих своеобразными
мерками, позволяющ оценить особенности
обследуемых объектов.
На следующем этапе
развития ведущей становится учебная
деятельность детей, наступающая в
возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший
школьный возраст). Основное новообразование
этого возраста — появление отвлеченного
словесно-логического и рассуждающего
мышления, возникновение которого
перестраивает другие познавательные
процессы, а также умение произвольно
регулировать свое поведение и управлять
им.
Затем наступает
время подросткового возраста и юности,
когда наиболее значимым становится
поиск новых видов занятий вместе со
сверстниками и, наконец, социальная
активность, направленная на поиск
перспективы жизненного пути.
Краткий обзор
периодизации детского развития
показывает, что на каждом этапе его
развития ребенок является объектом
социального воздействия. Предмет, с
которым взаимодействует ребенок,
социален по своим функциям и происхождению,
а человек, с которым он общается,
является носителем определенных способов
употребления вещей и определенных
смыслов человеческой деятельности.
Специфичность воздействия на ребенка
на каждом этапе определяется его
возрастными возможностями.
Л.С. Выготский
рассматривал этапность психического
развития с точки зрения «кризисов»,
переломных периодов в жизни ребенка
(кризис новорожденности, одного года,
трех, семи, тринадцати лет), во время
которых происходят основные, значимые
перестройки, открывающие путь качественно
новым этапам развития.
В физиологии
развития такие периоды рассматриваются
как наиболее чувствительные к
«неадекватным» раздражителям, которые
могут «повредить» организм.
Многие ученые
отмечают трудность исследования
изменений, которые возникают в мозге
человека в результате стимулирующего
влияния среды. Тем не менее, они приводят
примеры психологических исследований,
которые показывают, что стимулирующая
среда не только способствует
интеллектуальному развитию, но и
может компенсировать физиологический
ущерб, причиненный в раннем детстве.
Так, в исследованиях,
проведенных в Великобритании,
осуществлялось обследование всех детей,
появившихся на свет при неблагополучных
условиях: преждевременные роды,
маленький вес или кислородная
недостаточность при родах и др.,
которые расценивались как факторы,
повышающие риск повреждения головного
мозга.
Повторные
исследования детей, проведенные в
возрасте 7-ми и 10-ти лет показали, что
лишь незначительная часть детей имела
отклонения в психическом развитии,
которые можно было связать с родовыми
осложнениями.
Основная часть
детей с отклонениями психического
развития из группы риска относилась»
к тем, кто жил в плохих условиях. К
плохим условиям относились недоедание,
отсутствие медицинской помощи, дурное
обращение с детьми и невнимание к их
физическим нуждам (ребенок плохо одет,
неопрятен, никто не заботится о его
безопасности), психологическая
запущенность (родители не разговаривают
с ребенком, не проявляют к нему теплых
чувств, не стимулируют его развитие).
Так, если в надлежащее
время не произошло овладение речью,
которое действует как пусковой механизм
для становления корковых функций, то
кортикальная ткань, в норме предназначенная
для речи и связанных с ней способностей
может подвергнуться функциональной
атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная
система человека должна развиваться в
условиях человеческой жизни, чтобы
порождать «человеческое поведение».
Известный
американский генетик Ш. Ауэрбах пишет:
«Каждый признак, нормальный или
отклоняющийся от нормы, — результат
процесса развития и определяется как
генами, так и средой. Хотя относительное
участие наследственности и среды у
отдельных признаков сильно варьируется,
лишь немногие признаки полностью
определяются наследственностью, а
признаков, определяемых только
средой, и того меньше» (Ш. Ауэрбах,
1969. с.131). И дальше: «Мы начинаем жизнь,
имея на руках гены, как игрок начинает
партию, имея на руках карты. …Чаще всего
успех зависит от умения и опыта игрока.
…Хороший игрок с плохими картами может
достигнуть большего успеха, чем плохой
с хорошими» (Там же. с.138).
Таким образом,
необходимо учитывать, что процесс
психического развития ребенка должен
опираться на гармоничное соответствие
между нейрофизиологическими возможностями
ребенка и требованиями, предъявляемыми
социальным окружением.
Соседние файлы в папке OsnKorPed
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Биологические факторы включают в себя:
— наследственные свойства
— врожденные свойства организма
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.
Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.
Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.
Социальные факторы включают в себя:
— социальная среда;
— воспитание, обучение;
— социализация.
Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.
Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).
Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.
Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества.
Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».
Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.
Выделяют следующие стадии социализации:
1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.
3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.
Источник
- Главная
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
- Возрастная психология
->
->
Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями — биологическим и социальным Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеззу.
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т.е. биологических и социальных факторов
Биологические факторы — совокупность природных факторов, влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.
После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие
Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа
Основные концепции психического развития ребенка
Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:
а) необратимость — способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предыдущими;
б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей
Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:
1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;
2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;
3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды
Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные собственно ост.
Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Что понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения — сангвинический.
Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.
Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
Источник