Социальные факторы в развитии умственно отсталого ребенка
СТРУКТУРА
ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
Коррекционная
школа VIII вида ставит перед
учителем-дефектоло-гом три основные
задачи – дать ученикам знания, умения
и навыки по общеобразовательным предметам
и по труду; воспитать у них положительные
личностные качества – честность,
правдивость, доброжелательность к
окружающим, любовь и уважение к труду;
корригировать имеющиеся у них нарушения
и таким образом подготовить их к
социальной адаптации, к жизни в обществе.
Все эти задачи решаются комплексно,
постоянно, на всех уроках и во внеурочное
время, изменяются только акценты в
зависимости от основных целей.
Для
успешной работы с умственно отсталыми
детьми учителю важны знание того
предмета, который он преподает, владение
методикой обучения, умение устанавливать
и поддерживать контакт со школьниками,
владение сведениями о детях определенной
возрастной группы. И вместе с тем этого
недостаточно. Учитель коррекционной
школы VIII вида имеет дело с определенной
категорией аномальных детей, которые
по особенностям психической деятельности
существенно отличаются от своих нормально
развивающихся сверстников. Знание этих
особенностей необходимо для эффективной
работы, для понимания причин, обуславливающих
успехи и неудачи обучения и воспитания,
для поиска адекватных способов и приемов
педагогического воздействия, т. е. для
того, чтобы в наибольшей мере помочь
ученикам, продвинуть их в плане общего
развития.
Кратко
остановимся на тех общих особенностях
психики, которые свойственны всем
умственно отсталым детям и существенно
отличают их от нормы. Эта одна из
многочисленных категорий аномальных
детей составляет примерно 3 % общей
детской
популяции.
Под понятие «умственно отсталый ребенок»
подпадает весьма разнородная масса
детей, которых объединяет наличие
повреждения
мозга, имеющего диффузный, т. е. широко
распространенный, как бы «разлитой»
характер. Морфологические изменения,
хотя и с неодинаковой интенсивностью,
захватывают многие участки коры головного
мозга, нарушая их строение и функции.
Конечно, не исключены и такие случаи,
когда диффузное поражение коры сочетается
с отдельными более выраженными локальными
(ограниченными, местными) нарушениями,
иногда захватывающими и подкорковые
системы. Все это обуславливает
возникновение у ребенка различных, с
разной отчетливостью выраженных
отклонений во всех видах психической
деятельности.
Основной
контингент учеников коррекционной
школы VIII вида составляют дети-олигофрены
(от греч. малоумный), или дети с
интеллектуальным недоразвитием.
Поражение мозговых систем, главным
образом наиболее сложных и поздно
формирующихся структур, обуславливающих
недоразвитие и нарушения их психики,
возникает во внутриутробном периоде,
при рождении или в первые годы жизни,
т. е. до полного становления речи. При
олигофрении органическая недостаточность
мозга носит резидуальный (остаточный),
непрогредиентный (не усугубляющийся)
характер, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Умственная
отсталость, возникшая позднее указанных
сроков, встречается относительно редко.
Она не входит в понятие «олигофрения»,
равно как и разнообразные случаи
отставания в психическом развитии,
возникающие вследствие локальных
дефектов мозга, в частности проявляющиеся
в общем недоразвитии речи. Не считаются
олигофренами дети, страдающие прогредиентно
текущими
заболеваниями, заболеваниями,
обусловленными наследственными
нарушениями обмена веществ, и слабоумием.
Их умственная отсталость с возрастом
становится все более резко выраженной.
Уже
в дошкольный период жизни болезненные
процессы, имевшие место в мозгу
ребенка-олигофрена, прекращаются.
Ребенок становится практически здоровым,
способным к психическому развитию, но
аномальному, поскольку его биологическая
основа патологична.
Умственно
отсталые дети характеризуются стойкими
нарушениями всей психической деятельности,
особенно отчетливо обнаруживающимися
в сфере познавательных процессов. Причем
имеет место не только отставание от
нормы, но и глубокое своеобразие и
личностных проявлений, и познания. Темп
развития сложных психических функций
отстает от темпа физиологического
развития. Качественное своеобразие
дефекта проявляется в том, что у умственно
отсталых детей слабо выражена способность
усваивать новую информацию, применять
свои знания в изменившихся внешних
условиях. Умственно отсталые ни в коей
мере не могут быть приравнены к нормально
развивающимся детям более младшего
возраста. Они иные по многим своим
проявлениям.
Дети-олигофрены
способны к развитию, что, по существу,
отличает их от слабоумных детей всех
прогредиентных форм умственной
отсталости, и, хотя развитие олигофренов
замедлено, атипично, со многими, подчас
резкими отклонениями, тем не менее оно
представляет собой поступательный
процесс, вносящий качественные изменения
в психическую деятельность детей, в их
личностную сферу.
Структура
психики умственно отсталого ребенка
чрезвычайно сложна. Первичный дефект
приводит к возникновению многих вторичных
и третичных отклонений. Нарушения
познавательной деятельности и личности
отчетливо обнаруживаются в самых
различных проявлениях. Дефекты познания
и поведения невольно
привлекают
внимание окружающих. Однако наряду с
недостатками этим детям присущи и
некоторые положительные возможности,
наличие которых обеспечивает процесс
развития.
Положение
о единстве закономерностей нормального
и аномального развития, подчеркиваемое
Л. С. Выготским, дает основание полагать,
что концепция развития нормального
ребенка может быть использована при
трактовке развития умственно отсталых
детей. Это позволяет говорить об
идентичности факторов, воздействующих
на развитие и нормального, и умственно
отсталого ребенка.
Развитие
умственно отсталых детей определяется
биологическими и социальными факторами.
К числу биологических факторов относятся
тяжесть дефекта, качественное своеобразие
его структуры, время его возникновения.
Учитывать их необходимо при организации
специального педагогического воздействия.
Социальные
факторы – это ближайшее окружение
ребенка: семья, в которой он живет,
взрослые и дети, с которыми он общается
и проводит время, и, конечно, школа.
Отечественная психология подчеркивает
ведущую роль в развитии детей, в том
числе умственно отсталых, сотрудничества
ребенка с взрослыми и детьми, находящимися
рядом с ним, обучения в широком понимании
этого термина. Особенно большое значение
имеют правильно
организованные
обучение и воспитание, адекватные
возможностям ребенка, опирающиеся на
зону его ближайшего развития. Именно
они стимулируют продвижение детей в
общем развитии.
Специальная
психология говорит о том, что воспитание,
обучение и трудовая подготовка для
умственно отсталых детей даже более
значимы, чем для нормально развивающихся.
Это обусловлено
гораздо
меньшими возможностями самостоятельно
принимать, осмысливать, сохранять и
перерабатывать информацию, получаемую
из окружающей среды, т. е. меньшей, чем
в норме, сформированностью различных
сторон познавательной деятельности.
Определенное значение имеет также
сниженная активность умственно отсталого
ребенка, более узкий круг их интересов,
а также другие своеобразные проявления
эмоционально-волевой сферы.
Для
продвижения ребенка в общем развитии,
для усвоения им знаний, умений и навыков
существенно важно не всякое, но специально
организованное обучение и воспитание.
Просто пребывание, а не обучение в
обычной общеобразовательной школе не
приносит ему пользы, а в ряде случаев
приводит к тяжелым последствиям, к
стойким резко отрицательным сдвигам в
его личности.
Специальное
обучение, направленное на развитие
умственно отсталых детей, предусматривает
в первую очередь формирование у них
высших психических процессов, особенно
мышления. Это важное направление
коррекционной работы теоретически
обоснованно тем, что, хотя ребенок
своеобразен во всех своих проявлениях,
именно дефектность мышления обнаруживается
у него особенно резко и, в
свою
очередь, затормаживает и затрудняет
познание окружающего мира. Вместе с тем
доказано, что мышление умственно
отсталого ребенка, несомненно, развивается.
Формирование мыслительной деятельности
способствует продвижению ребенка в
общем развитии и тем самым создает
реальную основу для социально-трудовой
адаптации выпускников коррекционной
школы VIII вида.
Другое,
тоже очень важное направление коррекционной
работы предусматривает совершенствование
эмоционально-волевой сферы
учеников,
которая играет большую роль и в усвоении
знаний, умений и навыков, и в установлении
контактов с окружающими, и в социальной
адаптации учащихся в школе и вне ее.
Действительно, мышление и эмоционально-волевая
сфера представляют собой части единого
человеческого сознания, а весь ход
развития ребенка, по утверждению Л. С.
Выготского, основан на изменениях в
соотношении интеллекта и аффекта.
Рассматривая вопрос о взаимодействии
организма и среды, Л. С. Выготский
сформулировал понятие «социальная
ситуация развития» и подчеркнул мысль
о том, что воздействие на ребенка
окружающей среды определяется не только
ее характером, но и индивидуальными
особенностями субъекта, теми переживаниями,
которые у него возникают.
Во
многом дефектна и моторно-двигательная
сфера умственно отсталых детей.
Двигательная сфера формируется медленно,
способность к ее развитию неодинакова
у учащихся разного возраста. Особенности
двигательной недостаточности зависят
от структуры и степени интеллектуального
дефекта. Нарушения моторики проявляются
в походке, в ручной деятельности,
отражаются в речи. Особенно страдает
координация движений.
Исследованиями
установлено, что несомненная активизация
познавательной деятельности сменяется
годами, в течение которых как бы
подготавливаются, концентрируются
возможности, необходимые для последующих
положительных сдвигов. В первые два
школьных года обучения можно заметить
незначительные продвижения, на
четвертом-пятом году и в конце обучения
– наибольшие.
Перейдем
к рассмотрению тех особенностей психики,
которые характерны для всех умственно
отсталых детей, хотя и в различной
мере.
Напомним, что отклонения обнаруживаются
во всех проявлениях, но особенно резко
в познавательной деятельности учащихся,
в их мышлении.
8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.
Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Положение о единстве закономерностей нормальной и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка. Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.
Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития стимулирует продвижение детей в общем развитии.
Дети с умственной отсталостью имеют следующие особенностей психики.
Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности. У детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.
Мышление— обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения). Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости — временные, причинные и т. п. мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Словарь учащихся младших классов беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.
Ориентировка в пространстве настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости. У умственно отсталых детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают волевые процессы. Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.
Вопрос№2 Организация психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение. Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.
На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд его признаков.
Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
Способность к выполнению основных мыслительных операций.
Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.
Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-51316) говорится о том, что:
Объектом психолого-педагогического сопровождения являетсяобразовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
Предметом деятельности — ситуацияразвития ребенка, как система отношений ребенка: с миром; с окружающими (взрослые, сверстники); с самим собой.
Цельюпсихолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 735 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Источник
Основы социального развития умственно-отсталых детей.
Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников.
Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.
Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям.
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества.
Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий, не возможно.
В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному.
В работах А.В. Малера можно найти соединение понятий социализация и адаптация. Они указывают: «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам».
Для детей с нарушениями интеллекта социальная адаптация означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление ребёнка с ОВЗ к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Олимпиада по СБО (участие в отборочных турах), как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах овладевать навыками социализации.
Участие детей в подготовке к Олимпиаде по СБО – это система коррекционной учебно-воспитательной работы, которая представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, его социализацию, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- Внеурочная деятельность – подготовка и участие в праздниках; классные часы; трудовая деятельность; выполнение поручений; экскурсии в ближайший социум; агитбригады; соревнования.
- Учебная деятельность –дидактические, сюжетно-ролевые игры; групповое чтение, обсуждение прочитанного; рисование; работа с пословицами; дифференцированная работа в группах; практические работы; проектная деятельность.
Направления внеурочной деятельности:
- Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование
способов усвоения социокультурного опыта.
- Физическое воспитание и развитие детей.
- Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):
а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;
б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.
4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
5. Трудовое воспитание и обучение детей с ОВЗ:
а) занятия ручным трудом;
б) воспитание навыков самообслуживания;
в) воспитание уважения к труду взрослых.
6. Нравственное воспитание детей.
7. Эстетическое воспитание детей.
- Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы:
«Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».
- Для стимулирования внутригруппового общения:
с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».
- Для формирования гигиенических навыков и культуры поведения:
Классный час «Шли на угощение, а тут ещё и общение», Трудовой час «Чтобы класс спасти от пыли», игра «Мы принимаем гостей», кл. час «Если хочешь быть здоров».
- Для развития межличностного общения в коллективе класса:
игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».
- Для развития коммуникативных способностей:
ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».
- Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом:
классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
- Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых):
упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций
«Я на улице», «Общественный транспорт».
- Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:
игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».
- Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца:
классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».
Ориентация в социуме
Экскурсия по школе (кабинет директора, столовая, мед.кабинет, библиотека, гардероб, школьные мастерские).
-Клубный час: «Где живу Я».
-Классный час: «Кто о нас заботится» (С последующей экскурсией по школе — столовая, вахта, пожарный щит, пожарный выход, пожарные лестницы в школе).
Гигиена питания
-Классный час: «Что мы любим есть?»
-Клубный час: «Правильное питание — здоровое питание»
-Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров…»
(Игровая программа).
-Клубный час: «Всё про витамины» (Игровая программа).
Личная гигиена
-Классный час: «Надо, надо умываться…»
-Клубный час: «Правила ухода за телом» (Беседа-практикум).
-Урок-практикум: «Чистота- залог здоровья» — генеральная уборка в классе.
Работа по социальному развитию
в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны.
Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе:
- Товарищество.
- Уважение к старшим.
- Доброта.
- Честность.
- Трудолюбие.
- Бережливость.
- Дисциплинированность, соблюдение порядка.
- Любознательность.
- Любовь к прекрасному.
- Стремление быть сильным, ловким.
Подготовки к Олимпиаде по СБО поможет ребенку приобрести:
- Культурно-гигиенические навыки.
- Навыки самостоятельности, предотвращения иждивенчества в посильных для него заданиях по самообслуживанию.
- Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
- Умения чувствовать и понимать других людей.
- Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
- Увидит ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Работа с родителями при подготовке учащихся к Олимпиаде по СБО
Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.
Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.
Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.
С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни.
Первоклассники наравне со всеми учащимися школы включаются в подготовку к Олимпиаде по СБО.
Для успешного прохождения отборочных туров необходима помощь родителей, а именно: работа по конкретизации и уточнению жизненных планов каждого ученика (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление, с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
(Приложение – АНКЕТА)
Составление социального паспорта:
Семья:
полная – 2 семьи;
неполная – 3 семьи;
с одним ребенком – 2 семьи;
с двумя– 3 семьи;
многодетные –
родители-инвалиды –
дети-инвалиды – 5 человек;
опекаемые дети – 1 человек
благополучные – 2 семьи
формально-благополучные – 3 семьи
Состав семьи:
межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –
двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.
Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:
денег в основном хватает – 2 семьи
живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи
Педагогический стиль:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи
родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» — 2 семьи
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%
не испытывают проблем – 27%
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучив психо- физиологические особенности учащихся данного класса, подготовка к Олимпиаде по СБО должна быть направлена на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность, преодолевать трудности.
Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде, что является одной из важнейших задач Олимпиады по СБО.
Источник