Социальное воспитание человека в социальном развитии и воспитании ребенка

Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Цель социального воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Задачи социального воспитания:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно — образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Личность как субъект социального воспитания.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.

Принципы социального воспитания.

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.

1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей.

Методы социального воспитания: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические, перевоспитание и самовоспитание, арт-терапии.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.

Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: 

— формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

— формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

— самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

— формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

— организация деятельности;

— метод общения;

— опека;

— самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность:

— общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

— методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);

— методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)

— методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

— социально-педагогической помощи и поддержки — психолого-педагогической коррекции;

— социальной адаптации;

— профилактики;

— реабилитации — исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:

— диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

— профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

— организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;

— формирования сознания личности;

— стимулирования деятельности и поведения индивида;

— организации познавательной, практической деятельности и поведения.

социально-экономические (денежная помощь;

— установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;

— патронаж, бытовое обслуживание и др.);

— организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоле­ние отклонений в поведении личности.

В перевоспитании используются следующие методы:

— метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что­бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

— метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

— метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

— метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств лич­ности.

Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюде­ние, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при­чин поступка и настроения, решение проблем психического со­стояния ребенка.

Биографический метод — исследование жизненного пути вос­питанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, арттерапии:

— Арт-терапия — это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.

— Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.

Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 23733; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10399 — | 7666 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Несмотря на то что социальное воспитание зародилось еще в античные времена, научное обоснование этот процесс и обозначающий его термин получили сравнительно недавно. Актуальность развития, социализации личности, ее самоопределения и адаптации в обществе (а это основное содержание социального воспитания) отмечали в своих трудах как западные (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен), так и отечественные ученые (К. Д. Ушинский, Η. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой и др.).

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественнополезной деятельности.

Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый комплексный интегративный многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

Педагогическая деятельность лишь тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, ведет к выявлению творческих дарований каждого ребенка как субъекта, находящегося в тесной связи с социумом и являющегося его частью. Именно эти положения раскрывают в своих трудах Π. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий.

В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (индивида и социальных институтов), в результате которого происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм и привычек поведения, развитие общественно значимых качеств личности.

В настоящее время в социальном воспитании существует несколько основных подходов:

  • 1. Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.
  • 2. Личностный подход раскрывается через помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей.
  • 3. Возрастной подход позволяет использовать закономерности развития личности (физиологические, психиче

ские, социальные и т.д.) в процессе осуществления социального воспитания.

  • 4. Гендерный подход основывается на создании условий воспитания, при которых развитие мальчиков и девочек будет способствовать позитивному становлению маскулинных, фемининных и андрогинных черт и эффективному полоролевому обособлению в обществе.
  • 5. Дифференцированный подход делает возможным процесс целеполагания в социальном воспитании в зависимости от уровня системы и функций того или иного института воспитания. Например, социальный педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой, конкретные задачи и цели воспитания, формы включения се в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Социальное воспитание осуществляется на основе нескольких важнейших принципов:

  • принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом;
  • принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций;
  • принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью, а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. Этот принцип означает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое. В соответствии с данным принципом воспитание необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново;
  • принцип дополнительности предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др.; изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения (А. В. Мудрик).

Процесс социального воспитания осуществляется как в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.), так и в специально созданных воспитательных организациях (коллективах), в которых возможно создание условий для целенаправленного позитивного развития личности, организации ее социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Социальный опыт понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта происходит посредством организации быта и жизнедеятельности различных групп, взаимодействия членов групп и микрогрупп между собой (А. В. Мудрик).

Образование включает в себя: а) систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); б) просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); в) стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь – это сознательное влияние на человека с целью: а) приобретения им знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей; осознания человеком своих ценностей, установок и умений; б) воспитания самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в) развития благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; г) формирования душевного чувства причастности к семье, группе, социуму;

д) выработки адаптации в социуме. Наконец, это содействие человеку в решении проблем; создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для позитивного самораскрытия человека.

В процессе социального воспитания между его субъектами происходит взаимодействие, т.е. обмен и взаимообогащение информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками. Социальное воспитание может осуществляться на уровне:

  • – межличностного взаимодействия;
  • – группового взаимодействия (обычно до 30–50 человек);
  • – межгруппового взаимодействия (между первичными коллективами);
  • – массового взаимодействия (все члены организации).

Характер, интенсивность и содержание такого взаимодействия во многом зависит от этнической, культурной, социальной и иной специфики участников взаимодействия.

Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы – формализованные контактные группы людей, функционирующих в рамках той или иной организации. Жизнедеятельность коллектива, его быт, где реализуются ситуации проигрывания социальной роли его членами, становится пространством освоения и приумножения ими социального опыта, полем самореализации и самоутверждения, создавая тем самым возможности для развития человека.

Различают субъектов социального воспитания:

  • индивидуальных (воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой);
  • групповых (коллективов);
  • социальных (организаций, органов управления и др.).

Взаимосвязь субъектов социального воспитания носит

институционально-ролевой характер. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня и качества взаимодействия разнообразных субъектов и институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Одним из результатов воспитания является воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Воспитанность бывает настоящая и формальная, естественная и наносная, глубинная и поверхностная, идущая у человека изнутри и вызывающая у самого человека внутренний протест. Определение воспитанности является сложной и не вполне разрешенной в современной науке проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности.

Критерии воспитанности условно можно подразделить на жесткие и мягкие. К первым относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.

Среди показателей воспитанности можно выделить:

  • а) направленность. Здесь существует несколько подходов. Во-первых, различают направленность на объект; на других людей; на себя. Во-вторых, выделяют положительную направленность (на добро, созидание) и отрицательную направленность (на зло, разрушение);
  • б) наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, отечеству, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;
  • в) показатели, определяемые на основе структуры личности. Это мотивы поведения воспитанников; знание ими норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников; поведение воспитанников в целом.

Для диагностики воспитанности социальный педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие методы не только позволяют выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более что результаты ряда методик можно обсудить вместе с воспитуемыми. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Источник