Социальное развитие ребенка в школе
Голубева Оксана
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка»
Страничка психолога
Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка
Начало систематического обучения в школе связано с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса. Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка к школе требует определенной психологической готовности, которая включает личностную и социальную готовность. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе, имеющего круг важных обязанностей и прав, то далее, даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Дети, не посещающие детский сад, растут, как правило, в окружении взрослых и мало контактируют со сверстниками, зачастую они затрудняются установить контакт с ними, не умеют считаться с мнением других, подчиняться требованиям. Многиеиз них привыкли следовать только своим желаниям, ориентированы на общение со взрослыми, которые им подчиняются. Такие дети, приходя в школу, часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не поддерживает и не одобряет их действия. Возможности для индивидуальной работы с такими детьми в условиях класса у учителя минимальны, и дети быстро теряют интерес к учебе, т. к. сами не умеют проявить активность в совместной работе.
Учебная деятельность носит коллективный характер. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарование, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность и, как следствие, потеря интереса к школьной жизни.
Личностные, эмоциональные проблемы ребенка также осложняют его адаптацию к школе. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка, неуважительное, недоброжелательное отношение к сверстникам — еще одна причина школьных трудностей. Если ребенок хочет быть «главным», не признает правил, сердится, дуется, если что-то не так, как ему хочется, то у него будут сложности в общении в классе. Такой ребенок перебивает других учеников и учителя, стремясь показать, как он много знает, постоянно привлекает к себе внимание репликами или действиями, командует, указывает. Такого ребенка вскоре начинают недолюбливать дети. Они дразнят его «выскочкой», «воображалой», да и учителю порой трудно бывает сдержать раздражение. Конфликты с учителем и детьми плачевно сказываются на школьных достижениях и успехах, ухудшают психологическое состояние ребенка.
Особую тревогу вызывает категория неуверенных детей. Они болезненно реагируют на новые условия своего существования. Страх контакта, трудности в эмоциональном сближении с детьми, недоверие к людям ведут к тому, что они долго не могут наладить отношения со сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке, порой даже выжидают время, чтобы выйти из класса, никого не задев, боятся обратиться с вопросом к учителю. Страх быть в центре внимания перерастает в ужас, когда ему нужно выйти к доске. Требовательность со стороны учителя зачастую воспринимается им как жесткость. Он испытывает постоянное стрессовое напряжение, что может существенно осложнить его личностное развитие, привести к нарушению психического здоровья, психосоматическим заболеваниям. Заниженная самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы и успех, зависимость от оценки учителя, мнения сверстников часто приводят к апатии, нежеланию стараться, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».
Многих трудностей можно было бы избежать, если бы ребенок осознавал свои чувства, желания и потребности, владел бы «языком чувств» и мог их выражать. Однако, родители редко учат детей культуре внутренней, психической жизни, психологической культуре. Для многих детей характерна эмоциональная расхлябанность, несдержанность. Зачастую успехи детей в школе связаны с непосредственным интересом. Если его нет, ребенок делает все наспех, небрежно, не стремясь достичь положительного результата.
Трудности обучения связаны еще с тем, что дети не могут долго слушать и слышать учителя, сосредотачиваться и удерживать задачу. Учителя объясняют это несформированностью произвольного внимания, произвольной регуляции. Однако, причины подобных трудностей кроются и в сфере общения ребенка со взрослым. К 6-7 годам у ребенка должны складываться внеситуативные формы общения со взрослым. У него появляется потребность во внимании, сопереживании взрослого. Если у взрослых, находящихся рядом с ребенком, превалирует авторитарный, административно-командный стиль общения, если педагог не проявляет интереса к личности ребенка, его внутреннему миру, если в общении преобладают лишь деловые мотивы, эта потребность у ребенка не удовлетворяется. Ребенок, не посещающий дошкольные учреждения, зачастую не способен также различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (в учреждении, в доме, на улице, что ведет к неадекватному отношению к учителю. Так, он может пытаться установить панибратские отношения или унизить учителя, демонстрировать непослушание и т. п.
Таким образом, готовность ребенка к школе определяется особенностями личностного, социального развития: отношением к самому себе, взаимоотношениями со сверстниками и со взрослыми.
Подготовила педагог-психолог Голубева О. Е. МБДОУ детского сада №2 «Колокольчик»
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. -447 с.
2. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пос. — М.: Ось-89. 1999.
3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. — М.: Институт практического психолога.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии,- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1986.
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1963. — Т. 1, — М., 1970. -Т. 2.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
11. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. -168 с.
12. Фельдштейн А. И. Социальное развитие в пространстве — времени детства. — М., 1997.
13. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности.- Пермь: Перм. ун-т, 1992. — 264 с.
14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Пельдштейна, — М.: Институт практической психологии,- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416с.
Источник
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.
Что такое социализация личности
Социализация личности — это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук — философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.
Школа, как институт социализации
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
- социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
- социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Проблемы школьной социализации
Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
- постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
- стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
- создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.
Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник
1.4 Роль семьи в социализации ребенка
Семья,
под каким бы углом зрения ее не
рассматривали, столь многослойное
социальное образование. Она сочетает
в себе свойства социальной организации,
социальной структуры, института и малой
группы, входит в предмет изучения
социологии воспитания и шире — социализации,
социологии образования, политики и
права, труда культуры и т.д., позволяет
лучше понять процессы социального
контроля и социальной дезорганизации,
социальной мобильности, миграции и
демографических изменений; без обращения
к семье не мыслимы прикладные исследования
во многих сферах производства и
потребления, массовых коммуникаций,
она легко описывается в терминах
социального поведения, принятия решений,
конструирования социальных реалий и
т.д.
Говоря
о функциях семьи, следует помнить, что
речь идет о социальных результатах
жизнедеятельности миллионов семей,
которые обнаруживаются на уровне
общества, имеют общезначимые последствия
и характеризуют роль семьи как социального
института среди других институтов
общества.
Важно
подчеркнуть, что это — функции общества,
как бы закрепленные за специализированными
на их выполнении институтами, и поэтому
у каждого из институтов есть функции,
определяющие уникальность, профиль
данного института, и функции, которые
сопровождают действие основных. Нельзя
делить функции семьи на главные и
второстепенные, все семейные функции
— главные, однако необходимость различать
среди них те особые, которые позволяют
отличать семью от других институтов,
привела к выделению специфических и
неспецифических функции семьи
Специфические
функции семьи вытекают из сущности
семьи и отражают ее особенности как
социального явления, тогда как
неспецифические функции — это те, к
выполнению которых семья оказалась
принужденной или приспособленной в
определенных исторических обстоятельствах
К
ним относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание детей (экзистенциальная
функция), и воспитание детей (функция
социализации), остаются при всех
изменениях общества, хотя характер
связи между семьей и обществом может
изменяться в ходе истории. Поскольку
человеческое общество всегда нуждается
в воспроизводстве населения, постольку
всегда остается социальная необходимость
в семье как социальной форме организации
рождения и социализации детей, причем
такой своеобразной форме, когда реализация
этих социетальных функций, происходит
при личной мотивированности индивидов
к семейному образу жизни — без всякого
внешнего принуждения и давления. Наличие
личных потребностей в семье и детях,
личных желаний и влечений к браку и
семье — очень важное обстоятельство,
показывающее, что существование семьи
и общества возможно только потому, что
миллионы людей испытывают потребность
в детях, и лишь благодаря этому происходит
воспроизводство населения. Если
представить себе, вообразить иные формы
социальной организации воспроизводства
населения, основанные не на личных
мотивах людей, а на принуждении, то эти
формы уже не могут считаться семьей в
привычном социокультурном смысле,
релевантном всем известным из истории
типам семьи
Неспецифические
функции семьи, связанные с накоплением
и передачей собственности, статуса,
организацией производства и потребления,
домохозяйства, отдыха и досуга, связанные
с заботой о здоровье и благополучии
членов семьи, с созданием микроклимата,
способствующего снятию напряжений и
самосохранению Я каждого и др. — все эти
функции отражают исторический характер
связи между семьей и обществом, раскрывают
исторически переходящую картину того,
как именно происходит рождение, содержание
и воспитание детей в семье. Поэтому
семейные изменения заметнее всего
обнаруживаются при сравнении
неспецифических функций на разных
исторических этапах: в новых условиях
они модифицируются, сужаются либо
расширяются, осуществляются полностью
или даже исчезают вовсе
Выражаясь
словами Антонова А.И., семья является
основанной на единой общесемейной
деятельности общность людей, связанных
узами супружества — родительства, и, тем
самым, осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность семейных
поколений, а так же социализацию детей
и поддержание существования членов
семьи
Как
уже было сказано выше, одной из основных
функций семьи является социализация
подрастающего поколения.
Социализация
— это процесс, посредством которого
ребенок усваивает поведение, навыки,
мотивы, ценности, убеждения и нормы,
свойственные его культуре, считающиеся
в ней необходимым и желательным. Агентами
социализации выступают люди и социальные
институты, включенные в этот процесс,
— родители, сиблинги, сверстники, учителя,
представители церкви, телевидение и
другие СМИ. Хотя все они могут оказывать
на ребенка большое влияние, семья, как
правило, является наиболее значимой
частью мира ребенка. По этой причине
она обычно рассматривается как первичный
и наиболее мощный агент социализации,
играющий ключевую роль в формировании
личностных черт и мотивов; в руководстве
социальным поведением; в передаче
ценностей, веры и норм, свойственных
данной культуре
Мудрик
А.В. рассматривает семью как важнейший
институт социализации подрастающих
поколений, которая являет собой
персональную среду жизни и развития
детей, ее качество определяется рядом
параметров конкретной семьи (демографический
— структура семьи (большая, включающая
других родственников, или нуклеарная,
включающая лишь родителей; полная или
неполная; однодетная, мало- или
многодетная); социально-культурный
-образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества; социально-экономический
— имущественные
характеристики и занятость родителей
на работе; технико-гигиенический
— условия
проживания, оборудованность жилища,
особенности образа жизни)
Социализация-
это процесс усвоения индивидом на
протяжении его жизни социальных норм
и культурных ценностей того общества,
к которому он принадлежит. В содержание
понятия «социализация» входит:
—
усвоение социальных норм, умений,
стереотипов;
—
формирование социальных установок и
убеждений;
—
вхождение индивида в социальную среду;
—
приобщение индивида к системе социальных
связей;
—
самоактуализация Я личности;
—
усвоение индивидом социальных влияний;
—
социальное обучение принятым в обществе
формам поведения и общения
Цель
социализации есть личностные качества,
которые должен приобрести ребенок, и
социальное поведение, которое он должен
усвоить
Юнисс
считает, что социализация это процесс
обоюдного или совместного регулирования
на протяжении всей оставшейся жизни
участвующих в социализации сторон, а
не процесс перехода контроля от родителей
к ребенку по мере того, как он становится
более независимым и способным регулировать
свое поведение самостоятельно. Маккоби
[20, с.518-519] предполагает, что длительность
родительского влияния определяется
крепостью и разумностью их отношений
с ребенком, установленных в период
среднего детства. В некоторых случаях
вклад родителей в совместное регулирование
поведения подавляет волю детей, в других
— способствует увеличению их автономии
в рамках таких отношений. Кроме того,
взаимодействие с родителями позволяет
детям упражнять и совершенствовать
социальные навыки, которые затем окажутся
весьма полезными при взаимодействии
со сверстниками
В
самом общем виде социализацию определяют
как влияние среды в целом, которые
приобщают индивида к участию в общественной
жизни, учат его пониманию культуры,
поведению в коллективах, утверждению
себя и выполнению различных социальных
ролей
Ведущим
социальным институтом для социализации
личности ребёнка является семья. Семья
это «дом», объединяющий людей, где
закладывается основа человеческих
отношений, первая социализация
личности.
Семья — важнейший институт социализации
подрастающих поколений. Это персональная
среда жизни и развития ребёнка, качество
которой определяется рядом параметров.
Социально-культурный параметр зависит
от образовательного уровня родителей
и их участия в жизни общества;
социально-экономический определяется
имущественными характеристиками и
занятостью родителей на работе;
технико-гигиенический зависит от условий
проживания, оборудованности жилища,
особенностей образа жизни; демографический
определяется структурой семьи. Какую
бы сторону развития ребёнка мы ни взяли,
всегда окажется, что решающую роль в
его эффективности на том или ином этапе
играет семья. Семья вводит ребёнка в
общество, именно в семье ребёнок получает
социальное воспитание, становится
личностью. В младенчестве его кормят,
за ним ухаживают, в младшем возрасте с
ним занимаются, а в дошкольном ему
открывают мир. Младшему школьнику,
помогают в учении, а подростку
и
юноше правильно выбрать жизненный путь.
В семье укрепляют здоровье детей,
развивают их задатки и способности,
заботятся об образовании, развитии ума,
воспитании
гражданина,
решают их судьбу и будущее. В семье
закладываются гуманные черты характера,
доброта и сердечность ребёнка, он учится
отвечать за свои поступки, приучается
трудиться и выбирает профессию. Семейная
жизнь для ребёнка то же, что для нас
общественная
Семейная
обстановка и опыт, полученный в семье,
способствуют степени когнитивного,
эмоционального и социального развития,
компетентности и благополучию
Социализация
личности зависит от деятельности
ребенка, его участия в труде, от того,
какое влияние оказывает окружающая
среда на расширение его кругозора, как
заботятся общество и государство о
будущем поколении. Учитываются ли
возрастные и индивидуальные особенности
ребенка в процессе обучения, может ли
он самостоятельно решать свои проблемы,
насколько поощряется его самостоятельность,
как развивается его уверенность в своих
силах. Эти качества личности воспитываются
в семье, в школе
Подводя
итоги надо сказать, что от того, в какой
степени семья социально благополучна,
от того, в какой степени семья занималась
ребенком, зависит будущая личность
человека, а значит его будущая жизнь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник