Социальное развитие ребенка в кгн
Наталья Молчанова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Консультация по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Воспитание культурно-гигиенических навыковвключает широкий круг задач:
• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Машу», «Искупаем куклу Машу», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыковведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить ребёнка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.
К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).
Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка в младшем возрасте и геометрическая фигура с среднего возраста. Это повышает интерес детей к умываниюи закреплению знаний геометрических фигур.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Чтобы научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.
По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Маша простудилась», тем самым влияя на становление нового вида деятельности игры.
В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Источник
Планирование. Социально — коммуникативное развитие.
Режимные процессы
Содержание навыков
Методические приемы
Первый квартал
Питание
Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша».
Одевание — раздевание
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек.
Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: « Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи».
Продуктивная деятельность «Моя одежда».
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: .намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно, пользоваться носовым платком.
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом.
Дидактическое упражнение ,
«Как правильно заправлять кровать».
Сентябрь
Формировать у детей привычку следить за чистотой своего тела. Учить умываться своевременно, объяснять, что после умывания кожа дышит, учить аккуратно закатывать рукава, открывать кран, мыть ладони, затем набирать в них воды, наклонившись над умывальником, умываться, не расплескивая воду на пол.
Беседа «Уроки Мойдодыра».
Способствовать совершенствованию ранее освоенных детьми навыков, учить их быстро, правильно и аккуратно одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом.
Беседа «Учимся следить за внешним видом».
Октябрь
Учить детей соблюдать правила этикета вовремя еды, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой.
Беседа «Правила поведения за столом».
Воспитывать у детей потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, учить с помощью зеркала следить за своей прической, находить недостатки и исправлять их, пользоваться расческой после сна и прогулки.
Беседа «Чудесные расчески».
Ноябрь
Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, умение применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности.
Беседа «Полезные привычки».
Рассказать детям о профилактических мерах, способствующих предотвращению различных простудных заболеваний в период поздней осени. Учить выбирать одежду и обувь по погоде, соблюдать правила безопасности на улице.
Беседа «Что может случиться, если ты промочишь ноги?».
Второй квартал
Питание
Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Чтение: С. Махотин «Завтрак».
Одевание — раздевание
Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Упражнение «Наводим порядок в шкафу для одежды».
Умывание
Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.
Чтение: Д. Крупская «Чистота».
Декабрь
Учить детей заботиться о здоровье зубов, обсудить, что полезно, а что наносит вред зубам.
Беседа «Что любят зубки».
Рассказать детям о полезных и вредных привычках, обсудить с детьми, кто из них приобрел полезные привычки, как они помогают в жизни. Побуждать детей заботиться о своем здоровье.
Беседа «Вредные и полезные привычки».
Январь
Формировать у детей осознанное отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть опрятно. Учить детей вежливо и тактично сообщать товарищам о недостатках внешнего вида, предлагать помощь.
Беседа «Приятный человек».
Предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить правила, которые необходимо соблюдать. Предложить представить, что получится, если каждый будет поступать не по правилам, а так, как ему захочется. Помочь сделать вывод о том, для чего нужны правила.
Беседа «Зачем нужны правила?».
Февраль
Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения, рассказать для чего человек есть. Учить детей заботиться о своем здоровье, соблюдать правила этикета и безопасности за столом.
Беседа «Разговоры за столом».
Обсудить, к чему может привести пренебрежение правилами гигиены. Учить пользоваться приобретенными КГН.
Беседа «Чистюля».
Третий квартал
Питание
Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо «при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды — серьезное дело».
Чтение: Д. Грачев «Обед».
Одевание — раздевание
Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М, Зощенко «Глупая история».
Умывание
Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. _ Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение: Е. Винокуров «Купание детей».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.
Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.
Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Март
Формировать у детей полезные привычки, осознанное отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
Беседа «Я все делаю сам».
Учить детей устанавливать связь между воспитанием полезных привычек и здоровьем.
Беседа «Чистота и здоровье».
Апрель
Учить детей следить за состоянием ногтей, по мере необходимости обращаться к взрослому, чтобы постричь ногти. Объяснить, что под неаккуратно подрезанными и отросшими ногтями собирается грязь. Рассказать об опасностях, связанных с грязными ногтями.
Беседа «Аккуратные пальчики».
Познакомить детей со строением системы дыхания, работой легких, рассказать, какую роль играет нос для дыхания. Учить детей заботиться о здоровье дыхательной системы.
Беседа «Чистое дыхание».
Май
Обсудить с детьми правила поведения за столом. Побуждать детей соблюдать культуру поведения за столом дома.
Беседа «За столом».
Учить детей выполнять правила пользования туалетом, обсудить важность и смысл каждого правила. Способствовать формированию привычек, способствующих соблюдению культурных и гигиенических требований при пользовании туалетом.
Беседа «Пользование туалетом».
Четвертый квартал
Питание
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.
Чтение: О. Григорьев «Варенье».
Одевание — раздевание
Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.
Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам».
Умывание
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.
Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки.
Полностью заправлять кровать после сна.
Принимать участие в смене постельного белья.
Показ, напоминание, указания.
Источник