Социальное развитие ребенка с нарушениями интеллекта

Социальное развитие ребенка с нарушениями интеллекта thumbnail

«Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Татьяна Георгиевна Семёнова – учитель – дефектолог

Город Усолье Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 7»

В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие   общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.

К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.

Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания вправление в жизнь аномального ребёнка, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время. Ведь традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменилось. Если раньше он мог вызывать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учётом современного подхода необходимо изменить отношение общества к ребёнку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушением интеллектуального развития предлагает делать это на основе принципов, один из которых:

— Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Каждый возраст, по Л. С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребёнка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Дошкольный возраст детей с общей интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.

Закономерностью психического развития детей с нарушением интеллекта является трудность их адаптации в социуме, затруднённое взаимодействие с социальной средой.

Такой ребёнок живёт в определённой социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и имеет своё функциональное назначение, а значит и общественно выработанный способ его употребления. Ребёнок с общей интеллектуальной недостаточностью вынужден пользоваться этими предметами, вынужден в той или иной мере удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению, т. е. должен быть социализирован.

Цель раздела «Социальное развитие» в программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой формировать у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыкам поведения, соответствующих общественным нормам.

Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:

  1. Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;
  2. Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;
  3. Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.

Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.

У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.

Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.

Литература:

  1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, Москва, 2003 г.
  2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004 г.
  3. С. И. Зырянова «О социализации детей с особыми образовательными потребностями» Дошкольная педагогика № 8 2010 год.
  4. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Методические рекомендации, Москва, «Просвещение», 2009 г.
  5. Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей и дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2010 г.

Источник

Рочева Елена Васильевна,

социальный педагог

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4»

г. Сарапула

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

Несмотря на то, что социализация является широко изучаемой проблемой, в современных науках, процесс социализации исследован недостаточно.

Проблема социализации ребенка с нарушением интеллекта – одна из наиболее актуальных. По мнению О.К. Агавеляна, активная деятельность таких детей «в социальной среде прямо пропорциональна навыкам, знаниям и умениям, приобретенным за время обучения» [52 ]. Причем в целом ряде работ (О.К. Агавелян, Ю.Г. Гапонова, Д.Е. Горелов, Н.П. Долгобородова, Ж.И. Намазбаева, Г. Ноймюллер) отмечаются трудности адаптации выпускников специальных школ на рабочем месте, поэтому так важно проводить работу по социализации уже в младших классах. Трудности в отношениях вызываются изменением социальной ситуации развития личности человека с нарушением интеллекта, изменением уровня и характера предъявляемых к нему требований.

Начальный этап школьного обучения ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю.

Для успешной социализации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации.

В своих исследованиях отечественные ученые утверждают, а практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему его миру, самостоятельно жить и работать.

Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определенный социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:

а) подготовка к жизни в обществе ;

б) подготовка к труду;

в) подготовка к общению с людьми;

г) подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств — все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство, подвержен манипуляциям

Дефект интеллекта особенно заметно сказался на становлении и развитии способностей эстетического освоения действительности. «Умственно отсталые подростки не обнаруживают сколько-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, поэзии, живописи. По-видимому, как познавательные интересы, так и эстетические эмоции, как наиболее сложные образования в психике, стоящие в тесной зависимости от общего интеллектуального развития, у умственно отсталых подростков закономерно менее развиты» (Г.С. Дульнев). И.Г Ерёменко отмечает слабое развитие у таких детей эстетического восприятия и вкуса. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей в этом направлении. «Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, её гуманизация» .

Многолетние наблюдения польского специалиста Д.Плох за жизнью умственно отсталых подростков показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно успешно адаптируются в трудовом коллективе. Основные трудности возникают в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время должно быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, которые способствовали бы вхождению умственно отсталых подростков в самостоятельную жизнь, повысили бы уровень сформированности социального опыта. К ним относятся занятия, мероприятия, ставящие задачи физического, эстетического, духовного воспитания, углубление и совершенствование трудовых умений и навыков, формирование определенных психических качеств личности.

В целях совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо более глубокое использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, существенным образом меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). При этом незаменима роль искусства, которое всегда выполняло компенсаторную функцию. Оно спасает людей, которых относят к «группе риска. Еще Л.Н. Толстой отмечал: «что искусство не убеждает. Оно заражает идеями, верой, идеалами». Итог эмоционально-образного познания мира выражается, по мнению Б.Каменского, «в жизнедеятельности, во внутренних глубинных стимулах поступков, в эмоционально-ценностных ориентациях и критериях».

Основные направления социально-педагогической деятельности: интеллектуальное, духовно-нравственное, национально-патриотическое, экономическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое.

Интеллектуальное направление

Задачи. Знакомство с основными учебными умениями. Развитие психических процессов, стимулирование познавательной активности. Развитие мелкой моторики, речи. Содержание работы. Диагностика уровня развития; знакомство со школой. Организация элементарной игровой деятельности с использованием интеллектуальных игр, дидактических игрушек. Чтение вслух для всего класса.

Формы работы. Учебный процесс. Сюжетно-ролевые внеклассные игры: «Путешествие в страну знаний»; «Мое увлечение»; «В мире загадок» и др. Настольные дидактические игры, конструкторы, словесные игры.

Критерии эффективности. Наличие первоначальных представлений об основных учебных умениях. Правильное употребление слов. Устойчивый познавательный интерес.

Духовно-нравственное направление.

Задачи. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Знакомство с различием половых ролей мальчиков и девочек.

Содержание работы. Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.

Формы работы. Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Совместное проведение некоторых мероприятий с родителями. Классные часы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?». Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Критерии эффективности. Отсутствие в классе отверженных, отсутствие грубых нарушений дисциплины.

Национально-патриотическое направление

Задачи. Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знание терминов «гражданин», «патриот» и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Содержание работы. Значение слова «Родина». Москва — столица нашей Родины. Знакомство с некоторыми произведениями народной культуры, основными традициями русского народа. Изучение истории родного края. Получение представлений о других нациях.

Формы работы. Беседы о гимне, гербе, флаге. Оформление рисунков на темы Родины. Разучивание народных песен, пословиц, игр. Спектакль по русской сказке. Конкурс на знание пословиц.

Критерии эффективности. Наличие знаний о русском народе, России, государственных символах.

Экономическое направление

Задачи. Формирование первоначальных представлений об основных экономических категориях, воспитание бережливости, хозяйственности.

Содержание работы. Знакомство с понятиями «деньги», «цена», «стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.

Формы работы. Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.

Критерии эффективности. Знание цен на основные продукты и предметы, бережное отношение к личной и общественной собственности.

Правовое направление

Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов «мое», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности. Знание прав и обязанностей ученика.

Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы .

Формы работы. Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.

Критерии эффективности. Знание правил поведения, своих прав и обязанностей. Соблюдение норм поведения в общественных местах.

Трудовое направление

Задачи. Формирование уважения к людям труда. Развитие потребности трудиться. Формирование навыков самообслуживания, начальных трудовых умений.

Содержание работы. Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Заучивание стихов, пословиц о значимости труда, о вреде лени. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина и других материалов.

Формы работы. Коллективное чтение и обсуждение прочитанного. Встречи с родителями. Распределение поручений в классе. Участие в кружковой работе. Проведение выставок поделок. Подготовка самодельных подарков родителям, именинникам.

Критерии эффективности. Владение начальными учебными навыками. Устойчивое соблюдение дисциплины в классе во время урока и самоподготовки. Освоение начальных трудовых навыков.

Эстетическое направление

Задачи. Эстетическое просвещение, формирование эстетических умений. Развитие эстетических чувств и задатков.

Содержание работы. Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности.

Формы работы. Участие в художественных кружках. Проведение концертов. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.

Критерии эффективности. Владение основными художественными умениями.

Физическое направление

Задачи. Развитие мелкой моторики, координации движений, основных групп мышц. Формирование игровых навыков. Закладывание основ личной гигиены и закалки.

Содержание работы. Знакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр.

Формы работы. Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. «Веселые старты», соревнования по игровым видам спорта.

Критерии эффективности. Соблюдение личной гигиены. Снижение утомляемости и уровня заболеваний.

На практике реализация данных мероприятий выражается в активизации внеучебной работы, направленной на социализацию детей. Это экскурсии, посещение общественных мест, подготовка и участие в концертах для родителей, для ветеранов В.О.В., для пожилых людей.

Выявление эффективности социально-педагогической деятельности детей с нарушением интеллекта свидетельствует о том, что интеллектуальное направление в большей степени сказалось на умении детей правильно формулировать мысли и на познавательной активности.

Духовно-нравственное направление, позитивно сказалось на снижении конфликтности в классе, уменьшении числа отверженных.

Реализация правового направления позволила повысить знание детьми правил поведения в общественных местах , своих прав и обязанностей .

Реализация экономического направления предполагала активизацию связей детей с обществом, экскурсии на различные торговые предприятия, деловые игры, пробные покупки и пр. В результате экономическая информированность детей значительно выросла.

Трудовое направление наиболее сильно повлияло на увеличение числа занимающихся в кружках трудовой направленности.

Физическое направление позволило несколько повысить физическую тренированность и силу детского организма. Они важны в социализации детей с нарушением интеллекта, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

Результаты работы свидетельствуют о повышении эффективности целенаправленного процесса социализации. Дети лучше ориентируются в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах. Важнейшим показателем успешности является активизация взаимоотношений детей с нарушением интеллекта с нормальными сверстниками.

Полученные данные в целом свидетельствуют о целесообразности использования данных направлений в процессе подготовки к жизни умственно отсталых детей.

Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция, когда в коррекционные образовательные учреждения направляются дети с ярко выраженными формами умственной отсталости, чьи интеллектуальные возможности уже не отвечают имеющимся программам обучения.

В коррекционные образовательные школы VIII вида повалил поток детей с олигофренией в степени имбецильности (тяжелой степенью), обучение которых ранее проводилось только экспериментально.

Это серьезно осложнило практику образования детей с умственной отсталостью, так как стремление к максимальному развитию познавательных возможностей и усвоению программы школы натолкнулось на биологически обусловленные ограничения умственного развития при олигофрении тяжелой степени.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности умственно отсталого школьника на всех возрастных этапах. В программах по учебным предметам для коррекционных образовательных учреждений необходимо указывать и необходимый минимум социального развития ребенка после завершения обучения в каждом классе.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

При этом в качестве задач выступают: формирование навыков общения, развитие межличностных отношений в коллективе класса, гармонизация взаимоотношений между ребенком и значимыми взрослыми (педагогами, родителями), формирование доброжелательных взаимоотношений с лицами ближайшего социального окружения, коррекция детско-родительских отношений, помощь в семейной социализации и консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка, социально-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптивного поведения.

В результате можно сделать следующие выводы:

Эффективным средством социализации подростка с нарушением интеллекта является дополнительное образование на основе социокультурного подхода.

Взаимодополняющим направлением социализации подростка выступает внеклассная форма деятельности учащихся, формирующая в единстве с содержанием курса СБО, уроков трудового обучения, социальную субъектность подростка с нарушением интеллекта.

Источник