Социальное развитие ребенка потребность в общении
Социальное развитие ребёнка, удовлетворение потребности в общении.
Ещё в первобытном обществе мать обучала своё дитя человеческой деятельности, знала с чего начать и к какому логическому завершению привести обучение, хотя и не имела научно обоснованных программ. Главным руководством к такому приобщению к миру себе подобных была потребность — биологическая и социальная — выжить и продолжить род.
Жизнь выдвигает перед родителями приоритетную проблему: как сформировать человека, который бы отвечал требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Современное общество требует инициативных молодых людей способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
В последнее время среди молодёжи наблюдается множество негативных явлений (жестокость, повышенная агрессия, отчуждённость, скрытность и т.д.) и как утверждают психологи, они имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, т. к. основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Многие родители, думают, что социальное развитие (умение жить в обществе) начинается с поступления в детский сад, или школу, но это совсем не так. Роль взрослого в социальном развитии ребёнка начинается с самого раннего детства и продолжается до его гражданской зрелости. Почему? Потому что взрослый — самый богатый информацией объект в мире младенца и дошкольника. Только в контакте с ним ребёнок сможет овладеть социальным пространством, приобретёт трудовые навыки, знания, познакомится с нравственными нормами, ценностями, традициями, правилами, сформируются социальные качества личности. Какими на ваш взгляд качествами личности, должен обладать ребёнок?
— добрым, заботливым, самостоятельным, справедливым;
целеустремлённым, отзывчивым, умным, настойчивым, дисциплинированным, трудолюбивым, общительным и т.д.
Как, вы думаете, с какого возраста нужно формировать эти социальные качества?
— с рождения, с поступления в детский сад, в школу.
Человек – существо общественное и социальное развитие ребёнка подразумевает формирование у него навыков общения с другими людьми, умения жить в обществе, принимая его ценности, впитывая его культуру и традиции. Социализация важна для нормального развития и последующего взросления без психологических проблем и расстройств Вопросы социального развития и воспитания тесно связаны с потребностью общения. Потребность в общении – это первичная социальная потребность, которая является основой психического развития человека – писал известный детский психолог Л.С. Выготский.
С самого рождения малыш общается с мамой (комплекс оживления), она нужна ему как воздух. Подрастая, ребёнок требует общения и внимания у других близких взрослых: папа, бабушка, дедушка, братья и сёстры.
Потребность во внимании и общении родных останется у ребёнка на всю жизнь. Отсутствие общения у детей резко замедляет все стороны развития: умственную, эмоциональную, нравственную, эстетическую, появляются трудности в формировании связной речи, в установлении взаимоотношений с другими (помните истории про «маугли»). Ребёнок, который воспитывается в доброжелательной спокойной семейной обстановке, получающий в достаточной мере, родительскую любовь и заботу – инициативен, уверен в себе, он легче адаптируется в окружающей среде и будет более успешным в жизни. Недостатки родителей, так или иначе, будут переданы своим детям стихийно и неосознанно через каждодневное общение и взаимодействие. И хорошее и плохое будет усвоено и скопировано ребёнком в точности так, как принято в семье, детском саду, школе. Ведь недаром мудрость народная гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь» или «От осинки не родятся апельсинки». Помните старинную мудрость о том, что если хочешь узнать, какой станет твоя будущая жена, нужно посмотреть на её мать. Некоторые думают, что имеется ввиду внешнее сходство, нет, просто наши предки подметили: что человек является носителем тех установок и правил, того типа поведения, который был принят в его семье.
На каждом возрастном этапе возникает новое содержание в общении. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира — своего сверстника. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу и т.д. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражены самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности до сочувствия. Все свои человеческие, поведенческие и психические качества ребёнок приобретает через общение. Общаясь в игре, в реальной жизни дети воспроизводят отношения взрослых. В общении всегда две стороны: взрослый – ребёнок, ребёнок-ребёнок. Значимость общения значительно выше в сфере взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми, но инициативу взрослого в общении дети принимают и поддерживают в два раза чаще. Неумение общаться препятствует формированию ценных качеств личности, снижает интенсивность процесса общения, тормозит процесс социализации.
Таким образом, социальное развитие и потребность в общении актуальны именно сейчас. Значит, на семью возлагается большая ответственность за формирование в ребёнке человека. Какую же тактику взаимодействия с детьми вам уважаемые родители нужно применять, чтобы помочь ребёнку войти в мир себе подобных — мир людей.
Помните, что самое большое родительское счастье видеть состоявшихся, умных и благодарных детей. Примите некоторые советы по воспитанию ваших детей.
1.Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей родительской любви и меру родительской ответственности.
2.Не угрожайте своему ребёнку, угрозы порождают ложь.
3.Не унижайте своего ребёнка.
4.Учитесь смеяться над своими слабостями, над собой, используйте юмор, он способен погасить назревающие отрицательные эмоции.
5.Не сравнивайте успехи своего ребёнка с достижениями
других детей.
6.Не спешите прибегать к наказаниям, иногда дети принимают наказание, как нелюбовь к ним.
7.Уделяйте ребёнку максимальное количество времени.
8.Принимайте участие в делах ребёнка, ему это важно.
9.Учите ребёнка жить своим примером, ведь вы для
своего ребёнка «центр мира» и он невольно делает
жизнь по вашему образу.
10. Оценивайте не личность, а поступок. Оценка личности: «Ты жадный мальчик», оценка поступка: «Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками».
11.Будьте внимательными слушателями детей и мудрыми советчиками. Ведь в лице мамы и папы мудрый советчик будет необходим вашему ребёнку ещё долгое время.
12. Смотрите на ситуацию глазами ребёнка, т.е. ставьте себя на его место, задумайтесь о его чувствах.
13.Обязательно любите детей и они должны знать, что их любят.
14.Уделяйте детям максимум внимания и не уходите в сторону от общения с ним, общайтесь на разные темы. 15.Чаще хвалите их, потому что поощрение (это положительная эмоция), наиболее сильный мотив для дошкольника (дети хотят похвал и не желают мириться с замечаниями, они воспринимают их как личную обиду). 16.Научите ребёнка, как правильно общаться с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
17. Чаще обсуждайте последствия действий ребёнка или взрослого человека, объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.
18. Ясно формируйте правила поведения.
19. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо, делает достойные поступки.
20. Не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания, помните — дошкольник видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают. 21.Помогите развить способность воспринимать и понимать эмоциональные состояния других, умение оценивать себя и своих сверстников и применять на практике нормы поведения.
22.Учите уступать и отстаивать свои интересы.
23.Научите решать конфликтные ситуации не агрессивным способом, но и не решайте все проблемы ребёнка за него, пусть он сам учится на своих ошибках и приобретает опыт социального взаимодействия.
УДАЧИ !
Источник
Марукян Армине
Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте
Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?» (17, с. 74).
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется, или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9—10 месяцев они мало двигаются, вялы не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма (8, с. 67).
Общение сначала начинается через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию (14, с. 87).
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.
Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильное организованное общение взрослым:
1) обогащает детей впечатлениями;
2) является источником разнообразных эмоций;
3) учит сопереживать, радоваться;
4) способствует становлению личности;
5) формирует представление о другом человеке — ровеснике;
6) начинает развивать способность понимать других людей;
7) подготавливает к последующему общению со сверстниками (9, с. 76).
Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез (индивидуальное развитие организма). М. И. Лисиной выделила несколько этапов:
1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя. Наблюдения за 12 месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
2. Ситуативно-деловое общение (4–6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
3. Внеситуативно-деловое (6–7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы (12, с. 76).
Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:
1) внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);
2) стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);
3) появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни) (16, с. 216).
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.
Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры). Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус — берут в рот пальчики другого. Младенцы ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, радуются. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки (19, с. 98).
К году малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи, с чем он может:
1) толкнуть другого;
2) с любопытством разглядывать упавшего ребенка;
3) дергать его за волосы и так далее;
4) какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника.
В возрасте от года до полутора лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ровеснике малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой, например, играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои (21, с. 38).
До двух лет интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое «баловство» носит всеобщий характер. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга.
К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками эмоционально-практическая — новая потребность и новые впечатления в общении со сверстниками. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, весёлым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми — жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов.
В 2–3 года общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей. Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке — ровеснике.
К 3 годам в общение со сверстниками дети стремятся:
1) заинтересовать собой;
2) изобретают разные способы привлечения к себе внимания;
3) демонстрируют друг другу свои умения;
4) чутко отзываются на любое действие сверстника;
5) стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение. Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе (1, с. 205).
Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний: Ситуативно-деловая создаёт благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе (16, с. 219).
Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д. Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения (20, с. 265).
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми и формировать доброжелательные отношения (5, с. 173).
Источник