Социальное развитие ребенка по фгос
Ирина Кравченко
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до
Дошкольный возраст — это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый — воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Мне, педагогу – психологу по образованию, эта тема сегодня кажется особенно актуальной, в связи с переходом на стандарт дошкольного образования. Социальное развитие — одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная моя цель как педагога — создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».
В сфере социально-личностного развития основными направлениями, для педагогической работы,являются:
— формирование у ребенка положительного отношения к себе и
представления о себе;
— формирование социальных навыков;
— развитие игровой деятельности;
— общение со сверстниками.
Исходя из этого,вытекают задачи педагогической деятельности:
— развитие игровой деятельности детей;
— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе
моральным);
— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Формы реализации данных задач:
— фронтальные и подгрупповые;
— индивидуальная работа;
— создание предметно-развивающей среды: психологический уголок,
патриотический уголок «Моя страна»;
— уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «Моя семья»,
«Уголки ряженья»;
— организация работы по социально-личностному развитию в свободной
деятельности детей: игры — упражнения, снижающие психологическую
напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления
дивиантного поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором,
поговорок о дружбе, правилах поведения,создание фотоальбомов:
«Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и
т. д.
В начале работы мною было составлено перспективное планирование, подобраны темы, продумано содержание, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей. Весь материал в плане был распределён по трём блокам:
— «Ребёнок и взрослые»,
— «Ребёнок и сверстники»,
— «Отношение ребёнка к самому себе».
В соответствии с содержанием материала, его особенностями определялась основная деятельность детей, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем – познавательная деятельность. Действенным средством формирования у дошкольниковнавыков общения являются игры: творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации. Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. С момента поступления детей в группу я активно вовлекала их в игры – имитации. Дети подражали действиям разных животных, а также передавали образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводили разные настроения зверей (добрый — злой, веселый – грустный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.
Для работы с детьми я подобрала игры:
— на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного
возраста;
— на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у
детей;
— на преодоление негативных эмоций, гнева;
— на формирование культуры общения.
Содержание игр, упражнений, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» учу детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаю детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие. Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым;предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т. п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.
Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков.В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Поэтому ежедневно приучаю детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать мне и младшему воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. В течение дня организую с детьми игры-забавы и дидактические игры, создаю условия для развития у детей общения со сверстниками, помогая им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Организуя разные виды совместных игр, я тактично разрешаю возникающие конфликты, сближаю детей друг с другом, поддерживаю интерес к сверстникам.
В летний оздоровительный период в нашей группе прошли тематические праздники и развлечения:
— «Что значит быть вежливым»,
— «Дарите людям доброту!»,
— «Всем советуем дружить»,
— речевая акция «Сорные слова».
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания. В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания«, а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.Это принципы:
— открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности — динамичности;
— полифункциональности ;
— гендерный подход.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду, учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, экспериментально – исследовательской деятельностью и т. д. В целом в группе царит обстановка уюта и комфорта, содержательного общения, исследования, творчества, радости.
Реализуя поставленные задачи, уделяла огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, т. к. нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В целях обеспечения социального партнёрства составлен план работы с родителями в этом направлении.Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе использовались открытые занятия: «Ты и твоё имя», «Мой друг», совместные праздники, оформление уголка в группе «Моя семья»,проведение консультаций и оформление информации на стенде по темам: «Воспитание чувств», «Родительская любовь», проведение фотовыставок «Загляните в семейный альбом», «Я с мамой» и др. Я старалась возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития.
Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка – это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогают им успешно встроиться в современный окружающий мир. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. А наша основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Источник
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Источник