Социальное развитие ребенка курсовая работа
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Специальность 050100 Педагогическо образование
Специализация – Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
«Особенности социального развития дошкольников»
БУГУЛЬМА 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста……………………………………..………………………6
1.1 Понятие и сущность процесса социализации…………………………….……6
1.2 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста………….12
Глава II. Основные особенности социализации детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….19
2.1 Особенности социализации дошкольников на разных возрастных этапах..19
2.2 Необходимые условия для социализации современного ребёнка-дошкольника…………………………………………………………………….….27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………….…32
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Для успешного обучения и вхождения вчерашнего дошкольника в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования – дать возможность каждому ребенку проявить свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в формировании определенных навыков и умений.
Анализ причин трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность.
Задача социализации личности дошкольника в ДОУ решается путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков у дошкольников.
Кроме того, происходящие в обществе и образовании новации предъявляют и новые требования, подходы к характеру отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители – первые педагоги своих детей, задача же дошкольных заключается в помощи родителям, что требует совершенно других взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения, а именно сотрудничества взаимодействия.
Анализ психолого – педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме социализации дошкольника.
Благодаря исследованиям педагогов и психологов (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в ДОУ обеспечивается решением воспитательно – образовательных задач в процессе социализации дошкольника. Исследованиями проблемы социализации личности занимались многие видные философы (Э.Дюркгейм, И.Кант, и др.), педагоги (С.Т.Шацкий, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.М.Саморуков и др.).
В трудах В.В.Абраменковой, И.С.Кона, А.В.Мудрика и др. освещены вопросы влияния семьи и ДОУ на развитие личности ребенка, а также раскрываются сущность и структура процесса его социализации.
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в психологии и педагогике сложилось предпосылки для решения проблемы успешной социализации ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Но проблема информационного вакуума о разработанных методиках и методах, применяемых в новом свете требований к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи, все еще имеет место быть.
Целью исследования стало выявление методик, способствующих успешности социализации дошкольника.
Задачи:
— выявить сущность и содержание процесса социализации дошкольника;
— рассмотреть особенности процесса социализации детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах;
Объект исследования: процесс социализации дошкольника.
Предмет исследования: особенности социализации детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие и сущность социализации.
Социализация — самое обширное понятие из числа процессов, характеризующих образование личности. Она представляет не лишь ответственное усвоение ребенком готовых форм и методов социальной жизни, приемов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) личного общественного опыта, ценностных ориентаций, собственного стиля жизни.
По воззрению Ф. А. Мустаевой социализация — это процесс становления человека в содействии его с находящимся вокруг миром.
Л. В. Мардахаев описывает социализацию как процесс развития личности, усвоения индивидуумом языка, общественных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) , культуры, свойственных этому сообществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им общественных связей и социального опыта.
Рассматривая дилемму социализации и ее соответствие с воспитанием, А. В. Мудрик характеризует ее как становление и самореализацию человека в течение всей жизни в ходе усвоения и воспроизводства культуры общества.
В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и итог усвоения и энергичного воссоздания индивидуумом общественного опыта, системы социальных связей и взаимоотношений в его личном опыте.[12, c.5]
М. А. Галагузова описывает процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» малыша в сообщество, приобретения им конкретного общественного опыта (в форме познаний, ценностей, инструкций поведения) . Социализация ребенка — процесс долгий и чрезвычайно трудный. С одной стороны, любое сообщество, сначала само заинтересовано в том, чтоб каждый ребенок, приняв и усвоив систему общественных и моральных ценностей, эталоны, нормы и правила поведения, сумел жить в данном сообществе, быть его полноправным членом. С другой стороны, на составление персоны малыша грандиозное действие оказывают и разнородные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в находящейся вокруг жизни.[13.c.69]
А. В. Мудрик рассматривает процесс социализации как совокупность четырех составляющих:
— стихийная социализация человека во содействии и под воздействием справедливых событий жизни, сообщества, содержания, характер и итоги которой ориентируются социально-экологическими и социокультурными реалиями;
— сравнительно направляемая социализация, когда правительство решает конкретные финансовые, законодательные, организационные меры для решения собственных задач, что справедливо оказывают большое влияние на изменение вероятностей и нрава становления, на жизненный путь тех или же других возрастных групп (определяя неотъемлемый минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);
— сравнительно социально контролируемая социализация – планомерного творения сообществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для становления человека (воспитания) ;
— более или же меньше ответственное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или же антисоциальный вектор (самостроительство, сомосовершенствование, саморазрушение) , согласно с личными ресурсами и в соответствии либо напротив беспристрастным условиям жизни.[12, c.7]
Содержание процесса социализации, по мнению А. В. Мудрика, зависит от успешного овладения людьми полоролевой социализацией, их желания участвовать в социальной и экономической жизни, создать семью, быть законопослушными гражданами….
Заключение.
Таким образом, процесс социализации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
В процессе социализации детей отличаются последующие особенности:
1. В отличие от совершеннолетних, которые готовы к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, что закрепляются на уровне эмоционально-ценностных взаимоотношений в ходе вхождения в социум.
2. Взрослые готовы расценивать общественные нормы. Критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация несовершеннолетних строится на повиновении взрослым, исполнении конкретных инструкций и требований.
4. Социализация взрослых нацелена на овладение явными навыками; у несовершеннолетних основная роль принадлежит мотивации поведения.
Эта специфика социализации ребенка потребует специальной организации работы взрослых – комплексного сопровождения общественного развития ребенка в ходе его воспитания, образования и развития.
Тема социализации детей дошкольного возраста в современном сообществе имеет главное значение, так как заложенные в детстве предпосылки оказывают очень большое воздействие на становление конкретного индивида, как члена сообщества, его отношений и взаимодействия с окружающими, а в итоге – на становление сообщества в целом.
Во взаимосвязи с этим работа с ребятами в этом направлении потребует последующих подходов:
• Тесная взаимосвязь дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников, учреждениями дополнительного образования, культурно-
досуговыми центрами, а помимо прочего организациями, обеспечивающими правовую защиту не достигших совершеннолетия граждан.
• Учёт воздействия разных институтов социализации на каждого ребёнка в
зависимости от его личных особенностей и условий жизни в семье.
• Построение взаимоотношений с детьми на принципах равноправия, партнёрства.
• Признание ребёнка субъектом отношений и взаимодействий.
• Знакомство детей с правами человека и потребностью исполнять права
находящихся вокруг людей, а помимо прочего с обязанностями и ответственностью, как
нужными спутниками прав.
• Создание условий для креативных проявлений каждого ребёнка.
Успешность социализации ребёнка в современном мире находится в зависимости от умения воспитателя и родителей с новой точки зрения посмотреть на подрастающего члена сообщества и наши с ним отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.О. Смирновой. — М.: АРКТИ, 2013.
2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной , А.Н. Атаровой — СПб.: КАРО, 2014.
3. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Авт.-сост. Т.В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
4. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребёнка-дошкольника.// Ярославский педагогический вестник, 2012 № 4. С. 48-52.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2000г.
6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я, 2004 № 5. С. 8-28.
7. Бодалев А.А. Личность и общество. Избранные психологические труды. – М., 1995.
8. Мардахаев И.B.. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики,2005. — 269 с.
9. >10. www.maam.ru.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. – 200 c.
13. Социальная педагогика: курс лекций. Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.
14. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Издательство: Речь, 2005 г. — Стр. 320.
15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. Просвещение, 1991. 288 с.
16. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
17. Статья Особенности социализации ребёнка дошкольного возраста. Н.В. Серебрякова. старший преподаватель ГАОУ ДПО «ИРО», г. Екатеринбург.
18. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — 4-е изд., стер. — М.: Academia, 2004. — 440 с.
Источник