Социальное развитие ребенка дошкольного возраста диплом
Социальное развитие дошкольников:
этапы, факторы, средства.
Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.
Содержание
1 Что такое социальное развитие?
2 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников 3 Этапы социального развития ребёнка
4 Социальные факторы
5 Социальное воспитание и его средства
6 Социальное развитие в детском саду
7 Развитие социальных навыков
8 Социальная адаптация детей
9 Социальная дезадаптация
10 Выводы
Что такое социальное развитие?
Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Этапы социального развития ребёнка
1.Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
2.От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
3.Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
4.От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
5.От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Социальные факторы
Что влияет на социализацию малыша?
семья
детский сад
окружение ребёнка
детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)
деятельность ребёнка
телевидение, детская пресса
литература, музыка
природа
Всё это составляет социальную среду ребёнка. Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.
Социальное воспитание и его средства
Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.
Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:
Игра.
Общение с детьми.
Беседа.
Обсуждение поступков ребёнка.
Упражнения для развития кругозора.
Чтение.
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.
«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».
Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».
Социальное развитие в детском саду
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?
В детском саду:
создана специальная социально-формирующая среда;
организовано общение с детьми и взрослыми
организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность;
реализуется гражданско-патриотическая направленность
организовано взаимодействие с семьёй
внедрены принципы социального партнерства.
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.
Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается.
В детском саду для этого созданы все условия:
зонирование
игровое и учебное оборудование
игры
дидактические и учебные пособия
наличие детского коллектива
общение с взрослыми.
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.
Социальная адаптация детей
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность сознание общение. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация индивидуализация. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация. Социальная дезадаптация. Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя. Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. Выводы Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Есиналимова Майра Айтбаевна
Источник
Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста. Социальные факторы в развитии личности ребенка. Основные принципы организации процесса социального воспитания. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление, форма обучения, средство всестороннего воспитания личности ребенка. Характеристика основных способов развития ассоциативного мышления у детей с задержкой психического развития.
статья, добавлен 10.04.2019
Сущность, понятие и значение системы социального развития. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста. Возможности использования игр в социальном развитии ребенка. Содержание перспективного плана образовательной деятельности.
дипломная работа, добавлен 14.11.2016
Понятие, сущность и значение социального воспитания, роль и место родителей в формировании личности ребёнка. Характеристика, классификация типов семейных отношений и стилей воспитания. Особенности всестороннего развития и становления личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.01.2018
Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Анализ механизмов и задач нравственного воспитания дошкольников. Организация общения детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность в развитии нравственности.
курсовая работа, добавлен 14.04.2020
Цель, средства и методы нравственного воспитания. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Игра как школа социальной активности, источник развития морали ребенка. Формирование человеческих взаимоотношений у дошкольников в процессе игры.
курсовая работа, добавлен 28.10.2015
Проблемы повышения качества дошкольного образования. Активность становится важной составляющей в развитии личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях. Ценность дидактических игр, а также их роль в когнитивном развитии маленьких детей.
статья, добавлен 27.02.2019
Игра как ведущая деятельность и основное средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Характеристика игры и ее влияние на общее психическое и эмоциональное развитие ребенка. Значение игрушки как средства психического развития ребенка.
контрольная работа, добавлен 28.02.2016
Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Содержание нравственного воспитания. Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников. Игра как ведущая деятельность в развитии нравственности, программы занятий.
курсовая работа, добавлен 01.02.2012
Цель и задачи физического воспитания. Психолого-педагогические особенности развития ребенка-дошкольника. Характеристика спортивных упражнений, обучение плаванию. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры для дошкольников.
курсовая работа, добавлен 25.01.2016
Характеристика дошкольного возраста как периода начальной социализации ребенка. Анализ возможностей для успешного нравственного воспитания и социального развития личности в дошкольном возрасте. Изучение роли сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника.
статья, добавлен 24.02.2019
Источник
Департамент образования
города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования города Москвы
«Московский городской
педагогический университет»
Институт педагогики и
психологии образования
Кафедра управления дошкольным
образованием
Якушева Натэлла Рамзесовна
Особенности социально-личностного
развития детей старшего дошкольного
возраста
(на примере Государственно-
образовательного учреждения №1478).
Дипломная работа
Специальность — 050707.65 Педагогика
и методика дошкольного образования
(заочная форма обучения)
Научный руководитель: Гавров
Сергей Назипович
доктор философских наук,
профессор
Рецензент: Гринева Мария
Сергеевна
кандидат психологических
наук,
старший преподаватель
Зав. кафедрой: Микляева Наталья
Викторовна
кандидат педагогических
наук, профессор
Москва 2013
Департамент образования
города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования города Москвы
«Московский городской
педагогический университет»
Институт педагогики и
психологии образования
Кафедра управления дошкольным
образованием
Якушева Натэлла Рамзесовна
Особенности социально-личностного
развития детей старшего дошкольного
возраста
(на примере Государственно-
образовательного учреждения №1478).
Приложение к дипломной
работе
Научный руководитель: Гавров
Сергей Назипович
доктор философских наук,
профессор
Москва 2013
Содержание.
Введение
4
Глава 1.Теоретические
аспекты социального личностного развития
1.1.Психолого-педагогическая
характеристика понятия социально-личностное
развитие.
9
1.2.Характеристика личности
старшего дошкольника.
15
1.3.Характеристика особенностей
социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста.
21
Глава 2. Экспериментальная
часть обоснования проблемы исследования
2.1.Диагностика социального
развития дошкольника
35
2.2. Содержание занятий по формированию
социально личностного развития старшего
дошкольника
44
2.3. Анализ результатов экспериментальной
работы
Заключение
59
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема социально — личностного
развития детей является одной из активно
разрабатываемых проблем в теории и практике
дошкольного образования.
Актуальность проблемы
обусловлена потребностью общества
в воспитании человека, демонстрирующего
социальное поведение в духе
демократических ценностей и
норм. Социально-личностное
развитие ребенка является одним из наиболее
сложных и значимых направлений для
проектирования педагогического процесса
современного дошкольного учреждения.
Развитие личности как процесс
«социализации индивида» осуществляется
в определенных социальных условиях
семьи, ближайшего окружения, в определенных
социально-политических, экономических
условиях региона, страны, в этносоциокультурных,
национальных традициях того народа, представителем
которого он является. Социальная ситуация
развития, включающая систему отношений,
различные уровни социального взаимодействия,
различные типы и формы деятельности,
рассматривается в качестве основного
условия личностного развития. Эта ситуация
может быть изменена человеком подобно
тому, как он старается изменить свое место
в окружающем мире, осознав, что оно не
соответствует его возможностям.
В дошкольном возрасте закладываются
основы личностного развития, начинают
формироваться личностные механизмы
поведения, Сергей Назипович
складывается первичное соподчинение
мотивов. Воля и произвольность становятся
важнейшими личностными новообразованиями.
Развитие воли связано со становлением
мотивационной сферы ребенка, развитие
произвольности определяется формированием
осознанности и опосредованности поведения.
В дошкольном возрасте формируется ядро
личности — Концепция.
У дошкольников она остается
весьма пластичной, подверженной воздействию
многочисленных факторов. Для ребенка
становятся важными такие составляющие
самосознания, как представителя
определенного пола, представление
себя во времени (в прошлом, настоящем
и будущем), оценка себя в отношении
прав и обязанностей. Многообразие
социальных проявлений ребенка, его чувств
и отношений в различных ситуациях, личностных
качеств и проблем дошкольника способствовало
появлению в психолого-педагогической
литературе многообразия понятий, характеризующих
аспекты социально-личностного развития
дошкольников и его результаты: социальная
компетентность, социально-личностная
компетентность, социально-коммуникативная
компетентность, социально-нравственное
развитие, социально-эмоциональное развитие,
нравственная воспитанность. Каждый из
этих подходов предполагает свою, достаточно
трудоемкую и сложную для педагога дошкольного
учреждения систему диагностических методик.
Общение со взрослым на протяжении дошкольного
детства развивается и принимает разные
формы. В концепции М.И. Лисиной развитие
общения рассматривается как смена качественно
своеобразных его форм, каждая из которых
характеризуется особым содержанием потребности
в общении, главными мотивами, побуждающими
к нему и основными средствами общения.
В общении с взрослым происходит не только
усвоение культурных норм и способов деятельности,
но и становление новых смыслов и мотивов
ребенка.
Социально-личностное развитие
старших дошкольников является сложным
структурным образованием, отражающим
потребность ребенка в общественно значимом
изменении и преобразовании себя и окружающей
действительности, которые зависят от
совокупности определенных знаний о мире
(информационно-когнитивный компонент),
от содержания установок, мотивов и связанных
с ними отношений, интересов, стремлений
(мотивационно-эмотивный компонент) и
актуализации собственного опыта (конативно-деятельностный
компонент). Социализация — это процесс
«очеловечивания» ребенка путем активности
и деятельной проекции внутреннего мира
личности на внешний социальный мир. Социальные
отношения пронизывают и общественный
и личностный уровни бытия, однако во внутреннюю
структуру конкретной личности входят
не все социокультурные и общественные
отношения, а лишь вполне определенные,
внутренне ей присущие, а остальные существуют
для нее в качестве внешних социальных
условий. Личность вбирает лишь те отношения
и связи, которые соответствуют ее природе,
тождественны ей. В настоящее время особое
внимание уделяется проблеме социально-личностного
развития и воспитания дошкольников, являющейся
одним из компонентов проекта Государственного
стандарта по дошкольному образованию.
Повышение внимания к проблемам социализации
связано с изменением социально-политических
и социально-экономических условий жизни,
с нестабильностью в обществе. В сложившейся
ныне ситуации острейшего дефицита культуры
общения, доброты и внимания друг к другу
педагоги испытывают трудности в вопросах
профилактики и коррекции таких негативных
проявлений детей, как грубость, эмоциональная
глухота, враждебность и т.п. Необходимость
детального и углубленного изучения проблемы
диктуется также сложившейся практикой
работы образовательных учреждений
и актуальностью разработки программ
и методик использования современных
технологий социально-личностного развития
старших дошкольников.
Данным изучением проблемы-эмоциональное
развитие дошкольников занимались такие
ученные как: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,
В.С.Мухина, А.А.Смирнова, Л.Ф.Обухова, А.В.Запорожец,
С.Л.Рубинштейн, М.Ю.Лебединский, Р.Б.Стеркина,
С.А.Козлова, В.А.Петровский, А.М.Виноградова,
Е.С.Евдокимова, С.В.Кульневич, А.С.Белкина,
Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская, Т.А.Репина,
Г.Степанова, М.И. Лисина, К.Д.Ушинский и
т.д.
Таким образом, целью нашей работы
является: изучить особенности социально-личностного
развития детей старшего дошкольного
возраста на примере ГДОУ№1478.
Объект: социализация детей дошкольного
возраста
Предмет: особенности социально-личностного
развития детей старшего дошкольного
возраста
Гипотеза:
Мы предположили, что при
организации педагогической работы
по социально-личностному развитию
детей старшего дошкольного возраста
необходимо учитывать следующие
особенности:
— эмоциональные проявления
детей в процессе взаимодействия
со взрослыми и сверстниками;
— уровень сформированности
навыков общения и взаимодействия дошкольников
со сверстниками и взрослыми;
— личностные проявления
детей в различных видах деятельности
(умения самостоятельно выдвинуть
идею, план действий, умения действовать
в соответствии с планом, исправлять ошибки,
оценивать свою деятельность, отношения
к указаниям взрослого, советам сверстников
и т.д.)
Задачи:
- Охарактеризовать сущность понятий: «социальное развитие», «социально-личностное развитие», «взаимоотношения», «мораль», «нравственные нормы» и др.
- Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
- Выявить формы и методы формирования навыков социально приемлемого взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
- Сформулировать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Глава 1Теоретические
аспекты социального личностного
развития .
1.1.Психолого-педагогическая
характеристика понятия социально-личностное
развитие.
Обучение и воспитание, в том
числе и социальное, в настоящее
время стали рассматриваться
как средство развития не только индивида,
но и члена социума, они отражают
требования социума к личности, основанные
на гуманизации и демократизации общества.
Социально-личностное развитие происходит
на протяжении всей жизни человека, но
основы его успешной реализации заложены
в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка
возникает стремление к самостоятельной
деятельности. Быть взрослым — самая главная
потребность ребенка, именно она руководит
им в деятельности. Он начинает присваивать
социальные роли, и чем успешнее будет
этот процесс, тем более вероятно, что
он и далее овладеет механизмом социализации,
усвоит нормы социального поведения, разовьет
качества личности, необходимые для него
в будущем. Стоит отметить, что большинство
документов государственного (федерального
и регионального) значения (Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 г.; Межведомственная программа
развития системы дополнительного образования
детей; Национальная доктрина образования
в Российской Федерации; Федеральная программа
развития образования на 2007-2012 г.; Типовое
положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей, 1997)
также направлены на социально-личностное
развитие подростков и молодежи [29С,45].
Однако остается не до конца изученным
этот процесс в дошкольном детстве. В настоящий
период проблеме социально-личностного
развития дошкольников уделено не столь
много внимания. Большинство исследователей
занимаются вопросами социализации подростков
(В.Г. Бочарова, С.В. Сальцева, О.Л. Карпова
и др. [8С,67] и молодежи (Ф.А. Мустаева,
В.А. Кудинов, О.С. Коршунова, С.В. Бобрышов,
Е.В. Титова и др.), однако данный процесс
есть последствие раннего развития личности,
где приходиться корректировать упущенное.
Процесс социально-личностного развития
в первую очередь осуществляется в семье,
в учреждениях дошкольного и дополнительного
образования. Система дошкольного образования имеет
большой потенциал для социально-личностного
развития, т.к. позволяет интегрировать
образовательно-развивающую и социально-адаптирующую
функции через систему различных кружков,
студий. Общие представления философов
о социально-личностном развитии отражены
в работах А.Б.Невелева, В.С.Певелевой
[27С.23]. В философии выделяются несколько
подходов к понятию социально-личностного
развития. Для нашей работе наибольший
интерес представляет: филогенетический
подход, который заключается в активном
участие индивида в творческо-преобразовательной
общественной деятельности. Следовательно,
сущность человека в современной философии
рассматривается как интегральное единство
уровней: биологического, психического
и социального, формирующегося из двух
начал: природного и социального, наследственного
и приобретённого. Это целостное единство
приводит к формированию личности. Подчёркивается
активная позиция индивида в творческо-преобразовательной
общественной деятельности как необходимость
успешного протекания процесса социально-личностного
развития. Усваиваемый индивидом культурно-исторический
опыт позволяет ему осуществлять в дальнейшем
свой вклад в развитие общества. Этот вклад
будет определяться качеством усвоенного
опыта, что предполагает в дальнейшем
судьбу развития общества и человечества
в целом.[10С.48]
В социологии подходы к пониманию сущности
социально-личностного развития, отличаются
представлениями о человеке и его роли
в процессе собственного развития. Так,
сущность социально-личностного развития
как воздействие примера зрелого поколения
на тех, кто ещё не готов к социальной жизни.
Следовательно, социология рассматривает
соотношение процессов и институтов социального
воспитания в макросистеме общества. Социально-личностное
развитие определяется как процесс формирования
социальных качеств, свойств, ценностей,
знаний и умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социальных
связей, институтов и общностей. В социологии
человек характеризуется как объект и
как субъект социализации. Как субъект,
ребёнок в процессе социально-личностного
развития усваивает социальные нормы
и культурные ценности в неразрывном единстве
с реализацией своей активности. На этой
основе выделено два концептуальных подхода
к пониманию сущности социально-личностного
развития: субъект-объектный и субъект-субъектный.
Для нашего исследования более близок
второй подход, так как он предусматривает
активную позицию личности. В педагогике
как комплексно-интегративной науке социально-личностное
развитие рассматривается в процессе
обучения и воспитания. Так, ориентация
на включение ребёнка в социальную жизнь
отражает опыт педагогической деятельности
А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого
[12С.87].
Готовность к социальным действиям рассматривается
в работах Б.3. Вульфов, А.В.Волохов, М.И.Рожков и др.
[12С.34-56]; среда становится объектом целостного
системного анализа: детский коллектив,
обладающий признаками сложно организующихся
систем, функционирующих в разных средах,
в исследованиях А.Т.Хуракин, Л.И.Новикова,
В.А.Сухомлинский [23С.71]. Современные исследования
в данной области представлены в работах
В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Р.Р.Калининой,
Н.Ф. Головановой, [12С.42].
Развитие личности представляется
как процесс и результат вхождения
человека в новую социокультурную
среду (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский,
С.П.Рубинштейн, П.А.Флоренский, Л. Термен,
Й. Шванцара, Э.Эриксон и др.). Под социально-личностным
развитием понимается: развитие познавательной
сферы ребенка, степень овладения ребенком
социальным опытом действий и отношений,
степень осознания ребенком себя в обществе,
степень видения себя в других людях, сформированность
способов ориентации личности в системе
ее жизнедеятельности, готовность к ответственному
действию в окружающем мире. Результат
социально-личностного развития ребенка
в период детства заключается в движении:
от социальной адаптации через социальную
зрелость к социальной компетентности
применительно к ребенку дошкольного
возраста.[12,54]
В исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
И.А.Николаевой, Р.В.Овчаровой, А.В Петровского
отмечается, что социальная ситуация развития
есть некоторая система отношений ребенка
и социальной среды, которая определяет
содержание, направление процесса развития
и формирования его центральной линии,
связанной с основными новообразованиями.
Изменение этой системы отражает основной
закон динамики возрастов. Каждый возраст
характеризуется специфической, единственной
и неповторимой социальной ситуацией
развития. В рамках социальной ситуации
развития возникает и развивается ведущий
тип деятельности. Каждый возрастной период
характеризуется специфическими для него
психологическими новообразованиями.
Именно новообразование задает для ребенка
социальную ситуацию развития, определяющую
целиком и полностью те формы и тот путь,
следуя по которому, ребенок приобретает
все новые и новые свойства личности, черпая
их из социальной действительности как
из основного источника развития. Р.В.Овчарова,
И.А.Николаева отмечают, что в социальной
ситуации развития отражаются возрастно-типичные
закономерности и социальное развитие
личности, а в индивидуальной социальной
ситуации отражаются, прежде всего, индивидуальные
особенности взаимодействия личности
и среды на определенном возрастном этапе.[28С.64-69]
Как указывала Л.И.Божович, переход
от дошкольного детства к школьному характеризуется
решительным изменением ребенка в системе
доступных ему отношений и всего образа
жизни. Ядро социально-психологической
готовности к школьному обучению составляют
три вида отношений ребенка: отношения
со взрослыми, отношения со сверстниками
и отношение к самому себе. Изменения в
этих основных сферах обеспечивают качественные
отличия дошкольного и младшего школьного
возраста, переход от ведущей игровой
к ведущей учебной деятельности, а так?