Социальное развитие ребенка дошкольного возраста диагностика
Марина Кулик
Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст).
Старший возраст (5 – 6 лет)
Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ»
Кулик Марина Геннадьевна, без категории, МБДОУ «Детский сад №14», воспитатель
3.1. Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
3.1.1. Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить у ребенка первичные ценностные представления
Метод диагностики: индивидуальная беседа, диагностические задания, наблюдение.
3.2. Критерий: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
3.2.1. Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности
Цель: выявить у ребенка коммуникативные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни и для осуществления различных видов детской деятельности
Метод диагностики: наблюдение
3.3. Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
3.3.1. Показатель: способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Цель: выявить у ребенка предпосылки учебной деятельности
Метод диагностики: наблюдение
3.4. Критерий: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
3.4.1. Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей
Цель: выявить умение ребенка проявлять сочувствие и сопереживание во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности
Метод диагностики: наблюдение
3.5. Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
3.5.1. Показатель: способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником в зависимости от ситуации
Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности
Метод диагностики: наблюдение
3.6. Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
3.6.1. Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения
Цель: выявить у ребенка умение проявлять отзывчивость к людям ближайшего окружения
Метод диагностики: наблюдение
3.7. Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
3.7.1. Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
Цель: определить отношение ребенка к собственному труду, труду других людей и его результатам
Метод диагностики: наблюдение
3.7.2. Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству – рисованию, лепке, конструированию
Цель: выявить интерес ребенка к творчеству
Метод диагностики: наблюдение
3.8. Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
3.8.1. Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (в детском саду и др., на природе.
Цель: выявить у ребенка представления об элементарных нормах и правилах поведения на улице, в детском саду, на природе и умение их соблюдать
Метод диагностики: индивидуальная беседа
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Критерий по ФГОС
3.1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе 3.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками 3.3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 3.4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания 3.5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Показатель 3.1.1. Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» 3.2.1. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время различных видов осуществления детской деятельности 3.3.1. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3.4.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей 3.5.1. Способен изменять стиль общения со взрослыми или со сверстниками в зависимости от ситуации
Характеристики
Ф. И. ребенка Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения, пользуясь соответствующей оценочной лексикой Знает и понимает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками. Приводит простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни Способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности; аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. Ориентирован на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т,п) Принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Способен планировать свои действия, согласовывать их с товарищами, распределять материал для достижения поставленной цели Способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым С удовольствием играет со сверстниками, в процессе игры передает эмоциональное состояние персонажа Способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека
Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого Гордится своими достижениями и результатами труда своих сверстников Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания С удовольствием занимается художественным творчеством; участвует в коллективном оформлении интерьера помещения группы
3.1.1.1 3.1.1.2 3.1.1.3 3.2.1.1 3.2.1.2 3.3.1.1 3.3.1.2 3.3.1.3 3.4.1.1 3.4.1.2 3.4.1.3 3.4.1.4 3.5.1.1 3.5.1.2 3.5.1.3
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Критерий по ФГОС
3.6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
3.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 3.8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Показатель 3.6.1. Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения 3.7.1. Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам 3.7.2. Проявляет интерес к художественному творчеству
— рисованию, лепке, конструированию 3.8.1. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (детском саду и др, на природе
Характеристики
Ф. И. ребенка
Проявляет сопереживание, отзывчивость, ответственность, потребность прийти на помощь Готов заботиться о маленьких и беззащитных Умеет выполнять просьбы педагогов (раздать ложки) и детей (передать игрушку) в детском саду, членов семьи-дома (вытереть пыль, полить цветы) Участвует в семейных торжествах (поздравляет родственников со знаменательными событиями, праздниками и т. п) Положительно относится к простейшим трудовым поручениям Бережно относится к личным вещам и вещам сверстников Принимает посильное участие в подготовке семейных праздников и выполнении постоянных обязанностей по дому Умеет поддерживать порядок в групповых помещениях (протирать, убирать на место игрушки и другие принадлежности) Добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой: помогает сервировать стол (раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, чашки и т. д) и приводить его в порядок после еды Самостоятельно раскладывает подготовленные воспитателем для образовательной деятельности материалы Проявляет интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда Проявляет интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений С желанием передает характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, умеет ориентироваться в пространстве детского сада В определенных опасных ситуациях может обратиться за помощью ко взрослому, вызвать «скорую помощь», пожарных, полицейских Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила поведения на улице, в транспорте, различает сигналы светофора, отличает проезжую часть дороги от пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» Имеет представления о правилах поведения в лесу, у воды
3.6.1.1 3.6.1.2 3.6.1.3 3.6.1.3 3.7.1.1 3.7.1.2 3.7.1.3 3.7.1.4 3.7.1.5 3.7.1.6 3.7.1.7 3.7.2.1 3.7.2.2 3.7.2.3 3.7.2.3 3.7.2.4 3.7.2.5
3 балла – характеристика развития проявляется ярко (итоговая средняя 2,5 – 3 балла)
2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребёнку в данном направлении (итоговая средняя 1,5 – 2,4 балла)
1 балл – почти не проявляется (итоговая средняя 1 – 1,4 балла)
3.1.1.1. Вид: индивидуальная беседа
Условия проведения диагностики. Индивидуальная беседа. Ребенку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа.
Ход обследования.
Цель: выявить особенности представлений ребенка о моральных нормах и правилах поведения («что такое хорошо и что такое плохо», умение оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения.
Ход обследования
1-я история. «Катя и Сережа рисовали. К ним подошел Витя и стал говорить, что и как нужно рисовать, какие карандаши нужно брать, сколько рисунков сделать. Тогда Сережа сказал Вите…»
Вопросы: «Что же сказал Сережа? Почему он так сказал? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»
2-я история. «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошел Сережа и сломал их постройку, Оля заплакала, Вика ему сказала…»
Вопросы: «Что сказала Вика? Почему? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»
3-я история. «Владик принес в группу детского сада свою новую игрушку – робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошел Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…»
Вопросы: «Что сделал Владик, что он сказал? Почему он так сделал? Было ли у тебя такое?»
3.1.1.2. Вид: диагностические задания.
Условия проведения диагностики. Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Цель: выявить знание и понимание ребенком моральных норм и правил поведения при общении со взрослыми и сверстниками
Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому и сверстнику в разных ситуациях.
Ход обследования.
Педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?». Далее ребенок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».
3.1.1.3. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за поведением ребенка проводится в процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.
Цель: оценка способности ребенка управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности, аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место; ориентации на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т. п.)
3.2.1.1.; 3.2.1.2. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
Ход обследования
Во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных характеристик в различных видах деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой)
3.3.1.1. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
3.3.1.2. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
— Ребенок адекватно воспринимает и самостоятельно удерживает в память инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения
3.3.1.3. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
3.4.1.1. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
— Ребенок различает оттенки эмоционального состояния другого человека, правильно называет их
3.4.1.2. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
3.4.1.3. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
3.4.1.4. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
3.5.1.1. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка
— Ребенок ориентирован на положительный результат общения в совместной деятельности, способен оказать работу, предложить партнеру посильную помощь, проявляет готовность продолжать общение и взаимодействие.
3.5.1.2. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка
— Ребенок формулирует и представляет свои мысли и мнение в социально-приемлемой форме (используя рекомендательные формулировки вместо приказов, не использует в речи оскорбления и директивный тон и т. д., изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера
3.5.1.3. Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка
— Ребенок в деятельности признает равенство участников, старается найти общее решение задачи творческой деятельности
3.6.1.1.; 3.6.1.2.; 3.6.1.3.; 3.6.1.4.; Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка
3.7.1.1.; 3.7.1.2.; 3.7.1.3.; 3.7.1.4.; 3.7.1.5.; 3.7.1.6.; 3.7.1.7.; Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.
3.7.2.1.; 3.7.2.2.; Вид: наблюдение
Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.
3.8.1.1. Вид: индивидуальная беседа.
Условия проведения диагностики. Беседа с ребенком проводится в свободное от непосредственно образовательной деятельности время
— Ребенок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения
3.8.1.2.; 3.8.1.3.; 3.8.1.4.; Вид: индивидуальная беседа.
Ход обследования
Вопросы.
1. Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребенок толкает другого на лестнице, что может случиться?
2. Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть?
3. Какие правила приема пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать вовремя еды?
4. Что можно и нельзя делать, когда пользуешься во время еды ножом и вилкой?
5. Как правильно пользоваться спортивным уголком? Что можно и нельзя делать?
6. Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать
7. Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом, цветами и полками?
8. Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать?
9. Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и позовет тебя с собой?
10. Что нужно делать в случае пожара в доме; лесу?
11. Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из них ты знаешь?
12. Можно ли играть на улице? Объясни.
13. Умеешь ли ты ездить на велосипеде? Как правильно на нем ездить?
14. Знаешь ли ты правила поведения на воде, у воды? Умеешь ли ты плавать?
15. Известны ли тебе правила сбора грибов и ягод? Расскажи, как нужно вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.
Источник
Образовательный процесс современного детского сада характеризуется
обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его
личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной
обратной связи. Именно обратная связь предоставляет воспитателю
информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент
взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена
педагогической диагностикой.
Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе
задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию
грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы
воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный
процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего
дошкольника.
Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины
достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала
имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия)
педагога, которая может проявляться как:
– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений,
при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении
целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;
– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его
интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей
и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;
– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий
для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных
ситуациях жизненного выбора
Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах
осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и
целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”,
растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного
результата.
Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном
образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных
на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов
педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как
основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников
Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и
значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного
дошкольного учреждения.
В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической
диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и
в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте
педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт
М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных
методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада
диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи
ребенку в его развитии.
Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического
процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со
взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие
проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения,
умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых
чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в
повседневном общении и деятельности.
На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться
методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель
в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:
- Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего
приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны
такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт
со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность. - Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и
взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и
речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны
умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться
при общении на чувства и переживания др. - Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения
самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в
соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность,
отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)
Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников”.
Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей
есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы
выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети,
которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?
Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких
проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и
вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению
особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей
со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите
положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в
ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания
могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых
нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны,
“забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных
особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и
преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть
индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их
сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения
к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться
индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения
детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию”
групп, выделенных на основе первой методики.
Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются
результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант
ситуаций Р.М.Калинина)
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.
Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе
социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника
сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому
последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных
представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений
дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому
себе.
Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться
на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”,
методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.
Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом,
методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более
объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе
и характере отношения к нему.
Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать
базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми,
адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие
и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования
педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными,
нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у
воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.
Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к
воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и
выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо
начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.
Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье,
характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы “Моя семья”
и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.
Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений
в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности
родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на
вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и
наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального
благополучия в семье.
Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются
отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в
коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный
аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического
процесса по данному направлению.
Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик
могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни,
одна из социометрических методик (“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”),
рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций,
выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности
(“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).
Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера
представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для
ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за
проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ
ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика
“Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации
“Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.
В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:
- Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности:
умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом,
оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых,
сверстников - Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер,
подчиненный, уверенность в общении - Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать
связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.
Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:
Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного
развития всех детей группы – освоения ими представлений о правилах и нормах
поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и
переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении,
характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми
интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность
дошкольников.
Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о
социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:
- Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее
настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками. - Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает),
умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку
поведению других и своим собственным поступкам. - Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность,
инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния
взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими
не владеет). - Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе,
типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы
взаимоотношений со сверстниками (если есть). - Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои
чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и
будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер
самооценки. - Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
- Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые
причины.
Приложение.
Источник