Социальное развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Татьяна Алексеевна Лепешкина
Консультация «Социальное развитие детей раннего возраста»

«Социальное развитие детей раннего возраста«

Введение

Ранний возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализацииустанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности«. Итак, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

• усовершенствование самостоятельности детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании;

• расширение ориентировки в ближайшем окружении;

• обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

• формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;

• обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.

• формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• формировать представления о явлениях общественной жизни.

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах — в семье, которые могут способствовать его социально — психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья — это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка,половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения; «плохой, хороший, красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом.Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.

Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально — практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу.При этом они пользуются простыми словами : «на» (возьми, «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку,что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.

В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.

3. Игры, направленные на социальное развитие

Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.

Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что — нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе — своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитиеребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: «Я — сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» в процессе целенаправленного обучения.

Формирование своего «я»

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать,говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки,

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки,при этом говорит: «Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый., испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой,и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни,Катя, ножкой,

Топ — топ топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

2. Формирование представление о других.

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей,эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

Игра «Я — ты»

Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркал зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня!И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня». Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя («я», затем на сверстника («ты»). То же должен сделать и ребенок.

Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.

3. Формирование представлений об окружающем мире

Игра «Возьми игрушку»

Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке.Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает.Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости.Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.

Игра «Матрешка»

Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры:взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?», открывает его, достает матрешку,говорит: «Ой, кто это? Кто там?», открывает его, достает матрешку,говорит: «Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?» Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку,просит раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там «Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. » Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»

Игра повторяется.

Заключение

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Источник

Светлана Колганова
Близкие взрослые для детей младенческого и раннего возраста в доме ребёнка и их взаимоотношения

В тихом уголке парковой зоны, окруженный лесным массивом находится Специализированный Дом ребенка №7, где живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до трех-четырех лет, затем их переводят в учреждения для старших детей. В аккуратном дворике – качели и горки, само здание выделяется ухоженностью на фоне белоствольных берёз. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях.

С начала 1990-х годов исследования показали, что уже с самого рождения ребенок подает сигналы, на основе которых можно строить программу развития его личности задолго до трех лет. В процессе общения со взрослым ребенок овладевает необходимыми социально-эмоциональными навыками, которые становятся фундаментом для его дальнейшего развития. Взрослого ребёнок выделяет из череды других и в девять месяцев проявляет четко выраженную негативную реакцию на посторонних. Ребенок ищет своего взрослого глазами, плачет, прижимается к нему, чтобы реализовать свою потребность в безопасности.

В традиционных домах ребенка такого контакта практически не происходит. Когда потенциальные усыновители приходят туда, дети к каждому из них бегут с криком «Мама!». Этот феномен «беспорядочного дружелюбия» объясняется тем,что дети в учреждениях социальной опеки не делают разграничения между опасным и безопасным: любого взрослого они воспринимают как безопасного. Такое поведение характерно для детей разного возраста, если с самого начала у них не сформировались отношения привязанности с одним или двумя близкими взрослыми.

С каким количеством взрослых приходится контактировать детям в домах ребенка? В доме ребёнка дети за неделю контактирует с более чем десятью взрослыми. Количество группового персонала составляет семь и более человек, кроме них каждый день детей посещают врачи, специальные педагоги – логопед, психолог, музыкальный работник, процедурная медсестра, массажистка и т. д. Взрослые работают посменно. В результате отношения близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка не устанавливаются. Способность устанавливать привязанность – это как навык, который должен быть сформирован вовремя.

Как можно выяснить, сформировал ли ребенок близкие отношения со взрослыми?

Есть специальные методики оценки привязанности, однако особенности отношений между ребенком и взрослым можно изучать посредством анализа выражения эмоций на лицах детей. С течением времени, особенно в раннем детстве, выражения одних эмоций могут развиваться и обогащаться, других – блокироваться. Поэтому эмоции, которые ребенок выражает свидетельствуют о качестве его социального опыта, успешности взаимодействия с близким окружением. Выражение ребенком эмоций – это универсальный механизм, по которому мы можем отслеживать его благополучие. Выражение эмоций на лице – врожденное образование.

Выделено восемь базовых эмоций: радость, интерес, отвращение, удивление, горе, печаль, гнев, страх.

При этом следует различать выражение эмоций и эмоциональные состояния. Мы достаточно долго можем пребывать в удовлетворенном состоянии, но в течение этого времени способны испытать множество эмоций,которые будут довольно быстро сменять друг друга: радость от того, что увидели нечто красивое, перейдет в мимолетный интерес, а затем в легкую грусть, которая сменится гневом, потому что вдруг заметим ошибку в том, что делали до этого. Но все это нас сильно не затронет и мы продолжим находиться в удовлетворенном состоянии. Эмоция кратка и длится до пяти секунд, состояние – продолжительно.

Дети в доме ребенка с течением времени привыкают к модели поведения, для которой свойственны избыточное использование позитивных и угнетение негативных эмоций. Казалось бы, что в этом печального? На ребенка обращают внимание только когда он позитивен – улыбается, ластится, проявляет интерес. Плачем, гневом,криком или печалью он ничего не добьется: взрослые к нему не подходят. В результате дети вырабатывают особый тип поведения – они нарочно улыбаются, но им совсем не радостно. Такое поведение помогает им привлекать к себе внимание взрослых, поскольку другие действия оказываются неэффективными. Эмоциональное состояние детей не соответствует эмоциям на лице. В домеребенка дети совершают очень много стереотипных действий: раскачиваются на стуле, теребят предметы, кидают игрушки, могут попытаться ударить взрослого. Негативные эмоции, не отражаясь на лице, находят выход в поведении. Если бы негативные эмоциональные выражения и сигналы детей правильно «читались» взрослыми, не было бы поиска других способов выплеска негативных переживаний. В свободной игре детей из дома ребенка выше интенсивность печали, а в ситуации воссоединения – гнева и печали. Эта печаль есть эмоция,перешедшая в фоновое эмоциональное состояние: как бы ни улыбался ребенок, у него все равно остается осадок грусти.

Специфика общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками.

Ребенок внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. Общение в раннем возрасте состоит в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий. Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо реагировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии; он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Но, все эти возможности общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т. д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой взаимоотношений. Элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого. При этом для установления отношений взрослый использует разнообразные приемы телесного контакта с малышом (гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки, «тузит» и др.). Ребенок сам побуждает взрослого на общение и взаимодействие с его состояниями — от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нем! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрастедети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом и т. п., определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю. В условиях готовности к общению с ребёнком со стороны взрослого повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.

Потребность ребёнка в любви и одобрение его взрослым.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в любви и эмоциональной защите делает его игрушкой эмоций взрослого. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную. Потребность в любви и одобрении вызывает чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ребёнку, большим вниманием. Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.

Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязании на признание. При доброжелательности и любви к ребенку взрослые учат его подражанию, используют внушение и убеждение.

Источник