Социальное пространство развития личности ребенка

Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

— НОД;

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки  развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы  предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения»,    «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Источник

Автор: Брындина Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 219
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Социальное пространство развития личности современного ребёнка
Дата публикации: 17.02.2020
Раздел: дошкольное образование

Социальное пространство развития личности современного ребёнка

Дети

один

из

величайших

подарков.

Но

вырастить

любящего,

счастливого человека в современном мире — непростая задача для любого

родителя.

Проблема становления личности ребёнка очень важна не только для его

родителей, но и для общества в целом. Путь его развития зависит от того,

какие качества и ценности будут сформированы у подрастающего поколения

сегодня, насколько оно будет готово к новым типам социальных отношений.

Ребёнок выступает не только как объект воспитания, осваивая опыт прошлых

поколений, но и как субъект общественной жизни. На развитие личности

современного ребёнка влияет множество социальных факторов. Рассмотрим

наиболее важные из них.

В

первую

очередь

это,

конечно,

семья,

семейные

отношения.

Нам

известна прописная истина, что «ребёнок учится тому, что видит у себя в

дому: родители пример ему». Родители являются, своего рода, посредниками

между

ребёнком

и

другими

социальными

объектами.

И

главная

задача

родителей

это

правильно

сориентировать

ребёнка

в

социальном

пространстве. Содержание

семейного

воспитания

охватывает

все

направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое,

умственное

и

нравственное

воспитание

детей,

изменяясь

от

возрасту

к

возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о

природе,

обществе,

производстве,

профессиях,

технике,

вырабатывают

некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к

миру,

людям,

профессии,

жизни. В

семейном

воспитании

важное

место

занимает забота о здоровье ребёнка, его физическая подготовка, закаливание,

развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически

развитый

человек

способен

более

успешно

заниматься

умственным

и

физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как

правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее

воспринимает красоту и сам стремится всё делать красиво.

Воспитание

детей

в

семье

необходимым

компонентом

включает

умственное

развитие.

Первые

обращения

матери

к

еще

бессловесному

младенцу

уже

закладывают

начала

умственного

воспитания.

Дальнейшее

обучение

речи,

рассказывание

сказок,

чтение

книжек,

стимулирование

и

поощрение

детской

любознательности,

ответы

на

вопросы

ребёнка,

соответствующие разъяснения и т. д. — всё это отвечает интересам развития

мышления,

памяти,

внимания,

воображения,

служит

важной

задаче

подготовки к обучению в школе.

Когда ребёнок начинает активно социализироваться и идёт в детский

сад и школу, на помощь родителям приходит система образования.

Система

образования

и

культурная

среда

формирует

интеллект,

мировоззрение,

физическое,

духовное

и

нравственное

развитие.

Ребёнок

учится быть членом общества, идентифицировать себя с членами социальной

группы,

готовясь,

таким

образом,

принять

законы

и

правила

поведения

общества, в котором он живёт. В юном возрасте происходит освоение языка,

ценностей и норм культуры. В культурной среде происходит становление

личности

она

развивается,

а

затем

передает

усвоенную

культуру

следующему поколению. Культура оказывает влияние также на поведение,

определяя тем самым социализацию детей . О степени важности культуры и

образования

для

существования

индивида

и

общества

можно

судить

по

поведению

не

охваченных

социализацией

людей.

Инфантильное,

неконтролируемое поведение «детей джунглей», которые были полностью

лишены общения с людьми, говорит о том, что без социализации люди не

могут усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть речью и научиться

добывать средства для существования. В результате всего этого можно с

большим

убеждением

сказать,

что

у

этих

«диких»

детей

не

произошло

развития

личности,

которому

способствует

общение

с

людьми

.

Таким

образом,

задача

как

культуры,

так

и

образования

помочь

социальному

становлению

подрастающего

поколения,

умеющего

ориентироваться

в

современном социуме и активно включаться в него. Соответственно, очень

важная задача как родителей, так и педагогов образовательных учреждений —

обеспечить

условия

для

усвоения

ребёнком

культуры

того

общества,

в

котором он живёт, обеспечить доступ ко всем проявлениям культуры, тем

самым способствуя его духовно-нравственному развитию.

Помимо этого мощными средствами социализации являются средство

массовой информации. На сегодняшний день всё большее число родителей

беспокоит

влияние

СМИ

на

развитие

их

детей.

Кабельное

телевидение,

игровые

приставки,

компьютерные

игры,

интернет,

сотовые

телефоны

современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это всё

было

совершенно

чуждым

маленьким

детям,

взрослевшим

несколько

десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей

и

учителей.

Теперь

дети

подвергаются

большему

влиянию

новых

информационных технологий.

Принято

считать,

что

пристрастие

к

телевидению

имеют

дети,

лишённые родительского внимания. Однако , были проведены исследования,

в результате которых выяснилось, что дети приобретают «телевизионные»

привычки в процессе общения с взрослым поколением.

Чем

больше

дети

смотрят

телевизор,

тем

меньше

у

них

развито

творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко

интерпретируемые образы.

Просмотр

телепередач

замещает

социально

желательные

виды

деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом).

Было доказано, что чем больше времени ребёнок проводит у телевизора, тем

меньше

времени

он

уделяет

чтению

книг.

Есть

и

другое

мнение:

дети,

которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор.

Для

мало

читающих

детей

час,

проведённый

за

просмотром

телевизора,

естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети всё равно не

стали

бы

тратить

на

чтение.

Что

касается

физического

развития,

то

просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на

занятия спортом.

Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение

агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы.

Как

известно,

именно

через

телевидение

дети

усваивают

социальные

стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других

социальных групп, включая и самих детей.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек –

неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребёнок

видит

более

50

роликов

в

день.

А

дети

особенно

легко

поддаются

воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и

продукты,

которые

рекламируются.

Телевидение

наносит

вред

развитию

речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию

речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее всё больше времени и

у родителей, и у детей.

Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи

и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное

движение,

не

давая

детям

стимулов,

столь

необходимых

им

для

формирования

двигательных

навыков

и

органов

чувств.

Нехватка

многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может

привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают

при этом творческие способности, фантазия и интеллект ребёнка.

Из

сказанного

следует

вывод

о

том,

что

социальное пространство,

становится всё больше интегрированным, обретает свойства глобальности,

что в практическом плане открывает широкие горизонты свободы и в то же

время

создает

незримые,

но

вездесущие

механизмы

символистического

навязывания

смыслов.

Поэтому

главная

задача

родителей

и

общества

развивать в ребёнке способность правильно взаимодействовать в социальном

пространстве, для того, чтобы воспитать современную развитую личность.

Источник