Социально правовые аспекты развития личности ребенка

Социально правовые аспекты развития личности ребенка thumbnail

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимые международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы чел-ка. В международных актах «декларация прав чел-ка (20.11.1959) и «конвенция о правах ребенка(20.11.1989)» отражена морально-правовая основа пед. д-ти по защите прав и интересов детей. Декларация — заявление от имени гос-ва, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены. Конвенция — международный договор, соглашение по какому либо спец. вопр. Конвенция о правах ребенка-междунар. д-т, кот юридически и нравственно закрепляет права детей мира, во воех возможных ситуациях и обстоятельствах, а также обязанности родителей и взрослых перед детьми с момента их рождения до 18 лет. В РБ была разработана президентская программа «дети Беларуси» 1997-2000,2001-2005,2006-2010 где одним из важных разделов определены «дети-инвалиды», «дети сироты». 21.12.2005 закон РБ о гарантиях по соц защите детей сирот оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей. В законе закреплены гарантии защиты детей-сирот, определен статус.

25,02.2002-принято положение об интегрированном воспитании и обучении детей ДВ с особенностями психо-физического развития. 18.05.2004-принят закон РБ об образовании лиц с особенностями псих-физич развития(спец образование). Закон о правах ребенка принят в 1993, а 25,10.2000 принят закон о внесении дополнений изменений в закон РБ о правах ребенка(закокадательный акт который определяет правовой статус как самостоятельного объекта и направлен на обеспечение его фкз, нравственного и духовного здоровья, формирование нац самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации), Особая зашита гарантируется детям с особ псих-физич разв, а также детей, временно либо постоянно лишенных своего семейного окружения или оказавшихся в др. неблагоприятных условиях, экстренных ситуациях. Настоящий закон основан на конституции РБ и конвекции ООН о правах ребенка

Файл

Воспитания детей дошкольного возраста, дошкольные учреждения. Ребенок-дошкольник: игры, развитие, физическое воспитание. Педагогическая деятельность в Республики Беларусь

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме…

Эта тема принадлежит разделу:

Дошкольная педагогика

Воспитания детей дошкольного возраста, дошкольные учреждения. Ребенок-дошкольник: игры, развитие, физическое воспитание. Педагогическая деятельность в Республики Беларусь

Похожие материалы:

Логика. Констпект

Предмет логики как науки.

Фінансово-кредитна система

Суть фінансів та їх роль у ринковій економіці. Державний бюджет і бюджетний дефіцит. Податки і податкова система. Фіскальна політика. Сутність кредиту та його роль в економіці

Государство и право

Правовое государство, концепции правового государства. Структура правонарушения, юридическая ответственность. Конституция Российской Федерации

Розрахунок каналу передачі по шині АТА

Курсова робота з предмету «Сигнали і процеси в радіотелевізійній апаратурі»

История исследований малых групп

История зарубежных исследований малой группы. История отечественных исследований малой группы. Этапы межличностной активности. Этапы деловой активности

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка. Международные нормативно-правовые акты.Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого дети д. б. объектом особой защиты и помощи.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция — документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Национальное законодательство РБ по защите прав ребенка.За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая гос. политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с м/н документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Принята новая редакция Закона РБ от 1993 г. «О правах ребенка». В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона РБ «О правах ребенка» создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. С 1999 г. формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства.

Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы «Дети Беларуси». Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, соц. обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства

Вместе с тем на фоне социально-экономических изменений и сложностей в стране не удалось в полной мере разрешить проблемы улучшения положения детей, защиты их прав и интересов. Ухудшается материальное положение семей, воспитывающих детей, увеличивается число неблагополучных семей, не снижается социальное сиротство. В обществе получают распространение алкоголизм, насилие и жестокость в отношении детей, их безнадзорность.

2007 г. был объявлен Годом ребенка. Каждый пятый житель нашей страны — ребенок. Детей воспитывает 1млн. 486 тыс. семей. Из них 62,0% семей имеют 1 ребенка, 32,3% — 2, 5,7% — 3 и более детей. В стране 355 неполных семей, в которых более 400 тыс. детей воспитываются или отцами, или матерями (большей частью матерями).

Ежегодно более 4 тыс. детей отбираются у родителей, лишающихся родительских прав. И ежегодно сами родители отказываются от 340 до 550 детей. В стране более 32 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 50% проживают в семьях. В стране около 6% от общего количества детей имеют нарушения в психофизическом развитии, детей-инвалидов — 29 тыс. человек.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Сущность социально-правовой защиты прав ребенка

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. От рождения и до полного физического и нравственного становления ребенок нуждается в поддержке, помощи, защите. И от того, насколько

своевременны и эффективны охрана и защита ребенка, зависит его будущее. Ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и развитие детей несут их родители, общество, государство. При этом общество создает социально-экономическую среду, где семья и каждый отдельный индивид могут

полноценно существовать и всесторонне развиваться. Государство же, в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свобод человека, выполнение им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок. Но главной средой жизни ребенка была и остается его семья, которая осуществляет свою основную функцию – воспроизводства и

формирования новых поколений при поддержке общества и под защитой государства.

Социально-правовая защита прав ребенка – это комплекс правовых, социально-экономических, психолого-медицинских мер, предпринимаемых государством и обществом для обеспечения оптимального физического, психического и социального развития растущего человека.

Общее положение детей в Республике Беларусь.

В национальном докладе «О положении детей в Республике Беларусь» в 2005 году отмечены следующие тенденции, характеризующие положение детей в нашей стране:

— снижение численности детей;

— низкие доходы многие семей, отсутствие собственного жилья или потребность в улучшении жилищных условий;

— рост числа внебрачных детей;

– ухудшение состояния здоровья детей;

— увеличению числа детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей;

— детская смертность;

— большое количество детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития;

— социальное сиротство;

— проявление насилия и жестокости со стороны родителей;

— наличие детей-беженцев.

Основные международные нормативные правовые документы о защите прав ребенка.

В 1923 году Лигой Наций была принята Женевская Декларация прав ребенка, которая стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ, принятый ООН в 1989 г., — Конвенция о правах ребенка. Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе каждым государством, подписавшим Конвенцию, разрабатываются национальные нормативно-правовые документы.

Государственная политика Республики Беларусь по вопросам соблюдения и защиты прав ребенка.

После ратификации в 1990 году Конвенции ООН о правах ребенка Республика Беларусь приняла на себя обязательство привести действующее законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате 19 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Этот документ имеет законную силу, но в 2000 г. принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка». В Республике Беларусь сформировалась государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика

направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказание им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшее улучшение их положения. Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Виды пособий семьям, воспитывающим детей, весьма многообразны:

• по беременности и родам;

• женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности;

• в связи с рождением ребенка;

• по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

• по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

• по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случае болезни матери;

• по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

• при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

• на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом и др.

В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть учреждений дошкольного образования.

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребенка.

Основные права детей в Республике Беларусь

Важнейшими правами детей в Республике Беларусь являются:

1. Право на жизнь.

2. Право на жизнь в семье.

3. Право на охрану здоровья.

4. Право на образование.

5. Право на жилище.

6. Право на имущество.

7. Право на защиту и помощь.

Источник

КСР № 3

Цель:познакомить студентов с документами по защите прав ребенка, учить работать с документацией.

Вопросы для обсуждения

1. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.

2. Структура и содержание Конвенции и правах ребенка.

3. Основные положения Закона РБ о правах ребенка.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу «законодательные документы о правах ребенка»

Законодательный документ Дата утверждения Основные положения
Конвенция о правах ребенка    
Закон о правах ребенка РБ    

2. Проанализируйте педагогические и детские газеты, журналы (на выбор студента), изданные за последние 2-3 года, с позиции освещения в них вопросов защиты прав и правового воспитания детей.

3. Разработайте конкретное содержание одной из форм работы с родителями (на выбор: родительское собрание, круглый стол, консультация, праздник в детском саду, беседа и т.д.) по ознакомлению с правами ребенка.

4. Подготовьте конспект этической беседы о правах ребенка в стране, мире, о правах ребенка в группе.

Задание 3 или 4 выполняется по выбору студента.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 6 – 9.

2. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»// Пралеска. – 2000. – № 12.

3. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 2.

4. Смагина Л. Права ребенка в дошкольном возрасте // Пралеска. 2004. — № 12.

5. Будякова Т. О. О праве ребенка на честь и достоинство // дошкольное воспитание. – 2004. № 3. С.19-20.

6. Ладутько Л., Шкляр С. Конвенция о правах ребенка: практическийракурс // Пралеска. 2004. — № 5,7.

Форма контроля —конспект, тест

Контрольные задания

Выполните тестовые задания и там, где возможно укажите порядковый номер статьи Конвенции о правах ребенка:

1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М. Достоевскому;

б) А.П. Чехову;

в) А.М. Горькому.

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) в 1948 г.;

б) в 1959 г.;

в) в 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) в 1968 г.;

б) в 1982 г.;

в) в 1989 г.

4. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) Состояние здоровья.

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги;

б) родители;

в) члены правительства.

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

7. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках;

б) может мешать образованию; и вредить здоровью;

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию ребенка:

а) чувства страха перед наказанием;

б) осторожности в реализации своих желаний;

в) чувства достоинства и значимости.

9. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 19 лет.

Совершенствование системы дошкольного образования Беларуси.

КСР № 4

Цель: закрепить представления студентов о совершенствовании и развитии общественного дошкольного воспитания в Беларуси, формирование умений анализировать документы.

Задания для выполнения

1. Основные изменения в области дошкольного образования РБ с 90-х гг. XX века по настоящее время.

2. Изучите и законспектируйте «Концепцию дошкольного образования» (2000).

Выделите:

— основные цели, задачи дошкольного образования в период реформирования;

— принципы и функции дошкольного образования;

— структуру дошкольного образования;

3. Изучите и проанализируйте тематику статей журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным образованием» за период 2004-2010 гг. и выделите актуальные проблемы дошкольного образования в этот период.

Список литературы

1. Концепция дошкольного образования Мн. 2000г. // Пралеска. 2001. № 1. С. 5-11.

2.Журнал «Пралеска» 2004. №12, 2005. № 12, 2006. № 12, 2007. №12, 2008. №12, 2009. № 12.

3. Караніна І. Рэформа адукаціі: новыя тыпы дашкольных устаноў. Ориентир – личность ребенка // Пралеска. 2001. № 6. С.3-11.

4.Карасцялева Т. Асноўныя накірункі ўдасканалення дашкольнай адукацыі // Пралеска. 2003. № 10. С. 2.

5.Краснічэнка Т. Першыя дашкольныя ўстановы на Беларусі // Пралеска. 2002. № 10. С.16-18.

6. Сачанка А. Якасць дашкольнай адукацыі: стан, праблемы, перспектывы // Пралеска. 2003, № 12. С. 2-3.

7. Сапун И. Состояние, проблемы и перспективы деятельности центров развития ребенка // Пралеска. 2003. № 12. С. 16.

8. Бабунова, Е. Век нынешний и век минувший [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 13-15

9. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания [Текст] / Л. М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2010. — № 3. — С. 115-122.

10. Воронецкая, Л. Н. Научно-методическое обеспечение – гарантированное качество образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Н. Воронецкая // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.9-11.

11. Гриневич, Н. Г. Актуальные проблемы в деятельности дошкольных учреждений / Н. Г. Гриневич // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.6-9.

12. Давыдова, О. И. Гуманизация жизнедеятельности современного ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 8. – С.62-69

13. Дингилевская, Л. Воспитание с радостью [Текст] : детский сад и новые формы дошкольного образования / Л. Дингилевская, С. Юшко // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 3. – С.37

14. Килеева, Г. Из истории общественного дошкольного воспитания / Г. Килеева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2010. — № 6. — С. 6—10

15. Комарова, Е. Развитие ДОУ / Е. Комарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 19-25

16. Копылова, Л. А. Работа кружков Центра дополнительного образования [Текст] / Л. А. Копылова // Ребёнок в детском саду. – 2009. — № 4. – С.69-74

17. Кузнецова, Е. Б. Инновации в управленческой деятельности ДОУ [Текст] / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 4. – С.10-19.

18. Кузьмичёва, Е. И. О проблемах дошкольного образования [Текст] / Е. И. Кузьмичёва // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.38-39

19. Кунецов, А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов [Текст] / А. Кунецов // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 26-29

20. Митрофанова, Т. Преемственность поколений [Текст] / Т. Митрофанова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 11-12

21. Пашковец, Н. Дошкольное образование: проблемы и тенденции [Текст] : международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования / Н. Пашковец, Л. Клышко, Н. Будчанин // Пралеска : Научно-методический журнал. – 2010. — № 5.

22. Сыщикова, А. В. Дополнительное образование в ДОУ [Текст] / А. В. Сыщикова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.80-82

23. Шаехова, Р. К. Проектирование и реализация предшкольного образования [Текст] / Р. К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 1. – С.115-122.

24. Шумарина, А. П. К вопросу повышения качества дошкольного образования [Текст] / А. П. Шумарина // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 4. – С.20-28

Форма контроля – Конспект выполнения заданий, реферат по теме вопроса № 1 или № 3.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 669 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник