Социально педагогическое изучение микросоциальных условий развития ребенка и их влияния

Социально педагогическое изучение микросоциальных условий развития ребенка и их влияния thumbnail

Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.

Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.

Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует: а) выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка; б)
оценить тип семейного воспитания; в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка; г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.

Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.

Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.

Гиперопека
— чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.

Противоречивое
воспитание

— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.

Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:


  • уровень образования родителей;


  • общий культурный уровень семьи;


  • материальную обеспеченность;


  • жилищно-бытовые условия;


  • особенности взаимоотношений в семье;


  • наличие у родителей вредных привычек;


  • состояние здоровья родителей.

Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.

Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.

Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Известно,
что нарушения взаимоотношений в семье,
ошибки семейного воспитания негативно
влияют на соматическое и пси­хическое
развитие ребенка. Многие исследователи
указывают, что главные причины детских
неврозов и пограничных психических
шболеваний связаны с дефектами воспитания
и конфликтными от­ношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказы- иают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, на
>ффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, прово­цируют разнообразные
вторичные отклонения в психическом
разви­тии такого ребенка.

Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболевай у детей особенно высок. К ним
можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный ба­рьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений;
нарушение межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца
и матери, а также прародителей.

Семья
играет важную роль в формировании
умственных способ­ностей ребенка,
его эмоционально-волевой сферы и
личности. Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в
се­мьях, где родители страдают
психическими заболеваниями, алкого­лизмом,
в конфликтных семьях, в неблагополучных
семьях, где ребе­нок воспитывается
в условиях безнадзорности, Беседы с
родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует вы­яснить роль
отца и матери в воспитании ребенка,
оценить тип семей­ного воспитания,
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания
и особенностями развития ребенка,
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями его умствен­ного и
личностного развития.

При
проведении социально-педагогического
исследования необхо­димо оценить
следующие показатели:

  • уровень
    образования родителей, общий культурный
    уровень се­мьи, материальную
    обеспеченность, жилищно-бытовые
    условия;

  • особенности
    взаимоотношений в семье, наличие
    вредных привы­чек у родителей,
    состояние здоровья родителей.

Проанализировать
полученные социологические сведения
помо­жет представленная ниже таблица.

Социальная
характеристика семьи

Наименование
групп семей

Факторы,

характеризующие
данную группу семей

1-я группа (оптимальная) ,

Высшее образование родителей. Высокий
культурный уровень семьи. Высокая
матери­альная обеспеченность.
Хорошие жилищные условия. Здоровая
в психологическом отноше­нии
атмосфера. Отсутствие вредных
привы­чек. По состоянию здоровья
— оптимальная.

2-я группа (хорошая)

Высшее и среднее образование родителей.
Высокий и удовлетворительный
культурный уровень. Хорошие
материально-бытовые ус­ловия.
Благоприятные отношения в семье.
Вредные привычки, кроме злоупотребления
алкоголем. По состоянию здоровья —
опти­мальная.

3-я группа (удовлетворитель­ная)

Один из показателей является
неудовлетвори­тельным (культурный
уровень, жилищные ус­ловия,
взаимоотношения в семье). По состоя­нию
здоровья — удовлетворительная.

4-я группа (неудовлетвори­тельная)

Наличие в семье двух и более
неудовлетво­рительных из перечисленных
показателей. Низкий уровень культуры.
Неблагоприятный психологический
.климат в семье. Вредные привычки —
злоупотребление алкоголем. По
состоянию здоровья — неудовлетворительная.

Для понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекцион­но-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ре­бенка, и
межличностных отношений в семье.

Психологическое
обследование: условия проведения

Для проведения психологического
обследования необходима спо­койная
обстановка. Обследование осуществляется
в отдельной ком­нате с небольшим
количеством вещей, чтобы не отвлекать
внимание ребенка. С ребенком до 4 лет
обследование проводится за маленьким
детским столом или на ковре, с ребенком
4-6 лет — за детским столом, с более старшими
детьми — за обычным столом, на столе не
должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заданий
заведомо легких для дан­ного ребенка.
Психолог должен вести себя спокойно и
доброжела­тельно, внимательно наблюдать
за всеми действиями ребенка. Если ребенок
допускает ошибки, то обследующий
оказывает ему помощь, которая предусмотрена
в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются
в протоколе: отмечает­ся время
выполнения заданий, ошибки, допускаемые
ребенком, виды помощи, ее эффективность.
В тех случаях, когда ребенок категори­чески
отказывается от обследования без матери,
мать может при­сутствовать, в других
же случаях ее присутствие нежелательно.
Но после обследования психолог должен
обсудить с матерью результа­ты
обследования, ответить на ее вопросы,
дать рекомендации. Если по каким-либо
причинам ребенок плохо ведет себя во
время обсле­дования, отказывается
выполнять задание, то необходимо выяснить
причины такого поведения и вызвать
ребенка на повторное обследо­вание,
которое может проводиться через несколько
дней. За эти дни нужно подготовить
ребенка к повторному обследованию,
убедить его сотрудничать с психологом.
На повторное обследование необходимо
приглашать также тех детей, которые
быстро утомляются и поэтому не могут
быть полностью обследованы за один раз.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.

Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.

Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует:

а)
выяснить роль отца и матери в воспитании
ребенка;

б)
оценить тип семейного воспитания;

в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка;

г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.

Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.

Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.

Гиперопека

чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.

Противоречивое
воспитание

— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.

Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:


уровень образования родителей;


общий культурный уровень семьи;


материальную обеспеченность;


жилищно-бытовые условия;


особенности взаимоотношений в семье;


наличие у родителей вредных привычек;


состояние здоровья родителей.

Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.

Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
кор-рекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.

Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    19.03.201513.76 Mб194Психология_под ред. Сосновского Б.А_2008 -660с.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.

Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.

Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует: а) выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка; б)
оценить тип семейного воспитания; в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка; г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.

Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.

Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.

Гиперопека
— чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.

Противоречивое
воспитание

— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.

Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:


  • уровень образования родителей;


  • общий культурный уровень семьи;


  • материальную обеспеченность;


  • жилищно-бытовые условия;


  • особенности взаимоотношений в семье;


  • наличие у родителей вредных привычек;


  • состояние здоровья родителей.

Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.

Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.

Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник