Социально педагогическое изучение микросоциальных условий развития ребенка и их влияния
Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.
Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.
Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует: а) выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка; б)
оценить тип семейного воспитания; в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка; г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.
Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.
Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.
Гиперопека
— чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое
воспитание
— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.
Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:
—
уровень образования родителей;—
общий культурный уровень семьи;—
материальную обеспеченность;—
жилищно-бытовые условия;—
особенности взаимоотношений в семье;—
наличие у родителей вредных привычек;—
состояние здоровья родителей.
Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.
Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.
Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Известно,
что нарушения взаимоотношений в семье,
ошибки семейного воспитания негативно
влияют на соматическое и психическое
развитие ребенка. Многие исследователи
указывают, что главные причины детских
неврозов и пограничных психических
шболеваний связаны с дефектами воспитания
и конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказы- иают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, на
>ффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в психическом
развитии такого ребенка.
Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболевай у детей особенно высок. К ним
можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений;
нарушение межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца
и матери, а также прародителей.
Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка,
его эмоционально-волевой сферы и
личности. Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в
семьях, где родители страдают
психическими заболеваниями, алкоголизмом,
в конфликтных семьях, в неблагополучных
семьях, где ребенок воспитывается
в условиях безнадзорности, Беседы с
родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка,
оценить тип семейного воспитания,
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания
и особенностями развития ребенка,
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями его умственного и
личностного развития.
При
проведении социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:
уровень
образования родителей, общий культурный
уровень семьи, материальную
обеспеченность, жилищно-бытовые
условия;особенности
взаимоотношений в семье, наличие
вредных привычек у родителей,
состояние здоровья родителей.
Проанализировать
полученные социологические сведения
поможет представленная ниже таблица.
Социальная
характеристика семьи
Наименование | Факторы, характеризующие |
1-я группа (оптимальная) , | Высшее образование родителей. Высокий |
2-я группа (хорошая) | Высшее и среднее образование родителей. |
3-я группа (удовлетворительная) | Один из показателей является |
4-я группа (неудовлетворительная) | Наличие в семье двух и более |
Для понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье.
Психологическое
обследование: условия проведения
Для проведения психологического
обследования необходима спокойная
обстановка. Обследование осуществляется
в отдельной комнате с небольшим
количеством вещей, чтобы не отвлекать
внимание ребенка. С ребенком до 4 лет
обследование проводится за маленьким
детским столом или на ковре, с ребенком
4-6 лет — за детским столом, с более старшими
детьми — за обычным столом, на столе не
должно находиться посторонних предметов.
Обследование лучше начинать с заданий
заведомо легких для данного ребенка.
Психолог должен вести себя спокойно и
доброжелательно, внимательно наблюдать
за всеми действиями ребенка. Если ребенок
допускает ошибки, то обследующий
оказывает ему помощь, которая предусмотрена
в данном задании.
Все результаты наблюдения фиксируются
в протоколе: отмечается время
выполнения заданий, ошибки, допускаемые
ребенком, виды помощи, ее эффективность.
В тех случаях, когда ребенок категорически
отказывается от обследования без матери,
мать может присутствовать, в других
же случаях ее присутствие нежелательно.
Но после обследования психолог должен
обсудить с матерью результаты
обследования, ответить на ее вопросы,
дать рекомендации. Если по каким-либо
причинам ребенок плохо ведет себя во
время обследования, отказывается
выполнять задание, то необходимо выяснить
причины такого поведения и вызвать
ребенка на повторное обследование,
которое может проводиться через несколько
дней. За эти дни нужно подготовить
ребенка к повторному обследованию,
убедить его сотрудничать с психологом.
На повторное обследование необходимо
приглашать также тех детей, которые
быстро утомляются и поэтому не могут
быть полностью обследованы за один раз.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.
Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.
Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует:
а)
выяснить роль отца и матери в воспитании
ребенка;
б)
оценить тип семейного воспитания;
в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка;
г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.
Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.
Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.
Гиперопека
—
чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое
воспитание
— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.
Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:
—
уровень образования родителей;
—
общий культурный уровень семьи;
—
материальную обеспеченность;
—
жилищно-бытовые условия;
—
особенности взаимоотношений в семье;
—
наличие у родителей вредных привычек;
—
состояние здоровья родителей.
Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.
Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
кор-рекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.
Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
19.03.201513.76 Mб194Психология_под ред. Сосновского Б.А_2008 -660с.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.
Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.
Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует: а) выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка; б)
оценить тип семейного воспитания; в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка; г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.
Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.
Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.
Гиперопека
— чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое
воспитание
— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.
Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:
—
уровень образования родителей;—
общий культурный уровень семьи;—
материальную обеспеченность;—
жилищно-бытовые условия;—
особенности взаимоотношений в семье;—
наличие у родителей вредных привычек;—
состояние здоровья родителей.
Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.
Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.
Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник