Социально педагогическая защита права ребенка на развитие способностей

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Подготовлено:

социальным педагогом

МБОУ СОШ №3

Забугиной М.А.

     Основной целью  деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

      Задачи:

1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня защищенности.

 2. Защита прав и своевременное оказание социальной помощи и поддержки лицам в ней нуждающимся.

3. Профилактика асоциального поведения и правонарушения, охрана жизни и здоровья.

        Социально-педагогическая защита прав ребенка в школе осуществляется в соответствии с  «Конвенцией ООН» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную  жизненную ситуацию и законодательством Российской Федерации в области семейной политики.

Основные «правозащитные»  функции  социального педагога.

  • Социально — информационная функция: информирование несовершеннолетних по вопросам их прав, а также социальной защиты, помощи, поддержки.
  • Социально-правовая функция: содействие соблюдению прав ребенка в ОУ и семье, в реализации правовых гарантий различных категорий детей и подростков, привлечение при необходимости, юристов для консультирования по вопросам жилищных, семейно-брачных, трудовых и гражданских правонарушений.
  • Социально-психологическая функция: содействие созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
  • Социально-педагогическая функция: консультирование родителей по вопросам воспитания детей, преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций.

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума;
  • просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и др.).

     Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);  (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, СП)

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, родит. собр.)
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами, отделом по вопросам семьи и детства, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики семейного неблагополучия социальной защиты населения «Эдельвейс»; (ФОТО- инд. беседы с уч-ся)
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость. (ФОТО — кл. час)

. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; (ФОТО –посещение)

. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)
Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев что должно насторожить

. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь. Социальный педагог:

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей. (ФОТО – посещение, беседы)

. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе. (ФОТО)

     Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

     Рассмотрим мониторинг реализации профилактических мероприятий МБОУ СОШ №3 села Шедок, на котором прослеживается положительная динамика снижения количества семей и учащихся, состоящих на профилактическом учете (Рис. 1; Рис.2):

Рис.1

Рис.2

Эти данные подтверждают, что разработанные нами программы  и этапы работы с семьями и учащимися, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации  действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. А значит, работа социально- педагогической службы проводится в правильном направлении – это решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме.

Источник

Это направление деятельности социального педагога в боль­шинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно за­крепленных позиций, согласно которым:

— государство создает условия для получения адекватного об­разования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5);

— допускается сочетание различных форм получения образова­ния, в частности экстерната, семейного образования, самообра­зования (там же, ст. 10);

— образовательное учреждение в соответствии со своими устав­ными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные обра­зовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14);

— образовательные учреждения при реализации образователь­ных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).

Образовательное учреждение, согласно Письму Министер­ства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками пре­доставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх про­граммы по данному предмету, предусмотренной учебным пла­ном; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное за­ведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фото­графированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных сту­дий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государ­ственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровитель­ные мероприятия.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к оп­ределенным видам деятельности;

совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженны­ми способностями, одаренных детей, если они относятся к кате­гории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообес­печенных семьях;

добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к допол­нительным образовательным услугам;

если это возможно, совместно с родителями ищет пути и сред­ства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

совместно с представителями администрации образователь­ного учреждения изыскивает возможности для создания в рам­ках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллекти­вов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

^Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности

Читайте также:  Нарисованный мир роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка

В представлении большинства современных подростков работа выступает прежде всего как способ зарабатывания денег, инте-.ресные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, не при­влекают их. В идеале они связывают свое будущее либо с высоко­оплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, | Юридических услуг, которая требует хорошего образования (что [стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственнос­ти, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незакон­ными средствами обогащения. Предлагаемые образовательными [учреждениями, молодежными биржами труда и т.п. виды трудо­вой деятельности, имея ярко выраженную общественно полез­ную направленность, не находят необходимой мотивации у под­ростков. Отсутствие профессии (специальности), опыта работы и завышенные притязания несовершеннолетних делают их некон­курентоспособными на рынке труда.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки 1 создают свои предпринимательские ниши:

— легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т.п.);

— полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ноч­ное время коммерческих палаток и т.п.);

— нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).

Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого процесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подростковой и молодежной субкультуры. В связи с этим возрас­тает роль организованных форм трудоустройства несовершенно­летних.

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономи­ческую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегаль­ной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, спо­собствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятель­ности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустрой­ства.

Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здо­ровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушаю­щую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профес­сий, на которых допускается применение труда подростков, раз­рабатываемым предприятиями по согласованию с региональны­ми органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, ра­боты с вредными или опасными условиями труда и в ночное вре­мя, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес кото­рых превышает установленные для них предельные нормы, а так­же работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственно­сти подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю и 4 часа в день.

В течение учебного года продолжительность еженедельного у ч е б -ного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превы­шать половины максимальной продолжительности рабочего вре­мени, предусмотренной для учащихся соответствующего возрас­та в период каникул.

Выполнение работы учащимися подтверждается справкой с ука­занием вида работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой пред­приятием-организатором работ.

Трудоустройство учащихся на временную работу может осу­ществляться в организации независимо от форм собственности. Трудоустройство подростков на временную работу организуется при непосредственном участии органов государственной испол­нительной власти, органов по труду, органов службы занятости, образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершен­нолетних и защите их прав, комитетов по делам молодежи и осу­ществляется во взаимодействии с работодателями, профсоюзны­ми, молодежными, детскими и другими общественными объеди­нениями. Следует иметь в виду, что при отсутствии необходимого количества мест для трудоустройства несовершеннолетних граж­дан органы службы занятости совместно с заинтересованными сторонами могут вносить предложения в местные органы власти об установлении в соответствии с действующими нормативными

Актами для предприятий брони и квот приема на работу лиц мо­кше 18 лет. Квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытыва­ющих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписоч­ной численности работников предприятий, учреждений, органи-шдий), которых работодатель обязан трудоустроить на данном Предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, у ж е занятых гражданами указанной категории. Ра­ботодателям, выделяющим или создающим рабочие места по кво­те, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Учащимся, работающим в свободное от учебы время, освоив­шим в процессе трудовой деятельности знания и умения по ка­кой-либо профессии или специальности в соответствии с квали­фикационными характеристиками, присваивается начальный ква­лификационный разряд (класс, категория) исходя из требований по подготовке кадров на производстве.

Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места житель­ства и свидетельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на рабо­ту оформляется договором в письменной форме с согласия проф­кома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаим­ные обязательства сторон. При приеме учащихся на работу адми­нистрация обязана ознакомить их с характером работы, условия­ми труда, правилами внутреннего трудового распорядка, разъяс­нить их права и обязанности, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим пра­вилам по охране труда и пожарной безопасности. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию пред­приятия письменно за три дня. Работа учащегося на предприятии должна быть прекращена также по письменному заявлению од­ного из родителей или заменяющего его лица, либо на основа­нии медицинского заключения о состоянии здоровья, препят­ствующего продолжению работы, либо по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещаемости занятий.

Читайте также:  Динамика психического развития ребенка при рда

При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), ква­лификации, должности и времени работы. Это время включается в трудовой стаж в соответствии с действующим законодатель­ством. На основании справок предприятие, куда после окончания учебного заведения учащийся будет принят на работу, должно внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Оплата труда учащихся, работающих на предприятиях в сво­бодное от учебы время, производится пропорционально отрабо-155

тайному времени или в зависимости от выработки. Предприятие в установленных законом пределах может начислять учащимся до­платы к заработной плате и предоставлять им иные льготы и пре­имущества. Заработанные учащимися в свободное от учебы время денежные суммы выплачиваются им полностью в сроки, назна­ченные для выплат заработной платы на данном предприятии.

Несовершеннолетние могут привлекаться и к общественным работам. Под общественными работами понимаются общедоступ­ные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие со­циально полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению органов службы занятости.

Основными видами общественных работ считаются: уход за пре­старелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и об­служивании детей в период каникул; сезонная помощь при прове­дении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; уборка территории городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; участие в строительстве жилья и реконструкции жи­лого фонда, объектов социально-культурного назначения; восста­новление историко-архитектурных памятников, комплексов, за­поведных зон; сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта, почты и связи; помощь организациям жилищно-ком­мунального хозяйства и бытового обслуживания населения; эко­логическое оздоровление регионов (озеленение иблагоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); помощь в организации масштабных мероприя­тий культурного назначения (спортивных соревнований, фестива­лей, сооружение спортивных площадок, обслуживание отдыха де­тей в период каникул и т.д.); участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественно­го мнения, переписи населения и т.д.) и др.

Направление на общественные работы осуществляется орга­нами государственной службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный тру­довой договор сроком до шести месяцев и с правом его продле­ния по соглашению сторон. При заключении трудового договора следует предусматривать иучитывать период проведения работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми сред­ствами труда; оплату труда, распространение на работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.

2. Каковы принципиальные отличия приемной семьи от семейного детского дома, детского дома, школы-интерната?

3. В каких случаях возникает необходимость в лишении родительских прав, а в каких случаях — в ограничении в родительских правах? Какую роль в осуществлении данных процедур играет социальный педагог?

4. Каковы возможности социального педагога по защите имуществен­ных прав несовершеннолетних?

5. Определите, какие права вы имеете как учащийся образовательно­го учреждения. Какие из них, на ваш взгляд, нарушаются? Какие меры по их восстановлению вы могли бы предпринять?

6. Выделите основные направления деятельности социального педа­гога по защите прав ребенка на охрану здоровья и развитие способно­стей.

7. Разработайте рекомендации по трудоустройству для подростков.

Литература

Бабушкин Л.В. Как подростку защитить свои права? — М., 1999.

Кабышев О.А. Права родителей и детей. — М., 1998.

О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российская газета. — 1997. — 19 июля.

Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов уп­равления образованием Воронежской области: Пособие для руководите­лей и практических работников / Под ред. А.М.Зайцева. — Воронеж, 1996.

Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст с по­статейным приложением нормативных актов и документов. — М., 1996.

Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики / В. А. Бог­данов, Я.И.Гилинский, Н.В.Кузьмина и др. — М., 1994.

Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы оформления опеки, попечительства, усы­новления.

ГЛАВА VI

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник