Социально личностное развитие ребенка курсовая

Социально личностное развитие ребенка курсовая thumbnail

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме социально – личностного развития детей дошкольного возраста. Раскрыты различные формы и методы, направленные на развития личности детей дошкольного возраста в социуме.

Ключевые слова: социально – личностное развитие, дети дошкольного возраста, социум.

В нашем современном обществе, в эпоху развития информационных технологий, требуются инициативные, социально адаптированные, способные к саморазвитию и самосовершенствованию личности. Но в условиях продолжающей нестабильности и политической жизни нашего региона продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия, ухудшаться условия содержания детей. Это все очень негативно влияет на социально – личностное развития детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте закладывается развития личности и начинает формироваться личностные механизмы поведения. Поэтому проблема социально – личностного развития становиться особо актуальным.

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но они понимали несколько по-своему социальное воспитание: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности.

На протяжении долгого времени проведенные исследования убедительно доказывают, что дошкольнику необходимо оказывать помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, его социализации, которая должна исходить в первую очередь от семьи. У ребенка необходимо развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уметь выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта является социализация, которая позволяет активно действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

Целью: является теоретическое изучения особенностей социально – личностного развития детей дошкольного возраста в процессе общения и в социуме.

Социальное развитие личности необходимо не менее, чем развитие творческих, интеллектуальных способностей.

Дошкольный возраст – это периода формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Развитие личности происходить под влиянием различных факторов это и семья, социум в котором находиться ребенок и конечно средство массовой информаций. В дошкольном возрасте к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, и другими взрослыми людьми. Очень важно в нашем современном социуме быть успешным, а для этого нужно работать в команде, находить способы взаимопонимания и взаимодействия с людьми, с которыми ты работаешь.

Семья и детский сад это два главных фактора которые стоят у истока социально – личностного развития дошкольника. Но конечно первоначальным и самым главным фактором влияющих на развития личности дошкольника является семья. Далеко не во всех семьях в полной мере реализуют весь комплекс воздействия на ребенка. Вопросу социального воспитания детей не уделяется должного внимания. Семья для ребенка является той лакмусовой бумажкой, в которой он постепенно приобщается к социальной среде. Как писал А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Взрослые являются для детей образцом для подражания, дети активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность. Вот поэтому главной задачей является создания полноценного сотрудничества педагог – ребенок – семья. Тесное сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада является наиболее оптимальным вариантом развития личности дошкольника. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а семья в свою очередь необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – правильного и полноценного развития ребенка, базирующего на эмоциональные благополучия.

Педагогам же в свою очередь нужно создать эмоционально – комфортный климат в группах детского сада. Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Это процесс достаточно длительный, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально- личностного развития:

—     создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

—     сбор и анализ информации об индивидуальных личностных особенностях каждого воспитанника (личностные качества, умения, потребности, личный опыт детей, взаимоотношение с окружающими);

—      разработка перспективного планирования работы с детьми по социально-личностному развитию (основные направления работы);

—    осуществление систематической работы с детьми по социально-личностному развитию (разнообразие форм, методов, средств, приемов и способов работы);

—   коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Личностное взаимодействие педагога с детьми организуется так, чтобы ребенок на личном опыте естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций, конструируется педагогом как игровые и имитационные. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В процессе реализации социально-личностного развития, успешность будет зависеть от профессионализма взрослых. Важное значение имеет развитие коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности, самостоятельности мышления. Дошкольник должен уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях, быть соучастником происходящих вокруг него событий. Это все он может проявить в различных видах деятельности в детском саду. Значительный социальный опыт ребенок проявляет в общении. Общение предполагает понимания вдруг друга.

Так же социальный опыт ребенок проявляет в игровой деятельности, ведь игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Создавая различные сюжеты в игре, дети осваивают множество социальных ролей, значимых для успешных адаптаций в обществе. Разнообразные занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, в процессе которых дошкольнику дают возможность самостоятельно находить решения, вжиться в мир взрослых с помощью фантазий, познать его и понять. Так же очень важно приобщать детей дошкольного возраста к обычаям, традициям и истории своего народа. Ведь знания традиций, историй родного края играет огромную роль в становления личности. Это могут быть различные развлечения и праздники, так же беседы, и народные игры.

Так же усвоение социального опыта ребенка происходить в развитие самосознания. Очень важно обратить ребенка на самого себя (кто я, какой я, мои организм, мои возможности). Обогащать представление о людях их взаимоотношений, развивать чувства самоуважения, собственного достоинства. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков. Поэтому, взрослым которым ребенок доверяет и имеет для него важное значение должны знать особенности процесса социально – личностного развития. Знакомить дошкольников с объектами социальной сферы, с социумом ближайшего окружения. Это научить ребенка свободно любить, ориентироваться в созданном окружении, ценить, уважать и заботиться об его субъектах. И конечно очень важно это эмоциональный фон, душевный комфорт дошкольника, который на прямую будет зависит от того как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе в котором он будет находиться и, как и кем он будет себя ощущать. И задача родителей и педагогов правильно и умело помочь приобрести ему это социальный опыт.

Таким образом обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что социально – личностное развития дошкольника является приоритетным. Основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен сформировать представление о многообразии человеческих отношений, познакомиться с правилами и нормами жизни в обществе, вооружиться моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018). ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой. М.: Логос, 2015. 487с

3.Мангазеева Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 08.10.2019).

4.  Немов Р.С. Психология книга 2. М.: «Владос», 2002, 606 стр.

5. Технология социально-личностного развития дошкольников: материалы городской научно-практической конференции 01-02.12.2008 [Текст] / Под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск: Магнитогорский ГУ, 2009. – 189 с.

Источник

СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Коломыцева Анна Владимировна

воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10

 В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

 В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия [3].

В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности – Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия с взрослым. Общение с взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.

Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своѐ отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В статье 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» представлены требования к образовательным программам и содержанию образования, которое должно «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурным ценностями» [6].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей [5].

В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семья с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.

Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Социально — педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

—        работа с детьми;

—        взаимодействие ДОУ с родителями;

—        работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

— адаптация детей раннего возраста;

— совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

— выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Процесс социально — личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:

— Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

— Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

— Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

— Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

— Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

— Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

— Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

— Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Каждому педагогу необходимо выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей и признать приоритет родительского права в вопросах воспитания  ребенка.

Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ. Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:

— Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников (Совместно с семьями воспитанников, создан альбом «Моя семья», анкетирование);

— Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

— Организация  «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);

— Целевые и спонтанные беседы — встречи с членами семей воспитанников;

— Театрализованные представления для детей с участием родителей;

— Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми, с использованием  авторских разработок, которыми являются компьютерные презентации по ознакомлению родителей и детей с историей родного города, с историей всероссийского праздника «День матери», игры, созданные по этой же теме);

— Родительские собрания с показом презентаций: «Почему я люблю мой детский сад?», где дети делятся своими впечатлениями о группе и «Что рассказать ребенку о городе?», где наглядно каждый родитель узнает, какой должна быть экскурсия с малышом, и какую информацию о  достопримечательностях города следует ему рассказывать;

— Удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

— Презентация группы на сайте ДОУ;

— Создание газеты «Вырастай-ка»;

— Создание компьютерных дидактических игр – викторин для детей и родителей «Что изменилось?» или «Наш город», где можно проверить свои знания о родном городе.

— Создание альбома «Воспитываем вместе», где родители делятся своим опытом по различным вопросам воспитания, а педагог видит, какие вопросы беспокоят семьи воспитанников и своевременно реагирует советом или консультацией родителям, как поступить в данной проблемной ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает и профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Таким образом, краткий обзор социально-личностного развития детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

— социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».

—  дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.

—  социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

— Обучение умению слушать и слышать другого;

— Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

— Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

— Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

— Формирование чувства симпатии между участниками общения;

— Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

— Обучение умению детей владеть собой;

— Развитие умения анализировать ситуацию;

— Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Список литературы.

  1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).

  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212

  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1984. – Т. 4: Детская психология. – 432 с.

  4. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. — 240 с. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6. 13

  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.

  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0 – 13 [Текст] / М.: Проспект, 2013. – 160 с.

Источник