Социальная забота защита и развитие ребенка осуществляются

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей;
(см. текст в предыдущей редакции)
социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;
(см. текст в предыдущей редакции)
отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.06.2020 абз. девятый ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 16.10.2019 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.
организации отдыха детей и их оздоровления — организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях;
(см. текст в предыдущей редакции)
ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени;
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)
торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)
эксплуатация детей — использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений;
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)
жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)
Источник
Детство. Социальная
забота, защита и развитие ребенка.
Понятие социального сиротства. Учреждения
социальной заботы и защиты детей.
Деятельность социального педагога и
система социально-педагогической
работы.
В
социальной педагогике детство
рассматривается
как особый период в жизни человека,
характеризующийся в силу его биологической
и социальной незрелости зависимостью
от взрослых и требующий обеспечения
условий социальной заботы, социальной
защиты и социального развития.
Забота
–
это особое деятельное отношение к
человеку, направленное на оказание
помощи, содействие благу и счастью
человека и вытекающее из сострадания
или обязанности. Забота реализуется в
форме физического ухода, психологического
комфорта и духовного контакта. Отсутствие
заботы ведет к асоциальности ребенка.
Понятие
социальной
защиты
является производным от заботы и означает
ограждение, предохранение от невзгод
жизни, подготовку к мудрому восприятию
проблем, встающих на жизненном пути, к
разумному их решению.
Под
социальным
развитием
понимается активное вхождение ребенка
в социум, умение строить социальные
отношения с окружающими, актуализировать
личностный потенциал во взаимодействии
со значимыми людьми ближайшего окружения.
Социальная
педагогика, прежде всего, обращается к
вопросам проблемной социализации,
которая находит наиболее полное выражение
в социальном сиротстве. Социальное
сиротство
– особое явление, характеризующееся
физическим и духовным разрывом отношений
между родителями и детьми. К социальным
сиротам относят детей из семей алкоголиков
и наркоманов; детей-беглецов или детей
без определенного места жительства;
детей, родители которых лишены родительских
прав; детей – жертв насилия (физическое,
психическое, моральное) и эксплуатации;
детей-инвалидов, от которых отказались
родители.
Социальная забота,
защита и развитие ребенка осуществляются
в государственных учреждениях,
общественных организациях,
индивидуализированных формах самопомощи
людей друг другу.
Первое направление
– это государственная система учреждений,
которая включает:
систему
учреждений, специально открываемых
для разных категорий детей, лишившихся
по какой-либо причине родителей, в
которых дети могут получить постоянный
(дом ребенка, детский дом, интернат и
др.) или временный (приемник, социальная
гостиница) приют;система
учреждений, осуществляющих помощь в
социально-педагогическом сопровождении
детей с проблемами (центр
психолого-педагогического,
медико-социального сопровождения,
городская консультация, телефон доверия
и др.);учреждения,
защищающие право ребенка на образование
(«открытая» школа, создание новых типов
учебных заведений, работающих с ребенком
по индивидуальной программе и др.);учреждения
дополнительного образования (дома
творчества, студии, военно-патриотические
клубы и др.).
Втрое направление
– создание новых форм учреждений, скорой
социальной помощи, оказываемой на улицах
города беспризорникам, наркоманам и
другим детям, нуждающимся в помощи
(подвижные палаточные, автобусные
«городки»).
Социальная забота,
защита и развитие ребенка входят в круг
основных обязанностей социального
педагога. Такая должность в образовательных
учреждениях была введена в нашей стране
в 1991 году. Должностные обязанности
социального педагога определяются
квалификационными характеристиками,
которые конкретизируются в зависимости
от типа учреждения и категории детей.
К основным функциям социального педагога
относят: посредническую, коммуникативную,
стимулирующую, воспитательную, социальной
защиты и др.
Система
социально-педагогической работы включает
следующие элементы:
изучение
ребенка и составление «карты личности»
и «карты среды»;вместе
с ребенком осмысливание его положения,
сложившейся ситуации. Создание условий
для осознания необходимости самовоспитания,
самоорганизации;определение
меры в общении с ребенком. Координация
влияния школы, семьи и сверстников;включение
ребенка в социально приемлемые виды
деятельности, реализация системы
методов педагогического воздействия
и взаимодействия;организация
посредничества между ребенком и
обществом, государственными и
общественными организациями.
Вопросы и задания:
Раскройте сущность
детства как категории социальной
педагогики. Считается, что всестороннее
изучение детства позволяет нарисовать
объективную картину общества как
целостного явления. Докажите это.Охарактеризуйте
понятия «социальная забота», «социальная
защита», «социальное развитие». Покажите
зависимость уровня социального развития
от характера заботы и защиты.Назовите
причины социального сиротства.Почему
профессия «социальный педагог» появилась
в России значительно позже, чем за
рубежом? В чем отличие его обязанностей
от обязанностей воспитателя, классного
руководителя?Сравните
методы социально-педагогической работы
с общими методами воспитания. В чем их
специфика?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи. Дополнительно за этим следит социальный работник.
Он должен обеспечивать условия для социальной защиты ребенка. Защита детства является важной задачей для государства. От того, как проходит детство человека, зависит многое. Это этап постепенного взросления, социализации, граждане готовятся к зрелости. [6]
Взрослый производит материальные блага, так как является самостоятельным, дееспособным субъектом. Он может позаботиться о себе. Дети же не могут это делать и нуждаются в его заботе и поддержке.
Взрослый взращивает ребенка и при этом обеспечивает ему будущее. Взрослые, являясь представителями общества обязаны обеспечивать оптимальные условия для его жизнедеятельности. Этим занимаются институты образования и воспитания, родителям или приемным семьям предоставляются различные льготы и пособия. Как правило, ребенком занимается семья. Она же является ячейкой общества и социальным институтом. В настоящее время о ребенке и его детстве должны заботиться родители. Это одновременно является правом и обязанностью. За соблюдением этих обязанностей следит государство, так как это дело особой важности. При родовой общине о ребенке заботились все.
При воспитании детей должны учитываться интересы, возрастные возможности. При этом учитываются экономические и психологические трудности. Так как идут процессы гуманизации, то больше внимания уделяется проблемам детства. Очень важно решать эти проблемы вовремя.
Детство включает в себя три периода. Раннее детство длится от младенчества до года. Период раннего возраста от 1 до 3 лет, дошкольного- от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст включает в себя период от 6–7 до10–12 лет. Пока человек не достиг совершеннолетия, он является ребенком. К сожалению, в настоящее время обострились социально- правовые, психологические и экономические проблемы детства. Правоохранительные органы обеспокоены ростом детской преступности и наркотизацией населения. Кроме того, имеет место ухудшение здоровья детей. Если не предотвратить эту проблему, то это может привести к катастрофе государственного масштаба. Детская преступность превращается во взрослую, более изощренную преступность. Ухудшение здоровья детей можно предотвратить, если следить более тщательно за качеством производимых продуктов. Что касается наркотизации детей то можно сказать, что и эта проблема может решиться, если наказывать более жестко чем сейчас людей, которые приучают детей к этому.
В разные времена существовали различные критерии по оценке незащищенности ребенка. Все зависит от условий, в которых растут дети.
В период Средневековья детство длилось до 5–7 лет. Этот период был очень важен, так как от условий, в которых он находился, как о нем заботилась мать, зависело его выживание. Жизненно важные потребности должны быть удовлетворены хотя бы по минимуму. Став старше, он уходил из семьи в общественную группу, мог стать учеником мастера, слугой, работником. Связи с семьей практически не было. Тогда в категорию детей, которые нуждались в социальной помощи, входили дошкольники, которые не имели физической и эмоциональной заботы, а она была необходима для выживания. Ребенок мог быть отвергнут группой в силу различных причин, возможно из-за поведения или болезни. Средневековые монастыри стали первыми учреждениями социальной охраны, именно там жили такие дети. Детей по возрастным группам не объединяли. [1]
С 16 или 17 вплоть до 19 столетия в Европе происходит изменение семейной ячейки. Она стала носить патриархальный характер. К ребенку стали проявлять больше внимания, нежности и ласки. Средством морального воспитания стала строгая дисциплина. Стали открываться школы. Теперь незащищенным ребенком становится субъект без дисциплины и моральных навыков. В сиротских домах появляются возрастные ограничения, открываются школы, где было разграничение по возрасту.
В 19 веке семейное воспитание ребенка базируется на том, что важно любить ребенка и о нем заботиться. Эту заботу оказывает мать. Отец отвечает за строгую моральную дисциплину. У отца должен быть авторитет. Незащищенным ребенком считается ребенок-сирота, ребенок-пасынок, ребенок, который родился вне брака. Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.
В 20 веке семья стала демократической и либеральной. Женщина стала иметь равные права с мужчиной. Одновременно естественным стало требование уважать ребенка и относиться к нему как к личности.
Если ребенок незащищен, то это означает, что он воспитывается в семье, где не выполняются обязанности по отношению к нему. Это означает, что не выполняются общественные и воспитательные функции.
В воспитании детей принимают участие учителя и родители. Особое внимание стали уделять борьбе с бедностью, необходимо было снизить смертность детей. В связи с этим развивается социальная медицина.
До 50-х годов уделялось внимание строгой дисциплине и воспитанию ребенка. Оно не было авторитарным, просто соблюдался порядок, режим, программа по воспитанию ребенка. Если этих элементов нет в семье, то этим занимаются специальные детские учреждения, такие как детские сады, школы- интернаты, перевоспитательные учреждения. [1]
Современные методы воспитания отличаются тем, что они более демократичные, кроме того, выявляются недостатки и последствия массового воспитания без индивидуального подхода. Позиция семья стала более прочной, уделяется большое внимание индивидуальному подходу. При массовом воспитании к детям относились как к массе. При этом не учитывались индивидуальные особенности детей, их способности. На уроках редко применялся принцип индивидуальности, а это негативно влияет на педагогический процесс. Кроме того, даже хорошо оснащенные учреждения не могут заменить семью.
Принято говорить о незащищенном ребенке, как о субъекте, который испытывает лишения, и важнейшие потребности не удовлетворены. Депривацию характеризуют такие понятия как недостаточность и неустроенность. Она может быть социальной и психической. [2]
Если ребенок лишен базовых материальных благ и нет возможности удовлетворить его потребности, что часто связано с ограничениями, причиной которых является низкое материальное обеспечение семьи. Ребенок подвержен психической депривации в том случае, если ему некомфортно находиться у себя дома. Часто причиной этого являются пьющие родители, которые воспитанием ребенка не занимаются в лучшем случае, в худшем может испытываться психологический прессинг.
Конечно, государство не всегда может обеспечить детям высокий уровень жизни, и эта невозможность не всегда является виной родителей. В семье должен создавать хороший психологический микроклимат. Это дает возможность ребенку почувствовать себя нужным. Родители, помимо материальных благ должны уделять как можно больше внимания воспитанию детей. Нельзя от детей откупиться даже дорогими вещами, который не каждый себе может позволить. [4]
Социальная и психологическая защита детей должна быть усовершенствована, так как материальное обеспечение должно быть лучше, немаловажна психологическая составляющая. Что касается материально обеспеченности детей, то его можно улучшить за счет увеличения заработных плат родителей, снижения стоимости на посещение спортивных секций. Чем здоровее граждане, тем благополучнее общество.
Чем благополучнее становилось общество, тем больше требований к социальной защите. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, ему необходимо хорошее питание, одежда, качественная обувь. Для того, чтобы он был конкурентоспособным и нормально развивался, требуется образование. Дополнительно дети должны заниматься спортом в различных кружках. Культурный досуг не только позволяет вырастить личность, но и предотвращает наркоманию. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени уходит на общение в сомнительных компаниях. Если не будет самого необходимого, ребенок в результате воспитания не будет готов к полноценной жизни в обществе. Очень много зависит от семьи. Она не только растит его, но и передает моральные и духовные ценности. [3]
Не все дети в настоящее время социально защищены. Есть семьи, где дети не обеспечиваются на должном уровне. Связано это с тем, что родители зарабатывают недостаточно денежных средств. Еще нужно учитывать психологический фактор. Бывает такое, что дети не хотят идти домой и согласны жить в интернате, потому что там его оденут, накормят, будут учить.
В любой семье могут подтвердить то, что семейного бюджета хватает только на питание, одежду, обувь, принадлежности для школы. Еще есть возможность повести ребенка в театр, на экскурсию. Не всегда хватает денег на оплату кружков и спортивных секций. А это необходимо для полноценного развития ребенка. [5]
В настоящее время социальная защита ребенка заключается в том, что должны быть реализованы его гарантии и основные права. Это написано в
Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в июне 1991 г. [6]
Литература:
- История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов/М. В. Фирсов.-3-е изд.-М.: Академический Проект; Константа,2009.-606 с.
- Методология и теория социальной работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 267 с
- Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / под ред. А. А. Козлова. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
- Социальная работа: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К°, 2009. — 364 с.
- Социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 6-е изд. — М.: Дашков и К°, 2009. — 860 с.
- Право социального обеспечения: учебник/Е. Е. Мачульская.-М.:Юрайт,2010.-582 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, воспитание детей, незащищенный ребенок, воспитание ребенка, массовое воспитание, индивидуальный подход, детская преступность, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.
Источник