Социальная среда и развитие аномального ребенка

В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к «жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных.Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего

Абилитация – означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходнаянеадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации

Компенсация и коррекция.

Проблема компенсации поврежденных или задержанных в развитии функций является центральной как для специальной психологии, так и для специальной педагогики.

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития — является одновре­менно и задачей специального образования.

Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил осо­бенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

— включение аномального ребенка в разнообразную социально значи­мую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

— применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борь­бе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

— специальное воспитание по собственным методикам обучения на осно­ве выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

— включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

— уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой, — внешними со­циальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использо­ваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отста­лым детям.

Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглажи­вание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления: исправление отдельных дефектов и их последствий и целостное влияние на личность ре­бенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического разви­тия в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитателыюй работой.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1346; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9788 — | 7481 — или читать все…

Источник

Во — первых, исходя из концепции специального образования, коррекционно — педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно — воспитательного процесса в специальной школе.

Во — вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

В — третьих, по объёму и значимости коррекционно — педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

В — четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Среда выступает для коррекционно — педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально — трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно — педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. В теории и практике обучения аномальных детей часто можно встретиться с мнением, когда коррекция определяется как способ компенсации дефекта.

Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно — педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней. Коррекция — понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребёнка, является основой, органическим стержнем всей учебно — воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.

На практике часто путают понятия коррекция и компенсация или же неверно их соотносят. Коррекция первична, а компенсация всегда вторична (исключая врождённые компенсационные механизмы), но это не рядом расположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут в широком смысле рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции,чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.

Источник

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, – депривация. Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и З. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

  1. Сенсорная депривация – лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.). Количество сенсорных стимулов понижено или ограничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). Роль упражнений анализаторных систем в созревании коры головного мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов, специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. В условиях своеобразной сенсорной депривации развивается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами.
  2. Эмоциональная депривация – лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании личности. Доказательством важности этого положения является синдром госпитализма – понятие, вошедшее в психологию после второй мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоционального взаимодействия с взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмотря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в течение двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей погибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели говорить). Впоследствии у этих детей наблюдались следующие проявления: примитивные эмоциональные связи с окружающими, неспособность любить; подростками пытались установить детско-материнские отношения со взрослыми (без этого переход ко взрослости невозможен); отсутствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее поведение, безличное отношение к взрослому.
  3. Социальная депривация – лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к секте, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни. Другим частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время второй мировой войны. Социальная депривация характеризуется отсутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта.
  4. Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению  Й. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора. Когнитивная депривация противопоставляется авторами классификации сенсорной депривации. Эмпирически когнитивная депривация не изучена и описана только в теоретической депривационной модели без ссылок на примеры.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность, т.е. состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок – это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают. Такой ребенок растет в примитивной среде, с недостаточной гигиеной и воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточным школьным обучением. В отличие от аномального, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверстников в практической, общественной жизни и даже может их превосходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный бюджет, двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжелательные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Источник: 

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.

Источник

Изолированное
действие социальных факторов (при
отсутствии биологических нарушений)
редко приводит к появлению аномалий в
развитии. Тем не менее к таким аномалиям
развития, как патологиче­ское
формирование личности или невроз,
приводят длительные неблагоприятные
условия воспитания.! Чем раньше возникли
неблагоприятные социальные условия,
тем более грубыми и стойкими будут
нару­шения развития.

Другой
социальный фактор, приводящий к стой­ким
интеллектуальным, эмоционально-волевым
нарушениям,
нарушению социальных контактов,
депривация.
Депривация (лишение) — длительное
неудовлетворение основных психических
потребностей че­ловека на ранних
этапах его развития. Депривация вызывает
дефицит информации, социального и
эмо­ционального опыта, необходимых
ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком
были описаны следующие типы депривации.

1.
Сенсорная депривация

— лишение ребенка мно­гообразия
сенсорных стимулов различных модально­стей
(зрительных, слуховых, тактильных и т.
д.). Коли­чество сенсорных стимулов
понижено или ограничена их изменчивость
и модальность. Дефицит возбудите­лей
и информации приводит к недостаточной
диффе­ренциации психики вплоть до
морфологических изме­нений головного
мозга (недостаток прикосновений к
ребенку может привести к отмиранию
дендритов нейронов). Роль упражнений
анализаторных систем в созревании коры
головного мозга была эксперимен­тально
доказана многочисленными исследованиями.
В
частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским
и Е.Н. Космарской
было показано, что полное одномоментное
выключение рецепторов зрительного,
слухового и ве­стибулярного анализаторов
у щенков раннего возра­ста приводит
к замедлению роста мозга. Последующие
исследования многих авторов показали,
что лишение зрительного, слухового,
двигательно-кинестетического анализаторов,
специфических раздражителей в ран­нем
возрасте, особенно в период их интенсивного
фор­мирования, ведет к уменьшению
величины корковых отделов, в которых
осуществляется анализ и синтез этих
раздражителей. В условиях своеобразной
сенсор­ной депривации развивается
ребенок с двигательны­ми и сенсорными
дефектами.

2.
Эмоциональная депривация
—лишение
ребен­ка возможности устанавливать
тесную эмоциональную связь с близким
лицом (матерью или другим взрослым) или
разрыв уже существующей подобной связи.
От­сутствие привязанности ведет к
нарушениям в фор­мировании личности.
Доказательством важности это­го
положения является синдром госпитализма—
по­нятие, вошедшее в психологию после
Второй мировой войны (дети, потерявшие
родителей и оказавшиеся в больницах и
детских домах). В результате недостатка
эмоционального взаимодействия со
взрослым (отрыв от
матери) появляются значительные нарушения
в пси­хическом
развитии. Спитц описал симптомы
госпита­лизма, которые обязательно
появляются, несмотря на хороший уход и
питание (исследование в доме ребен­ка
в течение двух лет): высокий процент
смертности (одна треть детей погибла);
резкая задержка физиче­ского развития
(не умели сидеть без поддержки, хо­дить);
задержки в речевом развитии (не умели
гово­рить). Впоследствии у этих детей
наблюдались следу­ющие проявления:
примитивные эмоциональные связи с
окружающими, неспособность любить;
подростками пытались установить
детско-материнские отношения со взрослыми
(без этого переход ко взрос­лости
невозможен); отсутствие волевого
поведения у детей, инициативы,
репродуцирующее поведение, безличное
отношение к взрослому.

  1. Социальная
    депривация

    — лишение ребенка возможности усвоения
    самостоятельных социальных ролей,
    приобщения к общественным нормам и
    ценно­стям. Социальная депривация
    возникает, когда ребе­нок живет в
    семье, но частично или полностью
    изоли­рован от более широкой
    общественной среды. Это может происходить
    по причине наличия у ребенка какого-либо
    сенсорного или физического дефекта,
    из-за желания родителей изолировать
    ребенка (принад­лежность к секте,
    невротическая, психопатическая,
    психотическая
    личность родителей) или из-за уединен­ности
    проживания семьи, изолированности от
    совре­менной
    общественно-культурной жизни. Другим
    частным примером социальной депривации
    может служить пребывание
    детей в концентрационных лагерях во
    время Второй мировой войны. Социальная
    деприва­ция характеризуется отсутствием
    совместной игры, групповой жизни,
    социального опыта.

4.Когнитивная
депривация.

Слишком изменчивая, хаотичная структура
внешнего мира без четкого упорядочения
и смысла не дает ребенку возможности
понимать, предвосхищать и регулировать
происходя­щее извне. Происходит
перегрузка ребенка недифференцированными
внешними стимулами. По мнению Й. Лангмейера
и 3. Матейчика, ребенок из подобной
среды
будет отличаться нерегулируемой
гиперактивно­стью
и недифференцируемым интересом ко всему
происходящему со склонностью к поиску
все новых стимулов без
направленного
выбора. Когнитивная депривация
противопоставляется авторами
классифика­ции сенсорной депривации.
Эмпирически когнитивная депривация
неизучена и описана только в теоретиче­ской
депривационной модели без ссылок на
примеры. Существует также социальный
фактор, который хотя и негативно действует
на развитие ребенка, но не приводит к
возникновению аномалий. Это педагогическая
запущенность т.е. состояние, обусловленное
недостаточностью учебно-воспитательной
работы с ребенком в семье и школой.
Педагогически запущен­ный
ребенок — это здоровый, потенциально
полноцен­ный,
но недостаточно воспитанный, обученный
и раз­витый. Педагогически запущенные
дети не имеют нарушений интеллекта, но
в школе не успевают. Та­кой ребенок
растет в примитивней среде, с недоста­точной
гигиеной и воспитательном надзором,
без пригодных примеров зрелого поведения,
с недостаточ­ным
школьным обучением. В отличие от
аномального, педагогически
запущенный ребенок не отличается от
сверстников в практической, общественной
жизни и
даже может их превосходить.
Не приводя к возникно­вению аномалий,
педагогическая запущенность может
стать фактором, усиливающим отставание
развития детей с первичными дефектами.

Социальные
факторы, негативно действующие на
развитие аномальных детей: неполнота
семьи, мно­годетность, конфликты и
разводы в семье, узкий
уровень
образования родителей, алкоголизм и
асоци­альное поведение родителей,
скудный бюджет, дву­язычие в семье,
нарушения речи окружающих, огра­ниченность
речевых контактов. Благоприятные
соци­альные факторы: доброжелательные
отношения в семье, любовь родителей к
ребенку, поддержка, вни­мание, речевая
стимуляция, своевременные воспитывающие
и обучающие воздействия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник