Социальная ситуация развития ребенка в юношеском возрасте
Начало
установления подлинной социально-психологической
независимости во всех сферах, включая
материальное и финансовое самообеспечение,
самообслуживание, независимость в
моральных суждениях, политических
взглядах и поступках. Осознание
противоречий в жизни (между нормами
морали, утверждаемыми людьми и их
поступками, между идеалами и реальностью,
между способностями и возможностями и
т.д.).
Период
юности — это период самоопределения.
Самоопределение — социальное, личностное,
профессиональное, духовно-практическое
— составляет основную задачу юношеского
возраста. В основе процесса самоопределения
лежит выбор будущей сферы деятельности.
Однако профессиональное самоопределение
сопряжено с задачами социального и
личностного самоопределения, с поиском
ответа на вопросы: кем быть? и каким
быть?, с определением жизненных перспектив,
с проектированием будущего.
При
переходе от подросткового возраста к
юношескому происходит изменение в
отношении к будущему: если подросток
смотрит на будущее с позиции настоящего,
то юноша смотрит на настоящее с позиции
будущего. Выбор профессии и типа учебного
заведения неизбежно дифференцирует
жизненные пути юношей и девушек,
закладывает основу их социально-психологических
и индивидуально-психологических
различий. Учебная деятельность становится
учебно-профессиональной, реализующей
профессиональные и личностные устремления
юношей и девушек. Ведущее место у
старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти
мотивы приобретают личностный смысл и
становятся значимыми.
Подавляющее
большинство юношей и девушек — это
учащиеся либо общеобразовательной
школы, либо средних профессиональных
или специальных учебных заведений.
Вместе с тем, определённая часть юношей
и девушек начинают самостоятельную
трудовую деятельность. Основные
закономерности развития в юности
конкретизируются в специфическом
содержании и условиях образования и
развития молодого человека.
Характерное
приобретение ранней юности — формирование
жизненных планов. Жизненный план как
совокупность намерений постепенно
становится жизненной программой, когда
предметом размышлений оказывается не
только конечный результат, но и способы
его достижения. Жизненный план- это план
потенциально возможных действий. В
содержании планов существует ряд
противоречий. В своих ожиданиях, связанных
с будущей профессиональной деятельностью
и семьёй, юноши и девушки достаточно
реалистичны. Но в сфере образования,
социального продвижения и материального
благополучия их притязания зачастую
завышены. При этом высокий уровень
притязаний не подкрепляется столь же
высоким уровнем профессиональных
устремлений.
Главное
противоречие жизненной перспективы
юношей и девушек — недостаточная
самостоятельность и готовность к
самоотдаче ради будущей реализации
своих жизненных целей. Цели, которые
ставят перед собой будущие выпускники,
оставаясь непроверенными на соответствие
их реальным возможностям, нередко
оказываются ложными, страдают
«фантазийностью». Порой, едва
опробовав нечто, молодые люди испытывают
разочарование и в намеченных планах, и
в самом себе. Намеченная перспектива
может быть или очень конкретной, и тогда
не достаточно гибкой, для того, чтобы
её реализация завершилась успехом; или
слишком общей, и затрудняет успешную
реализацию неопределённостью.
Одно
из достижений этой ступени — новый
уровень развития самосознания.
·
открытие своего внутреннего мира во
всей его индивидуальной целостности и
уникальности.
· стремление к
самопознанию.
· формирование личной
идентичности, чувство индивидуальной
самотождественности, преемственности
и единства.
· самоуважение
· становление
личностного способа бытия, когда во
многих жизненных коллизиях юный человек
может вслух сказать: «Я — лично отвечаю
за это!»
21.Развитие
самосознания в юношеском возрасте.
Важнейшим психологическим процессом
в юношеском возрасте является становление
самосознания и устойчивого образа «Я».
Психологов
давно интересовало, почему именно в
этом возрасте происходит развитие
самосознания. В результате многих
исследований они пришли к выводу, что
этому способствуют следующие факторы.
1.
Идет дальнейшее развитие интеллекта.
Развитие абстрактно-логического мышления
ведет к появлению непреодолимого желания
к абстракции и теоретизированию. Юноши
и девушки готовы часами говорить и
спорить на отвлеченные темы, о которых,
в сущности, ничего не знают. Это им очень
нравится, потому что абстрактная
возможность не знает никаких ограничений,
кроме логических.
2.
В ранней юности происходит открытие
внутреннего мира. Юноши и девушки
начинают погружаться в себя и наслаждаться
своими переживаниями, по-другому смотреть
на мир, открывают новые чувства, красоту
природы, звуки музыки, ощущения своего
тела. Юность чувствительна к внутренним,
психологическим проблемам. Поэтому в
этом возрасте молодого человека уже
начинает волновать психологическое
содержание рассказа, а не только внешний,
событийный момент.
3.
С возрастом меняется образ воспринимаемого
человека. Он рассматривается с позиции
кругозора, умственных способностей,
эмоций, волевых качеств, отношения к
труду и другим людям. Растет способность
объяснять и анализировать поведение
человека, желание точно и убедительно
излагать материал.
4.
Открытие внутреннего мира ведет к
появлению тревожности и драматических
переживаний. Наряду с осознанием своей
уникальности, неповторимости, непохожести
на других появляется чувство одиночества
или страха одиночества. Юношеское «Я»
еще расплывчато, неопределенно,
неустойчиво, поэтому может возникнуть
ощущение внутренней пустоты и беспокойства,
от которого, как и от чувства одиночества.
необходимо избавиться. Молодые люди
заполняют этот вакуум посредством
общения, которое в этом возрасте
становится избирательным. Но, несмотря
на необходимость общения, потребность
в уединении остается, более того, она
жизненно необходима.
5.
Юношескому возрасту свойственно
преувеличение своей уникальности. От
молодых людей можно услышать такие,
например, высказывания: «По-моему,
труднее меня нет… С возрастом это
проходит. Чем старше человек, чем более
он развит, тем больше различий находит
между собой и сверстниками. Это приводит
к возникновению потребности в
психологической интимности, которая
позволяет раскрыться самому и быть
допущенным во внутренний мир другого
человека, что приводит к осознанию своей
непохожести на других, пониманию своего
внутреннего мира и единства с окружающими
людьми.
6.
Появляется ощущение устойчивости во
времени. Развитие временных перспектив
связано с интеллектуальным развитием
и изменением жизненной перспективы.
Если
для ребенка из всех временных измерений
самым важным является «сейчас» (он не
ощущает течения времени, и все важные
переживания происходят в настоящем,
будущее и прошлое для него расплывчаты),
то у подростка восприятие времени
охватывает не только настоящее, но и
прошлое, а будущее кажется продолжением
настоящего. А в юношеском возрасте
происходит расширение временной
перспективы как вглубь, охватывая
отдаленное прошлое и будущее, так и
вширь, включая личные и социальные
перспективы. Для юношей и девушек главным
измерением времени становится будущее.
Благодаря
таким временным изменениям происходит
переориентация сознания с внешнего
контроля на внутренний самоконтроль,
возрастает потребность в достижении
целей. Появляется осознание текучести,
необратимости времени и конечности
своего существования. У одних мысль о
неизбежности смерти вызывает страх и
ужас, а у других – стремление к
деятельности, повседневным занятиям.
Некоторые взрослые считают, что чем
меньше молодежь думает о печальных
вещах, тем лучше. Но это ошибочно: именно
осознание неизбежности смерти заставляет
человека всерьез задуматься о смысле
жизни.
Становление
личности включает в себя становление
устойчивого образа «Я», т. е. целостного
представления о себе. Происходит
осознание своих качеств и совокупности
самооценок. Юноши и девушки начинают
размышлять на темы: «Кем я могу стать,
каковы мои возможности и перспективы,
что я сделал и что еще могу сделать в
жизни?»
Как
для юношей, так и для девушек большое
значение имеет внешность: рост, состояние
кожи; болезненно воспринимается появление
прыщей, угрей. Важной проблемой становится
вес. Иногда молодые люди, особенно
девушки, начинают прибегать к различным
диетам, которые в данном возрасте
категорически противопоказаны, так как
могут нанести большой вред формирующемуся
организму. Юноши стремятся наращивать
мускулы (усиленно занимаются спортом),
а девушки, желая иметь изящную фигуру,
стараются «подогнать» ее под навязываемый
рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый
размер груди, талии, бедер и т. д.).
Поскольку
свойства человека как индивида формируются
и осознаются раньше, чем личностные,
соотношение «телесных» и
морально-психологических компонентов
«Я» в юношеском возрасте неодинаково.
Молодые люди сравнивают строение своего
тела и внешность с особенностями развития
своих товарищей, находят у себя недостатки
и начинают «комплексовать» по поводу
своей «неполноценности». Как правило,
эталон красоты в этом возрасте завышен
и нереалистичен, поэтому подобные
переживания в основном беспочвенны.
Взрослея,
человек становится более уверенным в
себе, озабоченность внешностью исчезает.
На первый план выступают такие качества,
как умственные способности, волевые и
моральные качества, отношения с
окружающими.
В
юношеском возрасте происходят изменения
в целостном восприятии образа «Я». Это
отражается в следующих моментах.
1.
С возрастом изменяются когнитивная
сложность и дифференцированность
элементов образа «Я». Иными словами,
взрослые различают и осознают в себе
больше деловых и личностных качеств,
чем юноши; юноши – больше, чем подростки;
подростки – больше, чем дети. Это связано
с развитием интеллекта.
2.
Усиливается интегративная тенденция,
от которой зависят внутренняя
последовательность, целостность образа
«Я». Это выражается в том, что подростки
и юноши умеют давать себе характеристику,
т. е. описывать свои качества, лучше, чем
дети. Но так как уровень их притязаний
еще не совсем определен и переход от
внешней оценки к самооценке пока
затруднен, отмечаются внутренние
содержательные противоречия самосознания
(например, молодой человек может сказать
о себе: «Я в своем представлении гений
+ ничтожество»), которые будут служить
источником дальнейшего развития.
3.
Устойчивость образа «Я» со временем
меняется. Взрослые описывают себя более
последовательно, чем юноши, подростки,
дети. Самоописание взрослых меньше
зависит от ситуативных, случайных
обстоятельств. Надо учесть еще тот факт,
что личностные черты, из которых
складывается образ «Я», обладают разной
степенью устойчивости. Они могут
изменяться, исчезать, могут развиваться
другие черты (например, человек был
застенчивым, а стал активным, общительным
и т. д.).
4.
Происходят изменения в конкретизации,
степени значимости и отчетливости
образа «Я». Чем взрослее становится
человек, тем яснее он осознает свою
индивидуальность, неповторимость,
отличие от окружающих, тем более четко
может объяснить особенности своего
поведения. С изменением содержания
образа «Я» меняется степень значимости
отдельных его черт, на которых индивид
сосредоточивал внимание, например, в
юношеском возрасте на первый план
выходят внешние проявления, в то время
как для взрослых приоритетными становятся
внутренние качества. Происходит осознание
своих переживаний, что может сопровождаться
повышенным вниманием к себе, озабоченностью
собой и тем впечатлением, которое молодой
человек производит на окружающих.
Следствием этих переживаний является
застенчивость, свойственная многим
юношам и девушкам.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Период
юности составляет часть развернутого
переходного этапа от подросткового
возраста к самостоятельной взрослой
жизни. Вместе с тем, это относительно
самостоятельный период, имеющий
собственную ценность. Его необходимость
диктуется усложнением социальной жизни
и тех требований, которые современные
развитые общества предъявляют к уровню
профессионального образования и
личностной зрелости взрослых
представителей.
Выделяют
раннюю
юность
(от 15 до 17 лет) – это старшие классы
средней школы и позднюю юность (от 17 до
21 года).
Ранняя
юность отличается неравномерностью
развития как на межиндивидуальном
(различия между старшеклассниками по
физиологическим параметрам), так и на
внутрииндивидуальном уровне (несовпадение
времени наступления биологической,
когнитивной, социальной, эмоциональной
зрелости у индивида). Неопределенность
положения (в одних отношениях признают
взрослым, в других – нет) и предъявляемых
требований по-своему преломляется в
юношеской психике.
В юности
расширяется
диапазон социальных ролей и интересов.
На этот возраст приходится много
критических социальных событий: получение
паспорта, наступление уголовной
ответственности, возможность реализации
активного избирательного права,
возможность вступить в брак. Перед
каждым встает задача выбора профессии
и дальнейшего жизненного пути.
Социальная
ситуация развития заключается в том,
что общество ставит перед юношеством
задачу профессионального самоопределения
в плане реального выбора. Профессиональное
самоопределение становится психологическим
центром социальной ситуации развития.
Выбор
осуществляется дважды: первый раз в 9
классе в связи с выбором формы завершения
среднего образования; второй раз – в
11 классе средней школы, когда планируются
пути получения высшего образования или
непосредственного включения в трудовую
жизнь, то есть дважды старшеклассник
попадает в ситуацию выбора продолжения
образования в одной из его конкретных
форм.
Профессиональное
самоопределение как центр социальной
ситуации развития формирует своеобразную
внутреннюю позицию старшеклассника,
которая связана с изменением отношения
к будущему. Если подросток смотрит на
будущее с позиции настоящего, то юноша
смотрит на настоящее с позиции будущего.
Обращенность в будущее, построение
жизненных планов и перспектив –
аффективный (эмоциональный) центр жизни
юношества.
Поздняя
юность характеризуется как период
завершения предварительного самоопределения
и переход к самореализации.
Профессиональное
самоопределение
– это многомерный и многоступенчатый
процесс, в котором происходит выделение
задач общества и формирование
индивидуального стиля жизни, частью
которой является профессиональная
деятельность.
23. Личностное развитие в юношеском возрасте
Хронологические
рамки
(возрастные границы). 15-18 лет – ранняя
юность, 18-22 года – юность.
Личностное
развитие.
Происходит становление устойчивого
самосознания и стабильного образа «Я».
Открытие своего внутреннего мира, его
отделения от взрослых.
В
юношеском возрасте впервые в самосознание
осознанно входит фактор времени.
Происходит расширение временной
перспективы, что означает также сближение
личного и исторического времени.
Устремленность в будущее (стремление
строить жизненные планы, осмысливать
построение жизненной перспективы).
По мере
взросления, по мере накопления опыта
реальной деятельности и общения
складывается более реалистичная оценка
собственной личности и возрастает
независимость от мнения родителей и
учителей.
Стремление
познать себя приводит к саморефлексии,
к углубленному самоанализу. Вырабатываются
ценностные ориентации, складывается
мировоззрение, формируется осознанное
«обобщенное, итоговое отношение к
жизни», которое позволяет выйти на
проблему смысла жизни. Серьезного
внимания заслуживает характеристика
мотивов учебной деятельности. Формируется
активная жизненная позиция. Появляется
система знаний, опыта и система убеждений.
Решаются смысложизненные проблемы.
Отношение
к миру имеет личностную окраску.
Мировоззренческий
поиск включает социальную ориентацию
личности, осознание себя в качестве
элемента социальной общности, выбор
социального положения и способов
достижения его.
Юность
характеризуется повышенной эмоциональной
возбудимостью, реактивностью. Способы
выражения эмоций становятся более
гибкими и разнообразными, увеличивается
продолжительность эмоциональных
реакций. В юношестве заканчивается
формирование механизмов внутреннего
эмоционального торможения и способности
избирательно реагировать на внешние
воздействия.
Общение.
Расширяется
круг личностно значимых отношений,
которые всегда эмоционально окрашены.
Сверстник выступает очень важным каналом
получения специфической информации.
Усвоение новых ролей и статусов, отработка
коммуникативных навыков и стилей
общения, осознание групповой принадлежности,
автономия, эмоциональное благополучие
и устойчивость. Дружба выходит на новый
уровень. Появляется тема любви и
специфические отношения со сверстниками.
Установление взаимоотношений с лицами
противоположного пола. Потребность в
неформальном, доверительном общении
со взрослыми.
Новообразования.
Мировоззрение
(система
нравственных взглядов и убеждений,
которая приводит к изменениям в
стремлениях); система ценностных
ориентаций и социальных установок;
становление устойчивого самосознания
и стабильного образа «Я»; профессиональное
и личностное самоопределение.
Источник
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.
Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.
Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии.
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.
И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.
Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.
Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.
Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.
Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.
Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.
В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.
Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.
Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.
В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.
Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.
Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.
По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Содержание психологической готовности к самоопределению:
1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.
Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.
Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.
В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.
Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий:
1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.
2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.
3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.
Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
• осознание ценности общественно полезного труда;
• общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
• общая ориентировка в мире профессионального труда;
• выделение дальней профессиональной цели (мечты);
• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);
• знание о выбираемых целях;
• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».
Дата добавления: 2017-10-31; просмотров: 2728; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10470 — | 7726 — или читать все…
Источник