Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

2. Деятельность младшего школьника

3. Умственное развитие младшего школьника

4. Развитие личности младшего школьника

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

У дошкольника имеется две сферы социальных отношений — ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок  — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».

Отношение «ребенок — учитель»выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого.

В принципе, отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интона­циях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети на первых порах ласкаются к учителю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом, делятся некоторыми интим­ными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра вссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребенка неотличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения ипожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка вообще часто бывает выше родительского.

В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.

Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, проявле­ния доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требова­ний, оценок. Личностный подход к ребенку у таких учителей преобладает над дело­вым; для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учет индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведения детей.

Этот стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поста­вить учеников в отношения сотрудничества. При этом дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу и хороший контакт. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением в условиях доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимо­понимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, това­рище, во взрослом, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятель­ности. Одновременно он объединяет детей, формируя чувство «мы», ощущение со­причастности к общему делу, давая опыт самоуправления. Оставшись на какое-то время без учителя, дети, воспитанные в условиях демократического стиля общения, стараются дисциплинировать себя сами.

Учителя с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью; они чаще пользуются запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. В работе деловой подход преобладает на личностным. Учитель требует безусловного, неукоснительного подчинения и определяет ребенку пассивную позицию, стремясь манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.

Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Как правило, дети побаиваются такого учителя. Применение авторитарного стиля говорит о твердой воле учителя, но в целом он антипедагогичен, так как деформирует детскую личность. И наконец, учитель может реализовывать либерально-попустительский стиль в общении с детьми.

Он допускает неоправданную терпимость, снисходительную слабость, попустительство, вредящее школьникам. Чаще всего такой стиль является следствием недостаточного профессионализма и не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнения ими нормативного поведения. Даже дисциплини­рованные дети при таком стиле разбалтываются. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. Ребенок не осознает своих обязанностей. Все это также делает либерально-попустительский стиль антипедагогичным.

Меняются и отношения «ребенок – дети». Психологи отмечают уменьшение коллективных связей и отношениях между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя; учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем: через организацию учебной деятельности, он способствуй формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много ябед. Также при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значима, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и близость их места жительства, и половой признак. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заостренно проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних — чрезмерная застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников со­стоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным каче­ствам личности, но в целом дети III—IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необ­ходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.

Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, инте­ресы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформиро­ваться определенный смысловой барьер. В большинстве случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортив­ные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают быть активными чле­нами всего коллектива.

В младшем школьном возрасте в отношениях со сверстниками переплетаются два стремления:

1. «быть как все», которое возникает в условиях учебной деятель­ности из-за многих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обяза­тельными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следо­вать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. В младшем школьном воз­расте вообще, но особенно в первом классе, ребенку свойственны вы­раженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации. Например, в классе многие поднимают руки, желая ответить, но когда ребенка спрашивают, он не знает ответа.

2. «быть лучше, чем все», которое направлено на завоевания уважения сверстников и внимания взрослых. Данное стремление может проявляются как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 22056; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 — | 7290 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Главная особенность
социальной ситуации развития в том, что
с поступлением в школу ребенок впервые
становится субъектом общественно
значимой и общественно оцениваемой
деятельности – учебной.

Прежняя социальная
ситуация развития в отношениях «ребенок
– взрослый» распадается на отношения
«ребенок – близкий взрослый» (родитель)
и «ребенок – социальный взрослый»
(учитель). Учитель выступает как
полномочный представитель общества,
носитель социальных норм, правил,
критериев оценки и контроля. Обязательность
требований и правил диктуется их
общественным характером.

Отношения со
сверстниками также преобразуются в 2
системы отношений:

  1. Игровые и дружеские
    отношения.

  2. Отношения
    со сверстниками как партнерами по
    учебной деятельности.

При этом все
отношения ребенка с миром, семьей,
одноклассниками и вне школы опосредуются
новой социальной позицией – позицией
школьника.

В основе социальной
ситуации развития лежит противоречие:
для успешной жизни в обществе необходимо
уметь усваивать знания и культурный
опыт, накопленный человечеством. Однако
в игровой деятельности системного
усвоения знаний не происходит, а самое
главное – в ней невозможно учить ребенка
учиться. Это противоречие разрешается
в рамках ведущего вида деятельности.

  1. Особенности
    физического развития в младшем школьном
    возрасте.

Развитие детей в
младшем школьном возрасте идет довольно
интенсивно и относительно равномерно.
В среднем ежегодно у мальчиков и девочек
длина тела увеличивается на 4-5 см, масса
— на 2-3 кг, окружность грудной клетки –
на 1,5-2 см.

Происходит
дальнейшее окостенение и рост позвоночника
(тел позвонков, остистых отростков).
Позвоночник все еще гибок и податлив.
В связи с этим длительное неправильное
положение тела ребенка во время занятий,
ношение тяжести в одной руке, ранняя
спортивная специализация могут привести
к искривлению позвоночника и деформации
грудной клетки, ранним остеохондрозам,
вследствие чего происходит сдавливание
кровеносных сосудов, находящихся между
позвонками, что приводит к ухудшению
питания позвонков и нарушению их
развития. Позвоночник в жизни человека
выполняет еще и рессорную функцию. В
этом периоде начинается его формирование.
К 7 годам устанавливается шейная и
грудная кривизна. Позвоночник обладает
наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно
в этот период нередки нарушения осанки
и деформации позвоночника.

В младшем школьном
возрасте происходит нарастание мышечной
массы, увеличивается мышечная сила.
Более интенсивно развиваются крупные
группы мышц.

Формируются все
изгибы позвоночника – шейный, грудной,
пояснич­ный. Однако окостенение
скелета еще не заканчивается, поэтому
он об­ладает большей гибкостью и
подвижностью. Это способствует
физиче­скому развитию или появлению
различных нарушений, прежде всего
осанки.

Энергично крепнут
мышцы и связки, возрастает общая мышечная
сила. При этом крупные мышцы развиваются
раньше мелких. Поэтому детям этого
возраста легче производить размашистые
движения, а мелкие и точ­ные движения
вызывают у них значительные трудности.
Окостенение фаланг пясти рук заканчивается
к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам.
Поэтому у младших школьников вызывают
большие трудности пись­менные задания
и написанные ими буквы неровные.

У младших школьников
растет и хорошо снабжается кровью мышца
сердца, поэтому оно сравнительно
выносливо. Благодаря большому диаметру
сонных артерий головной мозг получает
необходимое количество крови, поэтому
умственная работоспособность младших
школьников высока.

Масса головного
мозга заметно возрастает после 7 лет.
Особенно уве­личиваются лобные доли
мозга, играющие большую роль в формировании
высших психических функций.

Меняется соотношение
процессов возбуждения и торможения.
Тор­можение более выражено, чем у
дошкольников. Однако склонность к
воз­буждению велика, чем объясняется
непоседливость младшего школьника.
Нужна частая сменяемость заданий и
игр, перемежающаяся кратковременным
отдыхом или упражнениями не связанными
большими нагрузками.

Все
данные изменения существенны для учебной
деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1.1. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå

Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåñòðîéêå ñèñòåìû îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ñâÿçàííîé ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ñòàòóñ: îí ñòàíîâèòñÿ ó÷åíèêîì, ñìåíÿåòñÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ èãðîâîé íà ó÷åáíóþ. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé è ñòàâèò ðåáåíêà â íîâóþ ïîçèöèþ ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëûì è ñâåðñòíèêàì, èçìåíÿåò åãî ñàìîîöåíêó, ïåðåñòðàèâàåò âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå. Ïî ýòîìó ïîâîäó Ä.Á. Ýëüêîíèí[1] îòìå÷àë, ÷òî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ (â íåé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå âñåõ äîñòèæåíèé êóëüòóðû è íàóêè, íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñìûñëó (îíà ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó èñïîëíåíèþ (âûïîëíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûìè íîðìàìè), îíà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, ò. å. â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ.

Ïåðåõîä ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ôîíå ïðîòèâîðå÷èÿ, âîçíèêàþùåãî âíóòðè ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: äîøêîëüíèê ïåðåðàñòàåò ðàçâèâàþùèé ïîòåíöèàë ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, îòíîøåíèé, êîòîðûå ñêëàäûâàëèñü ó íåãî ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè ïî ïîâîäó èãðû. Ñîâñåì íåäàâíî âçàèìîîòíîøåíèÿ, ðåãëàìåíòèðóåìûå èãðîâîé ðîëüþ, èãðîâûìè ïðàâèëàìè, ÿâëÿëèñü èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, íî òåïåðü ýòà ñèòóàöèÿ èñ÷åðïàëà ñåáÿ. Èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê èãðå, äîøêîëüíèê âñå îò÷åòëèâåå ïîíèìàåò, ÷òî çàíèìàåò íåçíà÷èìóþ â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ïîçèöèþ. Âñå ÷àùå ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü âûïîëíÿòü íóæíóþ è âàæíóþ äëÿ äðóãèõ ðàáîòó, è ýòà ïîòðåáíîñòü ñêëàäûâàåòñÿ âî âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà. Ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ñïîñîáíîñòü âûõîäèòü çà ïðåäåëû êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è ñìîòðåòü íà ñåáÿ êàê áû ñî ñòîðîíû, ãëàçàìè âçðîñëîãî. Èìåííî ïîýòîìó êðèçèñ, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåõîäå ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, íàçûâàþò êðèçèñîì ïîòåðè íåïîñðåäñòâåííîñòè. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ïðè ïåðåõîäå îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó õàðàêòåðèçóåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îáúåêòèâíûì èçìåíåíèåì ìåñòà ðåáåíêà â ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñóáúåêòèâíûì îòðàæåíèåì ýòîãî íîâîãî ïîëîæåíèÿ â ïåðåæèâàíèÿõ è ñîçíàíèè ðåáåíêà. Èìåííî íåðàçðûâíîå åäèíñòâî äâóõ ýòèõ àñïåêòîâ îïðåäåëÿåò ïåðñïåêòèâû è çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ýòîì ïåðåõîäíîì ïåðèîäå. Âìåñòå ñ òåì ôàêòè÷åñêîãî èçìåíåíèÿ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ðåáåíêà íåäîñòàòî÷íî äëÿ èçìåíåíèÿ íàïðàâëåííîñòè è ñîäåðæàíèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî, ÷òîáû ýòà íîâàÿ ïîçèöèÿ áûëà ïðèíÿòà è îñìûñëåíà ñàìèì ðåáåíêîì è îòðàæåíà â îáðåòåíèè íîâûõ ñìûñëîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ è íîâîé ñèñòåìîé øêîëüíûõ îòíîøåíèé. Òîëüêî áëàãîäàðÿ ýòîìó ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé ðåàëèçàöèÿ íîâîãî ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà[2].

 ñâÿçè ñ ýòèì ñóáúåêòèâíûì àñïåêòîì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà, îïðåäåëåííàÿ Ë.È. Áîæîâè÷[3]êàê ñèñòåìà ïîòðåáíîñòåé è ñòðåìëåíèé ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî øêîëîé, òàêîå îòíîøåíèå ê øêîëå, êîãäà ïðè÷àñòíîñòü ê íåé ïåðåæèâàåòñÿ ðåáåíêîì êàê åãî ñîáñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü. Ýòîìó íîâîîáðàçîâàíèþ Ë.È. Áîæîâè÷ ïðèäàâàëà î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå, ñ÷èòàÿ, ÷òî «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà» è øèðîêèå ñîöèàëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ – ÿâëåíèÿ ñóãóáî èñòîðè÷åñêèå. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà êàê ñòðåìëåíèå ðåáåíêà çàíÿòü íîâîå ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå ïîçèöèîíèðîâàíèå, õàðàêòåðèçóþùåå ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì, îïðåäåëÿþùåå ïîâåäåíèå è äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è âñþ ñèñòåìó åãî îòíîøåíèé ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñàìîìó ñåáå è îêðóæàþùèì ëþäÿì. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü îáðàç æèçíè øêîëüíèêà êàê ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ â îáùåñòâåííîì ìåñòå îáùåñòâåííî-çíà÷èìûì è îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì äåëîì, ÷òî âîñïðèíèìàåòñÿ èì êàê àäåêâàòíûé äëÿ íåãî ïóòü ê âçðîñëîñòè, ïîñêîëüêó îòâå÷àåò ñôîðìèðîâàâøåìóñÿ â èãðå ìîòèâó ñòàòü âçðîñëûì è ðåàëüíî îñóùåñòâëÿòü åãî ôóíêöèè. Íà ïîÿâëåíèå âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ñóùåñòâåííî âëèÿåò îòíîøåíèå áëèçêèõ âçðîñëûõ ê ó÷åíèþ, îòíîøåíèå äðóãèõ äåòåé, ñàìà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ íà íîâóþ âîçðàñòíóþ ñòóïåíü â ãëàçàõ ìëàäøèõ è ñðàâíÿòüñÿ â ïîëîæåíèè ñî ñòàðøèìè. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ îò äîøêîëüíî-èãðîâîãî, èíäèâèäóàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîãî ñïîñîáà ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê øêîëüíî-ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì, îñîáåííî ê åå ñòîðîíàì, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûì ñ ó÷åíèåì. Ñôîðìèðîâàííîñòü âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ïðåäïîñûëîê óñïåøíîãî âõîæäåíèÿ ðåáåíêà â øêîëüíî-ó÷åáíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ âûñòóïàåò öåíòðàëüíûì êîìïîíåíòîì ñòðóêòóðû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå, îïðåäåëÿÿ äèíàìèêó îñâîåíèÿ ðåáåíêîì ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è íîâîãî øêîëüíîãî îáðàçà æèçíè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê âûõîäèò çà ðàìêè ñåìüè, ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà çíà÷èìûõ äëÿ íåãî ëèö, âîçíèêàþò íîâûå àâòîðèòåòû, ôîðìèðóþòñÿ ñëîæíûå îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè â êëàññå, èçìåíÿåòñÿ õàðàêòåð åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ ðîäèòåëÿìè, âîçíèêàåò îñîáûé òèï îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ çàäà÷åé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè («ðåáåíîê – âçðîñëûé – çàäà÷à»). Ó äåòåé ñóùåñòâåííûì îáðàçîì èçìåíÿþòñÿ âåñü îáðàç æèçíè è äåÿòåëüíîñòè, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, ñîâîêóïíîñòü ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó. Åñëè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâîâàëè äâå ñôåðû âçàèìîîòíîøåíèé: «ðåáåíîê – âçðîñëûé» è «ðåáåíîê – äåòè», òî â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå â ñèñòåìå îòíîøåíèé «ðåáåíîê – âçðîñëûé» ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ, çàêëþ÷àþùèåñÿ â åå ðàçäåëåíèè íà äâà êîìïîíåíòà: «ðåáåíîê – ðîäèòåëü» è «ðåáåíîê – ó÷èòåëü». Ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîé ïåðåñòðîéêå â ñèñòåìå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîé ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùåé äëÿ âñåé æèçíè ðåáåíêà. Ýôôåêòèâíîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, à òàêæå è âñå åãî ïîâåäåíèå îöåíèâàåòñÿ øêîëüíûì ó÷èòåëåì, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâèòåëåì êóëüòóðû, íîñèòåëåì è òðàíñëÿòîðîì îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ è íîâûõ ôîðì çíàíèé. Îöåíêà ó÷èòåëÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà õàðàêòåð åãî îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè: ñ ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè è äðóçüÿìè. Îò òîãî, êàêèå îöåíêè ïîëó÷àåò ðåáåíîê â øêîëå, çàâèñÿò åãî îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è ðîäèòåëÿìè. Îòíîøåíèå îêðóæàþùèõ ê ðåáåíêó, êîòîðûé ïîëó÷àåò âûñîêèå îöåíêè è êîòîðîãî õâàëÿò çà ïðèëåæíîå ïîâåäåíèå â øêîëå, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò îòíîøåíèÿ ê äåòÿì, ïðåíåáðåãàþùèì ó÷åáíûìè îáÿçàííîñòÿìè è øêîëüíûìè ïðàâèëàìè.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðè ïîñòóïëåíèè â øêîëó ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííûì îòíîøåíèåì «ðåáåíîê – îáùåñòâî». Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî â øêîëå âîïëîùåíû òðåáîâàíèÿ îáùåñòâà, äîìèíèðóåò ïðèíöèï ðàâåíñòâà, îðèåíòàöèÿ íà ñèñòåìó îäèíàêîâûõ ýòàëîíîâ è êðèòåðèåâ îöåíêè.

Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà ñâÿçàíà ñî ñòðîãî íîðìèðîâàííûì ìèðîì îòíîøåíèé, êîòîðûé óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ðåáåíêà è òðåáóåò îò íåãî îðãàíèçîâàííîé ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è ïîâåäåíèå, ïîä÷èíåíèÿ ñèñòåìå ñòðîãèõ, îáÿçàòåëüíûõ øêîëüíûõ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè îáùèõ ñîöèàëüíûõ ïðàâèë. Ìëàäøåìó øêîëüíèêó íåîáõîäèìî îñâîèòü íîâîå øêîëüíîå ïðîñòðàíñòâî, âûðàáîòàòü íîâûé ðåæèì äíÿ, âîéòè â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ); ïðèíÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå; óñòàíîâèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, ïîñòðîèòü íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè. Îò ðåáåíêà òðåáóåòñÿ âîâðåìÿ ïðèõîäèòü â øêîëó, ñëåäîâàòü øêîëüíîìó ðåæèìó è ñîáëþäàòü øêîëüíûå ïðàâèëà, âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ íà óðîêå è äîìà, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ò. ä. Íå âñå äåòè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè è îáÿçàííîñòÿìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ìíîãî÷èñëåííûìè ñóáúåêòèâíûìè è îáúåêòèâíûìè ôàêòîðàìè.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Ëåíà Ã. 7 ëåò, ó÷èòñÿ â ïåðâîì êëàññå.  øêîëó õîäèò îõîòíî, íà óðîêàõ çàíèìàåòñÿ ñ óäîâîëüñòâèåì. Íî ñ ïðèãîòîâëåíèåì äîìàøíèõ çàäàíèé – ïðîáëåìà. Äîìà çàíèìàòüñÿ ñîâñåì íå õî÷åò. Óâèëèâàåò îò çàíÿòèé ïîä ëþáûì ïðåäëîãîì: õî÷ó ïèòü, õî÷ó åñòü, ñïàòü, çàáîëåë æèâîò, óñòàëà ðóêà, íîãà è ò. ä. Èíîãäà îáìàíûâàåò, ãîâîðÿ, ÷òî çàäàíèé íà äîì íå çàäàëè. Ñïîêîéíûå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû ðîäèòåëåé ñ íåé óñïåõîâ íå ïðèíîñÿò, íàêàçàíèÿ òàêæå. Ïðè ïðîÿâëåíèè ðîäèòåëÿìè òâåðäîñòè â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ íà÷èíàþòñÿ èñòåðèêè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê çàíèìàåò íîâîå ïî ñðàâíåíèþ ñ äîøêîëüíèêîì ïîëîæåíèå â îáùåñòâå: ïåðåõîäèò îò ñâîáîäíîãî îò ïîñòîÿííûõ îáÿçàííîñòåé ñóùåñòâîâàíèÿ ê îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, çà êîòîðóþ íåñåò ñåðüåçíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä øêîëîé è ðîäèòåëÿìè. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå, íîâàÿ ñèñòåìà îòíîøåíèé è íîâàÿ, îáùåñòâåííî çíà÷èìàÿ äåÿòåëüíîñòü – ó÷åáíàÿ, íàïîëíÿþò æèçíü ìëàäøåãî øêîëüíèêà ãëóáîêèì ñîäåðæàíèåì è îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî ëè÷íîñòè, ñïîñîáñòâóþò ñòàíîâëåíèþ ÷óâñòâà äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä îêðóæàþùèìè, ðàçâèâàþò óìåíèÿ ñîçíàòåëüíî è îðãàíèçîâàííî äåéñòâîâàòü, óìåíèÿ êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ñèòóàòèâíûå èìïóëüñû è æåëàíèÿ, ðàçâèâàþò âîëåâûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè.

Ïîñòóïëåíèå â øêîëó çíàìåíóåò ïðîõîæäåíèå ðåáåíêîì ýòàïà àäàïòàöèè. Îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîéäåò àäàïòàöèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå, çàâèñèò äàëüíåéøåå îáó÷åíèå ðåáåíêà. Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà è ìîæåò ÿâëÿòüñÿ äëÿ íåãî ñòðåññîãåííîé, ïðèâîäèòü ê èçìåíåíèÿì ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âîçðàñòàíèþ ïñèõè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòè, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå è ïîâåäåíèå. Íà÷àëüíûé ïåðèîä îáó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî òðóäåí äëÿ âñåõ äåòåé, ïîñòóïèâøèõ â øêîëó.  îòâåò íà íîâûå ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçìó ïåðâîêëàññíèêà â ïåðâûå íåäåëè è ìåñÿöû îáó÷åíèÿ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ æàëîáû äåòåé íà óñòàëîñòü, ãîëîâíûå áîëè, âîçíèêíóòü ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïëàêñèâîñòü, íàðóøåíèå ñíà. Ñíèæàþòñÿ àïïåòèò äåòåé è ìàññà òåëà. Îòìå÷àþòñÿ è òðóäíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà, òàêèå êàê, íàïðèìåð, òðåâîæíîñòü è ñòðàõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáå, ó÷èòåëþ, íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñâîèõ ñïîñîáíîñòÿõ è âîçìîæíîñòÿõ. Îïèñàííûå âûøå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ïåðâîêëàññíèêà, ñâÿçàííûå ñ íà÷àëîì îáó÷åíèÿ â øêîëå, íåêîòîðûå çàðóáåæíûå ó÷åíûå íàçûâàþò «àäàïòàöèîííîé áîëåçíüþ», «øêîëüíûì øîêîì», «øêîëüíûì ñòðåññîì». Àäàïòàöèÿ ê øêîëå – ýòî ïðîöåññ ïðèâûêàíèÿ ê íîâûì øêîëüíûì óñëîâèÿì, êîòîðûé êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ïåðåæèâàåò è îñîçíàåò ïî-ñâîåìó. Áîëüøèíñòâî ïåðâîêëàññíèêîâ ïðèõîäÿò â øêîëó èç äåòñêîãî ñàäà. Òàì áûëè èãðû, ïðîãóëêè, ñïîêîéíûé ðåæèì, äíåâíîé ñîí, âñåãäà ðÿäîì ïåäàãîã.  øêîëå óñëîâèÿ èçìåíÿþòñÿ: çäåñü – äåÿòåëüíîñòü â äîñòàòî÷íî íàïðÿæåííîì ðåæèìå è íîâàÿ æåñòêàÿ ñèñòåìà òðåáîâàíèé. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íèì, íóæíû ñèëû è âðåìÿ.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî îò 45 % äî 52 % ïåðâîêëàññíèêîâ àäàïòèðóþòñÿ ê øêîëå çà 3 ìåñÿöà îáó÷åíèÿ. Íåóñòîé÷èâàÿ àäàïòàöèÿ çà 3–4 ìåñÿöà õàðàêòåðíà äëÿ 25–30 % ó÷àùèõñÿ. Îò 18 % äî 30 % ó÷åíèêîâ äåçàäàïòèðóþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, ñðûâ íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, óâåëè÷èâàåòñÿ çàáîëåâàåìîñòü îò íà÷àëà ê êîíöó ó÷åáíîãî ãîäà.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå äëèòñÿ â ñðåäíåì îò 2–3 íåäåëü äî ïîëóãîäà. Ýòî çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà, òèïà ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, óðîâíÿ ñëîæíîñòè îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, óðîâíÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è ò. ä. Ðåáåíîê, ïðèøåäøèé âïåðâûå â øêîëó, âñòðå÷àåòñÿ ñ íîâûì êîëëåêòèâîì äåòåé è âçðîñëûõ. Åìó íóæíî óñòàíîâèòü êîíòàêòû ñî ñâåðñòíèêàìè è ïåäàãîãàìè, íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ è ïðàâèëà øêîëüíîé äèñöèïëèíû, íîâûå îáÿçàííîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé ðàáîòîé. Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íå âñå äåòè ãîòîâû ê ýòîìó. Íåêîòîðûå ïåðâîêëàññíèêè, äàæå ñ âûñîêèì óðîâíåì èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñ òðóäîì ïåðåíîñÿò íàãðóçêó, ê êîòîðîé îáÿçûâàåò øêîëüíîå îáó÷åíèå. Äëÿ ìíîãèõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, è îñîáåííî øåñòèëåòîê, ïåðèîä ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ê øêîëå ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì, ÷òî îáóñëîâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü îñîáîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ïåðâîêëàññíèêîâ.

Источник