Социальная ситуация развития ребенка до года

Социальная ситуация развития ребенка до года thumbnail

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром[1].

Общие сведения[править | править код]

Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка[1]. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития[2].

Социальная ситуация развития на разных возрастных периодах[править | править код]

Младенческий возраст[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, младенец на первый взгляд представляется совершенно или почти асоциальным биологическим существом, лишённых характерных личностных свойств, поскольку он не владеет основным средством человеческого общения — речью, а его жизнедеятельность направлена на удовлетворение простейших жизненных потребностей[1]. Однако при внимательном исследовании младенческого возраста оказывается, что жизнь ребёнка обусловлена совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуацией развития.
Социальная ситуация развития младенца определяется с одной стороны полной биологической беспомощностью младенца, тем фактом, что младенец не способен самостоятельно удовлетворить ни одну из жизненных потребностей, и его существование полностью зависимо от взрослых[1]. Другая характерная особенность социальной ситуации развития младенца состоит в том, что у него ещё отсутствуют основные средства социального общения (речь), возможности социального взаимодействия минимальны, несмотря на максимальные потребности в общении. Социальная ситуация развития младенца — социальная ситуация комфорта, неразрывного единства ребёнка и взрослого, определяется взаимодействием «ребенок-взрослый»[1][2]. Первые месяцы жизни младенец проводит в непосредственной биологической и психологической слитности со значимым взрослым, что обусловливает его переживания и восприятие себя и окружающего мира[2]. Частичный или полный дефицит общения в этом возрасте оказывает негативное воздействие на последующее психическое развитие. Биологическая и психологическая слитость с матерью является характерной особенностью социальной ситуации развития младенца и продолжается до окончания младенческого возраста, когда ребёнок не приобретает элементарную автономность, независимость и самостоятельность в осуществлении элементарных действий, в том числе, он научается ходить[1]

Ранний возраст[править | править код]

В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса — ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такого существования[2]. В раннем возрасте общение со взрослым перестаёт быть ведущей деятельностью, оно становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»[1][2].

Дошкольный возраст[править | править код]

К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых[2]. Общение приобретает внеситуативный характер. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте заключается в несоответствии реальных возможностей ребёнка и его стремлений быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для дошкольного возраста деятельность создаёт условия для разрешения этого противоречия[2]. Взрослый присутствует в сюжетно-ролевой игре в идеальной форме, опосредованно. В сюжетно-ролевой игре ребёнок усваивает общественные нормы и формирует механизм поведения[2]. Большую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками[2].

Младший школьный возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками[3]. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью для младшего школьника[2]. Официальный стиль отношений в школе, система оценок и распорядок дня оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, развитие его самооценки, самодисциплины и самоконтроля[3]. Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия[2][3].

Учебное сотрудничество можно понимать как совместную учебную деятельность учащихся. Главным двигателем развития учащегося является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими учениками и взрослыми, следовательно сам процесс воспитания и обучения следует превратить в коллективную деятельность.

Современная педагогика стоит перед проблемой гуманизации обучения в начальных классах, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учеников в учебно–воспитательном процессе. Истинная гуманизация учебно–воспитательного процесса в школе означает углублённое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и ровесниками.

С первых дней пребывания в школе учащиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия с учителем и сверстниками. На протяжении всего младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний, умений и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Для формирования у школьников умения учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка — организовать учебное сотрудничество.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

Подростковый возраст[править | править код]

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам[3]. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты[3]. Общение со сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни, приобретает большую значимость, чем общение со взрослыми — учителями и родителями[2][3]. Отношения со взрослыми носят двойственный характер. Подросток стремится к независимости и самостоятельности, настаивает на равенстве прав со взрослыми, и одновременно не может самостоятельно обеспечить своё существование, нуждается в материальной и личностной поддержке со стороны родителей[3].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций — М.: Изд-во Айрис-Пресc, ISBN 5-8112-1353-0, 2005
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология — М.: Московский психолого-социальный институт; ISBN 5-89502-651-6, 2005

Источник

По мнению Л.С.
Выготского, легко может показаться, что
младенец совершенно или почти асоциальное
существо. Он лишен основного
средства социального общения – речи.

Его жизнедеятельность исчерпывается
в значительной степени удовлетворением
простейших жизненных потребностей.
Он в гораздо большей степени является
объектом, чем субъектом, т.е. активным
участником социального взаимодействия.

На самом деле
внимательное исследование показывает,
что в младенческом возрасте мы имеем
дело в совершенно специфической, глубоко
своеобразной социальностью ребенка,
которая вытекает из единственной и
неповторимой социальной ситуации
развития, своеобразие которой определяется
двумя моментами.

Первый из них
заключается в том, что младенца
отличает полная биологическая
беспомощность.
Младенец не в состоянии удовлетворить
ни одной своей жизненной потребности.
Самые элементарные и основные жизненные
потребности младенца могут быть
удовлетворены не иначе как с помощью
взрослых, ухаживающих за ним. Предметы
возникают и исчезают из поля зрения
ребенка благодаря взрослому. Ребенок
передвигается в пространстве на чужих
руках
.
Изменение его положения, даже простое
переворачивание, снова оказывается
вплетенным в социальную ситуацию.
Устранение мешающих ребенку раздражений
снова определяется тем же путем.

Таким образом,
пути через
других, через взрослых

– основной
путь деятельности ребенка в этом
возрасте.
Решительно все в поведении младенца
вплетено и воткано в социальное. Все
контакты ребенка с социальной
действительностью являются целиком и
полностью социально опосредованными.
Благодаря всему этому и возникает
такая единственная и неповторимая
зависимость ребенка от взрослых,
слитность ребенка и взрослого.

Вторая особенность,
характеризующая социальную ситуацию
развития в младенчестве, заключается
в том, что при максимальной зависимости
от взрослых, при полной вплетенности и
вотканности всего поведения младенца
в социальное, ребенок
лишен еще основных средств социального
общения в виде человеческой речи.

Именно эта вторая черта в соединении с
первой и придает своеобразие социальной
ситуации, в которой находится младенец.
Всей организацией жизни он принужден
к максимальному общению со взрослыми.
Но это общение есть общение бессловесное,
часто безмолвное, общение совершенно
своеобразного рода.

В противоречии
между максимальной социальностью
младенца и минимальными возможностями
общения и заложена основа всего развития
ребенка в младенческом возрасте.

Социальная
ситуация развития в младеньческом
возрасте такова: «ребенок—взрослый».
Социальная
ситуация психического развития ребенка
младенческого возраста -ситуация
неразрывного единства ребенка и
взрослого, социальная ситуация «МЫ»,
социальная ситуация комфорта. Дефицит
общения в младенческом возрасте оказывает
отрицательное влияние на все последующее
психическое развитие-ребенка.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

К концу первого
года жизни социальная ситуация полной
слитности ребенка со взрослым буквально
взрывается изнутри: в ней появляются
двое — ребенок и взрослый. В это время
ребенок
приобретает некоторую степень автономии
и самостоятельности,
но, конечно, в очень ограниченных
пределах. На грани между возрастами в
кризисе первого года жизни фиксируется
ряд противоречий
— как предпосылки перехода на качественно
новую ступень развития.

Во-первых,
как разрешение противоречия важнейшим
приобретением (новообразованием)
возраста становится развитие
речи
,
которая понятна другим и используется
как средство общения с другими и
управления собой.

Во-вторых,
до сих пор почти в каждом действии,
которое ребенок осуществляет с тем или
иным предметом, как бы присутствует
взрослый человек. Как указывал Д. Б.
Эльконин,
ни на одном человеческом предмете не
написан общественный способ его
употребления, поэтому он должен быть
раскрыт ребенку специально.

Это
противоречие разрешается при построении
новой социальной ситуации развития, а
именно — ситуации
совместной деятельности со взрослым
человеком.
Ребенок
стремится к тому, чтобы взрослый
действовал не вместо него, а вместе с
ним. Социальная
ситуация развития в раннем возрасте
такова: «ребенок—предмет—взрослый».

Это противоречие
должно разрешиться в новом типе
деятельности — предметной деятельности,
направленной на активное усвоение
общественно выработанных способов
действия с предметами (второе основное
новообразование раннего детства). В
этой деятельности возникают и речь,
смысловое обозначение вещей,
обобщенно-категориальное восприятие
предметного мира, наглядно-действенное
мышление.

Характеристики
полноценного общения ребенка раннего
возраста со взрослыми: — инициативность
по отношению к старшему, стремление
привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества
со взрослым, настойчивое требование от
взрослого соучастия в своих делах; —
доверчивость, открытость и эмоциональность
отношения к взрослому, проявление к
нему своей любви и охотный отклик на
ласку; -чувствительность к отношению
взрослого, к его оценке и перестраивание
своего поведения в зависимости от
поведения взрослого, тонкое различение
похвалы и порицания; — активное
использование речи во взаимодействии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В период раннего детства от 1 года до 3 лет (детей данного возраста все чаще называют — тоддлер), ходьба становится все более уверенной и увеличивается автономность ребенка от взрослых. Складывается все более свободное, самостоятельное общение с окружающим миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.

Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то ближе к году и после, ребенок акцентирует свое внимание на предметах, из которых состоит окружающий мир и на явлениях, которые в нем происходят. Так общение между ребенком и взрослым все больше завязывается на предметы и события (явления).

Так как ребенок не всегда может самостоятельно найти способ использования предмета или понять суть происходящих явлений, он вынужден обращаться к взрослому, как к носителю знаний, чтобы понять и/или научиться.

Таким образом, социальная ситуация развития в раннем детстве представляется в виде следующей схемы:

Ребенок — Предмет/Явление — Взрослый

Из этого складывается ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. К ней можно отнести несколько основных ситуаций:

  • Научение взрослым ребенка как пользоваться предметами;
  • Объяснение взрослым ребенку происходящих явлений;
  • Совместная игра ребенка и взрослого.

Существуют и другие ситуации совместного взаимодействия ребенка и взрослого, но именно три этих ситуации, составляют основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до 3 лет. Поэтому в этот период детям все также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, чтобы взрослый участвовал в открытиях ребенка.

Взрослый выступает как образец для подражания. Как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий его успехи и достижения. Похвалы и порицания приобретают для ребенка огромное значение, как для усвоения правильных действий с предметами, так и для развития его личности. Благодаря такому общению, дети начинают использовать предметы по тому назначению, с которыми они были созданы (ложкой – есть, расческой – причесываться). В предметной деятельности ребенок развивается со всех сторон: познавательная активность, мышление, моторика, речь и т.д. Особенно, если в этой деятельности принимает участие другой человек — взрослый или ребенок постарше. Тогда ребенок принимает участие и в общение, которое в этот период характеризуется рядом особенностей:

  • Ребенок начинает активно использовать речь;
  • Проявляет инициативу по отношению к взрослому, стремится привлечь его внимание к своим действиям;
  • Требует от взрослого участия в своей игре с предметами;
  • Испытывает доверие и открытость по отношению к взрослому, проявляет к нему свою любовь и охотно откликается на ласку;
  • Так как ребенок очень чувствителен к оценке от взрослого, то он перестраивает свое поведение в зависимости от оценки взрослого — похвалы или порицания.

Потребность в общении со сверстниками, появляется лишь на третьем году жизни, до этого момента, ребенок к сверстнику относится больше как к неживому объекту, как к кукле. Он может ударить его, тыкнуть в глаз, при этом, никак не реагируя на его боль. Ребенок из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему. Он не понимает, зачем делиться с другими детьми, и не нужно сейчас требовать от него этого.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не является еще полноценным, в этот период ребенку больше интересен взрослый и его оценочная реакция. Настоящая игра между детьми не складывается, они обычно играют «рядом», а не вместе. Это так называемая параллельная игра, когда ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей. Решающая роль в общение ребенка со сверстниками принадлежит взрослым.

Но уже между вторым и третьим годом жизни у ребенка наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстников и продемонстрировать им свои успехи. Появляется интерес к сверстникам и происходит некое подобие общения. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально окрашенные игровые действия. Совместные действия и эмоциональные переживания дают им уверенность в себе. Через сверстника ребенок начинает выделять себя, и постепенно осознавать свои индивидуальные особенности.

Социальная ситуация развития меняется на третьем году жизни, знаменуя наступление кризиса трех лет.

Источник