Социальная ситуация развития и новообразования ребенка в раннем детстве

Социальная
ситуация

развития в раннем детстве представляет
собой ситуацию
совместной деятельности ребенка
со взрослым на правах
сотрудничества

и раскрывается в отношениях:
ребенок-предмет-взрослый
(Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Содержание
совместной деятельности — освоение
малышом социально выработанных способов
употребления предметов.

Ведущие
достижения в раннем детстве в сферах
деятельности, познания и личности:


складывается предметная деятельность,
развивается общение со взрослыми,
зарождается общение со сверстниками,
возникают предпосылки игровой и
продуктивной деятельности;
— формируется
предметное восприятие как центральная
познавательная функция, осваиваются
наглядные формы мышления (наглядно-действенное
я наглядно-образное), возникает
воображение и знаково-символическая
функция сознания, ребенок переходит к
активной речи;
— возникает личное
действие и личное желание» складывается
предметное отношение к действительности,
главным новообразованием выступает
гордость за собственные достижения,
сознание «Я сам».

социальная
ситуация развития содержит в себе
противоречие
.
Способы употребления предметов
принадлежат взрослому, который может
показать их малышу. Ребенок же выполняет
индивидуальное действие. Но выполняться
оно должно в соответствии с образцом,
который дает взрослый. Поэтому ведущей
деятельностью
становится предметная,
а
ситуативно-деловое общение
выступает средством
ее осуществления.

По
мнению Д.Б. Эльконина, предметное
действие

ребенка развивается в
двух направлениях.

Во-первых,
это переход
от совместного со взрослым исполнения
к
самостоятельному
,
что приводит к выделению
взрослого как образца

действия, с которым малыш начинает себя
сравнивать. Во-вторых,
развитие
средств и способов

ориентации самого ребенка в условиях
осуществления предметного действия.

Вторая
линия приводит к овладению специфическим
способом употребления предмета, а затем
к переносу действия с одного предмета
на другой и из одной ситуации в другую»
а в итоге к обобщению действия и
возникновению игрового действия.

В
результате распадается
социальная ситуация развития
,
возникает предметное
отношение к действительности,
когда ребенок не только освоил назначение
предметов, но и знает их функцию, а также
к возникновению личного действия,
осознанию «Я сам».

На
третьем году жизни наблюдаются первые
признаки формирования у детей полоролевого
поведения

через подражание. Ребенок способен уже
к вычленению
собственных действий

из совместной деятельности со взрослым,
что отражается в речи Осознание личных
действий становится предпосы­лкой
нового всплеска самостоятельности и
подго­тавливают следующий переходный
период — кризис 3 лет. В
раннем детстве проявляется стремление
ребенка жить
общей жизнью со взрослым,

действовать, как большой.смысл
трудовых действий, их назначение еще
не
всегда понятны ребенку.

А эмоциональное
желание

действовать вместе со взрослым выражено
гораздо
сильнее, чем объективная полезность
результата
.
Малыш
выделяет
результат

своих действий и стремится получить
положительную оценку

от взрослого.В
сюжетно-отобразительной игре

дети передают не только отдельные
действия, но и элементы
поведения взрослых

в реальной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Социальная
ситуация неразрывного единства ребенка
и взрослого содержит в себе противоречие:
ребенок максимально нуждается во
взрослом и в то же время не имеет
специфических средств воздействия на
него. Это противоречие решается на
протяжении всего периода младенчества.

Социальная
ситуация общей жизни ребенка с матерью
приводит к возникновению нового типа
деятельности – непосредственного
эмоционального общения ребенка и
матери. Специфическая
особенность этого
типа деятельности состоит в том,
что предмет
этой деятельности – другой человек.
Но если предмет деятельности – другой
человек, то эта деятельность суть
общение. Со стороны взрослого ребенок
становится предметом деятельности. Со
стороны ребенка можно наблюдать
возникновение первых форм воздействия
на взрослого. Так, очень скоро голосовые
реакции ребенка приобретают характер
эмоционально активного призыва, хныканье
превращается в поведенческий акт,
направленный на взрослого человека.

Общение
в этот период должно
носить эмоционально-положительный
характер.
Тем самым у ребенка создается
эмоционально-положительный характер,
эмоционально-положительный тонус, что
служит признаком физического и
психического здоровья.

Социальная
ситуация психического развития ребенка
младенческого возраста – ситуация
неразрывного единства ребенка и
взрослого,
социальная ситуация комфорта.

К
девяти месяцам ребенок становится на
ножки, начинает ходить. Главное в акте
ходьбы не только то, что расширяется
пространство ребенка, но и то, что ребенок
отделяет себя от взрослого. Впервые
происходит раздробление единой социальной
ситуации «мы», теперь не мама ведет
ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба
– первое основное новообразование младенческого
возраста, знаменующее собой разрыв
старой ситуации развития.

Второе
основное новообразование этого
возраста – появление
первого слова.
Особенность первых слов в том, что они
носят характер указательных жестов.
Ходьба и обогащение предметных действий
требуют речи, которая бы удовлетворяла
общение по поводу предметов. Речь, как
и все новообразования возраста, носит
переходный характер. Это автономная,
ситуативная, эмоционально окрашенная
речь, понятная только близким. Это речь
специфическая по своей структуре,
состоящая из обрывков слов. Но какой бы
ни была эта речь, она представляет собой
новое качество, которое может служить
критерием того, что старая социальная
ситуация развития ребенка распалась.
Там, где было единство, стало двое:
взрослый и ребенок. Между ними выросло
новое содержание – предметная
деятельность.

10.характеристика
кризиса 1 года

Этот
кризис является переходным периодом
между младенчеством и ранним
детством.
Ребенок
начинает активно ходить, ползать,
происходит освоение окружающего
пространства. Поскольку не все желания
ребенка выполнимы, ему часто приходится
слышать слово «нельзя», которое может
вызывать сильную эмоциональную реакцию,
протест. В этом заключаются негативные
проявления кризиса. Задача родителей
в этот период – дать ребенку некоторую
долю самостоятельности, быть более
терпеливыми и выдержанными, а самое
главное последовательными – постараться
исключить ситуации, когда сегодня что-то
нельзя, а завтра можно и т.д.
Основным
новообразованием является детская или
автономная речь. Эта речь отличается
от взрослой по звучанию и по смыслу и
часто бывает понятна только самым
близким людям, находящимися с ребенком
постоянно.

11.
психическое развитие ребенка в раннем
детстве

В
раннем детстве развитие идет максимально
быстрыми темпами, как ни в каком другом
возрасте. Происходит наиболее интенсивное
становление и развитие всех особенностей,
свойственных человеку: осваиваются
основные движения и действия с предметами,
закладываются основы для психических
процессов и личности;
Скачкообразность
и неравномерность психического развития
в этом периоде выражена ярче, чем в
другом возрасте. Медленное накопление
тех или иных особенностей стремительно
сменяется наиболее быстрыми преобразованиями
в психике. Причем темп и значение разных
линий психического развития на разных
возрастных этапах жизни ребенка
неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3
мес. ведущей линией развития психики
является формирование зрительных и
слуховых ориентировочных реакций. С 3
до 5-6 мес. на основе развития зрительного
сосредоточения совершенствуются
движения руки, формируется хватание,
ребенок начинает манипулировать с
предметами: Устанавливаются зрительные,
слуховые, тактильные и двигательные
взаимосвязи.
Ребенок,
в отличие от детенышей животного,
рождается с минимальным количеством
врожденных рефлексов, но с богатым
потенциалом жизненного развития.
Практически все многообразие форм
поведения, как положительных, так и
отрицательных, складывается в процессе
взаимодействия с социальной средой. И
даже само время возникновения определенных
психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого.
Например, если он проявляет к ребенку
добро желательное внимание и заботу,
ласково разговаривает, то улыбка у
малыша появляется раньше.
Существенной
особенностью раннего детства является
взаимосвязь физического и нервно-психического
развития. Психическое развитие во многом
определяется состоянием здоровья
малыша. Незначительное ухудшение
здоровья влияет на эмоциональное
самочувствие ребенка, болезнь может
разрушить сформированные формы поведения.
И наоборот, положительные эмоции ускоряют
выздоровление.
Психическое
и физическое состояние ребенка в этом
возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая
ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто
меняется.
Для
детей раннего возраста характерна
высокая пластичность всего организма,
и в первую очередь психической и высшей
нервной деятельности. Данная особенность
создает, с одной стороны, огромные
возможности для воспитания и обучения,
а с другой — дает возможность компенсировать
нарушенную функцию с помощью других
функций и систем организма. Несмотря
на богатые возможности развития,
формирующиеся умения и навыки малыша
неустойчивы, незавершены и при
неблагоприятных условиях легко
разубираются. Так, у детей, посещающих
ясли, после нескольких дней отдыха;
проведенных дома, приходится снова
закреплять навык мытья рук. То есть в
раннем возрасте складываются не столько
семи умения и навыки, сколько предпосылки
для их дальнейшего усовершенствования.
У
нормального здорового ребенка в первые
три года жизни ярко выражены ориентировочные
реакции. Они стимулируют развитие
сенсомоторных потребностей в движениях
и впечатления. Сенсорные потребности
побуждают ребенка к двигательной
активности. И в свою очередь движения
способствуют интеллектуальному развитию
малыша. Если же дети ограничены в
получении информации, то их психическое
развитие значительно задерживается.
Особое
значение в психическом развитии имеет
эмоциональное состояние ребенка и его
отношение к окружающему. Положительные
эмоции создают благоприятные условия
не только для режимных процессов, но и
для формирования поведения. Они влияют
на установление социальных связей
сначала со взрослыми, а затем со
сверстниками, формирование предпосылок
личности, поддержание и развитие интереса
к окружающему. К тому же маленький
ребенок легко заражается эмоциональным
состоянием, настроением воспитывающего
его взрослого.
Ведущая
роль в психическом развитии ребенка
раннего возраста принадлежит взрослому.
Он обеспечивает малышу оптимальные
условия не только для выживания, хорошего
состояния здоровья и физического
развития, но заботится и о психическом
развитии. Он не только ухаживает за
малышом, но и знакомит его с окружающим,
направляет и формирует его активность.
А в ответ на заинтересованное,
доброжелательное отношение взрослого
у ребенка очень рано формируется
потребность в о6щение с ним.

12.сущность
и поведенческие реакции кризиса 3 лет

Кризис
3 лет — граница между ранним и дошкольным
детством — один из наиболее трудных
моментов в жизни ребенка.

Л.С.
Выготский, описывает характеристики
кризиса 3 лет.

1)
Первая из них — негативизм. Ребенок дает
негативную реакцию не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу взрослого.
Он не делает что-то только потому, что
это предложил ему определенный взрослый
человек (ребенок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы,
а с другими достаточно послушен. Главный
мотив действия — сделать наоборот, т.е.
прямо противоположное тому, что ему
сказано). Но это не непослушание.

2)
Вторая характеристика кризиса 3 лет —
упрямство. Это реакция ребенка,
который настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому,
что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство — не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. Упрямый
ребенок продолжает настаивать на том,
чего ему не так уж сильно хочется, или
совсем не хочется, или давно расхотелось.

3)
Третья характеристика кризиса 3 лет,
которая будет присуща всем последующим
переходным периодам — обесценивание.
Обесценивается то, что было привычно,
интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются
старые правила поведения), отбросить
или даже сломать любимую игрушку,
предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и т.п.

13Социальная
ситуация развития.

Ведущий вид деятельности и
новообразованиям
дошкольного возраста

.
Социальная
ситуация развития –
познание
мира человеческих отношений и их
имитация. Впервые
ребенок выходит за пределы своего
семейного мира и устанавливает отношения
с миром взрослых людей, а также пытается
эти отношения воспроизвести в игре.

Ведущий
вид деятельности

игра – это особая форма освоения
действительности путем её моделирования. Игра
возникает тогда, когда появляются
нереализуемые непосредственно тенденции
ребенка действовать как взрослый и
вместе с тем сохраняется характерная
для раннего детства тенденция к
немедленной реализации желаний. Сущность
игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том,
что она есть исполнение обобщенных
желаний ребенка, основным содержанием
которых является система отношений со
взрослыми.

Характерная
черта игры
 состоит
в том, что она
позволяет ребенку выполнять действие
при отсутствии условий реального
достижения его результатов
,
поскольку мотив его заключен не в
получении, результата, а в самом процессе
выполнения действия
.
«Лошадка», заменяется палочкой, и ребенок
«едет» на ней потому, что ему важно
ехать, а не доехать.

К
новообразованиям дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение
первого схематичного абриса цельного
детского мировоззрения.
 Ребенок
не может жить в беспорядке, ему надо все
привести в порядок, увидеть закономерности
отношений. Для того чтобы объяснить
явления природы, дети используют
моральные, анимистические и артификалистские
причины. Это подтверждают высказывания
детей, например: «Солнце движется, чтобы
всем было тепло и светло». Это происходит
потому, что ребенок считает, будто в
центре всего (начиная с того, что окружает
человека и до явлений природы) находится
человек, что было доказано Ж. Пиаже,
который показал, что у ребенка в дошкольном
возрасте отмечается артификалистическое
мировоззрение.

В
возрасте пяти лет ребенок превращается
в «маленького философа». Он рассуждает
по поводу происхождения луны, солнца,
звезд, основываясь на просмотренных
телепередачах о космонавтах, луноходах,
ракетах, спутниках и т. д.

В
определенный момент дошкольного возраста
у ребенка появляется повышенный
познавательный интерес, он начинает
всех мучить вопросами. Такова особенность
его развития, поэтому взрослым следует
понимать это и не раздражаться, не
отмахиваться от ребенка, а по возможности
отвечать на все вопросы. Наступление
«возраста почемучек» свидетельствует
о том, что ребенок готов к обучению в
школе.

2. Возникновение
первичных этических инстанций.
 Ребенок
пытается понять, что хорошо, а что плохо.
Одновременно с усвоением этических
норм идет эстетическое развитие
(«Красивое не может быть плохим»).

3. Появление
соподчинения мотивов.
 В
этом возрасте обдуманные действия
превалируют над импульсивными. Формируются
настойчивость, умение преодолевать
трудности, возникает чувство долга
перед товарищами.

4. Поведение
становится произвольным.
 Произвольным
называют поведение, опосредованное
определенным представлением. Д.Б.
Эльконин говорил, что в дошкольном
возрасте ориентирующий поведение образ
сначала существует в конкретной наглядной
форме, но затем становится все более
обобщенным, выступающим в форме правил
или норм. У ребенка появляется стремление
управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение
личного сознания.
 Ребенок
стремится занять определенное место в
системе межличностных отношений, в
общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности.

6. Появление
внутренней позиции школьника.
 У
ребенка формируется сильная познавательная
потребность, кроме того, он стремится
попасть в мир взрослых, начав заниматься
другой деятельностью. Эти две потребности
ведут к тому, что у ребенка возникает
внутренняя позиция школьника. Л.И.
Божович считала, что данная позиция
может свидетельствовать о готовности
ребенка учиться в школе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.
Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.
Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.
Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.
Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Центральные новообразования — развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Прямохождение
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
Речь
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.
Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Восприятие
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.
По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [5. С. 367]. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Мышление
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).
Память
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
Доминирует непроизвольная память.
Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
Воображение
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.
Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание.
Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.
Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
Внимание
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.
Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Самосознание
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.
Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.
Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.
В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.
В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых.
Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.
Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
Кризис трех лет
Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).
Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.
Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.
Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протестебунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л. И. Божович).
Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.
Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрослого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать Друг Другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому…
Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра…
Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их события. В этой форме ребенок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентирована — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевал физическими действиями). Здесь же впервые зарождается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения.

Дата добавления: 2015-02-14; просмотров: 4341; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8627 — | 8187 — или читать все…

Читайте также:

Источник